Неведрянка-2015

Начало путешествия:
Конец путешествия:
Участники путешествия: andy t, Заяц Юра, Сушкевич Сергей, Ганич Виталь, Романовский Сергей, Саврицкая Карина, Крошинский Влад, Воробина Катя, Пянтковский Коля, Виленчиц Люда

Неведрянка – 2015

ЗАТЕРЯННАЯ В НЕИЗВЕСТНОСТИ

Некоторые места остаются слабо исследованными удивительным образом. Начиная со слабой геологической изученности, заканчивая сельскохозяйственной освоенностью земель. Больше всего достаётся, как правило, исторически приграничным областям, участкам на окраине. Их существование оказывается всегда на периферии жизни. О них трудно подобрать больше нескольких слов, что бы их описать. И такие места не обязательно должны быть где-то за Уралом или за полярным кругом.
Юг Псковской области (которая сама по себе уже периферия) – как раз такое место. Край бессчётного числа озер и редких маленьких деревушек на их берегах. Меня интересовала несколько вольная рисовка геологических карт в этом регионе, особенно после того, как удалось решить кое-какие задачи по вопросам геологии Городокской возвышенности. А в самом центре этой территории, собирая воду из большого числа озер, протекает речка Неведрянка. Приток популярной у туристов Великой, близкая соседка такой же популярной Ущи. Но… Магия региона – ни единого упоминания о её прохождении найти мне не удалось.

СМЕЛЫЕ ПЛАНЫ ДЕСЯТИ

Поскольку длинна Неведрянки всего 55 км, было понятно, что с поправкой на неизвестность 3 дня будут для этого маршрута оптимальными. Главный вопрос – откуда начать. Из озера Неведро или выше, из озера Орлея? Я склонялся ко второму варианту, но логично предполагая, что протока между озерами может быть очень труднопроходимой. Тут я допустил, может быть единственную, но очень серьезную ошибку в планировании, упустив из вида каналы Орлея – Волошно и Волошно – Неведро, смотря только на прямую протоку Орлея – Неведро, маршрут по которой был короче. Косвенная причина этого – использовал при планировании атлас Псковской области масштаба 1:120 000, заглянув в генштаб лишь мельком, а зря.
Группу хотелось максимально сильную, компактную и что бы в микроавтобус из Витебска уместились. Планировалось участие друзей из Пскова. К моменту старта остался, правда, один только Коля с «Тайменем-2». Остальная часть группы была белорусской и состояла как из опытных ребят, так и из относительных и полных новичков: со мной на «Касатке» шел Юра (дебют), на моем Т2 студенты Влад и Катя, Сергей Сушкевич и Виталь Ганич образовали самый сильный экипаж группы на «Свири», еще на одном Т2 в путь выдвигались закаленные уральскими водами Сергей Романовский и Карина. Ну а постоянный участник водных походов этой весны – Люда, образовывала экипаж с оставшимся единственным из псковской диаспоры Колей. За три экипажа сомнений у меня не было, а вот Таймени под управлением Коли и Влада вызывали некоторую опаску: малоопытные капитаны, смешанные экипажи с не самыми опытными матросами.
Дорога: поездом до и из Витебска, а далее машиной, водитель Сергей (+375 29 518 11 75) – что было максимально быстрым и бюджетным вариантом.

 

ПУТЬ НА СЕВЕР

Команда в 9 человек оказалась разбросана по трем вагонам поезда Гродно - Витебск, причем Виталь неожиданно для себя оказался в общем вагоне, чем был неприятно озадачен. Начальник поезда прицепился к Сергею С и заставил его платить оплату багажа – целых 11 тыс, у остальных проблем не было. Раннее прибытие, 4-50, машина уже ждет. Загружаемся без проблем, остаётся еще место для Коли, его будем забирать на трассе М20, куда он прибыл автобусом из Пскова. Утренний Витебск праздничного дня 1 мая пуст, машин практически нет. Катим через Городокскую возвышенность, переезжаем уже пройденные речки. Выясняется, что Юра забыл паспорт. Но на границе дежурный пограничник лишь спросил, все ли у нас белорусы. Трасса М20 до Пустошки – вполне приличная дорога, скорость не падает, в итоге ровно по графику подбираем Колю в 7 утра в д. Рудо. Здесь же поворачиваем на Гультяи, в которых с трудом находим дорогу на Шалахово. Водитель начинает прозрачные намеки, что по гравийке ему ехать совсем не охота. В итоге решаю отказаться от идеи ехать бусом к Шамолово смотреть протоку и выбирать точку старта, а начать, как изначально планировали, от урочища Малинники на озере Орлея. Дорога от гравийки к озеру нашлась.

РАДОСТИ И ТРУДНОСТИ

Солнечное утро, кругом луга с одинокими дубами, березовые рощицы, свежая трава, ровная полянка у озера. Лучшего места для сбора лодок и начала маршрута не придумать. Настроение непередаваемой радости. Собираем корабли и готовим завтрак.

  

К 10-45 выходим на воды озера. Орлея вытянута с северо-востока на юго-запад на 5 км, нам предстоит пройти около 3,5 км до крайней западной точки озера. Ветерок успел разогнать небольшую волну, которая максимальна в западной части озера. Юра осторожно осваивался с веслом, Таймень Влада и Кати обозначил самую низкую скорость по гладкой воде, Свирь тренировала разные варианты поворотов. А желтая «Касатка» бросилась в какие то дебри, которые должны были быть протокой в Неведро (на часах – 11:30).

Протока действительно была… метров 20. Дальше она рассыпалась на мелкие прожилки открытой воды шириной по 20 см, а вскоре исчезла вовсе. Но надежда еще была. Ведь в 250 метрах от озера идет дорога, которую протока пересекает в трубе – были шансы, что после трубы двигаться сможем не так, как до неё. Как же? Очень просто – в основном по колено в воде, волоча байдарку на пузе. Куда идти по болоту было не очень понятно, потому отправил Юру на дорогу по сухому берегу, быть маяком для волокущих людей. Я включил полный газ и попер лодку на максимальных оборотах, оря на всю округу призывы группе двигаться дальше. Темп выдержала, однако, только «Свирь», остальные быстро отстали (на своё же счастье). 30 минут «рубилова» привели меня, наконец, на пеленг Юры, скоро подоспели и Сергей с Виталем. То, что мы увидели, нас совсем не обрадовало. Труба под гравийкой (дорога Шалахово – Тимоново) действительно была, и течение в ней тоже было. Но вот дальше – сплошные кусты и такое же счастье, что и до этого. А до Неведро еще 2,5 км. А наша скорость по такому делу – 0,5 км/ч у лидеров. И это на максимальных трудозатратах. Дела. Нашли дорожку на деревушку Заречье: наиболее оптимальный путь волока к Неведро. Я уже настроился на это дело, но тут Виталь достал свой генштабовкую карту.


   

Нда, там картинка то иная, чем у меня в атласе. Каналы между озерами прорисованы широкими линиями – более 10 м шириной, значит. Тут же созрел менее жестокий план действий, чем волок: вернуться назад в Орлею и пытать счастья в поисках канала в Волошно. Из леса стали выходить какие-то люди с веслами, некоторые с гермами. О, так это же наши. Водитель проезжающего мимо КамАЗа рассматривал байдарки на обочине так, что не оставляло сомнений – мы здесь первые водники. Решено (12:15). Назад в Орлею, да по сухому берегу. Народ с гермами побрел обратно в болото выковыривать свои лодки. Мы с Юрой, как оказалось, в этом компоненте всё равно оказались среди лидеров, раньше нас на воду вышел только Т2 Сергея и Карины. Рубясь через камыши Юра здорово порезал руку и ушел в недра болота по пояс – теперь он понял, что такое водный поход и на озере против ветра греб так, как будто только этим в жизни и занимался.



Прочесав весь западный берег озера нашли канал на Волошно в 13:00. Вот только кругом никого не было. Сергей Р и Карина дежурили у мыса на озере в 0,9 км от нас, поджидая остальных, но их не было. Ошибка на ошибке, конечно. В желании ускорить процесс мы рванули слишком быстро. А могли, между прочим, помочь вынести Таймень-другой в озеро по своему разведанному пути. В итоге ждали группу минут 40. Но хотя бы с радостной новостью – путь вперед открыт!

«ВЕНЕЦИЯ»

Канал, сразу видно, сулит успех. Ширина 5-8 метров, течение. В 13-48 прошли трубой (вообще, трубы две, проходимы обе) под дорогой Шалахово – Гультяи.

 


В болотистой местности увидели двух немало удивленных нашим присутствием мужиков с моторной лодкой, которые на вопрос, пройдем ли на Неведро ответили утвердительно. Зная предубеждения местных на счет проходимости мелких рек, это было серьезным фактором. 13-55 вышли в озеро Волошно. Красивое озерцо, особенно его южный плёс. Следуем мимо острова в крайнюю западную точку озера, где находим продолжение нашего спасительного канала (14-05).


 


Канал прямой как стрела, которая упирается прямо в д. Шалахово, где под улицей деревни две трубы – мы прошли более водной левой. А дальше – красотища неописуемая. Канал поворачивает и идет по подворьям деревни. Кругом домики, гаражи, баньки, всё это совсем низко над водой, совсем рядышком, бегают куры, всё зацветает теплой весной. В канале шириной 3-4 метра мостки и кладки с тазиками, в которых оставлено на стирку белье. 4 мостка потребовали протяжки над или под ними. На первом из них мы стали неожиданностью для местных жителей, которые в лице дядьки средних лет принялись нам помогать с перетягиванием лодок. По словам бабули, которая жалела нас с берега («там же кусты впереди, бедные вы мои!») байдарок на этом канале она никогда не видела. Обожаю такие места. Что ни говори, но чем больше населенных пунктов на маршруте, таких, уютных – тем спокойнее на душе и разнообразнее пейзаж.


   

 


Примерно к 14-35 наш с Юрой передовой экипаж покинул эту сказку, которую Виталь назвал «Венецией» - очередной, но по-своему уникальной.

НЕВЕДРО ОТКРЫВАЕТ ДВЕРЬ

Оставшиеся 1,5 км канала от Шалахово до озера прошли отнюдь не легко и стали хорошей тренировкой перед последующими приключениями. В канале умеренное количество завалов, некоторые неудобны, нужно тащиться или над ними, или по берегу. Верные принципу главенства скорости и минимальных трудозатрат ничего не пилим и не рубим. Только вперед! Кругом, кстати, красиво, лиственный лес, но не глухомань и не заболоченность. Поют птички. Жаль, солнца уже нет – пару часов назад облачность с востока всё закрыла.


 


Миновав мост дороги Шалахово – Лопатово с рыбаком на нем и череду неприятных зарослей кустов и камышей входим в озеро Неведро (15-15). На юго-восточном берегу виднеется обширная поляна на берегу у дороги. Тут можно было бы начать маршрут. Но правильносделали, что пошли от Орлеи. Терять этот чудесный канал не стоило.
Пока ждем другие экипажи, я откидываюсь на деку «Касатки» и на минут 5-10 даже засыпаю. Тишина сна на лодке нарушается покачиванием на волне – ветерок понес нас на северо-запад, и голосами. 4 из 5 лодок уже на озере, нет Влада и Кати. На часах 15-30. Пора обедать. Тут же находим подходящее место на восточном берегу, для лагеря не годится, но для обеда самое оно, дров полно.


 


Уютный костер у руин деревянной лодки приютил нас аж до 17-20, т.е. в ноябре мы бы здесь уже ночевали. Но сейчас май, потому вперед. Неведро лежит перед нами открытой картой. Прямо до мыса у одноименной деревеньки 1,6 км, потом поворот на 90 град направо, на северо-восток (еще 2 км). Появляется косая встречная волна. Неведро стало жертвой облачной погоды – рассмотреть его красоту толком не удалось. С ухмылкой посмотрели на понижение в рельефе, откуда должна была вести прямая протока из Орлеи. В крайнем северо-восточном углу озера мы в 18-00, прошли в очень хорошем ритме. Влад и Катя опять несколько отстали, ждем их в начале протоки в следующее озеро, Палеево.

НЕВЕДРЯНКА КЛОНИТ НА СОН

Собственно, главнейшее событие этих минут – мы вышли, наконец в то, что называется Неведрянкой! Протока в Палеево – классическая межозерная, либо в камышах, либо в низких заболоченных берегах. Течение минимальное. Прошли к 18-25.


Озеро Палеево последнее из четырех в начальном сегменте нашего пути. По карте сплошное болото кругом, но на деле есть шикарное место для стоянки на мысе восточного берега. Знали бы, что нас ждет в следующие дни проспект, без разговоров остановились бы тут. Но впереди неизвестность, а световое время у нас еще есть. Потому лозунг прежний – только вперед!

 

1,8 км пути по Палеевскому окончательно утвердили мысль, что уже хочется реки, озер пока хватит. 18-45 через частично закрытый сплавинами и заболоченным лесом выход реки продолжаем путь по Неведрянке. Ширина 10-15 метров, течения нет, меандрирования нет. 19-05 проходим под бетонным мостом в д. Тимоново. Еще одна миленькая деревушка. Лодки, баньки, кладки, ухоженные домики. Понятно, что это всё, скорее всего, держится за счет «дачников», но всё равно приятно. Ширина речки уменьшается до 5-10 метров, появляется течение, препятствия не сложные, обходятся стороной. 19-20 проходим трубой под дорогой Пустошка – Тимоново. В трубе ощутимое течение.

  

После трубы речка выходит на луговую пойму и дальше уходит в камышовые берега. Очень симпатичное место. Ждем заметно отстающий «Таймень» около 10 минут.
Следующие 2 км речка очень динамична и красива. Ширина 2-7 метров, идет большей частью камышовыми «тоннелями» или луговой поймой. Завалов минимально, прошли две «травяных пробки». У первого заметного завала левый берег сухой, возможная стоянка. Но решаем идти дальше. И не зря. Заметные с воды кусочки леса всё ближе подступают к нам. В 19-45 очень неплохое место на левом берегу, но протягиваем еще чуть-чуть, и буквально за следующим поворотом открывается уютнейшее и компактное место на правом берегу у дуба-стены. Полянка небольшая, с двух сторон окружена заболоченным лесом, с другой – заваленным лесом на холме, на повороте реки. Ужин, гитара, очень клонит на сон. Завтра в 8 утра… начнется игра…

ПЫЖОВСКИЙ КУСТАРНИКОВЫЙ «КАНЬОН»

Утро 2 мая – будет непростой день. За вчера прошли 24,5 км, сегодня должно быть больше, если хотим пройти маршрут. Оказалось, до дождя успел встать только я – зато вовремя, что бы приготовить завтрак. Овсянку и чай большинство получили «в постель» по причине ливня, который длился минут 15. Коля так увлекся сном, что для его пробуждения затолкали ему в палатку нос «Тайменя», который должен был намекнуть – пора на реку. Это было чистой правдой, которая стала реальностью в 10-30 утра.

Покинув уютную полянку под дубом, вышли на не менее уютную речку. Неведрянка то идет через лес, то подходит к холмам высотой 5-10 метров, то идет камышовыми «тоннелями» шириной 2-4 метра. Постепенно появляются завалы, которые требуют внимания – где ускорится и въехать на них скоростью, где правильно подойти и протащится. Ушедшие первыми на маршрут Влад и Катя тут теряют свою утреннюю фору. Тяжеловато ребятам с завалами, предлагаю Катю пересадить на «Свирь», а Виталя подсадить к Владу капитаном Тайменя. Но оказываются, хотят учиться, обещают стараться. И стараются, нужно сказать, великолепно. Как и все – совсем не отстают Коля и Люда, Ну а к «Свири» и Т2 Сергея Р и Карины вовсе вопросов нет, могут идти и быстрее, наверное.

В 11-10 подходим к тому, что перед походом условно называли «Пыжовский каньон». Судя по карте тут долина реки имеет немалый врез в коренные моренные берега, тут же ожидается наибольший уклон русла. Начало многообещающее – около 0,8 км река идет спрямленным руслом шириной 12-18 м в высоких коренных берегах, в русле очень много валунов. Вот только силы течения не хватает.

 

Зато завалы всё смелее. И что хуже, появляется всё больше кустарника по берегам. Он здорово напрягает, особенно матросов, которых капитаны бросают на скорости в самое «пекло», на прорыв. С этим обстоятельством как то стало не до высоты коренных берегов и валунов, число которых уменьшилось. Кусты да завалы. Скорость продвижения уверенно пошла вниз к опасной планке 1,5-2 км/ч в среднем.

  

В 12-25 из-за кустов доносится сильный шум воды. Скоро находим причину – слив на месте плотины бывшей мельницы. Сама мельница разрушена, её фундамент сильно раскопан «чёрными археологами», кругом сухостой и молодая поросль борщевика. Летом тут очень опасно. Ну а слив мельницы завален бревнами, падение большое, дальше река бежит по камням, пройти никак не получится. Обнос по левому берегу у руин.

  

В ожидании растянувшихся по реке экипажей «зависаем» на мельнице до 13-00. Выглядывает солнце. Народ вопрошает – что это за «каньон» такой? Кустарниковый, говорю. Не иначе. А Пыжово то скоро, совсем скоро.
Сразу за мельницей - опять череда завалов, причем один на другом. Мы вышли четвертыми, но быстро обошли на скорости зависающие на бревнах лодки и дали полный газ. Официально – для поиска места под обед и для того, что бы лодки не тормозили на завалах одна за другой в очереди. Неофициально – что бы взбодрить народ, дело серьезное, нужно стараться на 150% от возможности, если маршрут хотим сделать.
В 13-35 дома на правом берегу – Пыжово. Завалы несколько отступают, река в деревне с большего чистая. Кладки и мостки не мешают движению. В 13-45 проходим мостик из труб с ощутимой струей, которая ведет сразу на завал, который нужно обходить справа. Место достаточно опасное место. Потому ждем группу, предупреждаем и фотографируем.

  

Примерно в 14-10 покидаем гостеприимную речку в Пыжово и опять попадаем в полосу завалов и кустарников. Юра говорит, что у него за воротником уже собрана полная коллекция образцов древесины, что произрастает на Неведрянке. В 14-40 проходим заброшенный деревянный мост с завалом и быстротоком под ним. Проводка по колено в воде. В 14-50, пройдя всего 10 км с утра, останавливаемся на обед по правому берегу. Место не примечательное – абы были дрова и полянка с солнцем. Таких там хватает.

  




РЕКА ПОДНИМАЕТ ЗАНАВЕС

Пока всех дождались, пока суп был готов… в общем, уходим с обеда только в 16-45. Но отдых был необходим. Перед глазами стоят показания GPSа – 10 км, 10 км… Настаёт, на самом деле, ключевой момент всего похода. По графику мы должны остановиться на ночь на озерах, а до них путь не близкий. Речка идет (судя по карте) по болотам и лесу. Это может всяко сказаться…
После обеда тонус работы на завалах потерян, но восстанавливается быстро. Река этому помогает. После обеда всё те же завалы и кустистые «расчёски». 17-10 подходим к высокому лесному берегу на левом берегу. Тут приличные места для лагеря, река огибает большой холм. Его луговые склоны смогли наблюдать через 10 минут, когда после леса река перешла к низкой заболоченной пойме. Яркое солнце высвечивает все краски. Кусты и деревья расступаются от воды. Река приоткрывает занавес, даря нам шанс – а вдруг ур. Смородник и за ур. Полховщина проскочим быстро?

  

Река тут шириной 3-10 метров, сужения в камышах. Завалы действительно отпускают. Скорость вырастает до 6-7 км/ч в среднем. Не спешим и скоро нас догоняет Т2 Сергея Р и Карины. 17-55 проходим генеральный поворот реки с юго-запада на северо-запад. К озерам. До них еще прилично. Успеем или нет? Чем дальше нет завалов, чем дальше речка всё красивее своими берегами, тем больше уверенность, что да, успеем.
18-10 высокие берега ур. Плешково. Есть отличные места для стоянок на моренных холмах с березовыми рощами. В реке появляются валуны, но скорость течения остаётся прежней, невысокой. 18-35 в реке большой валун, сразу за ним низкий мост, после которого несложный быстроток. Это уже урочище Полховщина. Мы все ближе к цели. Решаем двумя лодками ждать отстающих, оказывается, остальная группа идет компактно в 10 минутах за нами.

   

Река опять переходит в низкую пойму, этот участок пролетаем быстро. Дальше (19-05 на часах), уже совсем недалеко от д. Сутоки, берега значительно повышаются, по ним растет лес, появляются локальные завалы, но не такие трудные, как у Пыжово. Проходим мостик на обозначенной дороге от д. Сутоки. Со стороны озера доносится отчетливый шум моторки. Дразнится. Нам еще большую петлю до озера делать. После моста в русле развилка (19-15), идем спрямленной и менее водной правой протокой. Т2 идущий за нами остаётся сигналить по поводу верного направления. Протока хоть и маловодная, но не заваленная, проходится нормально, через 800 метров оба русла соединяются.

В глубокую долину реки падают тени. Берега неприветливы, пробую иногда смотреть возможные места для стоянок, но всё не то. Озеро манит, оно совсем рядом. Надежда на приток Фролянку справа, она может увеличить водность. Как на зло, завалов становиться больше. Зато растет скорость реки, в 20-00 проходим быстроток на спрямленном участке реки, сразу после него, за поворотом, обход по быстротоку «расчёски» и порожек, струя несет на камень в центре реки, обойти можно слева и справа. Мелко, но мы камни не цепляем. Сергей Р забирает под левый берег, где садится на мель. Ждем здесь остальные экипажи до 20-25. Отставание сократилось. Принимаю решение крутить веслами скорее к озеру. Мнение всецело разделяется участниками. Супер команда. Всему рады. Значит, пройдем маршрут.

  

ПО ЗЕРКАЛУ ТИХИХ ОЗЕР

Река после порожка еще немного помучила завалами, но вот справа впадает Фролянка и, «строго по графику», водность становится больше, завалы отсутпают. По правому берегу несколько домиков д. Павлово. Коля и Люда решают с нами погоняться, не пускают вперед, «мочат» что есть силы. Мы хищно идем за ними и конечно же, на очередном выборе траектории перед поваленными деревьями проходим их. Юра подмерз, потому крутит веслами очень мощно. Опять вырываемся вперед. Знаю, что стоянка на Сутокском, скорее всего, будет только на северном берегу (а впадаем мы с юга), потому смотрю подходящие места. Смущает наличие деревень, в 20-50 проходим мост в Михеево. Высокие доселе (до 10 м) коренные берега идут вниз. Смотрю стоянку слева, с неё уже видно озеро, полянка среди берег красива… но под ногами чавкает вода, что очень удивительно, ведь площадка возвышается над рекой на 2 м…
21-05 – озеро Сутокское! В д. Сутоки напротив устья горит фонарь, лает собака, лодка с рыбаками. Озеро спокойно как зеркало, полный штиль. Солнце уже село, но небо на северо-западе играет красноватыми оттенкам. По северу тянется полоса плотной облачности, которая смотрится сейчас как далёкий горный хребет. Куда ближе к нам высокий холм на северном берегу озера. До него почти 3 км, и там нас ждут отличные места для стоянок. Путь подсвечивает почти полная луна. Очень атмосферное завершения дня на приятной ноте. Уже не кажется, уже уверен, маршрут проходим. За день сделали 29,3 км!

  

К стоянке приходим в 21-45. Мест на этом берегу должно быть полно, но мы падаем на первое же попавшееся – есть песчаный пляж, много дров в хвойном лесу. Стоянка всем понравилась, хотя немножко пришлось подрубить низкий подлесок. Ужин, поздний чай, гитара Сергея Р, теплый костер… спать уходим только в 2-30. Но завтрак будет по расписанию, в 9-00.
На воду последнего ходового дня вытягиваемся к 11-00. До начала протоки в озеро Могиленское рукой подать. Протока шириной 15-25 м. Большая часть протоки без течения, в камышах, много рыбаков на надувных лодках. Устье крупнейшего левого притока Неведрянки, Свиблянки, в камышах проглядели. На заключительном километре перед Могиленским протока мельчает, появляется заметное течение, в русле валуны. В 11-35 впадаем в озеро и устремляемся на север.

  

По Могиленскому нам идти 3,6 км. Холм (напорный моренный), у которого ночевали на Сутокском, теперь замыкает перспективу водной глади на южном берегу. Западный берег изобилует отличными местами для стоянок. На восточном берегу видны деревеньки Вульково и Демихово, в последней с воды видна агроусадьба у хорошо заметного безлесого холма. Северная часть озера отделяется от основной узким и длинным островом. Выход Неведрянки в крайней северной точке Могиленского (12-10). Это конец озер на маршруте, дальше только река. Мы надеемся – быстрая река.

 

УДАРИМ ВЕСЛАМИ ПО БУРНЫМ ВОЛНАМ…

В 12-18 проследовали под мостом старой дороги Москва – Рига, где состоялось первое знакомство с Неведрянкой год тому, по пути на Великую. Сейчас мы тоже стремимся к ней. Пока не слишком быстро, около 1,7 км после озера река лениво течет в русле шириной 18-25 м, в камышовых берегах, с отдельными разливами. Есть неплохие места для стоянок, но рядом дорога.

И вот впереди идущий экипаж Сергея Р и Карины доложил (12-30) – впереди перекат! Начинается! Перекат с открытыми и закрытыми валунами, но всё легко проходится всеми лодками по центру. Ширина реки уменьшается, скорость течения значительно возрастает, появляются завалы, несложные, но требующие внимания.
Далее (12-38) проследовали череду завалов (прохождение на скорости, притопленные бревна на всю ширину реки) у свай бывшего мостика. С воды виден дом хутора Могильно. За поворотом шумит вода на порожке на месте бывшей мельницы.

  

Проход порога ближе к правому берегу, максимально близко к ветвям кустарника, но есть чистый проход и левее. Эти два прохода разделяет «постамент» из валунов, который возвышается над водой. Два Тайменя под управлением Сергея Р и Коли прошли правой протокой, а вот третий, с Владом и Катей, выгрести в нужную протоку не успел, малый опыт ребят не позволил им вовремя сориентироваться и уйти правее. Итог – налет на «постамент» левым бортом, разворот и затягивание кормы в правый проход. Видавший многое в жизни «Красный Дракон» всё вынес и вывез. Кормой вперед, но ребята порог прошли безо всяких ремонтных последствий для лодки. «Касатка» и «Свирь» порог также одолели по правому проходу, без проблем, воды достаточно.

  

Сразу за порогом уход под левый берег, простой завал (на скорости) и проход через руины очередного мостика – нужно уходить от деревянных свай. 150 метров за этими руинами над рекой бетонный современный мост дороги Идрица – Могильно. За мостом река также очень интересна. Коренные берега по 7-15 метров (дождались таки «каньона»!), в русле отдельные валуны и скорое течение. Но больше всего радуют.. завалы. Они образуют весьма интересные связки, которые нужно проходить с помощью приемов слалома, накручивая «восьмерки», пересекая струи и делая резкие рывки, когда нужно «атаковать» очередное мелководное бревно. Наиболее интересное место повстречали у д. Болбуки (13-15). В 13-20 проходим хорошо выраженный перекат, простая траектория центром реки.

  

Далее до самого железнодорожного моста река несколько успокаивается, завалы тоже упрощаются, теперь они сугубо локальные, но… На одном из мелководных бревен Влад и Катя таки находят свой первый киль: по классике, плохой вход на бревно на низкой скорости, не вошли, прижало, положило. Сами выбрались, а вот «Таймень» вжало струей к бревну. Экипаж «Свири» Виталь и Сергей С были на готовности и произвели спас-работы. После злополучного бревна следует еще ряд ему подобных, и экипаж «Дракона» решает купаться по полной: на одном из завалов падает в воду Катя, на другом купается Влад. На скором обеде выше жд-моста (14-45) им было что сушить у костра.
Обед не растягиваем, судя по карте еще большой кусок неизвестной реки впереди. 15-40 выходим на воду, красивый валун у правого берега и за поворотом реки – железнодорожный мост. Под ним предсказуемо шумит порог.

  

Порог самый сильный на реке, ощутимое падение, валы, которые заливают матроса – всё в наличии. Но траектория, как это часто бывает под «железнодорожными» порогами простая, всё по центру. Проходим успешно. Не менее динамично проходят следующие 800 метров за порогом. Река быстра, перекаты и валуны, осложненные завалами. Радость маневра. А в конце этого кусочка счастья в реке покоится главный сюрприз маршрута: огромный 6-метровый валун (15-55, на правом берегу д. Савкино). Издали смотрится он особо сильно, а вблизи оказывается, что на него можно подняться по лесенке.

  

После «Савкиного валуна» течение реки опять идет на убыль. В 16-05 прошли слабо выраженный перекат, осложненный простыми завалами. В 16-15 проследовали автомобильный мост новой трассы М9.

ИЗ МОРЕН НА ЗАНДРЫ

Ниже моста река становится всё спокойнее. Хотя завалы не отступают, иногда пытаются пугать нас. В 16-50 проходим ускорение течения у группы валунов на крутом левом повороте реки в д. Малые Гвозды. Берега ощетиниваются кустарниками, неприветливы, но идти получается быстро – ширина реки в 15-20 метров позволяет. В 17-35 проходим едва ли не самое последнее сложное место на реке – два подряд заброшенных моста в начале д. Рубежник. Проход слева, но завалы несколько осложняют жизнь.

 

Умели же люди давать названия деревням. Рубежник – и ведь действительно рубеж, природный, река покидает участок выходов с поверхности моренных суглинков и переходит в полосу зандровых песков, которые так хорошо известны всем, кто ходил по реке Великой ниже Алоли. Великая уже рядом. Неведрянка чует это и противится, а пески зандров ей в этом способствуют: коэффициент меандрирования на последних километрах очень высок. Зато здесь, наконец, появляются симпатичные стоянки на крутых бережках с сосновыми борами. Лучшее место прошли в 18-00. Следующее хорошее место – через 10 минут ходу. Оно находиться в устье Неведрянки.

  

СПАСИБО!

К 18-15 все наши лодки уже на просторах Великой-реки. Спасибо, Неведрянка, за три нескучных дня и за неожиданные приятные сложности! Спасибо, что не разочаровала. Очень понравилась, но нам пора, времени очень мало, а до Яковлево еще почти 5 км. Хорошо, течение несет здорово, а солнце играет на весенних берегах.

 

В 18-50 слева у моста в д. Яковлево начинаем разбираться. У нас чуть больше часа, машина придет в точно назначенный срок, в 20-00. А в 20-25 мы уедем в города. Коля в Псков через Пустошку, ну а мы через Витебск на Минск. Спасибо всей отличной команде! Ничего не испугались, никогда не жаловались, понимая, зачем мы пошли в эти глухие края! Спасибо! Этот текст посвящается всем вам!

  
 

Май, 2015.
Текст: Вашков А.
Фото: Вашков А., Романовский С.