Отчет о походе по рекам Овсянка, Усвяча, Западная Двина отрядом геофака БГУ.

Начало путешествия:
Конец путешествия:
Участники путешествия: andy t, Голушко Дима, Сушкевич Сергей, Литвинко Нина, Носова Оля

Овсянка – последняя крупная река, не посещенная мной на Городокщине. Но конечно же, шансов таковой ей долго пребывать я не оставлял – последний водный этап «Городокской геологической регаты-2011» был запланирован на самое начало июля. Маршрут предполагалось пройти впервые целиком и полностью силами геофака БГУ – под это дело вызвалось достаточное количество народу. Но на сей раз (в отличие от той же Ловати) не подбор участников был главной проблемой – студенты сдали сессию и рвались в бой – главной проблемой стали лодки, а точнее их отсутствие. Ситуацию спас первокурсник Дима Голушко. Отец Димы – опытный и известный водник , потому Дима шел в поход с "Тайменем-3" – несомненный плюс в нашей ситуации (к тому же сам Дима в управлении лодкой у нас в группе становился самым «продвинутым»). В матросах оказались дебютанты: Серёга, Нина и Оля.
Поскольку во времени никто сильно ограничен не был, маршрут решили идти, как я и планировал сразу – с продолжением по Усвяче и Двине, а также с двумя днёвками – геологическими маршрутами. Выезд запланировали на вечер 1 июля посредством поезда Барановичи – Витебск.
Здесь стоит упомянуть особо момент отъезда. Серёга и Нина к вечеру должны были приехать ко мне на окраину – для перепаковки рюкзаков и помощи с вывозом моего "Т-2". Когда мы выходили из общежития к автобусу, то вдруг обнаружили, что Нина куда-то исчезла. Момент был критический, время набегало, мы рванули на остановку – её не оказалось и там. А 47-ой уже показался на дороге. Звонок – Нина: «Я потерялась в общежитии…» Н-да. Автобус был уже на остановке, потому мы с Серёгой, обалдевшие от такого начала, успешно погрузились и достигли вокзала строго по графику. Прикол ситуации был в том, что наш автобус был последним, что успевал к отправлению 612-го… В общем, стартовали вчетвером (спасибо Марине, что смогла нас проводить), а Нина всю ночь и полдня нагоняла нас поездами, дизелями и автостопом.
Мы же утром 2 июля перегрузились в Витебске в «бус» хорошо знакомого нам таксиста из Городка – он и забросил нас на озеро Вышедское.

1 день.

Мою лодку вместе с Димой собрали быстро. А вот с его «тройкой» было известно изначально – придется повозится. Всё дело было в деке – она оказалась вся в дырах и разрывах. Нам был дан полный карт-бланш на фантазию в области её ремонта, лишь бы лодка дошла до финиша. Потому вооружившись нитками, иголкой и джинсовой материей Оля и Серёга как принялись с утра за работу, так под самый приезд отставшей Нины (около 13-30) её и закончили. Серёга сходил в магазин в Дуброво за хлебом, отобедали, лодку без проблем собрали (глянув на железо «тройки» я понял, что железо моей лодки еще вполне ничего), загрузили, и около 15-00 всё было готово к старту. Погода к тому моменту успела ухудшиться от солнечной до мелкого дождичка, а по озеру рассекали веселые ребята на гидроцикле, и иногда появлялись катамараны отдыхающих местного дома отдыха, что на юго-западном берегу. Экипажи укомплектовали так: Оля со мной, Дима с Ниной и Серёгой.

Вышедское – озеро в пойме Овсянки. Засыпанная когда-то долинными зандровыми песками глыба льда здесь оказалась настолько большой, что такую глубокую котловину молодая Овсянка пока не смогла спустить по своему течению. Обязательно сможет, но потом, а пока мы любуемся местными видами и подыскиваем место для стоянки геологического лагеря – здесь нам стоять отрядом этим летом около 1.5 недель.
На выходе из озера немного волнительно за уровень воды в реке, степень зарастания и количество завалов. Оказывается по-разному. Турецкий вообще не рекомендует соваться на участок Вышедки – Смоловка летом, но нам оно было очень надо. Уровень воды, конечно, низковат. Много мелей, в том числе и каменистых, непроходимых сидя в лодке, "шкуродёрных". Мы с Олей быстро научились их распознавать, выскакивать за борт и проводиться, но у тройки с этим возникали серьезные проблемы, еще и потому, что не везде где проходили свободно мы, могли пройти они. Река, конечно, в июле сильно зарастает. В первый день это, в общем, серьезно мешало только на выходе из озера. Ну и завалы. Тут нам повезло безмерно. Их там много, но почти все они основательно пропилены предыдущими водниками, которым мы выражаем благодарность. Протяги над бревнами и проползания под ними, конечно, были, но не было обносов, – и это замечательно, а, то я, было, начал пугать народ «ловатскими байками».

На этом участке много обнажений. Согласно закону Бэра все они по правому берегу. Я ждал однообразия из зандровых песков – и был приятно удивлен разнообразием: отложениями песков озерных и ленточных глин, а также большое количество аллювиальных песков позднеплейстоценового возраста. При помощи недавно приобретенного GPSа всё привязали, сделали описания. Так «тройку» и поджидали – там ребятам было не до геологии, прорваться бы. Это их отставание в итоге едва не сыграло с нами злую шутку – дав команду «мы уходим дальше, ищем стоянку и ждем вас», мы с Олей устремились вперед, а хороших мест для стоянки всё не было, да и до Смоловки мы еще прилично не добрались. Стоянку нашли на высоком правом берегу, отличную, с елово-сосновым лесом. Настораживало, что мы здесь оказались только в 21-10, солнце уже смело пошло к закату.

У нас была только одна палатка – другая и котлы были на «тройке», потому наш костер был скорее сигнально-согревающим. Около 22-00 начали кричать – сначала без ответов, потом какие-то крики начали казаться не только мне, а и Оле. Мы – в ответ и – ура! – крик наших совсем недалеко. Недалеко по прямой, но не по реке. С фонариком я пошел по высокому берегу им навстречу, встретил. Ребята имели вид уставший, но не сломленный, видно было, боролись как могли. Нину и Серёгу отправили "догребать" по берегу, а я сел на матроса и мы с Димой прикатили наконец отставший «Таймень» на «базу», пробираясь в заваленных участках практически наугад мимо здоровенных деревьев, протягиваясь по мелям. Ужин был уже в кромешной темноте, но зато мы были все вместе. А завтра была днёвка.
За день по воде: 13,9 км.

2 день.

3 июля, воскресенье, «очень выходной» день. Хотел пройти на «смоловские дюны». Со мной пошли Оля и Дима. Серёга и Нина остались дежурить. Лагерь поставили удачно – рядом с полевой дорогой из Бабиновичей в сторону реки. Перешли брод, вышли на дорогу Вышедки – Смоловка. Затем пошли по гравийке на Привальни. Гравийка эта – бывшая железная дорога, Привальни – бывший поселок лесорубов, от которого отправляли лес по этой узкоколейке. Нет узкоколейки – а скоро вполне может не стать и Привальней. От крупного раньше поселка осталось около 10 жилых домов («дачники» не в счет). Часть деревни за рекой (деревянный мостик-кладка) вообще живет как бы изолированно, подъезд туда – только через Смоловку. В Привальнях нас на полчаса накрыл ливень с грозой, а затем мы пообщались с местной женщиной, что и поведала нам о местном состоянии дел.

«Смоловские дюны» тянутся полосой от Смоловки на восток около 15 км, примыкая к системе озовых гряд Вымненской ложбины. Положение полосы интересно – очевидно, оно фиксирует положение прибрежной зоны крупного Суражского приледникового водоёма. Дюны – красавицы, параболические, высотой до 15 – 20 метров, под чистым сосновым бором. Ходить здесь – одно удовольствие. До Смоловки дошли незаметно. Магазин сегодня закрыт, на улицах тихо, хотя село самое крупное в этой местности. Проходим к мосту, осматриваем реку. Нам здесь идти завтра. Круг маршрута замыкаем через Щеблово и Бабиновичи.
Пешком: 22,6 км

3 день.

По водной части мы как бы отставали от графика, но это не сильно тревожило, при необходимости мы могли продлить поход на сутки. Вышли в 9-00. И поначалу всё было так же, как и в первый день – узкая река, проводки по мелям, обнажения по правому берегу. И опять отставание «тройки». С учетом последнего мы с Олей решаем отклониться от маршрута и по речке Крапивке подняться в Смоловское озеро. «Подниматься» никуда не пришлось – сначала прошли 150 метров по проходу к окраине Смоловки, там сориентировались и около 30 метров пробивались через камыши. И успешно вышли в озеро! Озеро красивое, северный берег под сосновым бором, на южном – деревня. В целом на озеро выйти очень просто, а на северном берегу отличные места для стоянок. Учитывая, какова Овсянка на этом отрезке – здесь лучшее место для стоянки на отрезке от Вышедского, нужно только успеть досюда дойти за ходовой день.

На мосту в Смоловке остановились, сходили за хлебом, дождались Т3, сделали общее фото. На окраине Смоловки на правом берегу последнее геологическое обнажение на долгие километры пути вперед – здесь кроме зандровых песков забавный сарай, что очень хочет влиться в воды реки посредством расширения того самого геологического обнажения.
Река поворачивает на восток. Берега понижаются, пойма расширяется. По берегам –
лиственный лес. Лес этот норовит лежать, в том числе, и поперек русла – здесь нас ждал самый заваленный участок пути. Завалы, конечно, часто были пропилены предыдущими группами – однако, многие были совсем свежими, кое-где для успешного прохождения не хватало глубины реки. Впрочем, ничего архисложного в них не было – всё проходилось без обносов. После той же верхней Ловати это было несерьезно, потому мы с Олей шли здесь вполне уверенно… в отличие от «многозастревающей» в завалах и слабо "вкатывающейся" в наш ритм «тройки». Мы остановились на обед на левом лесистом берегу около 13-35. И ожидание попутчиков было просто эпическим – 2 часа! Опять пожалели, что котлы оказались не у нас – мы бы успели сварить и первое, и второе, и чай…
С обеда ушли только в 16-10. О том, что мы дойдем сегодня до озера Медесно, теперь можно было забыть. Около 17-00 подошли к первому хутору Привальней. Затем – опять сложности. Очень сильно заросший участок – камыши, кувшинки. Часто река дробится на протоки – и пойти по правильной, более водной, часто сложно. В одном месте мы вовсе пошли напрямик в зеленую стену камыша напролом – проходов было просто не видно, только общее направление русла читалось. Дима и Серёга включили на этом участке повышенную мощность и в таких сложностях (в отличие от завалов и мелей) от нас теперь не отставали.

За Привальнями река ненадолго поворачивает к северу и становится значительно чище. Тут удаётся разогнаться, по берегам начинает появляться хороший лес. Ждем Веречье – там начинается перекатистый участок. Правда, с учетом увиденного до этого на реке у меня плохое предчувствие. Вот река поворачивает опять на восток – по берегам проступает морена, в русле виднеются валуны. Первые дома – Веречье. На берегу местный дядька, говорит, что впереди «очень мелко и заросло всё, и до озера не успеть вам». Мы с ним давно согласны. Участок обескураживает. Множество валунов в реке, а воды просто нет – ни глубины, ни течения. Всё заросло высокой травой – и очередной валун просто ждет удара в него. В итоге мы больше проводили лодки, чем гребли, хотя по высокой воде, судя по количеству препятствий, здесь должно быть быстро и весело.

Со стоянкой не задерживали. Около 19-00 остановились на правом берегу, примерно напротив заброшенной двухэтажки в деревне. Место неплохое, несмотря на то, что практически полностью в черте села – дома по правому берегу начинаются еще ниже по течению. Как только поужинали, пошел дождь.
За день по воде: 26,7 км

4 день.

День бесчисленных проводок, дождя и морены. Утром пасмурно и периодически капает. Не поддаёмся на провокацию и стартуем в 8-55. У моста в Веречье останавливаемся – нужно пополнить запасы хлеба. Иду в магазин – и облом, сегодня вторник, а выходной в магазине именно во вторник и есть. Надолго заряжает дождь, но вполне тепло. Всё равно из-за многочисленных проводок все мокрые.

Участок Веречье – Медесно действительно отличный, просто впечатляющий. Я рисовал картину реки с высокой водой – перекаты один за одним, крупные валуны в русле, высокие коренные берега с выходом морены. Именно рисовал, потому как перекатов с нашей водой не было и близко. Зато была куча крупных и поменьше валунов – проводки следовали одна за другой, больше времени провели вне лодки, чем на её борту, а те места, где уровень воды позволял пройти, шли крадясь, ибо шаг в сторону – и тут же мель. Но, да бог с ними перекатами, никуда ведь не делись и обнажения – а это для меня главное. Три пробы на петрографию, два обнажения – на структурные исследования занесены в актив. Долина также впечатляет – узкая, часто попросту совпадает с шириной русла, берега высоки – отличный участок, повторюсь.

К 14-00 достигли-таки озера Медесно. Красивое, с отличными стоянками. Самая популярная, конечно, на выходе Овсянки по левому берегу. Лучше места и придумать-то сложно. Обед устроили именно здесь.
Между Медесно и Тиосто на реке уже не так весело, но зато по реке можно идти, а не ползать. Парочка классных обрывов по правому берегу была – день в смысле геологии прошел на «пять с плюсом». Перед Тиосто река стала совсем тихой, с низкими берегами да широкой поймой. А вот и озеро.
Экипаж «тройки» ждал нас на озере Городище с «достижением». Многострадальная брезентовая дека на левом борту расползлась на стыке со шкурой дырой длиной в полметра, шкура понятно провисла вниз, предоставляя воде захлестываться вовнутрь при каждом волнении. Поскольку нам нужно было уйти на северный берег озера, ребятам было предложено потерпеть. Они последовали по озеру в режиме: «Дима и Серёга на веслах, Нина поддерживает руками шкуру». Шли вдоль берега, мы были постоянно рядом, на всякий случай, прикрывая, как могли, от волн, – хорошо еще, те не разгуливались по-настоящему.

Тиосто – замечательно озеро, и его лучшая часть – именно северная. Заливы и острова с высокими берегами, отличные леса – прекрасные места. На озере растет «краснокнижник» – водяной орех, его листочки-снежинки вижу впервые. Назавтра намечалась днёвка, потому острова как стоянки нам не очень подходили. Выбрали место через залив напротив деревни Село, с видом на свежепостроенную часовню, придающую местности еще больший колорит. Лагерь разбили как раз до начала очередного заряда дождя – он шел почти весь день. Место было отличное – море черничника, достаточное количество дров.
За день по воде: 26 км

5 день

Последняя днёвка, дальше пойдем только водой. Цель – пройти южный участок «бобровской» ложбины, осмотреть местность у озера Тиосто. Со мной пошли Серёга и Нина, Оля оставалась в лагере один на один с убитой декой «тройки», а Дима пошел в магазин на Веречье за хлебом – его количество зашкалило «на ноль», на магазин в Хмельнике надежд поутру не было, а следующий белорусский магазин ожидался нескоро. "Бобровская" ложбина, в общем-то, осталась на следующий раз – мы посетили только котловину озера Большое Глубокое и зафиксировали её морфологию. Дальнейший день прошел в режиме геологического картирования. Вышли на дорогу Межа – Хмельник, посетили заброшенный карьер. Достигли Хмельника, с атрибутами «городокской разрухи» и помещением магазина в здании базовой школы (больше такого сочетания нигде не видел). Пошли к югу, на Двуполье. На мосту через Овсянку обед, осмотрели довольно уныло протекающую здесь реку – наш завтрашний маршрут. Далее пошли на Селезни, что на юго-восточном берегу озера. И затем двинули по южному берегу на запад. Дорога оказалась заросшей, но GPS вел отлично – с дороги не сошли, все болота перешли по мостикам. После последнего «мостика» дорога пошла вверх и – бах! – под мощной липой с шумом роя пчёл стоит каменный исполин – «партизан». Метра три ростом, с табличкой у ног – памяти партизанских бригад и так далее. Уникальный мемориал, да еще в таком глухом месте! Подобный по атмосфере памятник я видел только в заброшенной деревне Пострежье в Березинском заповеднике.

От «партизана» двигаемся на север, переходим по деревянному мосту Овсянку и выходим в д. Заборок, а оттуда – в Дуброво. Оба села не имеют даже подсыпанной дороги-улицы, но на удивление очень «жилые», почти нету заброшенных домов. Конечно, в большинстве своём в этом повинны «дачники» - деревни недалеко от озера, а озера «дачники» любят. От Дуброво на Село – на удивление, дорога не хоженая. Мы топаем по заросшей колее и попадаем в еще одно удивительное место. На окраине Села – православное фермерское хозяйство – скит. Новая часовня потому тут и появилась, собственно. Территория хозяйства красива, на берегу озера выкошенный луг, пасутся кони и коровы, ровными рядами стоят березы, низкие изгороди, деревянные постройки. Сельская идиллия, в общем. А из центра Села через залив уже виден дымок костра нашего лагеря. Пересекаем небольшой заболоченный участок - и мы дома. Горит костер, Оля всё еще возится у лодки, а Димы не видно. Оля рада нас видеть, но чем-то обеспокоена. Её вопрос: «А где Дима?»
Я думал «мегаотжиг» Нины в моём общежитии будет сложно побить – но это оказалось возможным! Дима перешел утром заболоченный участок у лагеря вместе с нами, получил от меня карту и наставления куда и как идти. Всё понял, да и задачка то была совсем не сложной. Я не переживал, как оказалось, зря. Дима без проблем достиг Веречья, где, однако, испытал облом – хлеба там не оказалось! Он побрел обратно, но вот удача! В Заречье, что по пути, как раз была автолавка – всё нужное он купил там. И на радостях двинул домой. До лагеря оставались жалкие 400 метров, когда он первый раз пошел в заболоченном лесу «не туда». И хотя ориентир-то – берег озера – был замечательный – парень ушел сильно на север, да так сильно, что оказался на гравийке Межа – Хмельник! По дороге нашего утреннего маршрута он правильно вернулся к началу прорыва в сторону лагеря – и опять промахнулся, почти с теми же итогами, облазив по пути все местные болота. Мобильная связь работала крайне неустойчиво – около 19-30, когда мы были в лагере и начали «операцию по спасению» только на основе СМС-ок, причем мои к Диме не доходили, а из его сообщений следовало то, что сам Дима слабо представляет, где же он находится. В общем, переживать пришлось. Один раз я безрезультатно сбегал на дорогу через болото, другой раз мы поехали с Серёгой на «двойке» по озеру - так было намного быстрее, да и темнеть стало, в лесу сгущались тени. В итоге пришлось ехать третий раз – и через крики Серёги «Димаааа!», которые и в Дуброво бы услышали, мы-таки нашли нашего незадачливого товарища. Было около 21-30 – еще немного, и пришлось бы ему ночевать в лесу, а так мы перевезли его «двойкой» в лагерь, где Дима просто упал вместе с хлебом на коврик в извинениях. Журить его по поводу произошедшего смысла не было – парень натерпелся по полной, урок сам себе преподнес качественный. Нина с Олей за остаток вечера надежно отремонтировали деку (джинсовая материя закончилась и в ход пошли самые причудливые материалы). В итоге, несмотря на всё, группа к выходу на завтра оказалась готова – а это главное.
За день пешком: 32,9 км (у Димы возможно и больше)

6 день

Утро выдалось хмурым, но с явной тенденцией на прояснение погоды. Прогулялись по северной части Тиосто, и пошли к югу. Еще вчера приметили, что северный берег острова Городище обрывистый – подошли к нему. Здесь – одно из самых интересных мест похода в смысле геологии. Остров, судя по обнажению, полностью сложен моренным материалом, лишь незначительно перекрытый сверху песками. Это удивительно, поскольку кругом все берега и те же острова песчаные – очевидно, остров Городище выражен за счет гляциотектонической структуры – локальной складки моренных супесей. Сделали небольшую расчистку, взяли образец. К 10-20 были на выходе Овсянки из Тиосто.

Сразу за Тиосто – озеро Ведринское. Оно значительно зарастает, и у меня тревога по поводу выхода из него – как бы он не оказался забит сплавинами (а-ля верхняя Лужеснянка, Оболь). Проход нашелся прямой, но очень узкий – похоже, скоро штурмовать сплавины придется и здесь. Дальше река, сильно заросшая всяческой растительностью, но довольно широкая. Около 14-00 достигаем деревянного моста в Вирке, где обедаем. Около 14-30 проследовали небольшое озеро Алексеевское с неопределенной степени обитаемости деревней на северном берегу. В 15-15 проходим у Осмоловичей – это уже Россия, скоро река становится пограничной – правый берег белорусский, левый – российский. Где-то в глубине белорусского берега укрывается загадочная и невероятно удаленная ото всех деревня Украище – и судя по всему, она еще обитаема. Южный берег реки здесь становится повыше, появляются моренные супеси по урезу воды а с ними – и неплохие стоянки, на которых видим рыбаков и машины.
Около 16-30 окончательно покидаем Беларусь – на подходе деревня Шершни Псковской области. Берега становятся еще выше, сначала песчаные, а потом преимущественно моренные – в черте деревни. Шершни проходим долго – около часа с хвостиком – в реке есть препятствия – завалы, мостики, много рыбацких заколов. Само село очень даже жилое, идем за водой и с удивлением видим не разруху, а нормальный сельский быт – это радует, от Псковщины привычно ожидать только крах. По идее, в этом селе и магазин должен быть, но мы не видели.

Сразу за Шершнями – устье Овсянки. В Усвячу мы вливаемся около 18-20. На озеро Усвятское вверх по течению решаем не ходить, поскольку нету запаса по времени и у подавляющего большинства группы – настроения это сделать. Идем по Усвяче в режиме поиска стоянки – сегодня мы молодцы, GPS указывает под 40 км ходу. А, значит, мы возвращаемся в график. Усвяча широкая, в отличие от Овсянки намного больше ощущается течение, много высоких обрывистых берегов. Это совсем не Городокская возвышенность – потому как и когда-то по нижней Оболи иду в режиме общей рекогносцировки.

В Лобанях в русле несколько камней, низкий деревянный мост. Раньше его обносили (судя по увиденным отчетам), но теперь можно легко пройти под правым берегом. В этот проход нас направляет местный дядька, что сам похоже в байдарках знает толк: «Езжайте направо, я на «Салюте» там легко прохожу». Также он нам подсказал остановиться на стоянку на правом берегу в 1 км ниже села. Так мы и сделали – место было неплохое, чистый луг с низкой травой, красавица-ива и большое количество дров неподалеку. Минуса было два – грязный подход к воде и самое большое количество комаров за всю поездку. Но всё равно нам понравилось там.
За день по воде: 41 км

7 день.

Утром комары так всех подстегнули, что мы поставили свой рекорд за поездку по выходу на воду – 8-30. Не помню еще, чтобы так быстро и слаженно собирались по утрам – что значит, внешние раздражители. К тому же дополнительным фактором выступило стадо коров, что всё утро медленно надвигалось на наш лагерь.
Утром шлось хорошо, быстро миновали Дрозды и вошли обратно на территорию Беларуси. В первой деревне – Шлыки – попробовали набрать воды – да не вышло по причине отсутствия жителей в деревне (по крайней мере, той части деревни, в которую мы вышли). Пришлось крутить веслами дальше – по спокойным плёсам, по быстринам, поросшим травой, минуя рыбацкие заколы и сваи старым мостиков, через фактурные геологические обнажения и по-домашнему уютно расположенные у реки домики деревень.

В такой деревне – Новоселки – мы и стали на первый привал, около 10-30. Деревня крупная, есть почта, магазин, жилые двухэтажки. Далее проследовали деревни Партизановка, Низкоборье (ориентир – вышка мобильной связи на берегу) с бродом и красивым песчаным берегом, Щипечи. И в районе 14-00 остановились на обед в районе д. Кабаны.
Отсюда – самый интересный в смысле геологии отрезок реки. Часто по берегам очень наглядные обнажения, с отложениями разного генезиса, с разными текстурами и вторичными изменениями – простор для исследований огромен. Одну за другой проходим деревни Заборье, Демяхи, Казаково, Пуховичи. У д. Тарасенки река разворачивается на юго-восток и бежит к Двине по кратчайшему пути. Перед д. Прудники – автомобильный мост (нет на старой карте) с могучим завалом у него – проход слева. Последние сотни метров Усвячи – быстрый участок с камнями – но очень простой по траектории движения. И наконец, в 50 метрах до впадения в Двину по левому берегу самое известное геологическое обнажение на реке – Дричалуки.
Дричалуки – стратотип «усвячской» свиты верхнего плейстоцена. Это древние аллювиальные и озерно-ледниковые отложения, которые имеют радиоуглеродные и палеонтологические датировки, что относят их к возрасту 20-22 тыс. лет. Под этими отложениями – органогенные озерные отложения раннепоозерского возраста (70-40 тыс лет), над ними – моренный горизонт поозерского времени (17 тыс лет). От этой наглядности планомерного перехода различных фаций отложений одна к другой и примечательно данное место. Его изучали в своё время ведущие белорусские геологи-четвертичники, потому побывать здесь – особая честь. Обнажение вполне неплохо сохранилось – рассмотреть древний аллювий удалось легко. Скрыта от глаз только морена – чтобы к ней пробраться нужны серьезные силы для ликвидации мощного куска дерна, что сполз по склону и укрыл почти половину обнажения.

Двина в месте впадения, как и ожидалось, – широка и достаточно быстра. Идти к Суражу нет смысла – ищем стоянку. Немного ниже устья Усвячи примечательное место вдоль левого берега. На реке здесь большое количество островов, много разных проток. В крайней левой – огромное количество валунов и достаточное количество воды – вот где пришлось маневрировать! Вечер был красив, место тоже – решили остановиться именно тут. На берегу дедуля косил траву – он не возражал против нашего соседства и предложил присоединяться к костру, что жег его внук на высокой террасе Двины. Подняв туда все вещи, мы оказались на одной из лучших стоянок за всю поездку.
За день по воде: около 32 км

8 день

Утро было погожим – прогноз погоды не подвел и два последних дня мы пройдем под безоблачным небом и при жаре. На воду на этот раз вышли не рано (что значит, не было комаров и дождя), около 9-15. Я, правда, до этого успел полазить по многочисленным проходам среди валунов в протоке реки на разгруженной байде в одиночку – отличные впечатления, заодно разведал проход для груженых лодок.

Очень быстро прикатили в Сураж. «Тройка» ушла вперед и поджидала нас в устье Каспли. Там оказалось интересно – чуть выше устья через Касплю переброшен высокий мост – а под ним – веселый порожек. Решили, что уровень прохождения препятствий нужно повышать – и двинули туда. Лодки разгрузили, протянули наверх – и начали кататься.
Порожек (наверное, его можно назвать самым простым порогом, падение-то присутствует визуальное) состоит из трех частей. Первая, левый берег. Особенность в том, что сначала вода идет по бетонному желобу, после которого самым мощным на пороге сливом падает прямо на опору моста, огибая основным потоком её справа. Воды тут много, камни зацепить можно только на выходе, а главная особенность этого места – увернутся от опоры моста. В общем, в этом нету ничего сложного – обе наши лодки с этой задачкой справились.
Вторая часть – центральная, главный поток реки идет между двумя опорами моста. Тут куда интереснее, сложностей здесь больше, как и вариантов прохождения. Много торчащих валунов, техногенный мусор. Одна из траекторий расположена строго по центру, её линия простая, ровная – нужно только правильно на неё зайти. Вторая траектория проходит под правой опорой, причем нужно сделать два виража – сначала обойти камень на входе в главный слив – направив лодку к опоре моста. А затем нужно вырулить в другую сторону – и обойти сваленную у опоры кучу разного деревянного мусора. Штука в том, что на первой стадии поток направлен весьма интересно – он мощно бьет прямо в опору моста. Прошел там два раза – всякий раз прижимало к опоре довольно серьезно. Наверное нужно экспериментировать со скоростью входа – по идее она должна быть высокой (главное не влететь в кучу мусора за опорой, "пробивая" прижимающую к опоре струю). Интересное, в общем, место.

Третий проход – под правым берегом. Мы туда не пошли. Показалось, что для наших посудин там мало воды, к тому же там еще больше всякой техногенщины было. Но попробовать, конечно, можно.
Недалеко от моста в Сураже есть магазин, отсюда можно также надежно уехать на Витебск автобусом. Но наш путь лежал по воде.
На окраине Суража расположены сразу три опорных разреза верхнего плейстоцена, однако, ни один из них обнаружить не удалось. Разрезы Чёрный Берег и Борисова Гора очевидно остались скрытыми густой стеной кустарников по пойме реки. Разрез Диснениново мы, в общем-то, нашли, но он оказался полностью заросшим высокими травами. Двина после Суража делает излучину к северу, здесь довольно интересно, в русле острова, валуны. Самый большой остров - у д. Островские. Немного ниже его мы остановились на обед на замечательном маленьком островке посередине реки.

После обеда следовал довольно скучный участок до д. Курино, где опять прошли цепочку русловых островов, после которых появились столбы навигации – начало судоходства теперь отсюда. Начиная от Курино стали становиться всё выше и выше берега, с сосновыми борами, отличными для стоянок. Чем ближе к Рубе – тем больше на берегах дачных домиков, больше людей на берегах, рыбацких лодок. В Лущихе увидели пришвартованную баржу с песком и буксир, – значит, по «Рубским порогам» судна ходят. Прошли чуть дальше, и близко к правому берегу сели на мель. Это было не простая мель.

Уникальное для Беларуси место начинается тут. «Рубские пороги» - это выходы плит доломитов девонского возраста на поверхность по руслу реки и её пойме. Если бы Двина врезалась тут, хотя бы на метр–полтора глубже – у нас бы была своя Мста, и слово пороги не пришлось бы брать в кавычки. А так они только мешали судоходству, и русло было искусственно углублено. Разумеется, по фарватеру – потому-то ближе к берегу мы и сели на мель. Волнительный момент. Шаг за борт – и ты стоишь на породах, что здесь уже 380 миллионов лет…

Показался мост трассы М8, а перед ним могучий отвал карьера Гралево. Под ним – интересное место. На левом берегу кипящий котел воды – сброс из этого самого карьера. Вода холодная, чистая, бежит к реке, бурля на камнях, – мы даже попробовали к нему по потоку подойти на лодках, а затем напрямую к котлу – пешком. Удивительные ощущения. Стоишь как будто на пирсе бушующего моря – брызги воды и этот особый, свежий запах, который ни с чем не спутать.
За мостом трассы – самый пик «Рубских порогов», по левому берегу тянутся пятиэтажки и гаражи поселка Руба. Очень много валунов, очень быстрое течение, несет так, что грести не нужно. Мы ищем место на левом берегу - сосновый бор на перемычке карьера «Руба» и реки. К месту подходим точно, маневрируя среди валунов. Здесь доломиты выходят не просто по руслу – плиты слагают сам берег, поверхность поймы. От увиденного сегодня я в полном восторге – все единодушно признают, что этот день был самым интересным с начала пути. А для того, чтобы взойти на место стоянки пришлось сначала внести лодки по крутой бровке террасы, а затем протянуть их еще 150 метров по лесной дороге. Но место того стоило.
За день по воде: около 40 км

9 день

Карьер «Руба» ныне закрыт и затоплен, однако выглядит от этого не менее живописно. Вообще, это второй карьер по величине из четырех (Гралево – крупнейший и действующий, Верховье и Тяково-Койтово – также закрыты на правом берегу Двины), в диаметре около 700 метров, глубиной порядка 30-35, из которых 20 метров – ныне под водой. Желтые кавернозные девонские доломиты выходят здесь на поверхность уступами до 8 метров, обрываясь отвесно в новообразованное озеро. Также стенки карьера дают представление о строении четвертичной толщи района – поозерская морена, водно-ледниковые пески здесь вскрываются выше. На востоке от карьера гора вскрышных пород, там же – ныне оборудованный пляж поселка Руба (гродненцам бы их пример, а не засыпать меловые карьеры).
Мы расположились на северо-западной стенке карьера, и утром, для более детального просмотра всего вышеперечисленного спустили «тройку» вниз и обошли карьер по воде по периметру. Отличный момент всего похода, который уже близился к завершению.

Не спешили на этот раз с выходом, около 10-30 ушли от места последней ночевки. «Рубские пороги» продолжались, река шумела по плитам девонского доломита и через валуны четвертичного времени у берегов, а на фарватере часто возникали небольшие валы. Скорость течения при этом была весьма впечатляющей – до района Рубы Верховье добрались незаметно. Верховье имеет пятиэтажки, в них живут в основном работники крупной птицефабрики, что напоминала запахом не самого приятного впечатления о своём присутствии задолго до неё. Также здесь осмотрели закрытый и затопленный карьер «Верховье» - по виду он много скромнее той же «Рубы».

От Верховья до устья Лужеснянки очень красивый участок реки. Долина глубокая, покрыта лесом, русло слабо петляет. От устья Лужеснянки и до самого начала Витебска – на берегах полно народу в этот жаркий выходной день. Здесь уже знакомые места – месяц назад шли здесь, закончив маршрут по Лужеснянке. Теперь по Лужеснянке и вовсе пройти сложно, совсем мелкая.
В Витебске курсируют два туристических теплохода («Витебск» и «Северная столица»), что под музыку показывают как выглядит центр «Славянского базара» с воды. Один теплоход совсем не спешил вниз по течению и мы его обогнали. Река делает поворот направо и уже сияют золотом купола восстановленного огромного православного храма, показывается театр и конструкция моста Кирова. Финиш!

На часах 13-00. Мощный ливень не дал спокойно собраться и сушиться. Пришли делегированные за билетами Оля и Нина – билеты на Минск оказались только на дополнительный 35-ый поезд в сидячий вагон (Нина и Дима при этом свободно взяли билеты на Полоцк – Гомель до Гомеля) – потому собирались очень спокойно. К 20-15 пришли на вокзал, сдали вещи в камеру хранения, проводили ребят на Гомель, и втроём уже гуляли по вечернему праздничному городу. Такого движения народа на улицах Витебска, право, я не видел. Фестиваль действительно фестиваль и в этом компоненте себя оправдывает. Дорога на Минск в «сидячке» была не очень приятной, в 1-10 отправились, в 5-45 прибыли.
За день по воде около 17 км. Общий километраж: около 251 км (GPS+карта, из них по воде: около 196 км)

Таким образом, водные походы по Городокской возвышенности и около мной завершены по пяти классическим и не очень маршрутам – Оболи, Усысе, Ловати, Лужеснянке, Овсянке. С замечательными результатами, стоит сказать! Спасибо всем-всем-всем!