Поход по реке Страча

Начало путешествия:
Конец путешествия:
Участники путешествия: andy t, Пянтковский Коля, Романовский Сергей, Сороквашин Антон, Михей, Кравец Оля, Путов Антон, Нурская Юля

Начало каждого водного сезона у меня прежде ожидалось с огромным нетерпением - побыстрее бы сесть в лодку и махнуть веслом. Но вот зима этого года. Сначала она долго не могла собраться с мыслями, потом кажется пришла и наделала льду… Но её запала хватило не надолго – в итоге с конца февраля пошло ожидание скорого водного похода. Вместе с этим тревожные мысли об отсутствии снега, паводка и т.д. и т.п. Пробуем подумать про Псковщину. Друг Коля делает разведку – реки там текут пока не все, лёд держится. Потом вместо 5 свободных дней получается только 3. Значит Беларусь. Страча давно заслуживала быть посещенной – почему бы и нет? Опытные друзья относятся с осторожным недоверием – кто-то говорит «не стоит», кто то «будет прорыв по льду», а кто то и «зато завалов будет меньше». Общая мысль одна – воды будет мало. Тем не менее, маршрут поддерживают – Михей, Коля из Пскова, два Антона, Оля и Юля. Все - на Страче еще не бывали. За несколько дней до старта группу усиливает Сергей Романовский – хорошая новость, слабых экипажей не будет. Прогноз погоды на 15-16 марта обещает нечто с ветром, снегом и нулем. Тогда идем четверг – субботу! Никто не соскакивает, все полны решимости открыть сезон воды-2014 и вечером в среду 12 марта мы выезжаем.

-1-
Едем максимально быстро и дешево, как можно только можно попасть на Страчу. А именно: дизель-поезд Минск – Гудогай до Сморгони (отправление 17:55, прибытие 20:02) и далее заказной микроавтобус до моста у д. Поповцы (около 75 км). В пятницу вечером этот дизель идет битком и люди стоят, но в будний день мест хватает. В пути «капитанским советом» с Михеем, Сергеем и Антоном обсуждаем жизнь вокруг предстоящих трех дней. Решаем, что спешить на маршруте нам точно никуда не нужно, зато обязательна пешая прогулка по "Голубым озерам". Закончить хорошо бы в Михалишках, но очень вероятен лёд перед Ольховкой – вопрос о финише решаем оставить на погоду-настроение.
Сморгонь - вечерний город за окном буса, затем Вилия с малой водой под мостом и милые деревушки дороги на Свирь. Дорога Р95 между Вишнево и Свирью особо красива, идет вдоль озера, которое во льду. Хороший асфальт, но на границе областей 8-километровая «вставка» гравия. Свирь и красивый костел, а у костёла следующей деревни по пути - Константиново - нас поджидает 8-ой участник похода. Коля приехал сюда автостопом из Пскова ровно за 15 минут до нас. «Строго по графику!»
Долго ищем поворот на Роскошь – начинать от Бол. Швакшт не планируем, ибо лёд. Поворот не обозначен и до деревни представляет собой обычную лесную дорогу. Водитель был в лёгком шоке, но не паниковал и привез нас к старту к 22 часам. В свете фар табличка «Страча», лунная звездная ночь, водичка журчит под мостом – вот так, неожиданно рано, открываем сезон!

-2-
Утро солнечное – на полянке с ольховой рощей (дров пока достаточно) собираем наш флот: Таймень-2, Маринка-2, Касатка-2 и Хатнага-3. Антон с Юлей стартуют первыми около 11 часов, мы с Колей последние около 11-20. До этого я чуть прошелся на новой для себя «Касатке», дабы немного «ощутить» лодку. Ощутилась сразу, отличия от Т2 есть, конечно, но каркасник есть каркасник. Это тема для отдельного разговора и для тех, кому интересно.

  

Итак, мы замыкаем группу, Страча узкая, 2-5 метров, петляет среди камышей, течение ощутимое. Воды, судя по мосту у старта, меньше, чем мы видели в многочисленных других весенних отчетах. Мой матрос-дебютант Коля в полном восторге от такого начала, с запалом пытается грести (получается через раз). Тем не менее, постепенно мы нагнали Михея и Олю, а затем и остальные лодки, которые поджидали нас в расширениях русла реки в болотистой пойме. Всё здорово, прямо по курсу величественный сосновый бор (к нему река так и не подходит), потом поворот реки к югу. Чем дальше – тем выше лес на берегах, сами берега также всё выше. Здесь еще повсеместно по обоим берегам над рекой нависают ледяные забереги, причем по их положению видно, насколько уже успела упасть вода с ледостава – от 20 до 50 см в разных частях реки!

  

По правому берегу прошли красивую оборудованную стоянку. В русле появляются отельные камни и быстрины. Везде проходим не задевая дна, так что повод для оптимизма у нас есть. Встречаются и редкие, несложные завалы.
У деревянного моста перед д. Станчики останавливаемся для прогулки. Идем смотреть котловину озера Болдук (5-ое место по глубине в Беларуси, 39,7 м). У деревни проходит озоподобная напорная гряда, которая замыкает котловину озера и северо-востока и востока – отсюда отличный вид на озеро.

   

Дальше к югу река всё ближе подходит к Константиновской гряде – выше борта долины, становится больше валунов в русле. В районе впадения ручья из озера Бол. Болцык долина её разворачивается к северо-западу – река входит в область рельефа Глубельской котловинной ложбины. Немного после деревянного моста дорожки от Грумбинентов на оз. Болдук, у очередного завала, обедаем. Долина реки здесь красиво ограничена высокой озоподобной грядой, обрамляющей глубокую котловину озера Болдук с юго-запада. Очень тепло, поют птицы и летают бабочки, кажется, будто конец апреля.

 

Далее река течет в понижении между отдельными невысокими грядами – по берегам красивый лес, в русле неглубоко, но проходимо, постепенно нарастают числом несложные завалы. К 17-15 достигаем подвесного мостика из тросов на тропе между озерами Глубелька и Болдук. Мост не оставил равнодушным никого – походили, покачались, фотографировались. Хатанга здесь изобразила что то наподобие тюленьего старта с обширной забереги.

  

Скоро устье Лынтупки – но его на свой позор не замечаем и проскакиваем дальше. Река поворачивает на юго-запад и теперь пересекает напорные моренные сооружения (которые часто надстроены озовыми образованиями) и отдельные озовые гряды. Долина становится значительно глубже, борта очень круты и высоки, по 20-30 метров. Завалы становятся более «комплексными», всё больше отдельных валунов в русле. Забереги почти сплошные – еще неделю тому, здесь, видимо, лёд русло перекрывал. Но мы идем по прежнему без проблем и посадок на мели. Вечереет. Стоянку выбираем на высоком левом берегу в ельнике. Ночью гитара и прогулка по ночному лесу на озеро Глубелька. В лунном свете эта местность также незабываемо красива!

-3-
Утро пятницы начинаем с перехода по реке к пешеходному мостику у автостоянки на дороге Р95, откуда большинство посетителей знакомство с заказником «Голубые озера» и начинает. 2 км по реке шли не быстро – долина реки по прежнему глубоко врезана. Здесь довольно много завалов разного качества. Малую часть пропиливаем, больше протаскиваемся. Течение ускоряется на перекатах – сочетания завалов и быстротока в высокую воду здесь будет весьма интересным, но сейчас всё элементарно просто. У нас только один завал не выдержал веса Антона и Юли (при протягивании лодки), в итоге они частично побывали в воде. Красивый отрезок маршрута разнообразен также высокими бортами долины с природными обнажениями песков, песчано-гравийных смесей и морен.

   

Пешую прогулку от мостика и беседки на туристской тропе начинаем около 12:00. Маршрут, знакомый многим: р.Страча – обзорная площадка «долина реки Страча» - оз. Мёртвое – оз. Глубля – оз. Глубелька – обзорная площадка над Глубелькой (+ обзорная сосна) – озовая гряда на тропе Глубелька–Болдук – оз. Глубелька – оз. Глубля (с востока) – р. Страча. Запомнились прогулки по льду озера Глубелька (увиденные на озере дайверы сказали, лёд толщиной 20-40 см) на островок. На обзорных площадках, откуда мало что видно (для лучших видов нужно забираться на деревья) рассказываю ребятам про сложный рельеф этих мест. Если просто, рельеф здесь связан с деятельность Глубельского выводного ледникового языка, который внедрился с севера от краевой зоны Свентянских гряд в пределы радиальной Константиновской гряды. Язык значительно переуглубил понижения в своём ложе – так возникали наиболее глубокие и обширные понижения заказника (ныыне заняты озерами Болдук, Глубелька, Глубля, прудами Омежа и др). Материал, который выжимался ледником из этих котловин составил ядра будущих озовых гряд на юго-западных бортах котловин (т.н. гляциотектонопары). При таянии ледника озерные котловины оказались перекрыты полосами мертвого льда, а в пределах поднятий начинали работу водно-ледниковые потоки талой воды, которые сформировали сложную сеть озовых гряд местности. Вся талая вода в итоге устремлялась на юго-запад, где в районе д. Ольшево по сквозной долине уходила за Константиновскую гряду. Эта сквозная долина ныне унаследована долиной реки Страча, по которой нам предстояло продолжить путь.

   

После легкого обеда и не очень выразительного отрезка с немногочисленными завалами к 16:20 мы приходим к началу участка прорыва Константиновской гряды, который тянется около 1,5 км и заканчивается несколько ниже моста в д. Ольшево. Участок красивый. Начинается он с фрагмента насыпи и столбиков в русле от бывшего моста узкоколейки общего пользования Лынтупы – Кобыльник (Нарочь), затем следуют постоянные перекаты, с камнями и несложными завалами. По нашей воде всё проходимо бех осложнений.

  

Кульминация участка сквозной долины – порог на месте бывшей мельницы перед мостом дороги Р95 в д. Ольшево. Конечно, это не единственный подобный техногенный порог у нас в стране (о чем можно прочитать в некоторых отчетах). Порог, тем не менее, красив. При приближении к нему сверху по реке чётко видна линия «горизонта», падение около 0,6-0,8 м (по нашей воде), слив один – по центру, на выходе опасные камни, которые нужно обойти слева. В общем, ничего сложного. Но лучше просмотреть, тем более место красивое, в д. Ольшево видны каменные сооружения усадьбы. Сергей и Антон, а также Антон и Юля прошли порог без просмотра хорошо. Мы просмотрели и тоже всё хорошо получилось. Замыкала «Маринка» с Михеем и Олей - зашли почти также, как и мы, но странно, чуть правее главной струи поймали камень и испытали несколько не самых приятных ощущений, пока с него снялись.

   

Дальше за порогом река по прежнему быстра, с редкими завалами. В 1,5 км ниже по течению бывший мост (остатки деревянных свай) и пешеходный мостик действующий – начиная отсюда, река входит в область развития водно-ледниковых конусов выноса (обнажения песков по крутым бортам долины повсеместно) и постепенно замедляется. Скорость передвижения замедляют локальные завалы. К 18 часам мы понимаем, что погуляли сегодня на славу и сможем заночевать на отличных стоянках до канализированного участка, что и делаем. Пожалуй, мы остановились на последнем таком месте до болот – принцип «лучшая стоянка через 200 м» на следующее утро не сработал!

  

-4-
Зато сработал прогноз погоды. Оживился ветер, с утра сплошная облачность. Пока готовили завтрак, пошел постепенно усиливающийся дождь, который шел с перерывами около трех часов. За это время мы успели собраться, выйти на воду, войти на канализированный отрезок Страчи. Под дождем на канале грустно – но в общем там не так уж плохо. Иногда для разнообразия и такие пейзажи хороши. Тем не менее, на подходе к д. Селевичи дождь и ветер усиливаются, берега голые, постепенно повышаются. Тут было холоднее всего – народ неслабо промерз, начали разговоры про то, что бы сняться в Большой Страче.

  

Под мостов в Селевичах неплохой порожек. Не закрыл юбку и как на зло схватил на ноги водички с небольшого вала. «Маринка» и «Хатанга» на ветреных участках отстали, ждать их на порожке нету вообще никакого желания, мерзнем, температура, по ощущениям, уже успела понизится до +2-3. Но к симпатичному хутору Будышки глубокая долина реки спрятала нас от порывов ветра, потом закончился дождь и даже начали возникать разрывы в облачности. Долина пересекает здесь радиальную Свирскую гряду (соседняя с Константиновской). И река здесь очень хороша! По нашей воде я бы назвал этот отрезок наиболее техничным на маршруте. Сергей, который бывал на Страче в большую воду был удивлен – все перекаты при высоком уровне скрыты и представляют собой участок быстрого течения без осложнений. А у нас – каменистые перекаты один за одним, неявные траектории движения, множество крупных камней. Пойдешь не туда - повисишь на камнях, другой раз пробираешься по мели – каменистому шкуродеру. Очень понравилось. В итоге к плотине мельницы у Большой Страчи, где уже начало солнце выглядывать, настроение к всех отличное и опять появляются лозунги «до Ольховки как минимум!» Разделяют такой оптимизм, правда, не все – в итоге я решаю дойти до устья Свирицы у д. Алёшки, а там уже и микроавтобус из Сморгони вызывать. Ветер гонит новые тёмные тучи.

 

Плотина в нашу воду показалась сразу не проходимой. Но Антона на «Хатанге» это не остановило – они с Юлей первыми прыгают в правый слив, причем по центру, врезаясь на выходе в бетонную плиту справа. Антон не советует нам идти, говорит, цеплял плиту на всем отрезке слива. Но как он шел - это и не удивительно. А что если пройти без матроса максимально прижимаясь влево, к быку? Решаю проверить – и успешно, лодка мягко соскальзывает в слабое подобие бочки на выходе. Сергей и Михей следуют тем же путем и также успешно. Не хуже была горочка в левом проходе, также близко с быком.

 

В 13:45 выходим на заключительный отрезок маршрута. Страча здесь проще – долина расширяется, повсеместно к руслу примыкает высокая луговая или под кустарником пойма. В 14:10 мы в устье Свирицы. Попытка подняться вверх заканчивается ничем – чистая вода речки течет весьма скоро, в русле встречаются несложные завалы. Уж лучше мы потом Свирицу вниз по течению пройдем, а заодно, может быть, и Страчу завершим, да до Михалишек наконец, доберемся по воде! А пока проходим еще с километр по реке и у новой бани на окраине села Алёшки завершаем маршрут.

 

Дрова есть от строительного мусора, полянка для сбора лодок хорошая, машина ждет на улице деревни. Готовим обед, но начинается противный дождь с ветром. Около 17:15 уезжаем ровно под максимальное усиление ветра и дождя. По дороге на Сморгонь на некоторых участках машину бросало ветром в сторону. Температура за бортом, оказывается, всего +1.
В 18:40 уезжаем дизелем на Молодечно, во время ожидания на платформе начинает падать снег. Отличный поход, который вовремя завершился!:) В Минске были около 21:40, а Коля был дома только к обеду следующего дня. У всех участников в последней электричке были схожие вопросы – куда в следующий раз? Водный сезон то открыт!

Выводы:
Страча не зря самый популярный водный маршрут Беларуси. Нескучная река и замечательная по красоте, может быть, наиболее живописная в стране, местность тому объяснение. Причем интересна она по любой воде, позволяющей проходить перекатистые отрезки без проводок.Чем выше вода – тем веселее будет на отрезке Станчики – Ольшево. Но не так интересно будет ниже Селевич. Варианты начала маршрута всем хорошо известны – если нет льда на Швакштах, от урочища Глубокий ручей, если лёд – то от моста между Поповцами и Дубровщиной. Вариантов завершения, множество, если пользоваться заказным автотранспортом. Кто хочет сэкономить на этом, может заказывать как мы, машину из Сморгони. Стоянки есть на всем протяжении пройденного нами маршрута, кроме болотистого стартового куска и от начала канализированного отрезка до примерно хут. Будышки.

 

Спасибо за внимание, всем хороших походов в новую навигацию!

Андрей Вашков