Вязьма – Днепр или Днепровский марафон. 

Август 2019 г.

Участники: Журавлёв Василий
                      Козлитин Алексей
                      Халымон Дмитрий
                      Хатько Юрий

 

Желание пройти длинный маршрут в жёстком режиме возникло не спонтанно. До этого была Ловать 408 км за 10 дней, затем «догонялки на Березине», когда мы за сутки прошли 84 км, затем был Ловатьский марафон, когда мы с Алексеем Козлитиным прошли за 10 дней 472 км.  К тому же, совсем не лишне иметь представление о пределе своих возможностей. И вот  выбран маршрут Вязьма-Днепр, во-первых, маршрут удобно расположен, во-вторых, никто из нас там не был.

12.08.19 Рано утром высадились на мосту перед Вязьмой. Под мостом удобная площадка для сборки байдарки, но вид реки и, особенно, запах вызывают отрицательные эмоции: администрация города Вязьмы явно экономит на очистных сооружениях. Река захламлена остатками стройматериалов (арматура, камни, куски бетона и бетонные конструкции), которые придают реке вид шиверы. Река  не радует: кроме мерзкого запаха - крутые и сильно заросшие берега крайне неудобные для швартовки и стоянки. Фото 1. В воде через некоторое время появляется обильная водяная растительность, которая старается сделать то, что не удалось очистным сооружениям. Это удивительно, но к тридцатому километру вода в реке становится чище и прозрачнее, мы даже встретили дайвера, занимающегося подводной охотой. На тридцатом километре низкий подвесной мост, тут же на правом берегу вполне приемлемое для  стоянки место. Фото 2. Но мы остановились на ночлег на 35-м километре на левом берегу на рыбацкой стоянке.  Это просто участок ровного берега с выкошенной травой и удобным выходом. Фото 3.

  

Пройдено 35 км.

Второй день

По левому берегу тянется территория охотхозяйства. На 36-м и 39-м километре деревянные пешеходные мостки. За вторыми мостками брод, на правом берегу есть место для стоянки. Нельзя сказать, что место хорошее, но других мест для стоянки просто нет: берега крутые, заросшие высокой травой и кустами и для стоянки непригодные. Река обильно зарастает камышами, осокой и прочей водной растительностью, что несколько затрудняет прохождение, но это нас не огорчает потому, что вся эта растительность способствует очищению воды. И, действительно, вода в реке визуально чистая, прозрачная, запаха нет, и уже ничто не напоминает о вчерашнем кошмаре.

На 46-м километре на высоком левом берегу беседка, а в 50 метрах ниже – выход на берег, правда, не совсем удобный для швартовки, да и больше одной лодки к нему подойти не могут, поэтому высаживались по очереди. К беседке ведёт тропа, лес вокруг красивый и чистый, а сама беседка сделана капитально: на металлических сваях, с деревянным полом и металлической крышей.  Надо сказать, что для реки характерной чертой является крайнее неудобство выхода на берег: крутые, высокие и сильно заросшие берега. Есть, конечно, и исключения, например, на 75-м километре серия песчаных пляжиков, песчаных отмелей, а справа в реку через галечную отмель вливается чистый ручей. На фоне прочих пейзажей место интересное, хочется остановиться, но одновременно замечаешь, что с дровами тут плохо. Потом такие ситуации будут встречаться часто: если есть неплохое место с удобным выходом, то с дровами всё  наоборот. Следующие 10 км река течёт в берегах совершенно неудобных для стоянки. Только на 86-м км нашли пологий выход на левый берег. Берег луговой, трава не очень высокая, примерно в километре от нас видна деревня, а за дровами ходили вброд на правый берег. Фото 4-6

  

Прошли 50 км.

Третий день

Конечный участок Вязьмы мало отличался от того, что мы прошли, разве что берега стали выше. На  96-м километре вошли в Днепр. Днепр конечно шире, но неглубокий, а характер берегов совершенно не поменялся. Когда я составлял кроки маршрута, то заметил на карте по берегам рек множество деревень. В действительности на берегу деревень нет, все деревни располагаются в километре от берега, что создаёт иллюзию ненаселённой территории. Заночевали на левом пологом берегу с песчаным пляжем выше деревни с необычным названием Никола Погорелый. Фото 8.  В этот день мы прошли  ещё 51 км.

 

Четвёртый день

Утром, проходя упомянутую  выше деревню и мост, встретили на берегу только две больших частных усадьбы, а самой деревни в обозримом пространстве не заметили. Планировали посещение магазина в деревне, но берега были настолько неприступные, что решили не высаживаться и магазин не искать. На 143-м километре по левому  берегу зона отдыха, пляж, спортивные сооружения и домики, что-то вроде дома отдыха. На 146-м километре река образует остров, идти лучше по правой протоке, она короче приблизительно на километр. На 149-м километре проходим мост на шоссе М-1. Под мостом несложный порожек. Ниже моста стали часто встречаться  пологие берега,  песчаные пляжи, нам стало казаться, что река поменяла свой характер, но на подходе к Верхнеднепровскому берега стали снова неприступными, и мы с трудом нашли место для стоянки на левом галечном берегу ниже автомобильного моста, пройдя в этот день около 57 километров. Фото 11. Место для ночёвки было неплохое, но поиск дров потребовал много времени и усилий.

 

Пятый день. 

Ночевка была между Верхнеднепровским и Дорогобужем, поэтому утром мы запланировали поход в магазин в Дорогобуже. Правда, до Дорогобужа оказалось значительно дальше, чем мы предполагали. Чтобы посетить магазин, пришлось швартоваться перед мостом справа, потом по мосту переходить на другой берег, где находится большой супермаркет «Пятёрочка». Почти весь день шёл дождь, место для стоянки выбрать было довольно трудно. Прошли около 53 километров и остановились на левом берегу.  Место для стоянки по нашим стандартам было плохое, но день заканчивался, и мы решили не рисковать.

 

Шестой день.

На 246-м километре понтонный мост. Обнос. На левом берегу есть место для бивака. На правом берегу территория охотничьего хозяйства.  На 256-м километре справа водозабор. 276-й километр металлический мост лежит практически на поверхности воды, обнос. Река практически не меняется. Те же берега, разве что меньше стало кустов и больше деревьев. Появляются места, где можно выйти на берег, но никаких других достоинств эти места не имеют. На 295-м километре совершенно неожиданно для нас на правом берегу пологий выход на берег, откуда тропа ведет к небольшому лесу, на опушке которого высокие сосны и ель. Красивое и удобное место, дров тоже достаточно. Даже дождь не испортил общего впечатления.  Прошли 52 км.

Седьмой день.

Прошли приток справа, за ним автомобильный мост. Оказывается, это было место, где в 1941-м году была Соловьёвская переправа, но мы поздно сообразили и на берег не выходили.   Река стала немного живописнее, по берегам встречаются дубы, липы, встречаются песчаные пляжи, отделённые от остального берега полоской ивовых кустов. За кустами  можно найти ровную площадку для лагеря. В одном из таких мест мы остановились. На стоянке нас ждал стол и скамейки. Висел плакат, на котором была изображена свинья и стояла надпись: «Забыл убрать – не забудь похрюкать». Фото 12.

 

Прошли 51 км

Восьмой день.

Этот день ничего качественно нового нам не дал. По-прежнему берега малопригодные для стоянок, мы даже волновались, будет ли перед Смоленском приличное место для ночёвки. К вечеру прошли под железнодорожным мостом. Ниже моста Днепр широкий, течение слабое, берега заросшие. Уже показался автомобильный мост Смоленской объездной дороги, как мы обнаружили на 394-м километре брошенный причал, покрытый досками. На этом причале и переночевали. Фото 13. Можно было и на берегу переночевать, была и неплохая поляна для этого, но захотелось на причале, прошли  51 км.

 

Девятый день.

Идём через Смоленск. Сначала хотели осмотреть город или,  хотя бы, Смоленский кремль, но потом решили, что одного дня всё равно не хватит, а проблема с ночёвкой может возникнуть. Полюбовались Смоленском с воды, высадились за третьим мостом и посетили магазин возле автовокзала.

  

 На 414-м километре сброс воды из очистных сооружений. Конечно, река от этого чище не стала, но  и такого ужаса как в Вязьме, тоже не было. Решили посетить мемориал в Катыни, уточнив предварительно у местных рыбаков, какие есть видимые с воды ориентиры.  Нас ориентировали на бывшие обкомовские дачи, которые мы не без труда рассмотрели среди густой зелени. Высадились у остатков причала, поднялись по полуразрушенным ступеням и подошли к первому пустующему зданию. Из-за угла выскочила довольно серьёзная собака, и нам пришлось стоять и ждать, пока не пришёл охранник. К счастью,  охранник оказался спокойным и доброжелательным человеком, который, выслушав нас, посадил собаку на цепь, провёл нас через территорию, открыл нам ворота и объяснил, куда нам идти. Так мы оказались на территории мемориала.

         Вернувшись в Минск, я стал спрашивать своих друзей, что они знают о Катыни. Все, кого я спрашивал, отвечали, что это место казни и захоронения польских офицеров. Я и сам так думал раньше, пока не побывал там.  Меня  буквально ошеломило то, что Катынский лес – это  место, где многие годы работал кровавый конвейер по уничтожению и тайному захоронению наших соотечественников. Там погибли более восьми тысяч  людей, которых руководство коммунистической партии объявило «врагами народа», считая себя при этом, «умом, честью и совестью нашей эпохи».  В лесу создан мемориал, посетители которого ходят по специальным мосткам, а не по земле, потому что весь лес вокруг – это сплошная могила. Поисковые работы продолжаются до сих пор. В центре мемориала памятник и длинная стена, где висят доски с установленными фамилиями расстрелянных.

 

Фото 15-20. Этих имён тысячи, но никто не сможет сосчитать тех, после которых не осталось даже имени. Были мы и на территории польского кладбища, там создан также вполне достойный мемориал. Фото 21-28.

  

  

Я с уважением отношусь к погибшим гражданам Польши, «вина» которых лишь в том, что они защищали свою родину. И, всё же, это только малая часть той трагедии, которую пережил наш народ. Очень символично то, что обкомовские дачи находились в непосредственной близости от этих страшных мест.  Как им спалось  на этих дачах?

Прошли 52 км и заночевали на левом берегу в устье чистого ручья

 От берега едва заметная тропинка привела нас к  лесной  полянке в 50 метрах от реки. 

 Десятый день.

Река совершенно без изменений. Только слева долго тянулся сосновый лес, но подходов к нему не было. Подошли на 482-м километре к границе РБ, прошли по границе и  затем уже окончательно вошли на территорию РБ. Шли мы в этот день долго и напряженно. Во-первых, хотели пройти расстояние побольше, чтобы пораньше закончить маршрут, во-вторых, никак не могли подыскать место для ночёвки. В итоге прошли 62 километра, зато дошли до прекрасно оборудованной стоянки на правом берегу с беседкой, запасом дров и плавучим причалом. В этот день мы перевалили пятисоткилометровый рубеж. Дима сказал, что Александр Григорьевич был бы нами доволен: «каждому попиццот».

Одиннадцатый день.

Этот день стал финишным. Оставшуюся  двадцатку мы прошли «на  одном дыхании» и финишировали возле спасательной станции перед мостом в Дубровно. Отсюда метров 800 до автовокзала, оттуда без проблем в Оршу и далее электричкой в Минск.

 

 

Итоги и выводы

  1. Пройдено 533 километра за 10 ходовых дней (если начальный и конечный день считать за один)
  2. Деревень, а значит и магазинов, на берегах нет. Реально пополнить запас продовольствия можно в Дорогобуже и Смоленске.
  3. Если планировать начало (окончание) маршрута в Смоленске, то желательно выделить время для осмотра города.
  4. Маршрут нельзя отнести к категории простых и комфортных из-за затруднений в выборе мест для стоянки.
  5. Я благодарен своим товарищам за проявленное терпение, выносливость и психологическую устойчивость

                                                                  Журавлёв В.В.
                                                        Фото Козлитин А.В.