Река Алоль (Алоля)

 16.04 – 21.04.2017

    Исток реки Алоль расположен на Бежаницкой возвышенности (озеро Арно) на территории Болгатовской волости Опочецкого района, а далее течёт по Кудеверской волости Бежаницкого района. Затем погранично по территориям Опочецкого района (Глубоковская волость) и Пустошкинского района (Щукинская и Алольская волости).

    В зимнее межсезонье, когда озера и реки стянуты льдами, а на полях и в лесу сугробы снега мы с Викторовичем выбираем реки на предстоящий сезон открытой воды. Каждый из нас занимается поисками маршрутов раздельно, но при этом есть общий интерес – Псковская область России. В очередной раз перечитывая путешествия Кирилла Тихомирова (Kir2003) по Псковщине, я заострил свое внимание на упоминании реки Алоль и ее фото. Так и была выбрана первая река сезона 2017. Дальше закрутилось: уже с февраля месяца начали подгонять графики на работе, заранее решать все домашние дела, подгонять снарягу. Изначально планировали ехать на Алоль (Алолю) двумя экипажами, однако по разным причинам второй экипаж поехать не смог, но мы отступать от задуманного даже и не думали несмотря на совсем не утешительный прогноз погоды и возросшие транспортные расходы – только вперед на встречу приключениям! 

    Отъезд из Минска и 1 день
   Выехали из Минска мы 16 апреля в воскресенье. Прямо у подъезда моего дома загрузились в заказанный микроавтобус Т4 и в путь. Выехали в 22.00. До истока реки Алоли, который находится на озере Арно добраться непросто. Анализируя все варианты выбрали прямую заброску, так как поездом близко к месту истока не подъехать, в любом случае требовалось бы после жд переезда автомобильная заброска, - стоимость прямой заброски и жд + авто по месту -  практически одинаковая. Расстояние получилось солидное: всего около 520 км на машине.

   Уезжая в Минске стояла холодная погода, около нуля, но без снега, только легкий дождик моросил, но уже на подъезде к Полоцку все освещаемое фарами пространство было плотно устлано снегом.

   Дорога до госграницы с РФ хорошая, поток машин слабый. За Юховичами (деревня близ границы, находится на берегу реки Нища) находится теперь пограничный пост РФ, Российские пограничники проверяют паспорта в упрощенном режиме – не выходя из автомобиля, вещи не проверяют. Тут же оформляем на автомобиль Российскую страховку, стоит она 11$. Далее через несколько минут езды стоит второй Российский КПП со шлагбаумом – тут нам предложили в обязательном порядке уплатить сбор за пользование дорогой ведущей на Опочку – 320 рос. рублей туда и столько же по возвращении этой же дорогой. Практически сразу за кпп дорога превращается в стиральную доску с вкраплением огромных лунных кратеров по которым более менее безболезненно может проехать разве что десятиколёсный всепроходимый марсоход. Наш водитель Денис, да и мы с Викторовичем не смогли сдержать смех на первых километрах этого аттракциона, недоумевая по поводу денежного сбора со стороны наших соседей – по видимому Россияне так шутят).
До Опочки едем по асфальту – дальше до местечка Кунино ( в 5 км от озера Арно) идут улучшенные грунтовые дороги, сильно на них не разгонишься. От Кунино идет колея, наш Т4 с ней справился и в 05.00 мы прибыли в вымершую деревню Дудино, которая некогда располагалась на высоких холмах обступающих озеро Арно. В наше время от деревни остались лишь заросшие бурьяном бывшие сады и огороды, разбитые дороги и полуразрушенные дома.

 Деревня Дудино Деревня Дудино

Утро встретило нас легким снегом и приличным морозом, когда выгружались из машины было минус 8 градусов. Чтож, мороз нам кстати: лучше мороз и снег чем дождь и грязь. Проходим 400 метров по Дунино и мы на берегу озера Арно. Наше приключение начинается!
Быстро пакуем вещи и продукты в гермы, все стараемся разложить максимально компактно, каждая герма собрана вещами одной группы необходимости – так сказать по прямому назначению. Рюкзаки с вещами, которые не страшно замочить привязываем веревками на носу и корме. Делаем фото Арно, общее фото и вперед!

 Озеро Арно Озеро Арно Викторович (слева), и я, Turiks

Арно проплываем быстро, местами оно еще во льдах, быстро находим исток Алоли, радуемся и смеёмся – мы этого ожидали и ехали, собственно, ради этого! Алоля на выходе из Арно мелкая, шириной чуть больше байдарки, красиво и главное – качественно завалена разнообразными препятствиями. Берега достаточно высокие, повсюду снег и лед.

 исток реки Алоль (Алоля) исток реки Алоль (Алоля) Погода делает настроение рабочим: мороз, ветер, снег

 Чистый участок реки)) Начинается веселье которого так долго ждали зимними вечерами. Место где было проще перерубить это дерево – чем обноситься одним из берегов, а за одно разогреться. На первых километрах Алоли встречаются участки где река растекается как бы болотцами, заросшими камышом и другой растительностью. Здесь только волок – отрезки 50 – 80 метров

Первый отрезок пути от озера Арно до Озера Ольховец обусловлен медленным продвижением вперед. Идем спокойно, не спешим, преодолевая массовые завалы. Снег, который нас встретил в Дудино будет сопровождать нас вплоть до утра 2 дня. Последние 100 метров перед впадением Алоли в озеро Ольховец непроходимы – обнестись можно только слева. Прямо напротив входа Алоли в озеро стоит остров с высокими берегами, небольшой – но стоянка на нем была бы шикарная. Берега вокруг озера в основном высокие, лес преобладает еловый и сосновый, местами есть березовые рощи, все во мхах.
Далее наш путь лежит к маленькому, едва заметному на картах генштаба озеру Пузырек, а от него к озеру Жилинское. За Ольховцом появляются участки где можно плыть, они небольшие, но радуют, двигаемся побыстрей.

 за 700 метров до озера Ольховец без подписи  

 Непроходимые завалы перед самым озером Ольховец Озеро Ольховец и остров напротив входа реки Местами после озера Ольховец можно плыть Препятствий все равно очень много – не скучаем

  Царский завал совсем рядом с озером Пузырек Викторович у остатков каменного моста, явно 18 – 19 век не позже Озеро Пузырек где – то за моей спиной

 

От затерянного маленького Пузырька до Озера Жилинского также местами можно плыть, отрезок небольшой, уклон Алоли становиться сильнее, местами мели. По всей видимости уже в мае в этих местах в основном будет протекать небольшой быстрый ручей – не более того.

 озеро Пузырек Озеро Жилинское

Первую стоянку сделали именно на Жилинском. На берегу этого озера была деревня Жилины, которая полностью вымерла в 1938 – 1939 годах. Сейчас нет признаков даже фундаментов, лишь пустошь напоминает о жизни в здешних местах человека в далеком прошлом. Вокруг озера глухой лес, берега очень высокие, местами с этих высоких холмов к озеру текут ручьи, возле одного из таких остановились и мы. К вечеру снег стал идти не так интенсивно, стал чувствоваться приличный мороз ( по прогнозу в эту ночь обещали до минус 11), собственно эта ночь в самом деле выдалась самая холодная. Мы осмотрели дальнейший путь еще вечером – поэтому на утро второго дня была запланирована вынужденная импровизация. Суть ее заключается в том, что за озером Жилинским начинается отрезок Алоли с самым сильным уклоном который проходит почти до озера Кудеверское. Выход реки за Жилинским вообще не проходим, там настоящие джунгли, далее река шириной от метра до трех, сильно заваленная, и что самое главное очень мелкая, поэтому решаем пройти пешком от озера Жилинского до моста через Алолю в поселке Кудеверь.

День 2
Движение начали в 08.00 (передвигались в основном по 10 – 11 часов в сутки с небольшими остановками). На генштабе вокруг озера Жилинское обозначены старые дороги – той что шла вокруг озера – нет и следа, вторая, -которая идет на деревню Баслаки проявила себя лишь на выходе из леса перед д. Баслаки. Проехать там само собой невозможно, да и пройти не так то просто: очень большие холмы обросшие лесом.

 Алоль (Алоля) у деревни Баслаки деревня Баслаки Гора Лобно. Фото сделано с холма, расположенного рядом с деревней Баслаки

От деревни Баслаки до автомобильного моста через Алолю в Кудевере около 8км. Тут нам везет: местный житель по имени Сергей подвез нас на своих жигулях с прицепом прямо на место – не совсем спортивно конечно, но мы сэкономили на этом много сил и часа 3 времени – есть в этом и плюсы.
  Забыл также упомянуть одну достаточно важную деталь: в конце первого дня наша хатанга экспедишн осталась без надувного дна при выясненных обстоятельствах, но Викторовича ругать не буду – всякое бывает. Пока собирались в дальнейшее плавание, Викторович выполнил ремонт.
  Из Кудеверя отплыли в 15.00. До озера Ореховское буквально 300 метров рекой. Эти 300 метров состоят из очень плотно растущих кустов, высотой около 3 – 4 метров вокруг плотно обросших камышом. Далее проплываем озеро, за ним, практически сразу на выходе реки автомобильный мост за которым снова окунаемся в дикий мир Алоли и окружающих ее берегов.

 мост в Кудевере Озеро Ореховское

Отрезок пути от озера Ореховского до озера Боровно мог бы быть весьма приличным по скорости продвижения если б не тьма завалов. Именно на этом отрезке пути надувное дно нашей хатанги чуть не сыграло с нами злую шутку. Ремонт оказался неудачным, за местечком Пономарево мы снава плыли без надувного дна, а как раз на отрезке Пономарево – Медведово находятся 2 порога (по всей видимости бывшая мельница). Сказать что они опасные или сложные – нет, это не так, - опасность в завалах, которые находятся прямо на них. На первом ширина реки метров 8, а пройти можно только по центру, там есть метра полтора свободного пространства. Слева лежит ель с острыми сучьями, справа поваленное (не полностью) дерево, от него до воды есть от 20 до 30 см – вот тут пришлось понервничать: при входе -  кормой ловим валун (Викторович тяжелый – дна нет), байдарку разворачивает лагом по отношению к дереву и несет прямо на него, поток воды буквально стал вбивать байду под дерево. Тут уж я не растерялся – бухнулся в воду, рывком вырвал байду на центр, благо успел запрыгнуть на край байдарки – мы понеслись по порогу дальше – Викторович рулит – я лежу на животе, так проходим метров 40 и начинается второй порог. Поток воды достаточно сильный, сразу за ним ряд крупных камней и шивера. Само собой цепляем без дна один из камней – чуть не перевернулись, обошлось. Воды в байду налилось прилично, адреналин в наличии, в общем все здорово – только в итоге без фоток порогов, возвращаться не стали, не до фоток было в тот момент. Для тех кто хочет посетить сию реку в будущем сохранилась интрига))).

   Дальше пороги присутствуют, но их немного и они слабые. Много работаем топором, завалов все еще много, местами очень сложно обнести их берегом. В 2 километрах от Медведово по левому берегу начинают подступать высокие холмы с просторным сосново - березовым лесом, становимся лагерем в километре от озера Боровно около 20.00. Стоянка замечательная, она очевидна своим видом с реки, прям манит к себе. Вечером много дел: готовим ужин, ремонтируем дно, сушим вещи, осматриваем местность.

 Перед Пономорево. Течение резко усиливается Вот такие примерно препятствия не дали в полной мере насладится сплавом на отрезке Ореховское – Боровно Алоля за Медведово Берег второй стоянки

 День 3
Встали рано, около 6 утра. До озера Боровно немногим больше километра по прямой, рекой немного больше. Пьем чай с лимоном и сгущенным молоком. Отплываем в 08.00. Через 20 минут упираемся в когда – то используемый брод и выходим на левый берег для осмотра местности. За бродом завалено нереально, обноситься берегом тоже невозможно – очень сильный бурелом, берега понизились и превратились в заливной луг. Вариант один: берем рюкзаки на плечи, гермы и весла в руки, включаю навигатор и потопали краем заливного луга примыкающего к лесу слева метров 600, дальше сворачиваем в подъём на холм в лес, за подъёмом идет резкий спуск с холма и снова подъем, между этими холмами заболочено (но отрезок маленький), после второго подъема попадаем на большое просторное поле с видом на озеро Боровно. Когда – то здесь также была деревня, следы ее есть вверху второго подъема на холм в виде груд камней с бывших фундаментов. Далее спускаемся к самому озеру, оставляем вещи и таким же путем возвращаемся за байдаркой. Переживать по поводу вещей даже не думали – очень дико и глухо, за весь сплав рядом с рекой и на озерах не встретили ни одного человека.

  На всем протяжении реки очень красивые пейзажи Груды камней, думаю от бывших фундаментов Впереди озеро Боровно

   После обноса сразу грузимся в байдарку и выплываем. На выходе реки из озера по левому берегу есть хорошая оборудованная лавочками, столом и навесом стоянка. Река очевидно стала шире, течение хорошее. Завалов меньше. На этом отрезке есть ориентир в виде старого моста ведущего из деревни Скрыпли в хутор Карпыли. Мост этот очень чудной: на нем растут елки, самые настоящие! Этот мост явно очень давно не используют, дороги ведущие к нему сильно заросли. Находится он как раз по середине отрезка Боровно – Бардово.

 Оборудованная стоянка за озером Боровно На Алоле вы увидите все возможные виды завалов  Мост с растущими на нем елками

Примерно в 2 километрах от озера Бардово есть брод (отмечен на картах генштаба), но сейчас там вместо брода что – то на подобие моста, а рядом с ним лежит бывшая водонапорная башня, пристроенная для слива воды. Перед Бардово немного заболочено, ощущается подпор озера. До самого поселка Бардово от выхода реки из озера около 1.5 км., сразу виден пешеходный мост через реку.

  Мост в Бардово

  Сразу за поселком Бардово начинается самый скоростной участок сплава. Препятствий нет, сильное течение, река широкая. Не успели оглянуться, как оказались в 4 км. ниже деревни Мартыново. С обеих сторон берега высокие, стоянки на любой вкус с обилием дров. Мы остановились на левом берегу, очень приглянулся лес и вид на реку. Вечером устроили большую сушку вещей, приготовили ужин, сыграли в шахматы.

 Вид со стоянки Наш лагерь

День 4
Подъем как обычно рано, отплываем в 08.00. Погода замечательная: на небе ни облачка, солнце приятно греет, самая настоящая весна. В течении первого часа совершаем серию обносов, преодолеваем несколько завалов не высаживаясь – дальше путь свободен. Река быстрая. Плывем в ожидании озера, которое на картах генштаба расположено у деревни Выплоха ( название озера на картах не указано), а его все нет. Заглянули в навигатор – а там вовсе нет никакого озера, деревни тоже. Я был в недоумении – ну не может быть чтобы карты генштаба так врали, ладно деревни нет, но крупное озеро куда делось?! Решаем осмотреть местность, после чего все стало ясно. Озеро в самом деле исчезло, попросту обмелело и очень сильно заросло ольхой и большими кустами. Судя по увиденному произошло это достаточно давно. Деревни Выплоха и моста ведущего к ней тоже давно нет, примерно на середине бывшего озера мы обнаружили пару больших бревен от бывшего моста со скобами и большими гвоздями. Река на месте этого озера очень сильно и продолжительно петляет, русло ярко выраженное, местами сужается до 2 – 3 метров. Благодаря плотно растущим кустами и нависающим от них веткам получаем качественный массаж лица, этого не избежать.

  За этим интересным местом пусть свободен, берега высокие, очень красивые. В районе деревни Бубново есть очень красивая достопримечательность, находится она прямо на реке. Алоль здесь широкая, с хорошим течением – такой она останется до впадения в реку Великую.

  Мы закончили сплав в поселке Алоль, от него до реки великой 3 км. Причалили к правому берегу у моста, собрали компактно вещи, нашли машину и двинули в поселок Бояриново, который находиться на берегу озера Нища. Были на месте около 22.00. На берегу озера со стороны поселка есть интересное место для отдыха (беседка с крышей, лавочки, есть мусорные баки, все аккуратно), но туристам в теплый сезон не подойдет, совсем уж рядом с домами. Мы ночевали неподалеку, деться там особо некуда.

 Красивый завал недалеко от стоянки   Викторович

 Местами берега очень высокие Место где было озеро сейчас выглядит так  Здесь есть небольшое падение, но советую обогнуть здание справа, там поток интереснее будет

Прощаемя с Алолей, мост в поселке Алоль Место отдыха на берегу озера Нища, рядом с поселком Бояриново

 

 

День 5
Как всегда рано встаем, перекусываем. Дует сильный ветер, идет снег. Проплыть остается совсем мало – до автомобильного моста через реку Нища (направление Полоцк – Опочка – Псков). Делаем это в серьезную непогоду, в районе 10 утра снег просто валился с неба, ветер стал очень сильным, на озере поднялась приличная волна. Переплыв озеро мы были похожи на 2 снеговиков в байдарке без всяких преувеличений))). Доплыли до моста быстро, упаковали вещи, загрузились в машину и двинулись довольные походом в Полоцк. Из Полоцка ночным поездом в Минск.

Озеро Нища 

Заключение и выводы 

  1. Реку Алолю я бы условно поделил на 3 отрезка:

А) Озеро Арно – озеро Ореховское – непроходима, Б) Озеро Ореховское – озеро Боровно – условно проходима (только весной), Озеро Боровно – река Великая – проходима (но летом будет много мелей)

  1. На протяжении всего маршрута много стоянок с обилием дров, с этим проблем вообще нет, вода в реке очень чистая. Много каменистых участков – любители попарится могут смастерить качественную походную баню.
  2. Без хорошего топора на эту реку лучше ехать.
  3. После прохождения реки надолго запомнятся бобры и их зубки.
  4. Есть порожистые участки.
  5. Замечательная природа.
    Спасибо за внимание

Александр (Turiks)

Дополнения к маршруту  

# василий 01.10.2017 15:55
Спасибо за отчёт. Поздравляю с прохождением Алоли от истока. И маршрут непростой и погода тяжёлая: есть чем гордиться.
Для меня полезная информация. На Великой был трижды, а на Алоли не был. Теперь буду знать, откуда надо начинать.
С уважением. Василий
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать