Сарьянка-2015

Начало путешествия:
Конец путешествия:
Участники путешествия: andy t, Носава Вольга, Сушкевич Сергей, Карнейчик Максим, Ганич Виталя, Сидоренко Саня, Тихомиров Кирилл, Виленчиц Люда, Голушко Дима, Червоник Никита, Крошинский Влад, Воробина Катя, Панин Дима, Саврицкая Карина

Сарьянка 2015

Не прошло и три года, как мы снова не выдержали и поспешили в свой праздник весны к берегам речки на крайнем северо-западе Беларуси, где смотрят в воду желтоцветные доломиты да сизые глины, много повидавшие на своём веку…
Численность команды выросла за эти три года ровно вдвое – 14 вместо 7. Общая тенденция, растем… Геологов в составе – подавляющее большинство. Со мной идет Вольга, с Сергеем Сушкевичем (втроем мы образуем ту часть группы, что на реке уже была в 2012-ом) на «Свири» идет Макс (дебютант), на Т2 выступает впервые капитаном Влад (2 курс) вместе с Катей (1 курс). Виталь Ганич на Т2 «Бешенный бобер» идет с Саней. Дима (5 курс) и Никита (1 курс, дебютант) идут в бой на Т2 Антона Сороквашина (спасибо ему за лодку!). Дима Панин на «Свири» вместе с Кариной. Ну и было очень приятно, что с нами в команде шел Кирилл (kir2003) на своей «Хатанге», вместе с ним матросом отрядили Люду (1 курс).

Добирались поездом до Полоцка и далее микроавтобусом с прицепом. Заказывали в «конторе» 700-44-44, и в этот раз, в отличие от кошмарной заброски на Великую, всё удалось отлично – водитель был хороший, машина 20 местный бус, куда все легко уместились, да еще и прицеп. Цена не кусачая. В общем, заказывайте оговаривая несколько раз и подробно все детали, и всё будет хорошо.
Начать решили как и в 2012-ом от моста в д. Защирино. Это погранзона, поэтому накануне связывался с погранзаставой в Совейках. Договорился, что бы не заезжать к ним на заставу. Подготовил список группы на бумаге, который, тем не менее, не понадобился. Пост по дороге из Освеи пограничники в эту ночь не выставляли, в итоге мы приехали на точку старта с последними сумерками около 6 утра.
Сбор лодок завершили к 8-25. Где то с 8-30 по дороге на Защирино начали ездить МАЗы самосвалы – видно, где то там под границей карьер. В 9-00 – общее фото у моста. Кир, который давно накачал свою «Хатангу» возмущается, чего сидим и не идем. А действительно, почему бы не пойти. 9-25 – все махают веслами. Ура!

  

Течение приятно несет вперед, мы вышли последними и контролируем хвост группы. Новички идут уверенно. Завалов на реке нет. Уровень воды ниже, чем в 2012-ом, но не так уж и сильно, где-то на 40-60 см. 9-30 прошли быстрину – предвестник скорых перекатов. 9-45 – заброшенный мост в Мотужах (тоже бывших, видимо).
Сразу после моста симпатичный бережок с сосновым бором на правом берегу (вообще не помню его с прошлого похода!) и на левом повороте реки симпатичный перекат. В воде редкие валуны на различной глубине. Начиная от этого места река очень интересная, перекаты следуют один за другим, причем они не самые простые. Впрочем, мы с Вольгай поменялись местами и она на капитане легко оставляет все валуны не у дел

  

В 9-55 проходим прекрасное место для лагеря на правом высоком берегу, правда непонятно, кому оно может пригодится – разве только в случае выхода на воду под вечер. 10-00 очередной ощутимый перекатик с падением, струя в нем ровная. В 10-10 чалимся на правом берегу и идем смотреть разрушенную мельницу. На остатках её плотины шумит порожек. Его вообще не было в 2012-ом году, даже быстротока какого-нибудь не было. Теперь другое дело. Проход очевидный ближе к правому берегу, но мелковато, немного цепляем камни. А Дима Панин нашел наиболее чистый проход ближе к левому берегу, но там нужно отклоняться от контакта со сваей (что интересно). К 10-40 порог проходят все, идем дальше.

  

Участок перед устьем Асуницы по прошлому походу запомнился как каньон с быстрым течением. Тоже самое и теперь, только куда интереснее. Многие валуны смотрят над водой, а в 11-05 проходим перекат заслуживающий внимания – стря выносит на мель с бревном на ней. Диму и Никиту крутит на 180 градусов. Влад и Катя напротив, пока держаться так, как будто имеют немалый водницкий опыт.

 

11-10 еще один перекат, а через 10 минут справа впадает Асуница. Течет быстро, воды совсем чуть-чуть меньше, чем год назад. Решаем повторить подъем до моста по этой речке, там красиво. Встречное течение здорово мешает. Почти сразу становится очень жарко. Все лодки идут компактно, Кир героическими усилиями держит «Хатангу» сразу за сильными каркасными экипажами. Здесь, однако, разнородность подготовки экипажей проявилась в полной мере. Дима и Никита начали отставать, но еще больше (так, что скоро скрылись с поля зрения) проблем было у Влада и Кати. Не с силой гребка, а с улавливанием поведения лодки против ощутимого течения.
Дойдя до крупного валуна на левом берегу идти против течения уже практически невозможно. Это уже заключительная часть шиверы, началом которой можно считать слив между деревянными быками автомобильного моста. Вверху шиверы (проводка) мы в 12-20. Слив под мостом вверх по течению никто не осилил веслами – протянули лодки на веревках. У автомобильной дороги беседка и кострище – решаем тут перекусить. Влада и Кати всё нет. Дима и Никита дошли только до валуна, проводку вверх не делали, пошли искать отставших. Как оказалось потом, «Красный дракон» не дошел до валуна метров 700 по реке, а при попытке перечалиться через реку к Диме и Никите изобразил что-то наподобие киля – экипаж выпал из лодки, но сама байдарка в итоге на киле устояла (как у них это получилось, непонятно). Зачалили лодку в неудобном месте, да так мокрые и пошли по берегу к костру. Искупавшихся переодели в сухое, отобедали. Мне очередной «неуд» по орг-части: допустил отставание самого неопытного экипажа на сложном участке. И что, что этот участок был меньше 1,5 км, всё равно.

  

В 14-00 проходим слив под мостом и шиверу длинной 250 м после. Интересный участок. Прошли на этот раз левой протокой (в 2012-ом там мешала проходу упавшая ель). У большого валуна приняли сомнительное решение подвезти Влада и Катю байдарками до их «Тайменя» ниже по течению. Больше так не буду (на такой реке), только в самых крайних случаях. Влад уехал на «Свири» нормально (поддувные борта «Свири» помогают в таких случаях ощутимо), а вот Катя на деке нашей «Касатки» так повышала центр тяжести, что местами казалось, киля не избежать, особенно на поворотах реки. Особо тяжело оказалось зачалится на не слабой струе. Лодка становится плохо управляемой и теряет остойчивость практически до нуля.
В 14-30 вышли обратно в Сарьянку, с неба посыпала сильная крупа, что скоро начали играть в снежки. 14-40 прошли «мост в никуда». В 15-00 прошли перекатик на раздвоении русла и по левому берегу чалка – прибыли к обнажению верхнего девона «Калюты-5». В этот менее водный год рассмотреть доломиты удаётся получше, предварительно расчистив разрез от завалов из упавших деревьев. Пока расчищали, гуляли по берегу, смотрели на девон, время подошло к 16-00. Совсем рядом отличная стоянка на правом берегу, после раздумий приняли правильное решение останавливаться и готовить праздничный ужин. Виталь, правда, несколько вел в заблуждение молодежь, в итоге Влад и Катя ушли вперед километра на полтора, Дима и Карина устремились в догонку. Догнали.

  

Описывать праздничный ужин подробно нет смысла – он был замечательный и очень теплый. Неучтеночные «деликатесы» разнообразили стол, Вольга приготовила супер-торт с названием «Кимберлитовые трубки», в костре занялись мега дрова из сухой сосны (как мы любим). Кирилл ушел гулять на 3,5 часа (дошел до Сарьи), а когда вернулся, продолжил вечер музыкальным сопровождением. Всё было классно.

А с утра пошел снег… Теплый, мягкий, крупными хлопьями, последний снег года. Холодно он смотрелся только когда падал на спальник спящего на улице (по давней привычке) Кирилла. Я встал пораньше, развел костер и приготовил завтрак Диме Панину и Карине. Они выходили раньше, Диме нужно было успеть на часовой дизель на Полоцк, а дальше уехать в Минск, работа. Выполнили эту задачу они успешно.

  

Мы же вышли на воду много позже, в 10-45. Снег успел лечь на долину реки сантиметровым слоем, придавая ей сказочный антураж. После Асуницы Сарьянка уже другая, шире, солиднее русло, уровень воды относительно 2012 года также в целом выше, чем до Асуницы. Тем не менее, скоро замечаем красивое обнажение девона по правому берегу, которого в прошлый раз не видали. Сразу после него в реке каменистый перекат, который требует маневра. Виталь и Саня не попадают и их крутит на 180 градусов, пришлось капитану даже лодку покидать. Дальше река спокойнее, снег на деке постепенно тает, как и на берегах, температура перебирается в надежный плюс.

  

В 11-45 проходим ускорение течения в начале Сарьи, у автомобильного моста останавливаемся и идем смотреть красивую церковь (раньше – костел). Идет дождик, погода противная.
Следующая остановка – у пешеходного моста. Смотрим местоположение бывшей усадьбы и сосну Веймутова в лесопарке на левом берегу. По прежнему зябко, согреться можно только в лодке. Поэтому участок до обнажения Обухово-2 пролетел незаметно, может еще и потому, что из Сарьи мы вышли замыкающими и активно догоняли группу. У ДОТов у Фомино не останавливались, глянули с воды. В 13-25 перекат с большими валунами в реке, в 13-35 остановка на левом берегу у «Обухово-2». Разрез открыт лучше, чем в прошлый раз. Удалось увидеть дислоцированные отложения, среди которых лежит та самая загадочная линза торфяника. Что бы добраться до самого торфяника нужно не меньше дня работы, потому идем дальше. Девонские пески, глины и песчаники по урезу поды выходят, начиная от Сарьи, практически повсеместно. В нашу воду это особенно хорошо заметно.

  

В 14-30 проследовали д. Устье, у неё в реке несколько простых перекатов. Скоро проходим автомобильный мост и подходим к железнодорожному (14-50). Под ним шумит порог. Вода в Двине всё таки высокая, потому порог короче и ниже меженного состояния в 2 раза. И не очень интересный, маневра нет, проход по струе. Погода поганая, до дизеля еще много времени, решаем идти на Балины. Проходим поочередно порог, фотографируем. Дима и Никита прошли всё хорошо, но затем решили походить по струе туда-назад. При пересечении струи нос круто завернуло под левый берег, где спряталась бетонная плита быка бывшего моста.

  

В итоге киль. На Никиту было жалко смотреть в мокрющей одежде, но оба «килятора» были несказанно веселы.
В 15-35 впадаем в Двину. Идти по ней было достаточно скучно, моросит дождь. Запомнилась разве что идущая самосплавом в Балтику затопленная лодка. Леонополь большинство почему то проскочили мимо, мы вышли погулять только с Виталем и Саней.

  

А в 17-10 чалимся ниже ЛЭП в Балинах. Берег хороший и травянистый, но морена под дождями размокла и потому скользко. Сначала казалось, что времени у нас куча, даже начали готовить чай. Но костер долго не разгорался, потому время было потеряно и чаепитие было заменено на полный аврал и пеший кросс под рюкзаком. Выходили только около 18-50, т.е. за час до дизеля. На подъеме из долины Двины в Балинах я был почти уверен, что опоздаем. Но взятый темп был высок, народ держался молодцом, в итоге на перекрестке с трассой Р20 было понятно, что шанс есть. Дома Бигосово виднелись внизу в долине речки Росица. Небо, которое было расчистилось стало ареной перемещения мощных фронтов из грозных темно-синих облаков. Причем шли они с востока, что редко бывает. Совсем весенняя атмосфера. Пришли на станцию ровно под сильный заряд дождя из этого фронта в 19-35. Даже билеты в кассе успели купить, а Кирилл набрать в котелок питьевой воды, которая под остатки сладкой раскладки тут же была потреблена. В дизеле пол-вагона тут же стали «нашими», не хватало, пожалуй, всего лишь собранных байдарок, палаток и костра. А колеса поезда остановили стук только под утро на вокзале большого города.
Прекрасный поход! Сарьянка создана для дня геолога! Сарьянка создана для того, что бы понять геологию. Для того, что бы полюбить природу. Что бы быть счастливым. Вы еще там не были?

Андрей Вашков