Березинская водная система :: Березинский водный путь

Из варяг в греки

Желание пройти на байдарке по Березинской водной системе (в дальнейшем – БВС) возникло давно, но годы шли, а БВС оставалась «белым пятном» на моей карте. Я пытался найти сведения о маршруте по БВС ещё в «доинтернетовскую» эпоху, но в турклубах никаких сведений о прохождении маршрута не нашёл. Было, правда, две книги, где маршрут «как-бы описывался». Первая - книга Ю. М. Кокорева «По рекам и озёрам Белоруссии», изданная в 1975. К сожалению, автор описывает прохождение наиболее трудного и неизученного участка Березинского водного пути слишком коротко и весьма приблизительно, к тому же, путаясь в географических названиях. Вторая книга - книга Л.А. Плечко и И.П. Сабанеевой «Водные маршруты, СССР. Европейская часть» («ФиС», Москва, 1973). То, что написано в этой книге, натолкнуло меня на мысль, что автор прошёл маршрут не вставая из-за письменного стола. Появление Интернета не добавило сведений о маршруте и его прохождении. Все сайты либо «не о том», либо вообще ни о чём. Но главная трудность прохождения маршрута была не в отсутствии информации, а в самом режиме Березинского биосферного заповедника. Легально пройти по заповеднику было для нас невозможно, поэтому было три нелегальных прохождения через заповедник по Березине от шоссе А-245 до города Борисова. Дважды удавалось избежать встречи с охраной заповедника. О третьей попытке можно прочитать в «Догонялках на Березине». А о том, чтобы пройти по БВС из реки Эссы через весь заповедник, оставалось только мечтать.
И вот, как сказал Остап Бендер, «сбылись мечты идиота». Я получил предложение организовать прохождение маршрута. Предложение исходило от организаторов научно – спортивной экспедиции.
Организаторами экспедиции были: Государственное Научно-производственное объединение «НПЦ Национальной академии наук Беларуси по биоресурсам», проект «EcomotelBY», при содействии Института Истории Национальной академии наук Беларуси, Березинского Биосферного заповедника.
Научный руководитель экспедиции – В.М. Байчоров, доктор биологических наук, заведующий сектором мониторинга и кадастра животного мира.

Участники экспедиции:
Гапанович Н.
Байчоров В.
Бельский Д.
Козлитин А.
Лоханько А.
Сабодаш-Радько Ф.
Ну и я тоже

Перед экспедицией стояло несколько задач. Научно-экологической целью экспедиции являлась оценка экологического состояния водотоков, которая ранее в этом районе Березинского биосферного заповедника не проводилась. Исторической и спортивной целью стала реконструкция водного маршрута прохождения водораздела рек Балтийского и Черноморского бассейнов, которые связывали Скандинавию и Византию. Эти торговые пути стали одной из экономических причин образования древних славянских княжеств, основателями княжеских династий которых были норвежские и шведские викинги.
Перед экспедицией стояло несколько задач, но самым главным было то, что они совпадали с нашим желанием пройти этот маршрут.
Итак,
Березинская Водная Система,
Примечание: Описание маршрута соответствует середине апреля 2011 года. В другое время, в зависимости от уровня воды, состояние маршрута и условия прохождения могут быть иными.

1-й день
Маршрут начался на озере Белом. Когда-то это было отдельное озеро, но после строительства плотины в истоке Уллы уровень воды в Лепельском озере поднялся, и озеро Белое слилось с Лепельским. На выходе из Белого озера прошли остров, затем прошли 7 км по Лепельскому озеру и вошли в устье Эссы.
Примечание: Чтобы не путаться, я буду впредь называть правым берегом тот, который по правую руку, независимо от того, идем мы против течения или по течению.
По правому берегу сосновый лесок, далее Эсса петляет среди разливов в низких берегах, поросших кустами и ольхой, подходя периодически к коренному берегу с сосновым лесом. В одном из таких мест можно планировать стоянку. Река чистая, скорость течения около 2-2,5 км/час, на быстринах скорость до 3-3,5 км/час.
С 12-го километра берега повышаются и одеваются хвойным лесом, скорость течения возрастает до 3-3,5 км/час. Места очень красивые и часто напоминают Страчу. Без труда можно выбрать место для стоянки. На 18-м километре подошли к устью Берещи. В месте слияния Берещи и Эссы оборудованная и в меру загаженная зона отдыха с кострищем, мангалом, столиками под навесом и т.д. В нижней части Береща канализирована и носит название Веребский канал, получивший своё название от деревни Веребки. Удивила высокая скорость течения в Береще. Мы сразу же столкнулись с первыми трудностями: в 80 метрах от устья низко растущая и лежащая почти на воде старая ива. Проводка байдарок при встречном течении около 5 км/час. Несмотря на то, что река канализирована, она довольно интересная. Скорость течения от 3 до 6 (на быстринах) км/час, берега высокие, красивые, на берегах сосновый лес, без труда можно найти место для стоянки. Течение мощное; не знаю, какое течение летом, но сейчас производит впечатление. В нескольких местах река захламлена скоплением сучьев, но сплошной завал на первом километре встретился только один раз. Завал разобрали и пошли дальше. К 20-му километру дошли до деревни Веребки. В начале деревни остатки старинного шлюза; в этом месте очень сильное течение (около 10 км/час) тут же река перегорожена бревном, потребовалась проводка. Только мы сделали проводку, как появилось два непроходимых завала, затем мост, а за мостом порожек, который преодолеть против течения невозможно, пришлось сделать двухсотметровый обнос. Было интересно наблюдать телегу, запряжённую парой докторов (доктор биологических наук и доктор-анестезиолог). На этом наши трудности не закончились: на 21-м километре преодолели наплавной мостик. Выше деревни скорость течения в реке снизилась до 2,5 – 3 км/час. Канализированная река течет в луговых, невысоких, но твердых берегах. На 22-м км еще один низкий пешеходный мостик, слева полоска кочковатого луга, за ней сосновый лес. В этом месте решили сделать остановку на ночлег.

Лепельское озеро устье Эссы река Эсса

 устье реки Береща препятствия, река Береща Обнос в д. Веребки

 Первая стоянка Березинская водная система :: Березинский водный путь

2-й день
Идем по реке Береще, превращенной в канал. Вот что представляет собой Веребский канал выше деревни: это абсолютно ровное русло, невысокие твердые берега, поросшие невысоким сосновым лесом, березой, ольхой. Постепенно лес переходит в берёзовое редколесье. На берегах много молодой берёзовой поросли, посечённой бобрами. Местами встречаются заболоченные берега и разливы. Препятствий в русле нет, скорость течения не превышает 2 км/час. На 23-м километре канализированный участок закончился, и река повернула влево в своё естественное русло. Сразу же появились по обоим берегам разливы на месте болотистых участков, начался заболоченный лиственный лес. По мере продвижения вперёд русло реки становится шире, берега ниже, а разливы обширнее. Всё реже встречаются небольшие островки твёрдой суши, где можно высадиться на берег. На 26-м километре реку перегораживает шлюз, поднимающий уровень воды на 40-50 см. Шлюз является одновременно мостом для дороги, проложенной по дамбе. Справа дамба частично размыта и затоплена, и вода идет поверху, что избавило нас от очередного обноса. Через два километра вошли в озеро Береща. Озеро прошли, держась ближе к северному берегу, и на 28–м километре вошли в Березинский канал. Этот канал в некоторых источниках именуется соединительным каналом, поскольку именно он прорыт через водораздел и соединяет бассейны Балтийского и Чёрного морей.
В самом начале канал шириной около 20 метров, берега песчаные, насыпные. Все дно канала умеренно заросло кустарником, ольхой, березой, по дну канала, извиваясь от одного берега до другого, идет водоток шириной не более 5 метров, но достаточно глубокий, с течением 1,5 - 2 км/час, похожий на обычную лесную речку. Картина дополняется лесом, растущим по обоим берегам канала. По обоим берегам канала идет грунтовая дорога. Без труда можно найти хорошее место для стоянки. Периодически встречаются завалы и препятствия в виде упавших поперёк русла деревьев. Постепенно канал расширяется за счёт основных берегов до 30 метров, но на интенсивность и скорость течения это не влияет. На 33-м километре прошли остатки разрушенного шлюза. Сосновые леса закончились, и на смену им пришёл ольшаник, однако характер «реки» остался прежним, только к препятствиям в виде упавших деревьев добавились еще низко нависающие ветви кустов и деревьев. На 35-м километре достигли деревни Валова Гора. В деревне обнос шлюза, который поддерживает уровень воды около 1,5 метров. Через 2 километра подошли к очередному, но уже последнему шлюзу, который поддерживает разницу в уровнях воды почти полтора метра. Чтобы не тратить время на обнос, решили заночевать возле шлюза. Остановились на правом берегу, поскольку по левому началась территория заповедника.

Веребский канал  Шлюз является одновременно мостом для дороги

озеро Береща Вход в Березинский канал мост на водоразделе

разбор завалов преодоление препятствий Соеденительный канал

водораздел бассейнов Балтийского и Чёрного морей. Березинский водный путь Шлюз перед оз. Плавно

 Байчоров В. На дежуранстве

3-й день
Пошли по каналу, ожидая через 1-2 минуты увидеть просторы озера Плавно, но неожиданно уткнулись в тупик. Выход из канала в озеро был плотно забит глыбами плавучих островов. На многих островах росли кусты, что создавало иллюзию суши и тупика. Понадобилось еще около 40 минут, чтобы пробиться в озеро. Для этого пришлось укладывать жерди на уходящие из-под ног плавающие глыбы, вылезать из байдарки, наступая на жерди, и проталкивать байдарки в сторону озера. Наконец мы вышли в озеро Плавно и пошли на юг. Недалеко от выхода из канала в озеро находится база отдыха: красивый трёхэтажный дом, еще какие-то домики, причал, огороженные теннисные корты и т.д. А как же без этого, ведь заповедник – это когда никому ничего нельзя, но некоторым всё-таки можно. Берега озера заболоченные, торфяные, сплавинные, заросшие тростником. На всем обозримом пространстве видна полоска жёлтого цвета сухого тростника, выше белые чёрточки берёзовых стволов, а ещё выше кроны сосен. Хороших подходов к берегу и мест для стоянки нет. 44 км – озеро Плавно сужается и переходит в озеро Манец. Озеро Манец имеет такие же берега и ничего интересного не представляет. Ближе к выходу на левом берегу беседка и причал для лодок, отсюда уже слышен шум автомобильной дороги. Постепенно озеро сужается и переходит в реку Сергуч, точнее, в ту её часть, которая называется Бузянка. На 45-м километре Бузянка привела нас к мосту (дорога А-245 Бегомль – Лепель), но подход к мосту оказался заблокированным скоплением плавучих островов. Снова понадобилась проводка для преодоления этого препятствия. Ниже моста Бузянка (Сергуч) довольно широкая река, по берегам заболоченный лес, бобровые хатки, болота, разливы. На 48-м километре начинается Сергучский канал, который отходит от реки вправо, но в этом месте канал заросший, вход в него затруднён, поэтому мы продолжили движение по реке. На 49-м километре река снова пересекается с каналом. Русло реки уходит влево, а мы продолжаем движение по каналу. В начале канал довольно широкий, левый берег заболоченный, а по правому тянется невысокая насыпь - первые островки твердого берега за последние километры. Это даже не канал, а частично канализированный участок русла реки. Вдалеке слева угадывается акватория Домжерицкого озера, которое связано с рекой протокой. Проходим мимо участка твердого берега с беседкой, оборудованной стоянкой. Отсюда меньше километра до магазина в деревне Домжерицы. «По-настоящему» Сергучский канал начинается с 54-го километра, слева тянется насыпь, предотвращающая выход воды из русла в заболоченную низину, где ранее протекала река Сергуч, а теперь течет то, что от неё осталось. Канал прямой, ровный и полноводный, берега твёрдые, по берегам идёт дорожка, много деревьев. Но через полтора километра выяснилось, что полноводие канала обусловлено тем, что он перекрыт дамбой перед ремонтирующимся шлюзом у деревни Кветча, а дальше канал пуст и воды в нём нет. Забегая вперёд, скажу, что мы никогда не пошли бы по руслу реки Сергуч, если бы канал был открыт. Но канал был закрыт, поэтому мы повернули назад и пошли в обратную сторону в поисках того места, где мы сможем обнаружить русло реки. Найти место, где идет главный сброс воды из канала в старое русло реки, нам не удалось. Мы осмотрели территорию левого (восточного) берега канала и увидели, что идет сброс воды из канала в виде отдельных ручейков, которые сливаются между собой и образуют большие ручьи, из которых и формируется течение реки Сергуч. Один из таких ручьёв мы обнаружили буквально в 20 метрах от канала и начали по нему сплав. Шли в байдарках без матроса. Матросов пустили пешком по тропе вдоль канала, назначив им место встречи там, где русло Сергуча походит к деревне Кветча. Около 40 минут шли к деревне Кветча, преодолев множество препятствий (основной тип препятствий – упавшие поперёк русла деревья, надводные и подводные). Остановились на ночлег на обочине просёлочной дороги на окраине деревни Кветча у моста. Вымотавшись за день, уснули под музыку лягушачьего хора, а когда на следующее утро проснулись, то увидели степенно разгуливавшего у палаток аиста. Аист будто напоминал нам, что это заповедник, и хозяева здесь не мы, а он.

 

за каналом оз. Плавно оз. Манец дорога М-3

река Бузянка Домжерицы Сергучский канал 

канал перекрыт дамбой воды за шлюзом нет д. Кветча

4-й день
Прошли несколько десятков метров по реке между кустов и деревьев, после чего река вывела нас на залитый водой луг, а сама будто бы растворилась в бесконечных разливах. По отдельным признакам пытаемся отыскать неприметное в разливах и зарослях камыша русло реки и шаг за шагом, гребок за гребком пробиваемся дальше. Периодически приходится вылазить из байдарок делать проводку, стоя на зыбкой сплавиной поверхности, иногда проваливаясь по грудь и не чувствуя ногами твёрдого дна, и это всё при температуре воды плюс 6-8 градусов.
Лирическое отступление: Анализируя задним числом ситуацию, понимаешь, что основные трудности связаны с тем, что после строительства канала преимущественный сток воды осуществлялся именно через канал, а река постепенно умирала, теряя свои основные и характерные для любой реки параметры: русло, берега, глубины, течение. Десятилетиями река не столько текла в своем естественном ложе, сколько наводняла болота, пронизывая его отдельными ручьями. Десятилетиями деревья и кусты росли не по берегам, а там, где придётся. Десятилетиями во время паводка река текла не мощным потоком по своему руслу, а превращалась в разливы лесных и болотных «озёр». В этом году Сергучский канал был перекрыт, что резко увеличило насыщение водой долины реки, но сама река стала уже давно другой и не справляется с дренажными функциями. Но лучше прервать эти рассуждения и вернуться в заросли камыша и кустов, через которые мы пробивались несколько часов.
На 65-м километре вышли из болот и подошли к заболоченному лиственному лесу. Через 500 метров появилось впервые место пригодное для стоянки: справа подходит насыпь с дорогой и на ней остатки бивака. Река становится более проходимой, петляет среди стоящего в воде леса. Справа и слева поляны, залитые водой и, но плыть по ним нельзя из-за травы и кустов, всё равно приходится искать русло и преодолевать препятствия. И вот, наконец, на 70-м километре вышли к мосту недалеко от шлюза Крайцы. Всего по руслу Сергуча мы прошли около 7 километров, но это были тяжёлые километры, поэтому мы пошли сначала в разведку на канал, затем сделали волок длиной около 350 метров и продолжили сплав по каналу, в котором было немного воды. Во время сплава по каналу пришлось преодолеть несколько препятствий в виде лежащих низко над водой деревьев, но это не составило большого труда.
Очередное лирическое отступление: Мы шли по реке Сергуч в высокую воду, да ещё и при перекрытом Сергучском канале, но испытывали большие трудности. Рискну предположить, что при открытом канале, куда идёт основной сброс воды, река Сергуч будет вообще непроходима. С этой точки зрения рекомендации Л. Плечко «идти по реке Сергуч» несерьёзны. Я сочувствую тем, кто пойдёт по Сергучу и советую идти по Сергучскому каналу
Нет смысла детально описывать маршрут по Березине, так как он, несмотря на запрет, пройден многими и описан. Основная трудность прохождения маршрута по Березине в том, что берега её заболочены, а места, пригодные для привала малочисленны. Твёрдый берег впервые после устья канала встретится на Березине на 74-м километре. На 75-м километре на левом берегу стоит домик, твердый берег с дубами и берёзами, хороший подход и условия швартовки. Мы останавливались тут на ночлег.

река Сергуч Сергуч теряется в болотах Приплыли!

Волок  река растворяется в тростнике Сергуч подходит к мосту 

мост у д. Крайцы Сергучский канал Канал

река Березина, вход в Сергучский канал р. Березина, Березинская водная система стоянка на Березине

 закат в заповеднике

5-й день
Ещё одно место, пригодное для стоянки, через полкилометра, а следующее на 84-м километре. Иногда встречается кромка твёрдого берега, на которую можно высадиться для кратковременного привала. За 5-6 километров до озера Палик мест для стоянки нет. На южном берегу Палика возле самой воды можно найти небольшие островки твёрдого берега, пригодные для стоянки. После Палика хорошее место для стоянки встретится в 0,5 км выше устья Гайны, возле старого водозабора, недалеко от бывшей усадьбы. Это место называется Кричинский сад. Мы достигли этого места на 121-м километре, но шли мы, не придерживаясь русла, напрямик, через разливы, срезая повороты. Это хорошо видно, если посмотреть наш трек. На 129-м километре мы высадились на правом пологом берегу ниже деревни Брили, недалеко от памятников русским и французским солдатам, погибшим в войне 1812 года.

Половодье на Березине Птичий базар Река Березина

 Редкий островок суши озеро Палик после проверки документов у рецидивиста

 Граница заповедника Граница Березинского заповедника разливы за Паликом

 Стоянка перед устьем Гайны по разливам Березины д.Студенка

Выводы:
1. Маршрут можно отнести к категории малоизученных и продолжить его освоение
2. нельзя проходить маршрут, не имея документов, разрешающих прохождение территории заповедника (у нас документы проверяли неоднократно)
3. Большая скорость течения на реках Эсса, Береща и в Березинском канале значительно усложняет прохождение маршрута со стороны Лепеля
4. Если ставить перед собой задачу пройти только путь «из варяг в греки», то легче пройти его от д. Кальник по Березине до устья Сергучского канала и далее вверх по Сергучскому каналу, Сергучу, озерам Манец и Плавно, Березинскому каналу, рекам Береща и Эсса.
5. При открытом Сергучском канале идти нужно по нему, а не по реке Сергуч, т.к. она, скорее всего, будет непроходима.

Василий Журавлёв
фото: Дмитрий Бельский

Скачать карты маршрута по Березинской водной системе с привязками для OziExplorer и OruxMaps