Из Случи в Белое: водный поход

Начало путешествия:
Конец путешествия:
Участники путешествия: andy t, Друк Толя

Водными дорогами Житковщины-1.

Идея была в том что бы из реки Случь (левый приток Припяти, очень популярный водный маршрут Беларуси) войти на байдарке в озеро Белое. Немного о последнем. Площадь озера 1,56 км квадратных, максимальная глубина – 8 м. Это второе по площади озеро Гомельской области, уступает, понятно, гигантскому Червоному, что расположено от Белого совсем недалеко. Но от своего «брата-гиганта» Белое отличается радикально. Озеро – настоящая жемчужина Полесья. Здесь нет многометровых залежей сапропеля на дне, берега не топкие, а песчаные. Всё озеро окружено сосновым бором с примесью дубовых и березовых рощ, что создаёт на берегах невероятную атмосферу. Часто берега с пляжами, как правило, в виде ровных травяных площадок. В некоторых местах котловина обрамлена песчаным валом высотой 0,5 – 1 м над урезом воды. В озеро впадает канал из реки Случь с севера и вытекает на юге. Вода служит для наполнения водой прудов рыбхоза «Белое», что расположено южнее.
Зайти в озеро и вернуться тем же путем было, ясно, не интересно. Сначала хотелось пройти каналами у рыбхоза «Белое» в сторону Скрипицы – однако вовремя одумались (спасибо Shoorickу за «отрезвление» при помощи гугло-снимков по поводу канала от прудов в сторону канавы Скрипица). В таком случае оставался канал из прудов обратно в Случь, что достаточно водный. Однако те же космоснимки указали, что обводных каналов пруды могут и не иметь (это впоследствии косвенно подтвердится) – а значит, идти придется по прудам. Пруды осенью спускают на лов рыбы – потому вероятное отсутствие воды при присутствии грязи и высокая (почти неизбежная) вероятность встречи с работниками рыбхоза закрыли нам дорогу на юг (нужно попробовать как-нибудь летом при договоренности с дирекцией рыбхоза). Потому мы обратили внимание на канал к северу, по которому можно было (по карте, по снимкам не так однозначно) выйти к торфоразработкам «Булев Мох» и далее – на озеро Червоное. Резервным маршрутом был канал из Белого на восток, что примыкает к реке Науть.
Стартовали на автобусе Минск – Житковичи на 17-20 с Толей – мой земляк, а было важно, что бы у напарника блуждание по канавам вызывало интерес. Автобус «Радзимич» житковичского автопарка идет через Милевичи и Юркевичи, в первых мы выходим около 21-20. Темно, куда идти в сторону реки неясно. Подхожу к местным жителям, что получают от водителя автобуса передачу – в итоге разговорились, нам повезло. Люди оказались совсем земляками – родом из Вересницы и хорошо знающими моего деда. Потому они сами нам предложили отвезти нас на хорошее место, где по словам женщины «все такие как вы байдарочники останавливаются». Спасибо им!

  

Место оказалось почти под д. Грабов на правом берегу Случи – высокий песчаный берег с большой поляной. Ставим палатку и собираем лодку в темноте. Ночью пошел дождь...
Который перестал идти ровно на завтрак и потом зарядил на пол дня. Около 9-00 выходим на воду. Случь течет в низких берегах, течение среднее, иногда встречаются небольшие быстрины на поворотах. Меандрирование умеренное. Скоро справа показалась вышка лесничества в Милевичах и дома деревни. Настолько увлеченные осмотром правого берега не заметили, как, где и в каком виде слева примкнул Домановичский канал – по нему между прочим можно выйти в само озеро Червоное. Судя по тому, что в глаза канал не бросился, не такой он уж и крупный.
А вот выйти нормально на берег у Милевич так и не вышло. Первое отличное место (дубовая роща на берегу) повстречалась на пол-пути до Новых Милевич. Но еще более впечатляющее место недалеко от автомобильного моста дороги на Новые Милевичи – сосновый бор с одиночными дубами на берегу, река разворачивается строго на 180 градусов, образуя идеально ровный обрывчик высотой 2 метра. А скоро мы вышли к шлюзу по левому берегу.
Сразу сходили на разведку – воды в канале полно, течение в сторону озера – отлично! Обнос около 150 метров. Прошли под мостом дороги Новые Милевичи – Юркевичи, канал поернул и открылась уходящая вдаль полоска канала в зелено-желтом коридоре – поворотов не будет долго.

  

Через час с четвертью сплошной гребли по прямому каналу с попутным течением и без препятствий (пару раз встречались упавшие деревья, с проходами под ними) – и мы на развилке – канал на Белое идет теперь на юг, а на север идет канал в сторону торфоразработок, по которому мы планируем пройти к Червоному. Тут бы конечно провести более глубокую разведку… но предварительная обнадеживает – канал широкий, достаточно глубокий, но без течения. Решаем сюда возвращаться после Белого и идти на север по намеченному плану.

  

40 минут гребли по течению – и мы на Белом! По пути прошли недействующий шлюз – от него раньше был забор воды на пруды, а теперь даже следов канала не видно. На озере спокойно, становимся на обед. Дождь заканчивается и как по волшебству выходит, сначала ненадолго а потом всё увереннее в себе – солнце! Гуляем по озеру, заходим за водой в единственный населенный пункт на озере – одноименную деревню. В 15-20 озеро покидаем и против течения за 50 минут поднимаемся обратно к повороту на север.
По каналу прошли метров 500 – и уперлись в стену камыша и мель. Разведка по берегу показала, что канал пересыпан, но дальше вполне себе продолжается. Решаем обносится и двигать дальше. Течения нет, вода застойно-чёрная, с обилием отмирающей на зиму органики. Появляются первые завалы, которых постепенно становится всё больше. Кругом заболоченная местность, абсолютно глухие и нежилые места – но гнетущего ощущения нету. Вероятно потому, что по западному берегу канала тянется насыпь с заросшей дорогой, а значит есть где остановиться на ночлег (периодически, впрочем, места для стоянок возникали и по восточному заболоченному берегу).

   

Пройдя около 2,5 км уперлись в мощнейший завал и резкую потерю водности канала. Было около 17-40 – решили становится на ночь на насыпи и с утра идти на разведку дальше на север. С дровами и местом под палатку проблем не было. Ночью мороз был около -5, палатка изнутри была вся в инеи от замерзшего конденсата, а снаружи покрылась коркой льда. В часа 4 ночи со стороны болот на востоке звучали странные звуки, похожие на лай собаки. Я подумал: «охотники» и заснул, но утром подумал – какие охотники в 4 утра на болоте?
Утром бегу на север около 1,5 км. Подтвердились худшие опасения по поводу канала. Недалеко от места нашего лагеря три подряд непроходимых завала и почти отсутствие воды в канале. Далее, у отметки тригопункта «137м» (есть на карте) канал опять пересыпан и уже за этой пересыпкой воды практически нет (зато много завалов). Не знаю, можно ли тут пролезть весной… вполне вероятно, но осенью и летом – точно нет. До развилки каналов решил не бежать – что нам делать было ясно.

  

В 9-00 вышли на воду и пошли обратно на Белое по уже знакомым завалам и с обносом пересыпи. За ночь кое где вода успела замерзнуть, потому кое где мы подработали ледоколом. В Белое вышли в 10-40. Изучили западный берег. На Белом нельзя сказать, такой то берег красив и там лучшие стоянки, а такой-то не очень. Все замечательные. Изучили небольшой канал выводящий из озера на запад в сторону прудов. Через насосную станцию он выводит прямо на пруды (стоит табличка «Рыбхоз Белое. Проход и проезд запрещены») и идет через них. Воды в прудах не было, в итоге канал наблюдался мелким, текущим в недавно осушенных торфянистых берегах. В такое лучше не соваться. А вот обводные каналы по периметру прудов оказались пересыпаны и представляли собой очень жалкое зрелище.

  

Опять заходим за водой в д. Белое и идем на юго-восточный берег к каналу, что идет на восток. У нас остался лишь один вариант продолжения маршрута (идти по главному каналу, что вытекает в южной части озера и идет на пруды было бессмысленно, так как местный житель поведал нам, что пруды спущены и там, а значит, далеко бы мы не ушли, а вот на работников рыбхоза бы нарвались точно).
Искомый канал пересыпан прямо у озера, но далее вполне водный (заходим в него около 12-40). С осознанием того, что можем наступить на те же грабли как и на канале к торфоразработкам обносимся и идем. Идем недолго – через метров 800 старая бобровая плотина, за которой воды в канале нету метров 300. А далее есть, но в очень скромных объемах. Берега заросшие мелким березовым лесом к обносу не располагают, потому идем на радикальные меры – проделываем в плотине внушительную дыру, в итоге «перезапускаем» канал – через минут 30 ниже по течению вполне можно идти!

 

Сразу за бобровой плотиной – пересыпка канала с трубами – прохожу в трубе сам, Толя идет по берегу. В канале, не без нашей помощи, появляется слабое течение, что будет ощущаться еще около 1,5 км пути. Канал шириной 5 – 7 метров, глубины до 1 м, местами зарастает камышом, повсеместно – водорослями. Чаще всего глубина конечно меньше метра – потому возникает значительное противотечение, лодке просто мало объема воды, в итоге скорость движения падает. Проходим шлюз с трубами – начинаются поля, бывший болотный массив, что был осушен. Здесь всё в сети каналов – наш крайний южный, потому с юга тянется лес, в с севера примыкает множество более мелких каналов, совершенно не проходимых. Потому дорога нам одна – на восток.

  

Остаток дня серьезно измотал. Шлюзов с трубами более не было – каждый (всего 4) приходилось обносить и не всегда с хорошим выходом на берег. В одном месте глубина была совсем никакой – Толя пошел по берегу, а я еле продарлся через «щи» отмерших водных растений. Видимо, это был «водораздел» канала – ибо после этого ситуация с водностью только улучшалась. Весной тут, думаю, идти можно без проблем. К 16-00 достигли моста через канал узкоколейки Червоное – Житковичи, по которой с ТБЗ в Червоном возят готовые торфобрикеты на перегрузку на широкую колею в Житковичи. Не повезло, после 20 минут как мы ушли от моста, по нему прошел поезд, что тут редкость (ходит 3-4 раза в неделю). Был бы шанс на хороший, редкий кадр.

  

В 16-50 делаем последний обнос, до следующего шлюза у автодороги Червоное – М10 рукой подать – перед ним антистапель. До впадения в Гнилицу не дошли около 1,5 км, до Наути соответственно около 2 км. Но канал последний километр пути и далее на восток был вполне водный, потому маршрут, можно сказать, мы осилили. Теперь можно смело идти от Червоного вниз по Наути, зная, что в Белое на байдарке пройти возможно! Эх, если бы мы устроили «беговую» разведку днем ранее на канале к торфоразработкам перед тем, как идти на озеро! Был бы шанс не просто выйти в Гнилицу, а еще и придти в Житковичи своим ходом!
А так машина за нами приходит к 19-00, к 19-50 мы по домам. Ужинаю (получился какой-то невероятный контраст, напряженный маршрут и домашний ужин) и в 21-15 поездом Гомель – Гродно уезжаем на Барановичи, откуда электричкой на 4-40 утра достигаем моей Рощи. Поход удался, отличные выходные! Спасибо напарнику Толе, местами было тяжело, но мы справились!


Итого:
1. По договоренности с рыбхозом «Белое» весной и летом можно пробовать пройти маршрут Новые Милевичи (р. Случь) – озеро Белое – пруды «Белое» - Лагвощи – р. Случь (близ жд-моста). Если договорится возможно, то вероятны большие вариации маршрутов для водников, идущих по Случи (вплоть до «кругосветного» маршрута). Да, хождения по каналам не самые приятные против петляющей реки, но озеро Белое того стоит. А если будет возможность пройти по прудам, то они местами не менее красивы, нежели озеро (но придется делать множестно нетрудных обносов дамб).
2. В озеро Червоное из Случи можно пробовать выйти по каналу Домановичскому. Желательна его предварительная разведка, но судя по картам и космоснимкам он проходим. Стоит учитывать, что от Случи до Червоного вряд ли удастся пройти за день, в Червоное – это не Белое, там кроме обширной водной глади нечем наслаждаться, озеро сильно заторфовано, берега подавляюще топкие, камышовые.
3. Из Червоного необходимо изучить маршрут по Наути с возможным выходом в Припять через Скрипицу. Тем самым удастся пройти «исторический» маршрут, по которому из Припяти на Червоное поднимались торговые лодки (с осознанием того, что тогда конечно реки не были канализированы). При желании из Червоного можно попасть в Белое и далее в Случ – эта часть маршрут уже изучена.
4. Река Скрипица – отдельный маршрут, из озера Белого в неё попасть нельзя. Начать поход по ней можно от д. Селко.

Андрей Вашков