Сергей Заболотный.

Вама-Водла.

Вот и свершилось еще одно маленькое путешествие. «Маленькое» - потому что мы нехотя возвращаемся домой. И неделю оно длилось или три все одно – мало!!! Мы, уставшие, зверски закусанные комарами, прокопченные костром, сидя на вокзале в Петрозаводске, ждем наш поезд, чтобы вернуться в города и снова строить планы на следующий сезон или кусочек отпуска.
Данный отчет не претендует на лучшее техническое описание реки с точной привязкой порогов, ходового времени и всего прочего. Это так, мои воспоминания, впечатления, рекомендации…
Начнем:

Вама-Водла.
День первый:26.06.08.
Из города Минска на Мурманском поезде до станции Медвежья гора выехала туристическая группа, в составе 17 человек. Быстренько рассовав по верхним полкам катамараны, байдарки, сковороды и рюкзаки, мы принялись отмечать начало отпуска. Молодые проводницы, холодное пиво…- все располагало. Ехалось отлично. Вот только ночью, в Новгороде новость о проигрыше сборной России на чемпионате Европы опечалило. Ну да ладно. И так молодцы.

День второй: 27.06.08.
В час дня с небольшим приезжаем на станцию Медвежья гора. Приглашаем проводниц в поход, а они не могут. Хотят, но не могут. Жаль.

Отправляемся на поиски Пазика. А нет такого здесь, только двадцатиместные газели. Не поверите, все влезли в одну и это был Подвиг.
Машину нашли быстро. Хотя парень удивлялся и говорил, что ему обычно по сто раз звонят и договариваются. Кстати его номерок: +79214533599. До Куганаволка всего 8000 р. Торг не уместен. Ехать шесть-семь часов. А по километражу – 300 км. Эх, Российские дороги. Пока ждали машину, наши молодцы успели рамой от катамарана перегородить путь проезжающему мимо свадебному кортежу. Свидетелю пришлось откупаться.

Выехали в 17.00 и в поселке Куганаволок были в 23.00.

Как вышли из машины, комары ринулись в атаку и до конца похода были нашими неразлучными друзьями. Потом к ним добавились мошка, оводни и слепни. Жгли капец.
Место для ночевки и стапеля найти довольно сложно. Особенно для стапеля нашей флотилии:
два катамарана – 4, один катамаран – 2, два тайменя – 2, и КНБ Свирь-2. Опять выручила национальность «Белорусы». Один дяденька пустил к себе на задний двор, где у него рыбацкий причал.
Вама-Водла. По Карелии.
Вернее сразу прогнал, а как узнал, что мы из Беларуси – разрешил. Поставили лагерь, поужинали, у кого были силы собирали суда. Белые ночи, все таки.

День третий: 28.06.08. (первый сплавной)
До 15.00 стапель. В 15.00 вся наша флотилия отчаливает и держит курс на остров Великостров. На озере штиль, жара.

Нам с погодой в походе повезло: была хорошая, теплая погода…как на югах.

Только к концу похода немного похолодало и в Питере было пасмурно. А я рассказывал, что Карелия – суровые места. Никто не поверил.
За час с лишним доплыли до острова. Байдарки могли и быстрее, а вот катамараны никак.
Брали на буксир.

Обходили остров с левой стороны. Дальнейшим ориентиром курса служит деревня Чуяла. Нужно плыть на нее. За час доплыли до деревни. Обогнули мыс. Еще через пол часа подплыли к Вамской плотине.
Там ориентиром служит небольшие строения и моторные лодки. Шум плотины слышен слабо. Мы зачалились на левом берегу. Сходили оценили масштаб.

Перечалились. Обнеслись по правому берегу.
На Вамской плотине имел место инцидент с местным работником, который показал корочку, представился служащим Водлозерского заповедника и уточнил о нашем разрешении на посещение здешних мест. За возможность продолжить маршрут запросил 1500 рублей. Сошлись на 500. Сказал, что заповедник мы кинули тыщи на три.
Ну а дальше начинается самое интересное: река ВАМА (ВОДА ВЫШЕ СРЕДНЕГО)
Все началось с киля. И в первый порог после Вамской плотины, порог Устьинский, мы вошли не на байдарке, а рядом с ней. Дело было так: после сброса воды на Вамской плотине (3кс) есть очень хорошая струя.

Вот и захотелось траверс отработать. Но не учел силу этой струи. Только нос в нее сунул, сразу жестко положило. Пересчитав все камни в пороге Устьинский, провели спасработы, вычерпали воду и пошли дальше. Дальше был порог Раккуй (3кс). Хороший порог с сильными валами, мощной струей. Тут тоже без киля не обошлось и снова я. Спишем его на снаряжение. Т.е. на его отсутствие. Перед порогом матрос другой байдарки стал жаловаться, что у него юбку даже на простых шиверах сшибает. Я выругался, что надо было дома проверить, и, добрая душа, отдал свою. У меняжопыта больше. Порог шли без осмотра. Уж как-то быстро после гладкого озера два километра пролетело. Все прошли хорошо. Мы шли последние. Скачем по мощным валам. Меня заливает. В середине порога у моего матроса тоже срывает юбчонку… К выходу из порога мы подъехали на поддувных баллонах Свиря, по кокпит в воде. Последний вал. Ну давай родимая. Еще чуть-чуть.
Ан нет. Вал бьет сбоку и нас медленно, плавно кладет. Отстрелились. Взялись за леера и к бережочку. В голове мысль: а по зубам ли река. По отчетам тут на 24 км 20 порогов. Первый, Вамскую плотину, обнесли, второй – все камни пересчитали, в третьем тож воды напились – если так будет дальше, то поход будет сердитым. Ну ладно, посмотрим, что впереди. На ночевку стали на пороге Островец (3кс), на левом берегу. Там большая, хорошая стоянка. Вечером, осмотрев порог, не очень то и хотелось завтра его проходить. Еще ныли ушибленные места после Устьинского. И очень страшным он мне показался.
Рыбаки занялись своим любимым занятием и натаскали два котла мелкокалиберной рыбешки. Завтра уха.


День четвертый: 29.06.08. (второй сплавной)
Пол дня ушло на прохождение порога. Уж очень он не удобный. Осмотр трудный. Кусты, поваленные деревья, крапива. Надо было из дому пешню взять. Достаточно сложная траектория движения. И, если положит, сладко не придется. Очень сильная струя. Широкую реку загнали в узкий проход между островом и левым берегом. Утром покатался с каждым экипажем на катах, показывал как чего делать: подтяги, зацепы, как рулить, как чалиться. Сбегав вниз-вверх по порогу раз двадцать, расставили страховку, фотографов. В бой пошла тяжелая артиллерия: катамараны.

Для них все просто: не сесть на гряды камней и суметь зачалиться после поворота реки. Кое как прошли. Для байдарок страховка осуществлялась не только морковками с берега, но и катамараном. Его поставили за мелью, что по средине реки на повороте. Но страховка не понадобилась. Байдарочники прошли порог легко.


Сразу за порогом шивера. Где и лег отважный экипаж байдарки под руководством Юрия. Странно, пороги третьей категории мы проходим, а вот шиверы нет, очень странно. Далее был узкоколейный мост. Просмотр обязательно. В некоторых пролетах лежат деревья и всяких хлам. За мостом заканчивается территория заповедника. Можно никого не боятся. Далее Вам порог и другие. Все сходу. Река радует поворотами, островами, неутомительными плесами, порожками и шиверками. Хотели за этот день дойти до Пур-порога (3кс), чтобы с вечера оценить ситуацию и определиться с прохождением. Но из-за неуверенности, что найдем там большую комфортную стоянку, стали на перекате, не дойдя до порога 1,5-2 км. Стали по левому берегу. Там отличная стоянка. Есть каркас для бани на берегу, даже столик есть.

День пятый: 30.06.08. (третий сплавной)
Расчет был верным: на Пур-пороге стоянок в их комфортном исполнении нет. По левому берегу осмотрели порог. Прошли. Далее мост. Просмотр обязателен. Нужно глянуть в какой пролет идти и также, оценить «жах» за мостом. Порог Боровой. Это просто «дыркосажательный порог». Ну столько камней торчит. Да в нашу воду, а что там делать, если воды меньше?

Прошли хорошо. И еще: Господа, когда выставляете кат в третий пролет, не забывайте про течение. Оно сносит судно. И быть вам не в третьем, а в четвертом пролете. Время: часов 11.
Проплыв после порога еще немного, глазам открылся восхитительный разлив, красивый мыс на левом берегу, с кучей камней для каменки, рыбацкие местечки….стоп.

Дальше не идем. Дневка. Баня.
К вечеру топим баню, ловим рыбу, киляем катамаран.

В общем, отдыхаем.

Места оказались действительно рыбные.

День шестой: 1.07.08. (четвертый сплавной)
Поздно встаем. Отплываем часиков в одиннадцать. Входим в Водлу. Порог Верхневамский. По середине реки остров.

Слева хорошая горочка с множеством камней. Нужно маневрировать. Все прошли. Вот только экипаж Юрия постигла неудача. Камень прямо выскочил на байдарку. Выскочил, напугал и перевернул. Бывает. Далее порог Нижнеевамский. Легко. Постепенно мы приближались к самому интересному. Время: часика 2-3. И вот по левому берегу появляется домик с развевающимся Российским флагом. Чалимся на правом берегу. Бежим осматривать. ОН. Порог Падун (4кс) к28_падун. Сильный, красивый порог. Мощные сливы, огромные бочки. Впечатляет.

Порог очень удобный для тренировок. Легко обносим как вверх, так и вниз. Отличная, большая стоянка с видом на порог…. Полтора дня мы провели на этом месте. В оставшуюся половину дня, плотно покушав, мы катались по порогу на катамаранах.


К вечеру успокоились и устроили праздничный ужин: жарили щук.

День седьмой: 2.07.08. (пятый сплавной, дневка)
Утром несколько человек попросились в деревню. До нее 11 км по реке и где-то столько же пехом. Мы перевезли их на левый берег и началось самое интересное. Сначала мы катались на катах,

потом стали пробовать съезжать в бочку по боковой струе и плавать с веслом,

потом долго учились кидать морковки.


И когда морковки стали попадать в цель, когда появилась уверенность, что если заколбасит, то есть шанс, что достанут….я решился на самосплав сверху.
Уже плавно приближаясь к сливу, в голову полезли мысли, а что если… Никаких если. Вдох, удар, пена, усилие на лопасти весла. Показался кусочек неба. Еще вдох. Порог пройден.


Остальной день отдыхали.

Прохождение байдарок было еще под вопросом.

День восьмой: 3.07.08. (шестой сплавной)
Решено. Идем. Экипаж кат-2 попросился пройти порог ближе к левому берегу. Уж что-то и там одна горочка приглянулась. Как знали, что там весело будет. Зашли в бочку, уперлись, а не выпускает. Пожевало, пожевало и бах, кат лег, поплыли.
Достали кат, словили весла, экипаж. Поставили страховку. Идет Свирь. Понравился слив между двумя котлами пены, что ближе к центру. Емкости непотопляемости и поддувные борта накачаны до предела. Сели. Пошли траверсом на середину реки. Развернулись. Выставились. Все остальное как в тумане.


Зашли идеально. Почувствовал, что байдарка оторвалась от воды и…. провалилась в яму.
Отстреливаться даже не пришлось. Выстрелило как из пушки. Вынырнули мы метров через 20-25. Нашел взглядом матроса, ищу байду - а нет ее. Народ на берегу растерянно смотрит. Тут кат двойка отчаливает и куда-то плывет. Ура, всплыла. Не хотелось утопить нового Свиря в первом серьезном походе. Экипаж Юрия – пас. Остался экипаж Саши. Решили идти под правым берегом.

Прошли без киля. Хотя и на грани. Молодцы. Ни одного киля за весь поход. Красавцы-мужчины.

После фотосессии на фоне порога, отправляемся дальше. До поселка 11 км по реке. До финиша был еще порог Осиновец (3кс).

Хороший порог, был бы он до Падуна и страховку бы ставили и голову бы стояли чесали, а так раз и все. До порога Печки не дошли. Закончили сплав на входе в деревню. Тут и людей меньше и полянка большая. Как раз для сушки и разборки подходит. К 18.00 сходили к магазину и договорились с водителем ПАЗика(до Пудожа рейсовый), что он нас заберет с нашей стоянки. Далее начинается третья часть похода: дорога домой. «Закончилась спортивная часть, начинается культурно-позновательная». Зря я это сказал. После этих слов полились реки пива… ушли в разгул.

И если бы, Онежское озеро и Нева несли не воду а пиво, они бы сильно измельчали.
В этот день у капитана Сереги был день рождения. Еще в Минске купили коржи и сгущенку для торта. Вот только после заброски и похода им немного досталось. Торт был Наполеон. Вот правда наш Наполеон был не таким красивым, когда в Москву входил, а когда Березину форсировал. А вообще, очень вкусно получилось.

Вот.

День девятый: 4.07.08.
Водитель пазика завез нас в Пудож. (Даже не верится, что в газель все влезли)

Отсюда можно и на комету, что из Шалы до Петрозаводска за 700р. завезет, или в Медвежьегорск или в Петрозаводск на автобусе. Мы поехали на автобусе до Петрозаводска. Билет стоил 430р. и нас за восемь часов с комфортом завезли в Петрик.

Правда, за багаж сняли 1500, ну да ладно. Кстати, водитель, что завез нас до Кугонаволка предлагал свои услуги и на выброску: оставляете задаток и он вас за эти - же деньги забирает с поселка Водла до Медвежьегорска. И возможно это не самый плохой вариант. Заброска туда нам обошлась в 8000, то обратно в 11000. Без задатка он не работает.
В Петрозаводске нам до поезда оставалось два дня. Программа мероприятий была такой: едем за черту города на Онежское озеро, ставим лагерь и оттуда ездим смотреть город и другие достопримечательности. Решили оставить катамараны и байдарки в камере хранения, чтобы не таскать по городу. За все насчитали 2800 р. Дороговато. И тут к нам подходит кавказец и спрашивает куда нам надо. Я ему объясняю. Он говорит, что у них только двадцатиместные газели, на что я улыбаюсь. Мы договариваемся, что он нас сегодня завозит и через день забирает за эти же деньги (2800). Отличный план. Сэкономили на маршрутках и толкотне по городу.
Едем мы на Соломенное или на Пески. Там еще есть здание аэропорта. Если кому вдруг придется ночевать под Петрозаводском – рекомендую. Отличные места. Есть дискотека и кабаки.

Там запомнили белорусов.

День десятый: 5.07.08
Все, кто хотел ехать в Кижи уже в 8. 30 были на пристани. Экскурсионная комета на Кижи стоит туда – обратно 1500 р, плюс 100 р. за вход. Однако. Простая комета стоит 1000р, но стоит она там всего час, а экскурсионная 3. Не то все это. Есть еще катерок на 9.30. Он стоит 230 р. в одну сторону и на Кижи только заездом, а возвращается как раз через три часа – отличный план. Мест на него, как и два года назад, нет. Всегда нет. Нужно идти на причал, капитан после посадки людей с билетами взял еще на борт человек двадцать. Причем с гарантией, что обратно мы тоже с ним уедем. Итого 560 рублей взамен 1600. Так и сделали.

А разница между кометой и катером в скорости движения: комета час двадцать, катер три с половиной часа. Мы никуда не спешили. Посмотрели Кижи и даже по набережной прошлись вечером.
График движения катера: 9.30 Петрозаводск - 12.40 Кижи ;15.55 Кижи - 19.10 Петрозаводск. Уточняйте только по каким дням ходит.
В то время недалеко от полянки, где стояла наш лагерь были запланированы мероприятия. Белорусов тоже там запомнили.


Рыцарь Юрий всех победил.

День одиннадцатый: 6.07.08
В восемь утра за нами приехала Газель и завезла на вокзал. Наш поезд в 23.00. Весь день гуляли по городу, толпой сходили в городскую баню – парок там знатный. В Питер поехали чистые.


Ходили по музеям: есть краеведческий и рядом музей бабочек и чучел всяких животных Карелии,


раньше был интересный музей Мурманской железной дороги, но он закрыт на реставрацию.
Вечером уехали на Питер.

День двенадцатый: 7.07.08
В семь утра мы в Питере. Переезд с Ладожскоко на Витебский – был очень тяжелым. Перед нами произошел сбой в движении (кто-то упал на рельсы) и без того загруженное метро в час пик сбилось с графика. За два часа переехали на Витебский вокзал. Там разделились на дежурства и вперед по красивейшему городу гулять.


Наш поезд на Минск в 22.50.


День тринадцатый: 8.07.08

Утром отметили день рождения Кати.

В 12.30 приехали в Минск.

Вот такой вот походец по Ваме-Водле получился. Всем спасибо!!!