Утуга - Нища, ноябрь 2014

Начало путешествия:
Конец путешествия:
Участники путешествия: andy t, Пянтковский Коля, Ганич Виталя, Сушкевич Сергей, Путов Антон, Ляхов Дима, Сороквашин Антон, Кравец Оля, Бунаков Павел, Виленчиц Люда, Виталя, Гончаренко Саша, Широкшин Борис, Германова Маша

Утуга – Нища, 7-9 ноября 2014

«Есть на окраине Псковской области малоизвестная речка Утуга, переходящая за одноименным озером в Нищу…» - так начинается отчет известного многим туриста kir2003 (http://kir2003.narod.ru/UTU.html). На Утугу, которая по сути с Нищей есть одна река под разными названиями, я смотрел уже больше года. Впервые мысль пройти по ней появилась в совместных с Михеем «обсуждениях проблем маршрутов с волоком». Но тогда, год назад, передумали пойти на Язницу, а потом вообще на Шошу-Мнюту. Маршрут с волоком из озера Язно в верховья Утуги мало кому приглянулся весной, потому опять отсрочка. И вот ждем последний поход замечательного водного сезона-2014. Думаю пойти согласно плану посещения классических маршрутов на Черепетицу. Но тут подоспел отчет Кира, который давал ответ на самый принципиальный вопрос по сложной заброске на маршрут: из Конашенков к Утуге есть дорога! И тут же воду начал баламутить Дима ТТ: «пошли да пошли на Утугу, там мол круто». То, что река отличная было уже окончательно понятно, но подойдет ли она для формата типа «закрытие сезона, 14 человек, малая вода»? Решил по итогу справедливо: «Если не сейчас, то когда?»
Группа собралась, как это в последнее время часто бывает, большая. Виталь Ганич-Сергей (Таймень2»), Путов Антон – Дима ТТ (Касатка-2»), Виталя и Саша («Касатка-2») Паша и Люда (первый раз на воде) («Касатка-2»), Антон С. и Оля (Таймень-2). Со мной на «Касатке» шел Коля из Пскова. Его усилиями к нам присоединились еще Борис и Маша, тоже из Пскова, они отправлялись в путь на «Таймене-2».
Заброска была поездом до Полоцка и далее микроавтобусом и машиной до д. Конашенки. А дальше самое интересное: пешком к мосту через Утугу у одноименной деревни. Кир2003 дал кое-какие ценные комментарии по поводу их перехода, они помогли в выборе правильной дороги из Конашенков, больше спасибо! На космоснимках конкретного почти ничего не видно. На картах слишком старая информация. Как то будет.

-Начало-

Светит луна. За Россонами асфальт совершенно разбитый, в Горбечево поворот на север. Узкая лесовозная гравийка до Конашенков. Деревня нежилая, пара хмурых домов, развилка дорог, сгружены бревна, тут нас ждут у костра псковичи, которые приехали совсем недавно машиной. Впереди 7 км по прямой и вся ночь впереди…
Машиной, на самом деле, можно было еще проехать около 1,5 км. Идем в не самом верном направлении на северо-запад, по обозначенной на карте гравийке вдоль озера Усвечье. Отклонение от идеального азимута тревожит. Начинается слабый дождик, который постепенно усиливается. 14 фонариков на фоне высоких рюкзаков за спинами высвечивают хаотичное падение мелких капель, которые напоминают в этом дрожащем свете снежинки. Дима уже ездил тут велосипедом, говорит, скоро будет поворот направо. Видимо наш. Штабель бревен, гравийка мельчает, направо под 90 градусов действительно отворот со следами лёгких машин. Туда. Около 500 метров идем по красивому полю. Потом по еще более красивому лесу. Дорожка идет ровнехонько по границе РБ и РФ, строго на северо-восток-восток. В самом «углу» границы Т-развилка, главный накат дороги поворачивает под 90 град направо, мы же идем прямо. Скоро дорога выбирается из леса на луговины, идет по высохшим травам, среди которых предательски скрыта узкая, подзабытая транспортом борозда-колея. Дорога по лугу различима хуже, чем в лесу. Но идем мы правильно, появляются дома бывшей деревни Замошица. В дождливую ночь смотрятся они, мягко сказать, мрачно. Что бы отпугнуть нечисть, кричим на всю околицу. Грандиозное эхо прокатывается по холмам и долам покинутой людьми земли…
Совсем скоро перекресток с укатанной дорогой, идем по отчету Кира прямо. Дорожка заметно опускается в долину реки. И совсем скоро выводит к мосту. Соснового бора не увидели, зато нельзя пропустить обширную поляну недалеко от моста на левом берегу, окруженную кустарниками. Ура, добрались! 8,85 км по итогу за 2,5 часа, неплохо прошли. Вот наш трек от Димы ТТ, может будет полезен велосипедистам и вдруг водникам: http://www.gpsies.com/map.do?fileId=hxjysanfcyfisprf
На часах 2:45 глубокой ноябрьской ночи. Самое время собирать байдарки

---День 1---

Поспали, понятно, мало, часа 4. В 7:30-8:00 подъем. Кто-то варит завтрак, кто-то собирает лодки, упаковываемся. Дождь ночью окончательно закончился, утром даже видны разрывы в облаках. Осматриваем реку. Воды ожидаемо меньше, чем даже летом у Кира. В общем-то, это не пугает. Давно хотелось по такому маловодью, да с завальчиками, полазать.

  

Ближе к 11 выдвигаемся волоком в 150 метров от поляны к более-менее приемлемой точке старта, за завалами. Воды вообще нет, метров 50 просто тащим лодки по дну, потом идти уже могут только капитаны и еще через метров 100 забираем в лодку матросов. Через пару поворотов река собирается в узкий, 1 метр шириной, ручей, который петляет среди мрачных трав и скоро впадает в озеро Чайки. К 11-10 подтягиваются все экипажи и маршрут начинается в полной мере.

 

Озера скоростная часть маршрута. Чайки имеет близкую к прямоугольной форму, вытянуто субширотно на 2 км. Нормальные выходы были заметны только у одноименной деревни на северо-восточном берегу. В 11-25 начинаем путь по протоке в озеро Братилово. Протока около километра длинной, почти без течения (течет только при впадении в озеро), глубокая и широкая. При впадении в озеро сужается и идет коротким узким каналом в камышах. Сетей с утками не видели.

Братилово водоём крупнее. Около 2,8 километров пересекаем его с востока на запад. Погода отличная, пытается пробиваться солнце, дымчатая, ноябрьская атмосфера и настроение у природы. Антон предлагает выявить «максималку» для «Касатки» по гладкой воде. Три экипажа разогнались до 10,5-11 км/ч, больше никак. Озеро красивое, на северном берегу видны строения деревеньки Матысово, там же, по северному берегу есть выходы к озеру. Отличное место, в том числе, при выходе Утуги из озера: красивая полянка у гнилого деревянного моста. Здесь мы в 12:00, пройдено 5 км. Обносим мост по правому берегу, впереди нас ждет визуально мелководная речка. Красивая. Явно не без завалов. Тем еще лучше. Вперед!

   

 

Сначала берега Утуги коренные, высотой до 2-3 метров, но быстро уходят от русла. Ширина уменьшается, в 15 минутах за мостом ряд несложных завалов. Почти все проходимы протягом над бревном, иногда высоким протягом. Ничего не пилим, пилить – это занятие точно не для ноябрьского похода (да и вообще…). Далее река заметно меандрирует в низких камышовых берегах, иногда сужения значительные, до 1-2 метров. Эти «тоннели» из камыша фирменная «фишка» мелководной Утуги. Перед трубами моста дороги на Магорево преодолеваем с ходу три невысокие бобровые плотины. У «труб» русло мелкое, много валунов, крупный валун лежит за мостом посреди реки. В «трубе» мы в 12:50. А в 13-15 останавливаемся для короткого обеда на левом высоком берегу.

  

 

Народ кипятит чай, режет сало, ждем отстающие экипажи (тут хуже всего шлось Паше и Люде, но их экипаж постепенно вошел в ритм группы). Гуляю ниже по течению, там шумит бобровая плотина, в которой проделываю «водосброс» для байдарок. С обеда уходим около 14-10.
Сразу за обеденной плотиной следует еще одна, а через 20 минут и третья. Проходимы с ходу. Бобровые плотины хороший признак – на реке с ними точно не заскучаешь. Так и есть, Утуга радует. Пусть сейчас она мелкая, и что? Проводки только на завалах, которые здесь ровно в меру, возникают в целях недопущения затекания ног у экипажей. Мы активно всех фотографируем, откатываемся в хвост «пелетона», а на очередном завале с обносом применяем нестандартную тактику. Бросаемся вне очереди на берег и делаем проводку по берегу, а не через бревно. Три лодки: Антон-Дима, Боря-Маша и Сергей-Виталь принимают вызов. Следующие километра три активно «рубимся» на узенькой речушке, в тоннелях из камышей, на завалах. Включать такой, «спортивный» режим иногда полезно, река пошла очень весело. Караулишь «соперника», готовишь «атаку» за много поворотов, проходишь, обставляешь следующий экипаж на очередном завале, фотографируешь, они тебя «проходят» обратно и всё повторяется снова. Очень понравился боевой задор псковской лодки, сразу видно, отличные ребята. А заслуженно «победили» в этой «зарубе» Дима и Антон, их «Касатка» была самой быстрой в этот день.

  

 

Так, незаметно добрались до поворота реки к северу, где прошли руины моста на бывшей дороге Ольховец – Швары (15:35). Через 20 минут прекрасное место для стоянки по правому берегу. На берегу высотой 4-5 метров сосновый бор. Стоянка лучшая на многие километры вперед. Но еще слишком рано нам останавливаться, неизвестность ждет завтра, нужно максимально использовать световой день. Потому преодолеваем очередной завал и устремляемся вперед.

 

Это участок широкой заболоченной долины реки, «спущенное» долиной Утуги и частью заторфованное бывшее крупное озеро. Сейчас его бывшее дно, ныне берега реки, низки и неприветливы. Река напротив, симпатично петляет, дарит для разнообразия завалы и изумительные камышовые узенькие протоки. Часто к реке примыкают мелиоративные каналы. Вот зачем здесь когда-то кому-то понадобилась мелиорация…

  

Долго ли, коротко ли, но этот участок тянется до глобального разворота реки у гравийки Бояриново – Чайки. Перед поворотом бобровая плотина, начиная от которой возрастает количество завалов. Устремляемся вперед на поиски стоянки, уже здорово стемнело, а группа растянулась. Берега повышаются, осматриваем два места, оба забраковали: заросли подлеска такие, что и одну палатку приткнуть сложно, а у нас их 5. За участком из трех подряд «шлагбаумов» (мысль: бедные наши, им тут уже почти наверняка по темноте идти!) по правому берегу высотой в 3 метра хорошая полянка с кострищем. Похоже, Кир2003 ночевал именно здесь. Вместе с нами приходят на стоянку две лодки, в это же время сумерки примерно заканчиваются (17-45), значит, остальные экипажи на завалах помучаются больше. Спешно вытаскиваемся на берег, делаем костёр. Ждем от 5 до 25 минут – к 18-20 все суда «на базе». На последних завалах, конечно, им пришлось несладко, зато мы молодцы за сегодня, выдержали график идеально, по воде вышло 20 км. Наградой был ужин и большой жаркий костёр, посидеть у которого помешал начавшийся дождь и недосып с прошлой ночи. К 22 часам перешли в горизонтальное положение. Сон наступал быстро, его было много, а добрый дождь шелестел по палатке почти до самого утра.

--- 2 день ---

К утру дождь нас покинул (и более не возвращался), угли в огромном костре сохранились до самого утра. За завтраком некоторый народ начал плести какие-то небылицы по «сумашедшего вашкова, который лазает по глухомани и непонятно зачем таскает с собой кучу народу», получалось это у них весьма агрессивно, чем они меня по-настоящему и здорово обидели. Тогда на мгновение захотелось собрать лодку и сняться прочь с маршрута. Задумался о такой численности группы на таком маршруте. Нескрываемое недовольство многих участников пешей частью, завалами, мелями, ноябрем с его долготой дня (при этом, план похода и время года было известно всем участникам) наводит на однозначные мысли при планировании следующих походов. Зачем мучить людей своими «приглашениями»? Может, им по душе совсем другие маршруты и в них пропадают способности организовать поход самостоятельно? Конечно, нужно дать им такую возможность уже в следующем году!
А мне (и к радости, не мне одному) Утуга очень нравилась уже. Второй день был долгожданным: впереди были полоса завалов, перекаты и неизвестная, непройденная Киром2003 часть реки.

  

Начали путь в 9-45. До обозначенного на карте брода через реку (строго говоря, бродов там два) участок с весьма большим числом завалов (на грани, что бы они начали надоедать, т.е. что говорится, «в меру»). В 10 минутах ниже нашей стоянки отличное место для лагеря на левом берегу в сосновом бору. О нем мы знали, но дойти сюда вчера мы явно не успевали из-за завалов на реке, которые в темноте явно лишнее дело.
Брод прошли в 10-10. Сразу за ним (вторым по счёту) мелководный валунно-галечный перекат. Идем по дну реки и проводим лодку. Но участок с мелью был совсем короткий, скоро глубина вернулась. И постепенно начало убывать число завалов. Постепенно пригодные (мест достаточно) для стоянок высокие берега понизились, река сделала «генеральный» поворот с азимута 240 на 280. Вновь потянулись низкие берега. Скорость продвижения выросла. Завалы отступили, тормозили нас только «пробки» еще не умершей растительности и сужения реки в камышах и травах. Но в них было очень интересно.

  

В 11-40 достигли насыпи у бывшего железнодорожного моста разобранной линии Полоцк – Псков, в 11-50 вышли размяться на автомобильный бетонный мост в д. Будани. Ждем группу, собираемся все. Никто сильно не отстаёт, молодцы. Дима ТТ пересел в «Таймень» к Антону С., а Оля на его место к Антону Путову. Антон заметно повеселел, даже наловил где-то раков.

  

  

За мостом у Буданей берега опять на короткое время повышаются, в русле появляются валуны. Появляются и завалы, но их немного. Проходим две бобровые плотины. Перед деревянным мостом (13:00) дороги Бояриново–Ашнарово прошли изумительный и весьма протяженный «тоннельный» отрезок очень узкой реки в камышах. Здесь интересно из-за ощутимого течения и трех невысоких сливов бобровых плотин прямо в узеньком канале.

  

 

За деревянным мостом река постепенно расширяется, течение замедляется, скоро озеро Нища. Выглядывает солнце! По правому берегу прошли сухое место на голом берегу с березой, других выходов на сухой берег на этом отрезке нет. В 13-20 выходим на озеро, Утуга у нас вышла длинной приблизительно 30 км. Ищем место для обеда. На берегу у большого села Бояриново местный дядька подсказал хорошее место для стоянки на острове, который будет у нас прямо по курсу. Место (чалка на западном берегу) действительно хорошее, на острове дубовая роща, много валунов, большое кострище. Но ветрено, задувает, тут наверное было холоднее всего за поход. Обед делаем «горячим», с супом.

  

В ветреные просторы озера Нища уходим только около 15-40. Совершенно ясно осознаём, что планового перехода по темноте не избежать. Давно хотелось попробовать, река Нища за озером для этого весьма подходит. 7,5 км от стоянки до живой деревни Нища (мост), здесь уже трудно фотографировать (16-50). Темнота всё надвигается, река скучна и широка, течет в болотистых травяных и камышовых берегах. На границе дня и ночи прошли более-менее пригодное место для стоянки на правом берегу у д. Полейковичи, которое не рассматривалось как стоянка изначально. Течение на какое то время оживляется, по дну реки обнажаются морены, в воде попадаются отдельные валуны. Участок с течением заканчивается разнообразием в виде сужений русла до 1-2 метров в камышах.

  

Темнота надвигается постепенно, потому глаза адаптируются и видят нормально. Коварный отворот в старое русло реки все благополучно минули (развилка «лево-право», нужно налево). Лодки идут группами: две синие Касатки впереди, «Таймени» компактной группой за ними, позади нагоняют Антон и Оля. Мы с Колей их сначала подождали, потом оторвались и догнали основную группу. Около 18-20 все собрались на мосту трассы Полоцк–Опочка. Все включили фонарики. Следующие 5 км по скучной широкой реке без течения идем все вместе плотной группой. Прошли они очень весело и быстро. Ориентирования никакого, однообразные травяные берега хорошо «пробивает» фонарик. Днем бы километры по такой реке страшно тянулись, так что расчёт был хорош. Жаль, не все этот план оценили, но это опять возврат к теме мучения людей. С некоторыми слишком уж стала большой разница… в зонах комфорта и удовольствия, что ли. Больше не буду.

 

Близко к границе РБ и РФ по правому берегу виден высокий лес и есть протоптанный выход к нему из камышей (19-45). Место для чалки нас устроило, а место под стоянку оказалось замечательным и полным хороших дров. Добротный ужин и костёр завершил программу отличного ходового (34 км) и непростого для меня психологически, дня.

--- 3 день ---

Костёр был настолько крепок, что пламя горело до самого утра. Не помешал ему даже лёгкий дождичек под утро. На воду вышли чуть позже, чем накануне, около 10-15. Вставали при этом нормально, еще затемно. Но «момент утренней раскрутки» у большой группы, как ни вертись, больше. В 10-25 прошли «ферму» описанную Киром2003 на правом берегу, в 10-35 еще одно отличное место для стоянки на правом берегу. После него Нища обретает силу течения, сужается, становится привлекательнее. Участки в камышах сменяются лесными, высота берегов постепенно растёт. Радует и погода. Вопреки всем прогнозам день не то, что без дождя – всё смелее выглядывает солнце!

  

Очень красивое место на высоком правом берегу прошли около 11-10. Иногда проходим редкие несложные завалы. Много фотографируем и откатываемся в хвост группы. Антон опять идет с Димой, потому они вновь впереди всех, а вот Оля и Антон С поменялись местами, Оля села «капитанить» и со стороны получалось у ребят всё хорошо.

  

11-45 проходим останки двух разрушенных деревянных мостов (один за другим) на бывшей дороге Долосцы–Лисно. Берега становятся всё больше лиственными – тут бы красота была еще недельки две назад, а теперь всё голое и невзрачное. На реке много спрямленных участков. Скорость продвижения хорошая. Мест для стоянок достаточно и распределены они более-менее равномерно… до устья Черепетицы, которое мы прошли около 12-25. За ним берега Нищи низкие луговые. До Юхович река ну совсем скучная. 12-45 оборудованная стоянка «с мельницей» на луговине левого берега.

  

 

Скоро входим в черту села, которое долго тянется по обоим берегам. 13-10 проходим бетонный мост. Около 13-50 в 1,5 км ниже Юхович на правом берегу, еле-еле нагнав взявших хороший темп Пашу и Люду останавливаемся на обед. За перекусом задумываюсь, где бы нам завершить маршрут. До Клястиц засветло точно не успеваем. Решено идти до Соснового Бора, где начинала поход в сентябре большая дружественная группа Шурика и Ксюши Заболотной. Ксюше звоню по поводу лучшей точки разборки судов и дороги на Юховичи, она довольно подробно отвечает, спасибо большое!

  

  

Итого, пройдя за день около 25 км совсем «не по ноябрьски» завершаем маршрут около 15-40. Тут уже почти никто не возмущался, слава богам. Начал браться хороший морозец, развели костер на берегу, не спеша собираем людки, ужинаем. В деревеньке никого нет, только у большого дома в вольере ходят туда-сюда потревоженные количеством людей три… волка. Их мерцающие безмолвные глаза провожали нас, когда мы двинули с рюкзаками на перекрёсток лесных дорог у села, куда за нами уже спешили машины из Полоцка…

Лунная звездная ночь, немного пробежались с Антоном навстречу машинам, попрощались с ребятами из Пскова, еще сходим вместе! На вокзале в Полоцке подбросили работы уборщице грязной водой из рюкзаков, повстречали одну большую группу пеших туристов с Пашей Лисовским. Ну и уже привычный ночной поезд на Минск. Хороший поход, понравился. Жаль, что не всем.
Рекомендации и выводы:
1. Утуга – река для любителей нескучных небольших речек, заваленная в меру и полная «маленьких радостей» в виде бобровых плотин и камышовых проток. Тяжелых участков нет, места для стоянок распределены неравномерно, но с учетом длинны реки проблем с ними не будет. Три лучшие: у выхода реки из озера Братилово, 1,5 км ниже заброшенного моста бывшей дороги Шавры–Ольховец, 1,5 км ниже поворота реки у дороги Бояриново–Чайки.
2. Утуга проходима в любую воду, ниже чем было у нас уровень вряд ли сильно опускается. Но лучше в высокую воду, река местами будет веселее, станет меньше завалов. Вырастет и скорость прохождения реки.
3. Пеший переход к старту по Утуге очень рационален (кто не верит, советую посмотреть автодорожную карту Псковской области, подсчитать километраж из Беларуси), может приятно разнообразить маршрут. Местность по пути пешей части красива. Машина может провести до обозначенного на топокарте монумента к северу от озера Усвечье. Оттуда до точки старта примерно 7,5 км по хорошо различимым дорогам.
4. На участке маршрута Бояриново – Юховичи выделяются «болотистые» участки без стоянок: остров на озере – д. Нища (сразу за селом возможное место на правом берегу); д. Нища – Полейковичи (стоянка на 3+); Полейковичи – граница РБ-РФ; устье Черепетицы - Юховичи. Приграничный участок Нищи, до устья Черепетицы, богат на хорошие стоянки.
5. Нища проходима в любую воду, уровень воды важен только после «жадной» ГЭС в Клястицах. Лучшее время для этой реки – «золотая осень», когда её лиственные берега будут наиболее красивы.



Вашков Андрей, 2014