Река Угра

Июнь-июль 2007 г.
Участники: 1.Журавлев В.В.
2. Харитонович Н.Н.

С рекой Угра заочно познакомились в книге «Избранные маршруты для отдыха на реке» издательство «Физкультура и Спорт», Москва 1972г. Несколько лет вынашивали планы сплава по Угре. Привлекала близость к Беларуси и обещанные в книге красоты.
Поездом Минск-Челябинск доехали до ст. Ельня. Выгрузились в 4.40 по местному времени. На станции ни души, здание закрыто, только светится окошко с вывешенным в нем расписанием. Пригородный поезд до станции Коробец только в 9.15.
За углом стояло такси. Доехали за 250 рублей до места слияния реки Угра и реки Демина. На правом берегу выше моста удобная площадка для сборки байдарки и хороший подход к воде. В 6.30 были уже на воде.

Примечание: расстояние измеряли по GPS

1-й день похода. 26.06.07, вторник.
0-7 км.
Ширина реки до 25 метров, берега невысокие, густо заросшие высокой травой и кустами. Дно песчаное или галечное. По всей ширине река густо заросшая водорослями, только изредка встречаются узкие проходы чистой воды и незаросшие участки. Река на этом отрезке очень похожа на Ушачу. Скорость движения, естественно, небольшая, менее 1 км/час. 3,6 км – справа деревня. Ближайшие к реке дома нежилые.
7-10 км.
Берега постепенно повышаются до 2-3 метров. 7,5 км – ЛЭП. Выходов на берег нет (камыши, кусты, крутой и заросший травой берег). На берегах появляется лиственный лес.
10-15 км.
Характер реки не меняется, только ширина ее увеличивается до 30-35 м, и водорослей становится меньше. На берегах лиственный лес. 10,1 – сваи старого моста. 14,9 и 15,2 – остатки мельничной плотины (проход свободный). Появляются глубины – веслом дна не достать. Выходов на берег нет.
15-23 км.
Река довольно глубокая, водорослей становится меньше. 15,7 км – впервые слева хороший выход на берег, а дальше еще несколько выходов и деревянные мостки – это значит, что слева деревня (д. Митишкино?), только ее за деревьями не видно, а спросить не у кого. 16,7 разрушенный мост и завал под ним. Проводка слева. Ниже моста пляжик. Слева д. Мархоткино, но с воды ее не видно.
23-40 км.
23,0 км – слева мелководный заливчик с песчаным дном, вверх тянется косогор, а наверху ровная твердая площадка с большими березами. Дров достаточно. Это единственное место, которое можно рекомендовать для ночевки. Правда для большой группы будут неудобства: швартоваться и разгружаться придется по очереди.
Абсолютно глухие места, никаких следов пребывания человека. Река, то сужается до 10-15 метров, то расширяется до 35. Заросшие участки встречаются реже. Скорость движения возрастает. Появляются места, где можно выйти на берег (например, 23,8; 28,6; 32,9 км), но для стоянок эти места не очень подходят. 34,5км – сваи старого моста.
39,8 км. Река делает левый поворот, и в этом месте есть выход на берег (а за поворотом еще один). С обоих выходов тропа ведет на вытоптанную поляну с кострищем. Есть дрова. Предыдущая бессонная ночь и усталость вынудили нас остановиться на ночлег.
Пройдено 40 км.

2-й день похода 26.06.07, среда
Приблизительно с сорокового километра начинаются более живописные места: появляется на берегах сосновый лес, пляжики, обрывы и, самое главное, места для привалов.
42,4 км – сваи старого моста. 43,5 ручей слева. 49,6 км слева приток, а рядом можно высадиться и подняться по косогору на ровную площадку, окруженную высокой некошеной травой. Дров достаточно. 50,4 км справа впервые на берегу сосновый лес, тут же приток. Наверху оборудованная стоянка. Выход на берег трудный. После 51-го км берега становятся красивее, появляются песчаные и глинистые обрывы, сосновый лес, но плохие условия для швартовки и высадки на берег. 53,8 – слева песчаный обрыв, сосны, есть выход на берег. 57,0 – слева деревня, а в 0,5 км ниже – место для привала. 59,0 – ЛЭП. 59,9 – справа выход на берег, лавочка, а 250 м ниже деревня. Ближайшие дома без признаков жизни. 61,3 – хороший выход на берег и оборудованная стоянка. 64,5 – справа деревня, через реку металлический пешеходный мост. 65,4 – большой железобетонный автомобильный мост. 66,9 на повороте на правом берегу песчаный пологий обрыв, наверху есть ровная площадка. Река часто образует острова, отдельные участки, заросшие камышами. Неплохие выходы на берег встречаются слева у деревни Шадрино: 69,9 км справа и 70,6 км слева, а затем справа 71,5 и 72,6 км. 74,0 – слева д. Дракино, 4 дома, а напротив отличное место для привала с удобным выходом. 76,6 км – справа пологий выход, песок, поляна, редкие сосны и березы. Напротив – островок с пляжем. Еще два хороших места – 76,9 (л) и 77,2 (п). 78,2 км – д. Всходы, магазин. 78,6 - мост. Остановились на ночлег в сосновом лесу, но выход не очень удобный, и добирались до леса метров 50 по тропике через высокую траву.
Пройдено 46 км (всего 86)


3-й день похода 27.06.07, четверг
первый удобный выход встречается на 89,7 км справа и слева. Река становится быстрей, параллельно по правому берегу идет дорога. 92,0 - справа зона отдыха, дома. Встречается несколько выходов на берег. 92,5 км – слева д. Пищево. 93,3 км - брод и место для стоянки. 95,8 км - первый перекат. Далее справа тянется дорога и есть несколько выходов на берег. 98,5 км - справа д. Федоровское. Напротив Федоровского река образует излучину и красивый песчаный островок в устье реки Гордота. На песчаном пляже можно найти место для 2-4 палаток. 101 км – слева д. Медведки. Через 2 км три пологих выхода на правый луговой берег с низкой травой. Затем места для стоянок встречаются часто до автомобильного моста (106,4 км). Ниже моста в реку сбрасываются сточные воды (городская канализация г. Угра). 109,5 км – железнодорожный мост, за ним перекат и сваи старого моста.112,1км – справа галечный пляжик, хороший выход на берег. Тут же впадает ручей. 112,8 км – перед д. Волокочаны река делится на рукава. Левый, длиной около 500 метров, с быстрым течением.115,6 км - река снова делится на рукава. Левый рукав 300-400 метров длиной с быстрым течением. 117,2 км – слева место для привала, затем река снова делится на рукава. 119 км - проходим д. Луги. 120,7 км – слева лужок, спускающийся к реке, удобная швартовка, дальше опушка соснового леса. 121,6 км – на правом берегу пологий песчаный обрывчик и отличное место для стоянки. Недалеко сосновый лес. Еще места для стоянок можно найти на 122,1 и 122,6 км. Но лучше пройти еще немного и остановиться на ночлег на 128,6 км: галечный пляж, твердый берег, чуть выше сосновый лесок и проселочная дорога. А прямо на галечном берегу родник! Тут мы и остановились на ночлег.
Пройдено 43 км (всего 128)

4-й день похода 28.06.07, пятница
130 км – острова, в левой протоке выход на берег. 131,2 – еще два выхода слева. Островок с пляжем (стали встречаться чаще после Угры). Справа появляется сосновый лес, а на 133,7 км отличная стоянка с удобным выходом. Река становится красивее. До деревни Знаменка хорошие стоянки встречаются на каждом километре. 139,6 км -автомобильный мост перед д. Знаменка. В самой деревне сваи старого моста и брод. Отсюда до магазина на правом берегу по деревенской улице 300 метров. 143 км - слева впадает р. Волоста, а в 100 м ниже брод и место для привала. 144 км – перекат. Дальше, до устья р Сигоса (правый приток, 147,7 км) есть несколько выходов на берег, но хороших мест для стоянок нет. Примерно такие же, или чуть лучше, места для привалов встречаются на каждом километре. 153,3 км – река в очередной раз разделилась на рукава и оживилась быстринами, а в 500 метрах ниже песчаная отмель, пологий берег, окаймленный большими соснами – хорошее место для стоянки. 158,5; 158,8; 158,9 – по левому берегу похожие места. 161,5 км – слева д. Дмитровка. 162,3 - слева место для стоянки. 163,5 - слева д. Станино. 165,4 - на высоком левом берегу большой навес, ровная площадка, окаймленная лесом. Хороший выход на берег. А 100 м ниже галечный пляж и еще одно хорошее место для стоянки. 167,7 – острова, перекат. 169,3 – самый большой галечный пляж. Берега стали значительно выше, а лес солиднее. 170,5 – слева д. Рассолово, а справа д. Новая Селиба (перед ней место для стоянки). 174,4 – два переката. 175,6 – слева устье р. Жижала. 176 – слева д. Базулино. 177,7 и 178 – два выхода на высокий берег с сосновым лесом – хорошие места для стоянок. На первом мы остановились на ночлег.
Пройдено 50 км (всего178)

5-й день похода 29.06.07, суббота
Дальше несколько галечных пляжей с выходами на луговой берег. Река мелкая и широкая, как Щара перед Слонимом. 179 – перекат, д. Спасское. 180,4 – слева родник и неплохое место на берегу у леса, но топкий выход на берег. 182,5 – д. Ивановское. 183,1 – справа родник и гряда, поросшая большими соснами. Затем на протяжении километра многократно встречаются неплохие места для стоянок. 186,5 – острова, перекат и красивые места для стоянок. 187,4 – справа оборудованная стоянка. 188,1 – мелкий перекат, брод, а в 500 м ниже деревня Куренки (справа). 190,5 – слева отличный выход, пляж, луг, а в 100 метрах сосновый лес. Ниже перекат. 192,8 – перекат длиной 200 метров, и сразу река подходит к сосновому лесу с множественными местами для стоянок. В этих местах много отдыхающих (выходной день и близость дороги), но, несмотря на это много и свободных мест. 194,0 – мост (дорога на Федотково). Ниже моста хороших мест нет. Даже там, где река левым берегом подходит к сосновому лесу, останавливаться не стоит, т.к. за лесом деревня Барановка. Затем лес уходит с левого берега, но появляется на правом, а на 197,7 км хороший выход на стоянку. Тут же начинается перекат. 198,3 – слева место для стоянки. 200 км – слева пляж, за ним старый низкий мост с проходом у левого берега. За мостом деревня Федотково. В деревне магазин. 204,5 – справа в сосновом лесу оборудованная стоянка. 204,5 – перекат. 205,3 – слева хороший выход, пляж, место для стоянки в сосновом лесу. Ниже – перекат, потом еще один, затем остров с пляжем. 207,3 – на повороте реки несколько пляжей и хорошее место для стоянки. 209,0 – д. Песьково. 210,9 – перекат, выход к стоянке на левом берегу. 211,3 – стоянка, ручей, перекат. 214,9 – в очередной раз русло реки делится и появляется перекат. 216 – остров с пляжем. 216,3 – справа хорошая стоянка, удобный выход, сосновый лес. 217,9 – на правом берегу стоит указатель – Национальный парк «Угра». Похоже, что начало территории национального парка совпадает с границей Смоленской и Калужской области. 218,3 – брод. 222,8 – справа пляж и выход на луговой берег. В 100 метрах лес. Кто-то оставил тут запас дров, поэтому мы остановились на ночлег.
Пройдено 45 км (всего 223)

6-й день похода 30.06.07, воскресенье
223,3 – справа выход на стоянку. 226,0 – перекат. 226,6 – устье Вори. Тут же хорошие места для стоянок в двух уровнях. Наверху обелиск и стенд с информацией о национальном парке «Угра». К этому месту подходит дорога, поэтому нужно быть готовым к тому, что место будет занято. Ниже устья перекат. 230-234км река широкая и мелкая, по берегам лес, преимущественно лиственный с переходом в хвойный. Имеется множество выходов на берег. За некоторыми выходами находятся неплохо оборудованные стоянки. 239,7 – перекат. Дальше на протяжении 4 км берега, в основном луговые, с лесом в отдалении. На каждом километре по 2-4 раза встречаются выходы на берег. Хотя выходы на берег не очень привлекательны, за ними можно обнаружить оборудованные стоянки (с воды они не видны). На 244-м километре сосновый лес по левому берегу подходит ближе к реке, и в этом месте с воды видны еще 4 оборудованных стоянки. 246 – слева д. Беляево. 247,6 - перекат. 249,0 – остров, за ним слева каменистый пляж, пологий выход, место для стоянки. 250,5 – большой остров. Справа д. Городец. К реке подходит шоссе. Напротив острова можно найти место для стоянки. 253,5 – перекат. За перекатом река выходит к сосновому лесу. Тут много рыбаков и отдыхающих (близко дорога). 256,5 – река снова вышла к сосновому лесу с многочисленными местами для стоянок и галечными пляжами. 259,8 – пляж, поляна, дальше перекат. 260,3 – справа оборудованная стоянка. Начавшийся сильный дождь вынудил нас остановиться на ночлег.
Прошли 37 км (всего 260)

7-й день похода 01.07.07, понедельник
До конечной точки прошли около 4 км. Дважды встретили места, где можно было бы остановиться на ночлег. Перед подходом к точке окончания маршрута на правом берегу какой-то заводик. В конечной точке на левом берегу огромный пляж (он же и ориентир для высадки). Правый берег высокий, наверху сосновый лес. Отсюда менее 500 метров до автостанции, которая расположена вне населенного пункта Юхнов и стоит прямо на шоссе. Вариантов возврашения два. Первый – это автобусом в сторону Калуги до ближайшей железнодорожной станции, а оттуда в Вязьму. Второй, более быстрый, автобусом до Вязьмы (отправление около 18 часов) или до Смоленска в 11.40, стоимость билета до Смоленска – 280 рублей + 45 за багаж (возможны варианты в сторону уменьшения). Прибытие в Смоленск около 18 часов. Автостанция рядом с железнодорожным вокзалом. А в 18.56 отправляется поезд Смоленск-Брест, на котором мы и вернулись в Минск в 22.30.

Выводы и замечания:
1.Река достаточно интересная и по сложности и протяженности сравнима с такими реками Беларуси, как Птичь и Щара.
2. река чистая (несмотря на сброс городской канализациии у г. Угра) и рыбная
3. Водность реки позволяла начать маршрут от ст. Коробец. Но, на наш взгляд, лучше исключить участок Коробец – устье Демины из-за обилия препятствий.
4. В первый день река сильно заросшая, а в первые 50 километров не будет удобных мест для привала. Зато и людей в верховьях практически нет.
5. На описанном участке нет ни одного препятствия. Встретившиеся нам перекаты были очень простыми.
6. дров на берегах полно почти везде.
7. Удобный подъезд к началу маршрута: в 19.53 мы выехали из Минска, а в 6.30 были уже на воде. Если повезет, то и возвращение будет таким же удобным.

Счастливого пути!