Река Мста

от станции Березайка до станции Мстинский Мост.
общая протяженность маршрута 308 км
18.04.09 – 25.04.09


На Мсту хотелось давно, но каждый раз находилась причина не пойти. И вот, наконец, собрались. Добирались через станцию Дно (железнодорожная линия Минск- Петербург), далее пригородными поездами до Валдая, затем до станции Бологое, затем до станции Березайка. Несмотря на три пересадки, добрались до реки без затруднений за 24 часа. Пока ехали в поездах, погода поменялась с теплой апрельской на холодную февральско-мартовскую. Очень смущало обилие снега в лесах и сплошной лед на озерах. На каждой последующей станции становилось все холоднее.

Река Мста Река Мста Река Мста

Станция Березайка встретила нас пронзительным холодным ветром и легкой метелью, что усилило ощущение нашего перемещения не только в пространстве, но и во времени: мы вернулись в зиму. Но отступать было поздно.От станции до реки приблизительно 1 км. Добраться можно по дороге, идущей слева от железной дороги (по ходу поезда). Лодки собрали у железнодорожного моста. А пока собирали байдарки, ветер все время пытался унести то пустой рюкзак, то герму, а то и саму байдарку. Вещи, разложенные на земле, засыпало снежной крупой.

«Группа захвата» отчалила около 20 часов. Течение быстрое, русло чистое, препятствий нет. После выхода из поселка река течет по заболоченной пойме, временами разливается до 200-300метров. Уже в наступающих сумерках нашли первое место, пригодное для стоянки по левому берегу в 6,7 км от начала. В этом месте край соснового леса подходит к реке. Правда, последние 7-8 метров разлива пришлось преодолевать, пробиваясь через старый и молодой лед.

 Река Мста Река Мста


2-й день
Ночная температура -2, утром +3. Еще около километра Мста была широкой за счет разливов, потом сузилась до 30-40 метров. Сначала по правому, затем по левому берегу начали появляться неплохие места для стоянок. Течение 3-4 км/час. Река красивая, препятствий нет, места для стоянок встречаются почти до самого впадения реки в озеро. На 21-м км вошли в озеро Пирос, впереди и немного слева видна деревня Рютино. Озеро подо льдом, но в юго-восточной части озера, где чувствуется течение реки, имеется довольно обширная акватория свободная ото льда. На выходе из озера мост. Вероятно, когда-то там были и шлюзовые заслонки, но теперь остались низко расположенные над водой металлические балки. В нашей ситуации они находились на 40 см выше уровня воды, что позволило нам «проползти» под ними, хотя течение под мостом было довольно сильное. Ниже плотины река сужается метров до 30, берега повышаются, скорость течения значительно возрастает. Часто встречаются места пригодные для стоянок, в т.ч. и оборудованные стоянки. Километров через 8-10 ниже плотины берега повышаются до 5-7 метров, скорость течения 3-4 км/час, появляются быстрины на месте затопленных паводком перекатов. На берегах сосновый, или смешанный лес, но условия для швартовки и высадки на берег плохие, так как вплотную к воде растут кусты или ольха, да и сами берега крутые. Один из берегов, обращенный к северу (чаще правый), находится под снегом, причем толщина плотного снежного покрова достигает 30 см. Зато другой берег чистый.

Река Мста  Река Мста

На 45-м км справа впадает река Кемка. В самом устье Кемки пологий берег, рядом лес. Остановились на ночлег. Пройдено 39 км.

3-й день
Характер берегов не меняется, но на 2-м, 5-м и 23-м километре от устья Кемки неплохие места для стоянок. Река быстрая, без напряжения держим скорость 10-11 км/час. Перед деревней Березовый Рядок и почти по всей древне пороги, сглаженные паводком. В деревне автомобильный мост. На правом берегу два магазина. Особенно замечателен своим убожеством тот магазин, что по улице от моста направо.

магазин в д. Березовый Рядок интерьер нормального магазина Церковь в устье Березайки

Когда я увидел эту нищету и ужасающую антисанитарию, то вспомнил слова популярной песни: «Чтоб любить Беларусь нашу милую, нужно в этих краях побывать». На мысу, образованном слиянием Мсты и Березайки, стоит церковь, с колокольни которой хорошо видны обе реки. В церкви идет ремонт и раскопки.

  

Второй магазинчик находится у церкви. Ниже деревни слева есть место для привала, а справа хорошие места для привала тянутся километра три. Потом берега становятся более открытыми, по правому берегу реки идет дорога, а левый покрыт снегом. Остановились в 1 км после впадения р. Уверь на правом берегу. Пройдено 47 км.

4-й день.
Мста широкая, спокойная, но течение сильное. По правому берегу красивые и удобные для стоянок места. У деревни Большой Чернец порог, превращенный паводком в быстрину. В 1 км перед д. Опочно на правом берегу хорошее место для стоянки, а ниже деревни порог. Упреждающим ориентиром перед Жадинским порогом является мачта антенны на правом берегу. Сам порог превращен паводком в быстрину. Затем идет отрезок спокойной реки и начинается Опеченский Посад. По правому берегу тянется красивая набережная из тесаного камня, на набережной много чугунных кнехтов. В 18-м веке у подножия стены набережной, на суше, строили деревянные суда, грузили их лесом, крепили к кнехтам и оставляли в ожидании весеннего паводка. Во время паводка лоцманы проводили эти суда через пороги и доставляли их в Санкт-Петербург, где суда разбирались и вместе с грузом превращались в строительный материал. В 3 км ниже Опеченского Посада у одноименной деревни начинается Малый порог, а за ним и Большой порог.

 малый порог малый порог

Прошли поэтапно после разведки, не встретив больших сложностей (как было обещано Туристской водной энциклопедией), но получили большое удовольствие от мощного напора воды, высоких валов и скорости. Остановились на ночлег на ровной площадке на правом берегу, где имеется оборудованная стоянка, напротив отвесной сены с мемориальной доской и прибитым рядом веслом.

  

Прошли 29 км. Можно было бы и дальше идти, но все немного промокли, и было холодно: этой ночью температура упала до -9, а вода была +2 градуса. Плюс ко всему, ветер.

5-й день
Увлекшись бурной и быстрой рекой, чуть не проскочили место впадения подземной реки Понеретки, которое находилось километром ниже стоянки.

  

Дальше, до самых Боровичей, река продолжала радовать нас своими порогами, которые следовали один за другим.

  

Остановились на перекус на входе в Боровичи в устье речки Крупа, заодно сходили в магазин. За городом река широкая, неинтересная, берега открытые, по берегам кусты, ольха, кое-где березовые рощицы. Остановились ниже деревни Бутырки, где река делает петлю и левым берегом подходит у лесу. Прошли 29 км. (Но более хорошее место встретили назавтра у деревни Коршево).

6-й день
Река неинтересная, открытые берега, а если и есть какой-то лесок, то условия для швартовки плохие. Неплохое место для стоянки встретилось нам на правом берегу в одном километре ниже деревни Низина. Такой река остается до п. Топорок. Мы причалили перед ж/д мостом на правом берегу (лучше было бы сразу за мостом) и пошли на разведку на станцию. До станции чуть больше километра. Пригородный поезд ходит 2 раза в неделю: в четверг и в воскресенье. Двое решили сойти с дистанции и уехать завтра автобусом до Боровичей, а остальные пошли дальше, до Мстинского Моста. Оставалось пройти около 114 км. За Топорком река стала немного уже, скорость течения увеличилась до 4-5 км/час, на берегах снова появился сосновый, еловый и смешанный лес. Первое хорошее место для стоянки появляется в начале 20-го километра по правому берегу: глинистый обрыв, выступающий из леса, как скала. Перед ней впадает ручей и имеется удобная площадка для лагеря. Но очень хорошее место для стоянки находится ровно в 20 км от Топорка: слева огромная поляна с пологим выходом на берег, оборудованная стоянка, много дров, а напротив гряда глинистых «скал», выступающих из зелени елового леса. Остановились на ночлег. Пройдено 56 км.

  

7-й день
Река красивая, по берегам леса. Держим скорость 10-12 км/час. На 10-м км порог, сглаженный паводком. За порогом деревня с деревянной церковью, берега расступаются, становятся пологими. Лес отступает. Река разливается и на повороте образует остров. По правому берегу тянется лес и есть места для стоянок на протяжении 4-5 км. Потом лес отступает и от правого берега, и вдоль реки растут только кусты и ольха. Такой река остается до самого Любытина. Ниже Любытина по правому берегу на протяжении километра тянется удобный для стоянки берег, затем хорошие места появляются и на левом берегу. Река снова красивая с лесом по обоим берегам. Ближе к автомобильному мосту (46 км от последней стоянки) лес снова отступает. Последняя наша ночевка была на 70-м км перед деревней Дубовицы на участке с ровным берегом, окаймленном кустами и заболоченной низиной. Пройдено 70 км.

 

8-й день
Прошли оставшееся расстояние (21 км) до Мстинского Моста и высадились перед железнодорожным мостом в 11 часов.
Поезда на Бологое в 16.23 и 18.30. На обратную дорогу ушло 33 часа.

Выводы:
В заключение хочется сказать, что на Мсту идти стоит, даже если учесть неудобства добираловки из Минска.
Опасность порогов была не столько в их сложности, сколько в низкой температуре окружающей среды и переохлаждении в случае переворота (вода плюс 2, воздух ниже нуля и постоянно ветер).
Следующий раз пойдем недели на 2 позднее, чтобы не было льда на озерах, и можно было бы начать маршрут со станции Валдай. При меньшем уровне воды проявится больше порогов и перекатов.
В любом случае нужно иметь фартуки и юбки для байдарок и правильную одежду. И помнить про весло, прибитое к скале.

Журавлев В.В.
Фото: Козлитин А.В. и Селюн А.А.