Оболянка - Лучоса

Начало путешествия:
Конец путешествия:
Участники путешествия: andy t, и все все все

Поход по рекам Оболянка – Лучоса, 4-5 октября 2014 года

Выезжали накануне, 3 октября в пятницу. Группа состояла из двух частей: «отряд Вашкова» (+ Дима ТТ, Сергей С, Виталь, Сергей Р, Катя, Саня, Оля) и «отряд Нашки» (+ Сергей, Дима, Ядвига, Анатолий, Саша и маленький Лёша). Первые выезжали поездами на Толочин, откуда бусом забросились в д. Мошканы, что на Оболянке. Вторые выезжали двумя машинами и начинали маршрут сразу на Лучесе, у д. Осиновка, встреча групп планировалась во второй половине первого ходового дня.
Ночь накануне провели на правом берегу реки в 250 метрах к западу от автомобильного моста в Мошканах – отличное место на лугу под дубом, близкая деревня спать не мешала. Пару байдарок собрали в темноте, пару с утра. В нашем распоряжении три «Тайменя-2» и «Касатка-2» (в «отряде Нашки» два Т-2 и «Хатанга-3»).
Начали маршрут около 10-45. По описанию С.И. Турецкого по реке предстояло пройти 17 км. Эта цифра оказалось впоследствии сильно заниженной. Река у Мошканов широкая (15-20 м), течение слабое, умирающая растительность по руслу (летом был бы хороший «супчик»), завалов нет. Меньше чем за час дошли до раздвоения русла перед д. Оболь, пошли по левой протоке. В ней перетянули лодки через один простой завал и «пробку» из слежавшейся ряски перед ним. Скоро на левом берегу показалась заброшенная деревянная церковь и дома деревни Оболь. Вышли осмотреться, церковь похоже в недавнем прошлом использовалась как склад удобрений и сейчас в не лучшем состоянии (11-50). Общая беседа на берегу: «Река скучная! Где завалы и мели?».

   

Описание Турецкого говорит о наличии мельничной плотины в деревне, но ничего не увидали. Может быть, мы не поняли описания и «косая струя, которая пересекает метровый проход у левого берега с навалом на сваи» осталась в левой протоке. В правой же в одном месте были какие то сваи в русле и слабое убыстрение течения. Ничего сложного, река по прежнему не очень интересна. К слову, искал глазами и так и не нашел, где же левая протока воссоединяется с правой.

12:15 деревянный мост ниже Оболи. Облачность уходит и выглядывает солнце. Река играет осенними красками, становится веселее. Около 13:00 гуляем по левому берегу, привлекла внимание одиноко стоящая высокая сосна у дороги Оболь – Бельки.

 

Около 13:55 проходим заброшенный мост у д. Бельки, у его свай несложный завал. Примерно отсюда ширина реки понижается до 10-15 метров, завалы учащаются, следов их распила не видно (река не популярная, значит). Завалы очень простые, локальные, одноярусные, почти все преодолеваются «протягом» сверху, без распилов, на берег ничего выносить не требуется. Не спортивно :) Ниже Бельков река периодически подходит к коренному высокому правому берегу, можно подобрать место для стоянки (запоминающихся мест нет, берега на реке глинистые или моренные, красивых сосновых боров на обрывах нет). С выходом морен в русле появляются валуны, но лишь локально у берегов. Течение по прежнему вялое. За 20 минут до железнодорожного моста на реке наибольшая концентрация завалов на маршруте, один сложный (3 бревна подряд) и многоярусный (лодка пошла высотой 1,5 метра над водой). На нем случилась какая то мистика: сразу два экипажа один за другим упустили свои лодки после протягов над бревнами:) Такого вообще не припомню, а тут сразу два случая в одном месте.

  
 

15:55 - железнодорожный мост, 16:00 – устье реки. Итого очень не спеша, с выходами на берег 5:15 ходовых часов. По моему GPS – 25,5 км. Как Семен Исаакович 17 намерял, не знаю. Дима улыбается и говорит, что ниточкой да по карте.

   

Нашка и компания уже давно прошли устье Обоялнки и ждали нас на правом берегу в 4 км ниже устья Оболянки. Место так себе, но лучше там придумать сложно, берега глинистые и достаточно высокие, приставать везде неудобно. В итоге группы встречаются в 16:10 для того, что бы разделиться опять – мы идем обедать к горящему костру и остаткам вкусного супчика, а ребята идут дальше по реке на стоянку. Обедаем тем, что осталось и сухим перекусом. Решаем особо не засиживаться, раз уж нас так подстегнули, и нагонять Нашку. На воду выходим около 17:15.

  

Лучоса шириной 20-30 метров, течение преимущественно слабое, русло глубже, следов растительности уже почти не видно. Уровень воды малый, потому пойма над руслом лежит на 3-4 метровой высоте. Уступы этой поймы сложены вязким пойменным аллювием (река по большей части течет по озерно-ледниковой равнине, сложенной глинами, отсюда и «кофейная вода», и больше число глинистых частиц в пойменном аллювии). Всё это характеризуется тем, что водниками принято называть «выходов на берег нет» - они действительно очень неудобны.
Мы с Димой ТТ идем быстрее «Тайменей» и преодолеваем отрезок от обеда до устья Суходровки за 1:45. Там уже видим лодки на берегу, палатки и костёр. Место неплохое тем, что отличный по меркам Лучосы выход на берег. Сама стоянка на ровной площадке поймы реки, сюда подходит дорога, летом место может быть запросто занятым. Ниже по течению Лучосы виден мост дороги Замосточье – Кузменцы. Ждем «Таймени» до 19:20, прибыли они уже в сумерках. Ужин, беседы, Сергей принес гитару и отпустил спать только около полуночи. К ночи сильно похолодало.

  

Итого за день: 39,5 км.
Утром вся пойма в инее, красота! 9:15 завтрак. К 10:00 Нашка первая уже на воде, я один иду вверх по Суходровке. Ширина до 5-7 метров, мелко, поднялся до мелководного каменистого переката около 200 метров. Речке всё же нужно побольше воды, в нашу пройти будет сложно (но возможно). В 10:20 мы выходим на воду последними, однако, скоро всех нагоним. День солнечный, постепенно теплеет, река в оранжево-желто-зеленых красках, красиво.

   

Ниже Суходровки до д. Перевоз очень красивый лесной отрезок реки. Можно найти место с приемлемым выходом на берег и очень неплохой стоянкой (более перспективный левый берег). На выходе из леса у Перевоза на реке повстречали очень простой каменистый перекат, в русле хорошо смотрятся одинокие валуны. От Перевоза до Волосово река чуть более скучная, нет большого разнообразия по берегам, мало меняется река и ниже по течению, разве что всё больше берега становятся открытыми от растительности.

    

На обед остановились на правом берегу в устье ручья с интересным названием Ворле (14:10). От места чалки поднялись на площадку высокой поймы и оказались на обширном лугу с неплохими видами. Обед был весьма обильный, характерный для ПВДшки – куча «неучтенки», которая сотворила какой-то невероятный по консистенции суп. Чудом ушли, чудом :)

  

15:50 снова на реке. 16:05 проходим под новым мостом южного сегмента витебской объездной дороги. По правому берегу хорошо видна с воды деревня Селюты. 1 км ниже её река круто меняет свой характер. Это связано с тем, что Лучоса выходит за пределы озерно-ледниковой равнины и пересекает перед своим устьем отходящие от Витебской возвышенности моренные гряды, да к тому же врез долины к Двине постепенно увеличивается. На повороте реки у д. Павлюченки очень красивый протяженный перекат. Воды мало, потому нужно идти чётко по главной струе, которая не всегда хорошо различима. Один раз нужно увернуться от дерева (удалось не всем). На окончании переката самое крутое место с падением, заметным визуально. Очень фактурный перекат для наших рек! Сразу за перекатом над рекой трубопровод. На правом высоком берегу сосновый бор и скоро начинаются дачные участки. 16:49 прошли простенький каменистый перекат, в 16:53 перекат сложнее, где нужен маневр. Долина всё глубже и красивее. Жаль, солнце уже низкое и не освещает всей этой красоты.

   

Река продолжает веселить. 17:05 перекат с искусственной каменной стенкой на выходе у дачных домиков на правом берегу. 17:15 крутой поворот реки на право, правый берег очень высок и красив. 17:20 – еще один перекат, идти нужно строго по струе. 17:25 проходим железнодорожный мост. Сколько раз по нему ездил и думал, когда же под ним да на лодке. Свершилось!

  

Сразу за мостом простой перекатик. В 17:35 перекат длиннее и сложнее. Если бы воды чуть больше – было бы самое то. Весной тут всё будет залито и скучно. 17:46 – очередной перекат, тут-там видны высокие дома на берегах – входим в черту Витебска. Приятно, что река в черте города отнюдь не загажена. 18:00 идем под большим бетонным мостом улицы Зеленогурской (с трамваями). Под мостом простой мелководный перекат, который продолжается и ниже моста, река разбивается на два рукава. Мы пошли в правый – там глубже. 18:10 на реке порог! Конечно, техногенный, река переливается через трубы по урезу воды. Воды для прохождения достаточно, высота слива не более 0,4 метров. На левом берегу отличный пляж. Останавливаемся и фотографируем этот приятный заключительный аккорд маршрута – его проходят одна за одной наши лодки.

  
 

18:20 устье Лучосы, чалка на каменистом пляже левого берега. «Отряд Нашки» снимается здесь, если машинами, то здесь удобнее, сразу выезд на Минск. Если же вам (как и нам) на вокзал, то советую перейти Западную Двину – в 200 метрах ниже устья Лучосы на правом берегу еще один пляж, причем травяной, разбирать лодки на нем замечательно. А что еще больше замечательно – остановка трамвая и автобуса до вокзала (трамвай №6) всего в 500 метрах, нужно только подняться по лестнице в сквер. До вокзала около 7 минут ходу на трамвае. Ожидая поезд на вокзале, пошел противный холодный дождь. Удачно мы погоду поймали на этот раз! В поезде поужинали. Рано утром были в Минске - приятный осенний походик завершен, спасибо всем, друзья!!!

 

Всего за второй день – 36 км. Всего маршрут – 75,5 км.
Выводы и рекомендации:
1. Оболянку бодрой группе можно смело идти от верхней Оболи, Адамово или даже Шинково и по низкой воде. Река на участке Мошканы – устье по большей части не очень интересная. Места для стоянок есть, но запоминающихся – нет. Любителей спортивных завалов река на пройденном нами отрезке также не удовлетворит
2. Очень хорош отрезок Лучосы Павлюченки – устье. По фактуре препятствий он однозначно стоит рядом с подобными местами на Страче и Мнюте, не сильно уступая им по сложности. Идеальная вода для этого отрезка – чуть выше межени, может быть спад паводка (конец мая – июнь) и локальные дождевые летне-осенние повышения уровня. Можно ориентироваться по гидропосту Витебск на «погода.бай».
3. Наиболее живописный отрезок нашего маршрута – указанный выше перед Витебском и однозначно устье Суходровки – Перевоз.
4. Варианты начала и окончания маршрута на Лучосе весьма многочисленны, река и её притоки (Черница, Верхита, Оболянка, Суходровка) более-менее удачно подходят к авто- и железной дороге.



Вашков Андрей, 2014