Водный поход по реке Кереть и Белому морю

Начало путешествия:
Конец путешествия:
Участники путешествия: andy t, Носова Вольга, Ивченко Дима, Кирикович Лёша

Кереть – Белое море 4-16 июля 2013 года

Идея поездки в Карелию созрела в нужное время – после успешных походов по Беларуси и ближним регионам России закономерно захотелось большего. Поскольку вся наша команда была готова к тамошним препятствиям весьма условно, на майские успешно сходили в поход на Южный Буг. Там познакомились с характером сложностей, что ожидались в самом популярном у туристов-водников регионе северо-запада.
Маршрут подбирался не спеша, за многочисленными отчетами в сети и за картой. Сначала думал про реку Калга с озерами и морем. Потом услышал следующий вопрос – «А что там будет по геологии? Слюды ведь будут?». И задумался. Исторический регион добычи слюды чуть севернее. Так начал думать про маршрут по Керети с Белым морем. Изначально казалось, что маршрут сложный для нас, но после Южного Буга сомнений не было, наоборот, хотелось чего-то более сложного.
Параллельно собиралась группа. В идеале она была той, что была у нас на майские, но не вышло. Трое геологов не смогли пойти из-за более важных дел: практики, работы по дому, другие поездки. Жаль – но та же самая участь постигла и Антона, что и вовсе ставило всё мероприятие под сомнение (хотя идти с Вольгай вдвоём мы были готовы). Но Антон сказал: пусть я не иду, но лодка моя – пойдет! Так желания Дмитрия Ивченко оказались подкреплены материально. Осталось найти матроса. Нашли быстро на 1-ом курсе геофака БГУ в лице Лёши Кириковича. Опыта у Лёши было мало, потому в июне «сплавили» его с Антоном на Ислочь – обучаться управлению «Хатангой». В начале июня купили билеты. Дали объявление на «Поехали!» (хотелось пойти больше, чем в 2 лодки) – но никто, равно как и агитируемые былые попутчики по походам, не присоединился. 3 июля клеим с Антоном еще «бугские» пробоины на шкурах лодок, а 4-го (опять спасибо Антону, проводил), втроем выезжаем. Дима подсаживается в Толочине – начинаем.

НА СТАРТ

Дальняя дорога поездом – это тоже интересно. Тут нужно соблюдать неспешность – всё делать максимально медленно (очень неплохо накануне не выспаться и в поезде на второй полке отоспаться). Тот, кто говорит, что не может спать в поездах просто не ездил ими более суток (ну или очень редко ездит вовсе). Очень важные моменты в пути – стоянки более 15 минут. Выходить надо обязательно везде, причем желательно отходить подальше от вагона согласно времени. В Витебске таким образом чуть не отстали от поезда. В Новосокольниках хорошая погода. На Дно дешевое мороженное на вокзале. На Новогороде стоянка и вовсе 109 минут. Вперед смотреть Кремль!

Жаль, он был закрыт, к Софии не попали. Но до пешеходного моста через Волхов добрались. В Петрозаводске большая часть населения вагона вышла, а мы осмотрели обновленную привокзальную площадь. На Медвежьей Горе торгуют копченой рыбой и неспелой морошкой. На Кеми тоже, но рыба больше морская. Скоро выходить. Смотрим реки – Поньгома, Кузема, Воньга – воды очень мало, повсюду набросано камней. Дед, сосед по купе, подтверждает – снега зимой было мало (на нас зима отыгрывалась?) и воды всю весну недостача. Проезжаем Калгу – показалась самой водной. Лоухи – выходим.
Решили начать маршрут с озера Кереть. Всё его идти не решились – чуть что побольше походим по морю. Потому погрузились в такси (УАЗ-456 «буханка») и направились на губу Широкая. Цена 2000 РУР со всех – не торговались, но судя по всему, это цифра близкая к средней в этот сезон. На месте старта мы около 22-40. К озеру от трассы СПб – Мурманск ведет нормальная лесная дорожка. Сама площадка в лесу, вытоптано пару полянок, стоят машины рыбаков – обжито. Светло как днем, мы это ожидали и не ожидали одновременно. Непривычно, то есть. Комаров мало, но постепенно выползает мошка – с ней живется похуже. Собираем лодки. Ночуем под приезды-уезды рыбаков.
1 ДЕНЬ

Первый день – озерный. Цель – дойти до озера Плотичное. Выходим около 12-00. Кругом низкие берега, валуны по берегам, низкие леса из сосны и березы. По совокупности природных объектов понимаешь, что забрался ощутимо севернее наших краёв. Но первое время всё однотипно. Интереснее когда вышли из залива в «лабиринты» островов и островков. Проходим мимо островка с огромным валуном на берегу (рыбак сказал, что его называют «Николай Валуев») – и там видим первую за поход группу. Когда проходим мимо, в небо взлетает салют. Во дают!

Но вот уже и само небо не прочь поиграть в огонь. С юго-запада всё утро синела обширная туча, а теперь она активизировалась и с громом и молниями идет на нас. Мы успеваем повернуть на север и идем мимо острова Гирвас. Берега низкие и неприветливые. Начинается дождь, сильный ветер. Оказывается, у нас никто не взял ни малейшего кусочка хотя бы полиэтилена. Должны же были что то забыть! Впереди, на «материковом» восточном берегу виднеются скалы – идем к ним. И чуть южнее их обнаруживаем укромную бухточку с замечательным пляжем. На берегу - остатки бани и, о чудо, сколько угодно кусков того самого полиэтилена. Кострище в камнях – и сколь угодно дров. Делаем навес, разводим костер – замечательное место! Очень велик соблазн тут остаться на ночь. Но ограничиваемся горячим обедом, купанием, осмотром ближайших скал, сбором образцов – в тамошних гранито-гнейсах полно гранатов, повсюду набросаны довольно крупные кристаллы кварца – ничего «ценного», но для белоруса-геолога это необычно. Ну а дождь, постепенно, сходит на нет. Настроение отличное – мы в Карелии!

До протоки в Плотичное дошли незаметно – ветер и волна не мешали, виды радовали глаз. Дима бросает спиннинг – берутся окуньки. К вечеру проясняется, выходит солнце. Вода озера играет солнечными бликами, мы огибаем мыс на выходе из протоки и выходим в Плотичное. Берем курс на остров Матюши, где на южном берегу около 21-00 останавливаемся среди скал. Место небольшое, находим небольшое старое кострище. Места под палатки только на скалах, вместо колышков – галька. Дима с первой заброски спиннинга вылавливает немалую щуку, на том рыбалка и заканчивается, больше все равно не съесть. Ночью, после ужина, гуляем по западной части острова, для начала взбираемся на скалы в глубине острова. Красиво очень – небольшие заливчики в скалах, мягкие как подушка мхи, сосны на фоне светлого неба. У западного мыса острова – более обжитые стоянки. По пути к ним обращаем внимание на скалу необычайно белого цвета. Так и оказалось – кварцевая жила, на 100% из этого популярного полупрозрачного минерала. Всё обычно – но как необычно это видеть!



2 ДЕНЬ

Облачно, идем против ветра. Кругом дивные названия. По правую руку – скалистый остров Реутошуари (жаль, не посмотрели ближе его скалистый северный берег), чуть дальше на «материке» возвышается гора Шариварака. Высота её всего 192,3 метра, но относительно 88,6 метров уреза озера это весьма внушительно. Начинается река. Широкая и без течения протока в следующее озеро Нюкки. Так или иначе, мы начинаем путь к тому, что бы с этих 88 метров опустится на самый ноль. Протока в Нюкки запомнилась только какими-то руинами типа остатков моста, уткой и её выводком. Озеро Нюкки – обжитое людьми, ездят рыбаки на моторках, на северо-западном берегу что-то типа дачного поселка. На восточном, судя по карте – турбаза (виден причал). На выходе из озера автомобильный мост. Перед ним и за ним собираются катамараны – это самое популярное место для начала пути по Керети.
За автомостом – мост железнодорожный. Под ним быстрина (ура, первое течение на реке!), далее тоже небольшое препятствие – старая плотина, прошли согласно лоции по центру нормально. На железнодорожный мост выходим, разминаемся.


Скоро – следующее озеро, Петриярви. Вытянутое, с островками и мысами. Ничего выдающегося не увидали. Дальше – река без течения до первого порожка. Перед ним обедаем на неплохом для стоянки месте на правом берегу. Порожек красивый (видимо от того, что давно ожидаем)), но совсем простой, по центру всё проходится просто. По берегам набросаны бревна.

За порожком озеро Нижняя Ламба. Поворачиваем на север и скоро подходим к следующему порогу – «Щелевой». По лоции 2 к.с., потому идем осматривать. Шумит и бежит вода неплохо, место красивое. Порог из 2 частей состоит, первая длинной около 300 метров, вторая – короткая ступенька высотой 0.7-0.8 метров с красивым сливом и неплохими валами. Проходим поочередно обе части без малейших проблем, разве что на валах, это становится суровой очевидностью всего похода, в «Хатангу» заливает пару ведер воды и после порогов ребятам надо отчерпываться. У второй ступени по левому берегу очень неплохая стоянка с «телефоном».


Через 15 минут пути – порог «Кривой-1». Этот посложнее, 5 поворотов, длинной метров 500. Первую шиверку прошли без просмотра, мимо занятой группой из Тулы стоянки по правому берегу. Потом на правом берегу остановились и пошли смотреть. Самое сложное место, нам показалось, в заключительной части порога, сужение у скалы по правому берегу и далее к остаткам ряжевой стенки из бревен вдоль левого. Тут есть надводные камни, не видные с лодки. Уворачиваясь от них не смогли разъехаться с небольшой бочкой и чуть попали в неё. Оно-то ничего страшного, но мало воды и в то, что эту бочку образовывало, кормой немного ударились. «Хатанга» шла за нами и прошла чисто.

После 300 метров спокойной воды после порога – последняя его несложная часть с поворотом налево. Идем сходу, но «Хатангу» крутит на 180 градусов. За весь поход это было едва ли не самое «страшное», что с нами случилось

Через 5 и 15 минут ходу от порога места для стоянок по правому берегу, свободные, но решаем пройти больше. Выходим в озеро Долгое и пересекаем его, красивое, но по общему желанию группы решаем поискать места со скалами. Таковые в обилии имеются в следующем озере – Керчуг. Что бы в него попасть, нужно пройти несложный одноименный порог длинной метров 60 и с падением 1,4 метра. Очень наглядное место. Из одной точки можно смотреть на два озера и наблюдать разность уровней воды в них. И порог на реке как следствие. Замечательно. Максимальная свежесть рельефа, гидросети.

«Керчуг» прошли по довольно очевидной траектории по центру реки без проблем. И скоро остановились на стоянку на восточном берегу озера. Высоко на скалах, солнце, тепло, купаемся, вещи вмиг высыхают на теплой скале. Дима опять изловил рыбы – окунь, щука. Запекаем её «на палочках» - получалось нормально, так в последующие разы и делали. Рыбалка на маршруте очень хороша. Ну и закат конечно. Бесконечный. В рассвет переходящий.

3 ДЕНЬ

На воду вышли около 11 часов и по свежей не встречной волне покинули озеро Керчуг и вошли в Травяное. В его начальной части берега не менее красивы – можно подобрать отличное место для стоянки. Заливы, красивые островки. Постепенно берега понижаются, а через час ходу озеро заканчивается протокой в озеро Нижняя Ламбина. Протока шириной 50 – 80 м, с очень милыми ускорениями течения и валунами на дне, которое вследствие прозрачности воды замечательно просматривается. Ускорение течения и на выходе из Нижней Ламбины.

25 минут ходу по спокойной реке – озеро Варламовское. В его восточной части мелькают машины – мурманская трасса. Выход из реки на северном берегу легко заметен. В реке большой валун и сразу начинается простой порожек. Течение слабое, маневрировать просто. Затем – поворот реки налево и вторая ступенька порога – повеселее. Место для прохода узкое, быстрое и как следствие с валами до 0,5 м.

Еще 30 минут ходу по стоячей воде против ветра приводит к началу следующего порога, «Белый Клык». Ориентир начала – река входит в еловый лес. Первая ступень порога проста и непродолжительна, потому проходим без осмотра и на участке со слабым течением останавливаемся по правому берегу у отличной стоянки. Костер еще не успел погаснуть от предыдущей группы – тут обедаем. После – осмотр порога. Самое быстрое место – у скалы по левому берегу, но маневрировать «змейкой» нужно везде. Проходим порог хорошо - теперь морально готовы к следующему препятствию – «Мурашу».

«Мураш», сразу видно, на порядок сложнее всех предыдущих порогов на маршруте (да и вообще всего, что у нас в «водной жизни» бывало). Очень красив. После похода, 3 из 4 наших участников признают, что именно он больше всех на реке понравился. А может дело просто в солнечной погоде в этот день? Просматривали все 600 метров по левому берегу. Первая ступень: постепенное увеличение падения, слив 0,5 метра, поворот реки направо, по левому берегу ряжевая стенка из бревен. Тут, за сливом, интересное место, несколько потенциально опасных мест для каркасной лодки есть. Потом большое улово у правого берега и продолжение порога – прямой участок с валами и поворотом направо в скалистом каньончике. Там, на выходе, тоже несколько сложностей, точный проход контролирует незаметный с воды камень. На первом сливе даже решили попробовать ставить страховку. Потому порог проходить решили с заходом в улово.

Собрались, отчаливаем. Но тут же из-за поворота показывается группа на надувных байдарках, которая не обращая на нас внимания устремляется в порог без осмотра. С одной только лодки спросили – «Это «Мураш»?». Ну, люди, ёма ё, видите же, что мы начинаем… Тем более, одна из их лодок начала какие-то «чалки-мочалки» уже в пороге. А другая «повисла» на камне еще на подходе к порогу на простейшей быстрине, где всего-то пару камней… Понервничав от некоторой бестактности, выждав, пока «вклинившиеся» лодки скроются за поворотом, устремляемся вперед и мы. В главный слив прыгаем несколько левее, чем «надувные», зато там для нас нет препятствий. После мощно выруливаем поперек течения, мимо надводного камня в улово. Ребята перебрасывают нам «морковку» - мы страхуем их с правого берега. Проходят без проблем как и предыдущая группа максимально близко к правому берегу. Вообще, стоит сказать, что страховку нам было сложно выставлять из-за малой численности группы. Хорошо, что не понадобилась она.

Вторую ступень в каньоне проходим весело – хорошо бросает водой на валах, особо на завершающих метрах. Надводный опасный камень заметили за пару метров до него – течение выше приводит именно к нему. Хотели обойти справа – но течение не позволило, прошли впритирку слева. Но в целом всё хорошо, ничего не цепляем. Дима и Лёша идут следом – тоже без эксцессов, разве что лодка традиционно полна воды. За порогом справа – занятая обширной катамаранной группой стоянка.
Наша цель на сегодня – озеро Новое. Оно встречает неприветливо – сильный ветер и ощутимая встречная волна. Да и вообще, озеро не особенно примечательное, берега не высокие, без любимых наших скал. На первом мысу восточного берега видим обогнавшую нас группу. Волна надувным – беда. Наша «Хатанга» тоже здорово отстаёт, даже против нашего не спортивного смешанного экипажа на людке из глубины 70-ых годов... На третьем мысу – стоянка, но занята группой на катамаранах и байдарках. Нам остаётся стоянка на северном берегу. Берег не высокий, стоянка средняя, очень мало дров среди чахлого леса, радует только песчано-галечный пляж. Как только пришли на место, ветер стих. Гуляли по пляжу, искали интересные образцы, но они нас ждали впереди. Очень хорош был закат, как это часто бывает в Карелии:)

4 ДЕНЬ

День начался с самого не интересного и откровенно скучного участка Керети к мосту мурманской трассы и далее, к железнодорожному мосту и до оз. Кривое. Участок прямой, без течения, берега низкие и унылые. Особенно после того, как солнце спряталось под слоем облачности, которая больше дождя ничего не предвещала.
Более-менее интересно у моста автодороги. Здесь порог Сухой – слабое течение, местами мелко, камни выступают над водой. Мост трассы ремонтируют, часть реки пересыпана, часть перегорожена конструкцией моста. Остаётся только узкий проход с неплохим течением. За мостом – самая мелкая часть порога. Да, всё просто – но тут у нас две посадки на камни, которых просто не видно, вода об их наличии «молчит».

Далее – форменная унылость до озера Осиновое (ничего примечательного, низкие берега), поселка лесобиржи (жилой, дачники?), железнодорожного моста. Здесь делаем выход к бывшей станции Кереть, ныне остановочному пункту с целями исследований для «Фотолиний».
Далее, до порога «Кривой-2», что выводит к озеру Кривое, опять ничего интересного. Начали скучать. Порог тоже не запомнился, разве что тем, что было мелко, а находился он на раздвоении русла – прошли согласно лоциям по правой протоке.

Скоро за озером Кривое (есть стоянка у впадения реки на западном берегу) – порог «Долгий». Выразительная первая ступенька и далее почти 3 км сплошной радости быстрой воды. Классный участок, не расслабишься. Но для начала смотрим первую ступень. Хорошее падение, около 1 метра, место прохода под левым скалистым берегом. Со скалы, где с обеда снимается та самая группа на надувных байдарках, выглядит ступень не самым лучшим образом, кажется мелководной и полной различных «зубов». Но всё обходится хорошо – точно попадаем в слив и ничего не цепляем. Понравилось, хотя всё проходит очень быстро. На обед становимся чуть подальше, за участком спокойной воды, по левому берегу еще одна скала - отличное место для стоянки. Кроме всего, отсюда хорошо сходить на просмотр следующих ступеней порога. Там заслуживают внимания несколько ступенек с четкими языками-проходами. В нашу воду попадать нужно всюду, и то, кое где не хватает глубины. Ну а дальше – сплошная шивера. Мотаешься от одного берега к другому, несчетное количество маневров между камнями, течение это делать позволяет без проблем. В общем, очень понравился, уж действительно, долгий порог!

Далее нас ждет участок спокойной воды, иногда берега скалистые, было несколько мест для стоянок. На повороте реки к югу – перекат. Русло бьется на протоки. Затем снова поворот на восток. Скоро по левому берегу гладкая скала – ориентир начала порога «Варацкий», здесь же и место для стоянки. Судя по читанным лоциям, порог самый сложный на реке. По красивейшим тропкам левого берега, среди скал и хвойного леса, просматриваем его. Сложное, в действительности, одно место – слив у скалы-острова в середине реки. Там на входе в слив нужно пересечь основную струю, которая теоретически может создать проблемы ниже по течению. За сливом – небольшая бочка и далее мощные валы, что постепенно уменьшаются с уменьшением глубины реки. Пешком гуляем до автомобильного моста – порог с него очень красив. Тут же убеждаемся, что в заключительной части порога главная проблема – глубина. Очень уж много надводных камней. И еще одна проблема – на главном сливе выставить страховку можно только на каменном острове. Да и то, скорее всего, она будет неэффективной. Решаем идти без неё, хотя факт наличия страховки как то приободряет. А тут – если что, то вещи можно ловить только за автомостом.

На порог выходим с некоторым волнением, с данью уважения к нему, так сказать. До слива всё просто, по струе мимо вялых бочек. А вот и остров - мощно режем струю, так сильно получилось, что пришлось оттабанить в обратную сторону, но Вольга тут как тут, скорости упасть не даёт, прибавляем, прыгаем в бочку, выходим на валы, хорошо обливает. Затем сплошное лево-право. В районе крупного валуна посреди реки, ближе к автомосту, садимся на камни – среди мелей нужного брода не нашли. Нужно было попробовать пойти левее от этого валуна. Ну а дальше всё просто – в районе моста несколько «ворот» из больших подводных камней, и заключительная мелководная шивера. Всё, прошли, ура! Чалимся по правому берегу и идем на мост. С него отлично видно, как неплохо справляется с порогом экипаж «Хатанги» - это радует. Сразу за нашими идут два парня на крупной надувной байдарке. Они прошли главный слив по протоке справа от скалы-острова. Сказали, что там очень мелко было.

Как награждение за скучные отрезки реки в начале дня и два пройденных ключевых порога маршрута, в конце дня нас ждало прекрасное озеро Варацкое. Стоянка на скалистом острове сразу у места впадения реки оказалась занята. Обошли этот остров по протоке к южному берегу. Прекрасно, 20-25 метровые стенки отвесно обрываются в воду. На южном берегу нашли прекрасное место на высокой скале с видом на озеро. Песчаный пляж, дров хватает, из гнейсов выглядывают зерна бордовых гранатов, а в песке на берегу большое количество кусочков слюды, от которого песок под водой блестит… Небо затянуло окончательно – на нас идут полосы дождя. А по озеру как корабли плывут поросшие хвойным лесом острова…

5 ДЕНЬ

Дождь шел до обеда, потому вышли на воду лишь в 12 часов. Оказалось, что на озере стояло множество групп – байдарки, катамараны. Был даже один катамаран с мотором. Почти все ушли на маршрут немного раньше нас. В результате мы впервые столкнулись с явлением «очередь на вход в порог». Выход из озера Варацкое - порог «Карешка», простой, идем без просмотра.

Далее спокойный плёс. На левом берегу стоит большое количество судов – порог «Краснобыстрый». Среди зачаленных над порогом лодок видим с десяток надувнушек (половина – «Щуки»), КНБшки и даже один «Таймень», второй кроме нашего, что видели на реке. А еще говорят, самая популярная байдарка… «Вольный Ветер» и иже с ним, уже явно нарушил эту статистику. Надувные «наступают» гигантскими шагами. Смотрим порог по левому берегу. Народу в лесу на тропках, на точках просмотра – полно. Люди в основном занимались созерцанием и ожиданием. Страховщиков и, что удивительно, хотя бы фотографов не наблюдалось. Особенно это неожиданно смотрелось на фоне киля одной из множества «Щук» на первом сливе порога. Пришлось кильнувшимся вылавливать вещи на камнях за порогом. Вообще, «Краснобыстрый», это три слива, два из которых следуют друг за другом. На этой комбинации есть варианты, как лучше выставить судно и как быть со следующей за последним сливом бочкой. После киля остальные экипажи идут нормально, хотя по словам, кто то обносился. Идут и катамараны. Скучно им тут, мне показалось. От этой скуки, видимо, и норовят они выйти из порога боком или как нибудь еще…

Наши ребята приносят страховку, а мы с Вольгой готовимся идти. Волнительно – больше не из-за порога, а из-за количества зрителей. По словам Димы, перед нами кильнулась еще одна «Щука», и опять на первом сливе. И что в нем такого? Что – понимаем уже на воде. Течение здорово мешает войти в главный язык, тащит правее на косой вал. Пришлось прибавить оборотов, и всё равно вошли чуть не по плану. Далее до 2-3 слива обход нескольких надводных камней и… полное отсутствие точных ориентиров входа на слив с воды. Идем наугад и нормально проходим, но последнюю бочку пришлось пересекать ровно по центру. Хорошо окатило водой, что-то чуть зацепили кормой. Остановились среди других лодок на камнях за порогом – пошел в брод снимать и страховать наших. Дима и Лёша одолели порог нормально, смело прыгнув второй слив правее, чем кто либо до них, но зато отлично попали на третий слив. Сказали, что проблем не возникло.
Заключительную часть «Краснобыстрого» - мелководную шиверу, прошли без проблем и среди множества других судов направились на озеро Масляное стройными рядами, по пути обсуждая маршрут. На озере по северному берегу на скале неплохая стоянка – тут останавливаемся на обед.

На выходе из озера порог-шивера с заметным падением и неплохими валами. Идем без просмотра. Пожалели, что не закрыли юбки. Хотя маневрирование не сложное. «Хатангу» на выходя опять крутит задом - наперед. Далее – еще одна шивера, попроще. А через 12 минут ходу – поворот и начало порога «Масляный», хорошо выраженный по своему водопадному сливу через всю реку. Слив без проблем проходится под правым берегом, но решаем всё же прогуляться по правому берегу, посмотреть, красивый порог. И не зря – набрали на ужин молодых лисичек. По левому берегу на пороге – стоянка.


Порог проходим легко. «Хатанга» решает прыгнуть ступеньку. Но по словам ребят, кормой плиту цепляли. Через 20 минут ходу по спокойной реке – еще один простой порожек-перекат. И еще через 15 минут начинается порог «Колупаевский». Решаем посмотреть на него с правого берега. Красивое очень место! Высокий, под 35 метров скалистый берег. Подо мхом гранито-гнейсы с вкраплением гранитов, кварцевые жилы… А внизу шумит река, по ней идут катамараны.

Смотреть «Колупаевский» смысла, в общем-то, нет – сплошная протяженная шивера. Взяли только ориентир на вход и лодка за лодкой пошли. Вначале всё было весело и приятно, но ближе к концу порога пошли удары камнями – мелко. Особенно мелко было у крупной 5-метровой глыбы посреди реки. Хорошо еще, что траектория движения хорошо заметная. В финальной части порога река распадается на протоки – на обходе одного из островков в обоих рукавах шумит вода. Этот островок выбираем для стоянки. А на острове выше остановилась группа из катамаранов. Стоянкой давно не пользовались (кажется, только здесь не было конструкции бани), но место неплохое. Под вечер вниз по реке прошло несколько больших групп, увиденных за сегодня. Диме опять удалась рыбалка. Ну а засыпали под шум воды порога – прекрасно!

6 ДЕНЬ

Последний «речной» день на маршруте. Утро с солнцем – погода налаживается! Еще из лагеря виден автодорожный мост – под ним небольшой порожек с крупным валуном по центру – обошли справа. Сразу за порожком, справа, устье речки Лоуксы. Вода в ней есть, но мало.

Мыслями мы были на пороге «Морской», потому к «Кривому-3» отнеслись как то расслаблено. Вышли посмотреть – но ушли не далеко, порог длинный, показалось, что за первыми метрами сложнее не будет. А вот и нет – порог оказался очень даже, после первого простого слива струя уходит под левый берег. Вот там то нас и поджидало несколько неожиданных «ворот» и небольших бочек с валами. Из всего вышли «сухими» - но пару раз существенно приложились к камешкам. Экипаж «Хатанги» после прохождения из своей ванны вопрошал: «Что это было?»
После порога чалимся на правом берегу рядом с большой московской группой, виденной нами на «Краснобыстром». Выходим, что бы прогуляться на карьер – он в 1 км к югу, к нему ведет дорожка. Карьер вполне ничего, особенно красива антиклинальная складка из гнейсов вокруг диапироподобного тела, сложенного пегматиами. В последних видны кристаллы слюды. Но самые хорошие образцы были найдены в отвалах карьера. Да, еще «геологическое» дополнение – песок в реке в этих местах очень характерно поблескивает мелкими чешуйками слюды.

Пока мы прогуливались, нас обошли две группы на катамаранах. Но их мы оставили позади еще на речном участке до озера Заборное. Река до озера очень понравилась – красивые леса, множество проток, небольшие перекаты. А уже на озере мы легко опередили еще две группы, и к обносу мимо сетей, перекрывающих реку, подошли первыми. Сделали обнос, и решили обедать. Оригинальный был обед. Очень скоро на этом обносе собралось 4 группы и человек 25 с множеством судов, герм и всяких вёсел. А где-то посреди всего этого мы жуём сало с хлебом Кстати, здесь же набрали в освободившуюся продуктовую герму пресной воды – нам её хватило до самого конца похода.

Зато посмотрели, как народ проходит «Морской». Ни у кого серьезных проблем не возникало, хотя порог действительно стоящий. Падение очень заметное «на глаз», малая вода порождает полный хаос – вся река кипит, бурлит и пенится на бесчисленном количестве камешков и настоящих глыб по несколько метров в диаметре. Порог то мы просмотрели (дошли до часовни в д. Кереть), но помогло это слабо. Собственно, как мы шли «Морской», я и сейчас слабо вспоминаю – по ситуации шли. Зашли по центру, постепенно сместились под левый берег (там было пару важных «ворот»), потом опять на центр, потом опять к левому берегу, потом… После середины порога с водой начались проблемы, и мы начали цеплять камни там, где казалось не должны были это делать, пару раз – ощутимо… Вольга моя свалилась с гермы-сидушки на дно лодки, набрала в «карман» юбки пару литров воды, но работоспособности не утратила, молодец, куда бы нам теперь сложнее пойти? В общем, всё хорошо прошло, но пару дырочек пришлось клеить (вечером, на стоянке). А в одном месте практически «на вылет» пробило и профилактику, и шкуру.

Сразу за нами успешно завершила маршрут по Керети и «Хатанга» с Димой и Лёшей. Их эпичный «бассейн», где уровень воды был выше, чем в море даже засняли на видео. Сходили в заброшенную деревню – всё поросло высокими травами. Красотища! И море, море!!!
Когда пришли к лодкам, поняли, что только что чуть не совершили ошибку «чайников» - начинался прилив и суда наши уже были готовы продолжить путь самостоятельно. Этот случай прошел очень своевременно – теперь за приливами-отливами с 6,5 часовым «интервалом» следили в первую очередь.

У нас в запасе по времени оказалось еще 3,5 дня, потому решили сходить на восток, к открытому морю. По губе Керетской (вода уже соленая, но уж больно на крупное озеро смахивает, нет «простора»). Подошли к острову Средний, прошли мимо бухты с постройками жилой части д. Кереть. Кругом летают моторки. Прошли проливом Средняя Салма и сместились к северо-востоку, к острову Кереть, к его южному берегу. Вдоль него и пошли.

Вечерело, от ветра нас прятал Кереть-остров, впереди было открытое море, с облаками подсвеченными солнцем… На северном Белом море небо очень большое, почти бесконечное, это мы уже знаем… Справа остров Борщовец – красавчик, скалистый, редкие деревца. Но вот интересности начинаются и по берегу о. Кереть. Берег становится скалистым (пусть и не высоким), повсеместно такие обнажения пород, что у нас, геологов, слов не хватает. Древнейшие архейские слюдистые сланцы и гнейсы перемяты в замысловатые складки, что образуют на «вылизанных» водой берегах самые фантастические узоры. Постепенно из-под гнейсов показываются розовых и красноватых оттенков кварциты, и теперь всё это переслаивается, иногда обрушается в море и открывает небольшие заливчики и гроты…
Наша цель – остров Медянка. Там в давние уже времена добывали слюду. В перспективе думаем там и ночевать. Для начала от мыса о. Кереть «перекладываемся» на остров Пестяной. На его западной оконечности песчаный пляж и хвойный лес. Высаживаемся – место очень симпатичное… но за деревьями обнаруживается очень даже жилая «база» рыбаков с характерными «артефактами» - горкой пустых бутылок… не из под лимонада. Идем дальше на восток.

Южный берег Пестяного поражает нас геологическими картинками еще больше. Скалы здесь еще выше. Очень симпатичным оказывается и следующий островок – Киврей. А вот и Медянка. Она то как раз самая не примечательная из этой группы. Голый, не высокий островок со сплошным ковром мхов, с морошкой (впервые тут попробовали её) и прочим разнотравьем. Карьера никакого не нашли – нашли штук 5 заметных шурфов. Видимо, это всё, что осталось от слюдодобычи здесь. Ничего интересного, уходим с Медянки обратно на соседний Киврей – там и скалы выше, и лесок на западной оконечности есть. Место оказывается посещаемым – там и останавливаемся на ночь. Этот вечер был самым красивым за весь поход. Обошли наш небольшой кусочек суши раза два, поднялись и на «высшую точку» - 22,2 м. В море сплетения водорослей, облепленных морскими уточками, бордовые медузы.. ну и звезды морские, конечно. А с вершины острова на востоке до самого горизонта - открытое море с редкими последними клочками скалистой суши, как будто уплывающие вдаль по ветру корабли по лучами заходящего солнца… А внизу, среди деревьев, горит наш костер, и этот корабль-остров сегодня останется «на якоре»…

7 ДЕНЬ

Утро, ветрено и отлив. Первое – солнечное, второе – плохо, волна, третье – лодки тащить чуть дальше к воде. С жалостью смотрю на «Хатангу», которая вышла в сторону о. Кишкин на 10 минут раньше нас, но уже через метров 500 была беспощадно настигнута «каркасником». Ветер не даст ребятам расслабиться до последнего дня похода, а пока мы идем смотреть южный берег о. Кишкин. Он крупный, высокий (56,4 м) и скалистый. Оправдывает ожидания! Всё те же кварцитово-гнейсовые зарисовки чаруют глаза. Идем на восток.

От Кишкина через ветреный пролив с ощутимыми волнами переправляемся к настоящему сказочному замку – острову Черемшиха. На западном берегу находим мини-бухточку под две лодки – чалимся там, других мест не видать, да и от ветра защита. Вот только, прилив начинается, значит нужно спешить. Гуляем по острову. С его высшей точки (41,9 м) – видны все уголки этого редколесного мира, соседние острова и море куда ни глянь, причем на севере – с могучими (иногда – «белыми») волнами. По пути делаем примечательную находку – кварциты, что слагают остров разбиты мощными трещинами. Водная эрозия кое где помогла этим трещинам обрести «вторую жизнь» в виде… каньонов. Один небольшой только вызвал слова типа: «О, смотри», а вот второй заставил разинуть рты и смотреть в 35-метровую глубину в поисках дна из гальки и с морскими волнами удобной бухточки где-то там. Идея созревает тут же – вперед за лодками, пока не сплыли с приливом!

С воды трещина выглядела еще более внушительно, а вот внизу её со стороны моря действительно оказалась удобная бухточка с галечным микро-пляжем между могучими стенами каньона. Тут тихо, на скалах тепло, а как интересно и говорить нечего – идиллия похода! Естественно, не упустили шанс подняться по каньону на самый верх острова. Сначала собирался карабкаться по скалам только я, но скоро недоверие к сей затее моих попутчиков обернулось здоровым энтузиазмом. Поднялись вверх все

Но пора двигаться, причем немножко жаль, постепенно к финишу. Черемшиха – наша крайняя восточная точка похода. Решили обойти остров вдоль северного берега. Для этого мимо рыбацких лодок по тихому проливу между Черемшихой и островом Седловинная Луда пошли на… Я впервые видел, что бы на воде был, так сказать, «ступенчатый рельеф». Заключалось это в том, что в проливе вода была спокойной, а в открытом море на севере было сильное волнение, из-за чего горизонт терялся весьма недалеко. Эта водная «куэста» оказалась для нас непреодолимой и… страшной. Хотя Вольгу происходящее весьма веселило, я предпочел убраться отсюда со всем «флотом» куда поспокойнее. Морские могучие волны на встречу нам, амплитудой около 6-7 метров, высотой – до 1,5 м. В общем, когда падаешь вниз, горизонта из водной ямы не видно вообще. Добавить сюда шипение разбивающейся о скалы воды недалеко слева по ходу движения… Да и к тому же, такую волну мы банально не могли «перегрести».

Вернулись в пролив между Черемшихой и Кишкиным. На галечном пляже восточного берега Кишкина обедали, с тёплым костром на прохладном ветру. Волны были и здесь, но поменьше, прибой, шум моря… Эх!

Чуть погуляли по берегу и посмотрели на море к северу. Волнение в сторону острова Сидоров показалось «берущимся», хотя и предстояла «лобовая» атака. Ну что поделаешь. С натугой конечно, но достигли сначала острова Плоская Луда (остатки маяка на берегу?) и после – Виченная Луда. В проливе между Виченной и Кишкиным – очередная идиллия. Аккуратные скалы высоких берегов с группками хвойных чахлых деревцов.. . А потом еще открывается вид на скалистую страну – остров Сидоров. Его обойти бы, да так не успеть можем, ветер к тому же не за нас, да и «Хатанга» не «Ладога». Как и «Т2», вообще-то. На хруст «костей» лодки при волне с Вольгай предпочитаем отвечать песенкой, а то как то не по себе бывает

В проливе между Сидоровым и Кишкиным увидели «электрическую» медузу, но не увидели с местности и на карте пролива между о. Бол. Андронин и Кереть (как? До сих пор удивлен). Ну да ладно, не велика дуга – Большой Андронин обогнули с севера. Заодно побольше о. Сидоровым полюбовались. Правда, волна на участке от северного мыса Бол. Андронина до Малого Андронина была, хм, весьма интересной, к тому же – косой по отношению к курсу. Остров Малый Андронин – вот это возврат к суровому и неприветливому. Угрюмый островок. Идем к северному берегу Кереть-острова. Он тоже неприветлив, но только не на скалистом мыске, примерно, в центральной части острова (рядом избушка, обитаемая, можно и там при непогоде заночевать). Низкое Солнце в облаках и золотая дорожка по ряби воды в Чупа-губе и в этот раз заставили просто замереть на несколько минут среди скал и сосен…

8 ДЕНЬ

Устали немного - план то сверх нормы выдаём. Сегодня по воде пойдем не много. Да и не спешим – на воду вышли ближе к 12 часам. Дима оставляет на стоянке самодельного «человечка-электроника» со «шкатулкой секретов».

После увиденного за последние два дня, пейзажи по ходу маршрута не впечатляют. Редкие скалы по берегу о. Кереть – не в счёт. Идем на мыс Толстик. Он уже на «материке». А впереди уже маячит наша цель – о. Олений.

Олений интересен своими слюдяными карьерами. Карьеры (увидали 3 штуки, 2 – крупные и затоплены) не особенно впечатлили, потому, как самое интересное в них оказалось под водой. Хотя, кое-где, есть работа для геологического молотка. Который в итоге тут же и «добили».

По добытым образцам биотита и мусковита удовлетворения не было – перешли пролив к отвалам прямо в море, на «континенте». Обследовали и местный карьер (опять невероятные складки, жилы пегматита и т.п.), и отвалы. Здесь интереснее, чем на острове! И именно на этих отвалах набрали образцов вдоволь – тут они самые интересные оказались. А заночевали на восточном мысу острова Чернышев у Чкаловского. Не душевная стоянка, но и не плохая. Много людей рядом. Суть происходящего показал проходивший мимо нас, видавший виды катерок под названием «Михалыч» с развеселым народом на борту, пивом/водкой, кучей спиннингов и надувных лодок на буксире.

9 ДЕНЬ

Не верилось, и было как то грустно, что день этот последний. Выходим около 11 на воду. Не доходя до Чкаловского, останавливаемся у еще одного карьера. Ничего нового там не нашли, зато поблудили в его поисках по свежему от ночного дождя лесу.

Далее – в губу Амбарскую и к Чкаловскому. Решили посмотреть поселок с воды и обойти остров Суханов с юга. Поселок как поселок, деревянные дома, лодки на берегу. А вот протока, что отделяет Суханов от материка… В общем, в отлив она чуть-чуть пересыхает Нашлось место для проводки в последний день – смотрелось весело. И скажи, что по морю проводку делал… Зато на выходе из этой протоки в губу Чупа встретились с отливным течением и даже чем-то наподобие переката!

А на губе… в общем, стало понятно, что последние 20 км пройдут очень непросто. Особенно плохо стало после мыса Попов Наволок. Ветер встречный, волна тоже, идем, наверное, 2 км/ч, «Хатанга» отстаёт пуще обычного, постепенно уходим к островкам у Нижней Полунги, в надежде пройти там в тени материка без ветра. Удаётся это частично. Обед в симпатичном месте южнее Полунги – и за мысом опять борьба с волной и ветром. Немного отдыхаем в «тени» острова Ярославль. Идем вдоль северного берега, он в общем то ничего, но за такой греблей глубина созерцания значительно сокращается.

Вдали уже виден поселок Чупа, а мы переходим на южный берег залива. Тут тоже тяжко, но зато проще становится в проливе у острова Долгий. Здесь же берега дарят последние скальные красоты. Хорошие места для стоянок. Но вот он, последний переход к полуострову Вершинный, поросший лесом. Заодно, это что-то вроде лесопарка Чупы. Сверху летят и падают в воду камешки – местные ребятки развлекаются. Уходим подальше в море, ну их.
Не уточнил перед походом, где же в Чупе «по науке» антистаппель производить. Но зато твёрдо надумал, где его делать будем мы. В устье ручья Средний. Вот что из этого вышло: устье представляло собой крайне унылое зрелище (это не район пристани в парке, с его сценой для торжеств в честь праздника Калевала). Частный сектор, какая то убитая промзона… Море мелкое, дно илистое, чем ближе к заливу устья Среднего, тем больше мусора. Дальше – дорожная насыпь через залив. Под ней трубы и далее залив продолжается: там морская вода и целая подводная свалка. Можно и тут разбираться, но высок соблазн пресной воды для мытья лодок и прочего. Обносимся (в трубы лучше не соваться). Идем на ощупь по «свалке» - это те не по порогу ходить, тут арматура и климат иной. Потом деревянный мостик – под ним матросы прощупывают «фарватер» веслами. А еще дальше – всё заканчивается в каких-то бурьянах и задворках частных подворий… Ндя, приплыли Не сдаёмся – рывок по илу, по камням. И находим ручеек! Подходящая полянка только в 200 метрах выше – там же и руины бывшей плотины вместе с остатками пруда. В общем, есть пресная вода, есть полянка. Но дорога к ней… не стоит идти сюда, в общем!:)

Собираем лодки (у каркаса «Т2» немного выгнулся один стрингер, остальное «как и было»), моем всё в пресной воде. Моемся и сами – очень приятно освободится от липкой по ощущениям плёнки солёной воды. Ужин, к чаю из остатков сгущенки, печенья и орехов делаем что-то торто-образное, но удивительно вкусное/На Чупу надвигается ночь полярного лета – становится тихо-тихо, природа как бы замирает при свете поблекшего солнца…


Зато у нашего места антистаппеля был один существенный плюс – оно максимально близко к станции Чупа. Обходимся без таксистов: 4 км с передышками, не спеша, уверенно - осилили. А на станции движение. Тут почти все поезда как раз ночью. Два московских, на Мурманск тоже идут. Дежурный объявляет так: «поезд с севера», «поезд с юга». Ну а наш поезд на юг. Мурманск – Минск в 3:45, приходит точно, занимаем своё последнее купе. Вот и окончен поход! Отправляемся, и почти сразу начинается дождь. Нужно сказать, совсем не грустный!

ДОРОГА НАЗАД

Ну, а что тут писать то? Все крупные стоянки – прогуляли, в Петрозаводске побегали по магазинам за полуфабрикатами для традиционной дорожной «шаурмы». Её плюс – она долго готовится, а это важный фактор. Токари, Свирь (меняем локомотив, стоим 40 минут), Лодейное Поле, Волховстрой – и на Новгород. Там стоянка 50 минут – на Кремль не сходишь, а вот в отличный круглосуточный магазин в квартале от вокзала – вполне. Там находим какую-то невероятную тару в 3 литра с лимонадом. То, что нужно
Ночь, стук колес, Городокская возвышенность открывает Беларусь, Витебск Орша, Толочин – спасибо Дима, до новых походов, Минск! Виталя Ганич, молодчина, встречает. Слюды ему красивой за это!:) Ура, дома, спасибо всем и всему, что нас окружало! Это было замечательно!


Выводы и рекомендации:
1. Что я понял чётко: не стоит ориентироваться на многочисленные отчеты по карельским рекам в плане графика движения. Один парень на пороге «Морской» из экипажа катамарана при разговоре сказал примерно так: «Мы шли Кереть-реку 8 дней. Это долго, сплошной отдых. Как же тут люди умудряются 2,5 недели ходить? Наверное через день дневка с баней!». Видимо так, не стоит отрицать такой подход, ведь там действительно есть, где отдохнуть на дневке. Но я к чему: планировать свой график нужно более самостоятельно, не пугаясь отчетов. Кереть то меньше 100 км длинной!
2. Пороги Керети: наша сложность была, с одной стороны, занижена малой водой, но где-то компенсировалась мелями и большим количеством надводных и мелкозалегающих камней. Но все же – в такую малую воду поток слабее и рулить среди тех самых камней проще. Ключевые пороги (Мураш, Долгий, Варацкий, Краснобыстрый, Морской), конечно, всегда требуют внимания, но всё же, побывав впервые на таких препятствиях, наши экипажи не оказались ни разу в ситуации, близкой к килям и прочим неприятностям. Потому, однозначно, сложность и где-то технический интерес маршрута при низкой воде уменьшаются. Но при этом, Кереть наиболее водная речка из всех в этой части Карелии (наблюдения из окна поезда и по другим данным), разве, что Калга с ней будет похожа.
3. Самые интересные места озерно-речной части (субъективно, по совокупности природных объектов):
- район о. Гирвас на Кереть-озере.
- острова озера Плотичное (Матюши, Реутошуари)
- река от пор. Щелевой-2 до пор. Кривой-1
- пор. Керчуг – оз. Керчуг – первая половина оз. Травяное
- река от пор. Белый Клык до пор. Мураш
- река, пор. Долгий
- река от пор. Варацкий до оз. Варацкое + само озеро
- река, от пор. Колупаевский до впадения в оз. Заборное
- река, пор. Морской и устье реки
4. Самые интересные места морской части:
- юго-восточный берег о. Кереть
- о-ва Пестяной и Киврей
- о. Кишкин
- о-ва Черемшиха и Седловатая Луда
- о-ва Виченая Луда и Сидоров
- кареьры о. Олений и близ п. Чкаловский
- о. Долгий у пос. Чупа
5. По общему восприятию, всем нашим участникам морская часть понравилось больше чем речная, причем намного. Этого бы не произошло, не пойди мы на восток, к о-вам Кишкин, Черемшиха, Медянка и др.
6. Не стоит бояться идти на Кереть на каркасной лодке («Салют» бы тоже справился). На любой лодке стоит иметь фартук. Скучно идти по Керети на катамаране (анализ лиц катамаранщиков при прохождении порога в сравнении с лицами байдарочников).

Успешных всем походов!
Вашков Андрей, 2013