автор: Андрей Вашков

Оригинал находится тут: http://railwayz.info/travelz/55

Лоша – Ошмянка

4 - 6.10.2013

Выбор маршрута, команда, транспорт

Идея похода по реке Лоша родилась в сентябре в совместной поездке с Дмитрием Ивченко машиной по Островецкому району. Речка оказалась вполне ничего, в том числе и «по карте», да более того, не нашлось по ней никаких сведений и отчетов. Точнее, нашлась информация, что её ходят от д. Гервяты коммерческие группы, но мы, естественно, запланировали старт много выше, выше Островца, у д. Палуши. В состав группы ограничений не вводили, взяли всех, кто захотел. В том числе и трех дебютантов-студентов. Антон со мной на Т2, Саша на «Салюте» с Максом, Юля с Антоном на «Хатанге». И еще три лодки: Т2-«Бешенный бобер» Витали и Сергея, «Свирь» Алексея и Димы и «Маринка» Михея в экипаже с Дмитрием Ивченко. Последняя лодка запланировала пойти еще один «лишний» день по Вилии.

Отряд: Макс, Андрей, Дима, Алексей, Михей, Антон С., Антон П., Юля, Дмитрий, Саша, Сергей (фото - Ганич Виталий)


Старт маршрута в приграничной зоне, потому все оплатили квитанции и предупредили о своём прибытии пограничников заранее. Туда отправились дизель-поездом Минск – Гудогай (отпр. 17-55, прибытие 20-52). На обратную дорогу из Михалишек заказали микроавтобус (Сергей, +375 29 7017119), Алексей и Дима, поскольку присоединились к группе позже всех, выезжали на такси до Островца-Гудогая и далее дизель-поездом Гудогай – Минск (отпр. 19-46).

Пятница
День прошел в сборах. Начиная с 17-15 начали подтягиваться на вокзал, где среди пятничной толпы студентов выделялись немалыми рюкзаками. Дизель подали на посадку около 17-35, наш «передовой отряд» успел занять места для всей группы, и не зря – в пятницу поезд идет битком, до Сморгони люди стоят в проходах. В Гудогае как на каком-нибудь Заболотье – контроль паспортов. Очередь обрабатывают быстро, уезжающих на Островец ждет автобус. Нас уже «знали», спросили у меня паспорт и квитанцию, остальную группу пропустили вообще без осмотра, сказав, что мы - очень «правильные», имев ввиду тот факт, что о себе мы сообщили заранее. Темно, под тяжёленькой «Свольной-150» тепло – идем по ночному селу Гудогай на запад, решаем начать маршрут выше Палушей. Удивляем местных, пересекаем по тропинке железную дорогу и в темноте находим неплохую полянку на правом коренном борту долины реки. Склон борта крутой и высокий, около 15-20 метров. С другой стороны полянки – железная дорога, что проходит здесь в глубокой выемке. Ставим лагерь, собираем лодки. К 0-30 всё готово - спать.

Суббота
Утро с лёгким морозцем, ясное, от мокрой травы идет пар, красиво. Планировали выйти на воду в 9. Для этого изначально пришлось стащить лодки с высокого берега и через заболоченную пойму к реке. Первые экипажи отправились в путь около 9-15, последние – через минут 35.

Место старта


Река выше Палушей шириной 7 – 15 метров, заметно меандрирует, течет в глубокой долине с низкой поймой, потому берега преимущественно под ольхой, часто заболоченные, не симпатичные. Течение ощутимое. Есть завалы – наконец-то в этом году удалось с ними побороться всласть! Хотя в целом жизни они не портят, идти позволяют. На мосту в д. Палуши мы в 10-15. Под мостом и 30 метров за ним – перекат с мелкими валунами на дне, мелко, идти нужно осторожно.

Лоша ниже моста в д. Палуши

Далее завалов становиться чуть больше, в 10-45 подходим к еще одному деревянному мостку – через него, как и через множество других препятствий нужно перетаскиваться. Число таких маневров не считаю – за первую половину дня их собралось с добрый десяток и несколько десятков «таранов-протягов» над мелководными завалами, протягов под бревнами и т.д. Ничего не пилили и не рубили – в большинстве случаев это приводило бы к неоправданным потерям времени. Главная задача на препятствии – как можно быстрее оттуда убраться, дабы дать подойти к нему другому экипажу и т.д.
В 11-25 мы у руин водяной мельницы 1,5 км ниже Палушей (на карте обозначен мост). От мельницы осталась одна стенка с каменной кладкой, водосброс в виде трех водопадных ступенек с общим падением чуть больше метра. Пройти нельзя никак. Мы с Антоном провели лодку по мелким сливам и протащили над бревнами – это сомнительный маневр, в бревнах торчат ржавые гвозди (много!), местами лодку нужно приподнимать. Все остальные экипажи благоразумно сделали обнос по левому низкому берегу, причем Лёша и Дима, которые группу замыкали, обнос сделали через всю излучину реки и в итоге пошли впереди группы, что у них хорошо получалось весь поход.

У бывшей мельницы ниже Палушей

Ниже мельницы сложность (не количество) завалов немного уменьшается, у опытных экипажей вырастает скорость, но вот не самому опытному, да еще самому тяжелому «Салюту» здесь было не сладко. Река немного меняется – иногда справа подходит коренной высокий (5-8 м) сухой берег под еловым лесом. В русле становится больше валунов, иногда встречаются мелководные каменистые перекаты. За этот отрезок практически весь личный состав группы побывал как минимум по пояс в воде, сухие резиновые сапоги стали воспоминанием солнечного утра (неопрену – ура!). Юля успела израсходовать все запасы сухой одежды, коварные деревья подвели окунанием в воду Антона и Макса, а экипаж «Салюта» на одном из снятий с мели изобразил что-то наподобие киля! К 13-35 падаем на одном из сухих правых берегов на обед. К Островцу приблизились, но не дошли чуть-чуть даже до ЛЭП, что пересекает реку к северо-западу от города. Развели костер, подсохли, приготовили чай. Долго ждали «Салют», а затем встречали их аплодисментами. К ребятам претензий не было – видно было, что сражались как могли. Главное – никаких существенных потерь и сохранение боевого духа. В 15-00 продолжаем прорываться к долгожданному Островцу.

Обедаем

Перед входом в город как небольшой подарок – протяженный спрямленный отрезок реки без завалов, потом поворачиваем на юго-восток, на берегах видны первые дома. И тут же – низкий металлический мостик. Немного за ним – мост объездной дороги (нет на старых картах), под ним Лёша и Дима разгребают среди камней проход для лодок, получается что-то вроде микро-порожка с узким единственным проходом. Ниже этого моста дома частного сектора города уже совсем рядом, лают собаки, недоуменно смотрят на нас люди – байдарки они здесь видят впервые. По пути встречается еще минимум два низких мостика, на прохождении которых приходится повозиться.
Около 16-00 мы в центре города, чалимся по левому берегу за мостом центральной улицы. Рядом несколько магазинов, костёлы. Местные нас с интересом рассматривают, а мы ждем наших отстающих. Как оказалось, это был самый сложный для новичков отрезок. «Хатанга» пришла спустя 35 минут, «Салют» - через 40. Солнце пошло к закату. Только вперед! Ниже моста река разливается прудом в центре города. Вода мутная, много растительности, водоём явно не процветает. Но зато с него хороший вид на центральную часть Островца. Около 17-00 обносим дамбу этого пруда, пересекая с байдаркой на руках одну из центральных улиц города. Рядом здание бывшей водяной мельницы. Теперь наша задача – уйти как можно дальше за город в просторы Яновичского водохранилища.

Лоша в Островце

Ниже плотины река спокойная, течет среди города, вода грязноватая, много мусора в воде и по берегам. Гоним вниз по течению двух лебедей, которых прикормила группа мужичков в компании бутылок со спиртным. Иногда на берегах воздымаются величественные дубы, а чуть позже по левому берегу – яркие коробочки новых жилых домов будущих работников будущей Белорусской АЭС. Островец готовится стать «атомградом». По этому поводу затеяна масштабная перепланировка местности в пойме реки. Как я понимаю, здесь будет создан еще один пруд. В результате строительства исконное русло реки пересыпано – вся вода отводится в канал шириной около 5 метров с быстрым течением. Эдакий бобслейный желоб. Так бы его быстро и проскочили, да в одном месте он оказался перегорожен десятком «шлагбаумов» из вываленных тут же, на пойме, деревьев. Здесь потеряли немало времени. Незаметно слева во всем этом ландшафтном разгроме слева впала речка Малька, по левому берегу потянулась деревня Белькишки (деревянный мост в ней прошли около 17-50). Здесь начинается Яновичское водохранилище.

На временном канале

Уровень воды в водохранилище опущен, в его верховьях можно идти только по руслу, в других местах плотная «каша» из растительности, неприятно пахнущая. Неприятного цвета и вода, водоём исполняет роль как бы отстойника всего нехорошего, что порождает собой Островец. Но берега водоёма замечательные – высокие, под сосновым и смешанным лесом, с симпатичными полянками – популярные места у отдыхающих. Поочередно мы проходим под двумя новыми мостами – один из них самый молодой железнодорожный мост Беларуси на самой молодой железнодорожной ветке Ошмяны – Бобровники (опять влияние строительства АЭС). К 18-25 подходим к плотине Яновичской ГЭС, проигнорировав отличное место для стоянки по правому берегу. На замечания попутчиков у меня был ответ о качестве воды в водохранилище и ниже его. На самом деле так и оказалось, несопоставимые вещи, ниже ГЭС вода в реке намного чище. Нужно отдать должное команде. Никто не запротестовал против моего сомнительного решения, произвели на закате не самый простой обнос.

Плотина Яновичской ГЭС
Мы с Антоном тут же устремились дальше по реке – в поисках стоянки. Течение здесь опять ощутимое, завалов нет. После захода солнца значительно похолодало, над водой начал подниматься пар. Красиво. Мы летим по реке. Нормальных стоянок нет. Прошли автомобильный мост, затем по левому берегу потянулась деревня Изабелино. До прогнозных мест ночевки у д. Субели мы недотягивали значительно. Очевидно, что нужно искать место где-то за Изабелино, но мест как назло нет – за площадку на высокой пойме с мягким грунтом и ольховым лесом 11 человек меня повесят на весле. В итоге грести приходится всё активнее. За Изабелино (на уровне д. Келейти) по левому высокому берегу неплохая полянка с дубами. Вид портит линия связи, а впереди виднеется какой-то высокий берег с лесом справа. Идем туда, выходим. Бурелом, уже почти ничего не видно. Ужас. Обратно в лодку. Что есть сил против течения вверх, к той самой полянке с дубами. Зачалились ровно в тот момент, когда нас догнала следующая лодка. На открытом месте не в лесу, палатки еще ставили при относительном свете. Место оказалось в 700 метрах от фермы д. Келейти, но не гадкое, без запахов, с колоритными дубами и даже качелями на самом крупном. И даже с дровами. Хорошее, в общем, место. От повешения на весле я в очередной раз улизнул Километраж за день по воде: около 23,5 км (до обеда 9,8 км)

Воскресенье.
Утро – небо красное, под облаками. Фотографии под сладкую кашу. Вроде бы ночи длинные, на траве как на перине, но толково выспаться опять не удалось. Нет покоя от смелых планов: дойти за осенний день до Михалишек. Забить бы на эту идею сразу… Но у меня не было сколько угодно планов, но только не этот.

Лоша ниже Изабелино

9-25 – на воде. Как это часто водится, в скорости по правому берегу прошли несколько приличных мест для стоянки. Повстречали пару завалов, требующих перетаскивания лодок. Но до Гервят их можно пересчитать пальцами одной руки. В 10-10 прошли руины деревянного моста недалеко от д. Ольгиняны. Около 10-45 проходим деревеньку Субели по правому берегу. Планировать стоянку в её окрестностях было правильным решением в том смысле, что берега действительно высокие и красивые. Не удалось лишь малость до них дойти Около 11-15 течение в реке сходит на «нет». Начинается «Гервятский пруд» (официальное название водоёма не нашел). В его верховьях берега очень красивые, но чем дальше на север, тем более голыми они становятся. Много камыша, лодок рыбаков. Около 11-45 показывается шпиль костёла в Гервятах и шлюз пруда. Здесь еще один обнос.
За ним река быстрая, входит в черту деревни. Ближе к плотине у бывшей мельницы (ныне там кафе) очень мелко, дно каменистое, пару раз скребем дном по гальке и валунам. Примерно в 12-05 чалимся на левом берегу перед плотиной на удобной площадке. Костёл-красавец, высотой 62 метра совсем рядом. Гуляем рядом с ним, у костёла два магазина. Ну а в здании бывшей мельницы, повторюсь, ныне работает кафе. Плотина у мельницы проходима для каркасной байдарки в более-менее высокую воду. Жаль, у нас она была низкая, пройти удалось только «Хатанге». Остальные либо обносились, либо проводились.

Хатанга проходит плотину в Гервятах

Ниже Гервят следует спрямленный отрезок реки в лиственном лесу, много песчаных и галечных отмелей. Ощутимое течение, встречается несколько быстроводных перекатиков. В 13-05 проходим низкий мостик у хуторов Гибирда. За ним красивые высокие берега справа. К 13-25 достигаем еще одной бывшей плотины у хуторов Гуденики (на карте обозначен мост). Здание мельницы полностью разрушено, находится у левой непроходимой протоке. Правая протока (отделена от левой сохранившимся фрагментом дамбы) перегорожена остатками плотины. В высокую воду там возможно пройти. А у нас была проводка через наиболее удаленный проход у правого берега и прорыв «Свири» через мелководье несколько левее.

Проводка через руины плотины у хут. Гуденики

До моста автодороги Гервяты – Рымдюны прошли несколько выступающих над водой брёвен, особенно лихо и задорно это получалось у экипажа «Свири». Берега повышаются, есть симпатичные места для стоянок. В 14-10 останавливаемся на обед на высоком правом берегу под хвойным лесом за мостом. Около 15-20 выходим на заключительный отрезок Лоши перед устьем. Река здесь красива – высокие (по 6 – 10 метров) берега (часто с обрывами), под сосновыми лесами. Русло шириной 10 – 18 метров, мелкое. Завалы редки и не сложны. К 15-50 мы впадаем в Ошмянку.

Место обеда ниже Гудеников

Ошмянка после устья Лоши – магистраль, берега красивые, высокие. Довольно быстро доходим до д. Гелюны. Отличные места перед д. Пуговичи, у д. Ключники течение ускоряется, в русле много песчаных и галечных мелей. Километры летят незаметно, идти в удовольствие, но 3 каркасные лодки+ «Свирь» сильно отрываются от «Маринки» (два фотографа на борту + ребятам некуда вообще спешить, у них завтра еще день пути) и «Хатанги» (смешанный экипаж). Металлического моста в д. Большие Яцыны достигаем к 17-20. Дело идет к закату, можно думать про окончание маршрута. Алексей и Дима так и делают, снимаются здесь, так как им нужно выезжать чуть раньше на такси, что бы успеть на поезд. Большую же часть группы забирает микроавтобус, потому решаем принять временное решение – дойти хотя бы до Палестины.
Сразу за мостом – протяженный мелководный перекат, в русле торчат валуны по 1-2 метра, красота, течение быстрое и способствует продвижению. До Палестины дошли незаметно, на левом берегу мелькнули постройки усадьбы. Спрашиваю у народа – снимаемся здесь или идем на Вилию? Опытные молчат, новички единогласно: «На Вилию, на Вилию!!!» Ну, пошли дальше. Заключительный отрезок Ошмянки замечательный, обрывистые берега, сложенные разновозрастными зандровыми песками и моренными отложениями, есть что исследовать подробнее. Можно подобрать множество мест для стоянок, Михей и Дима останавливаются на ночь именно здесь. Им лучше всех, ибо остальным еще сегодня и лодки разбирать. В Вилию выскакиваем на большой скорости (дебютанты решили устроить «гонки матросов») около 18-10. Очевидно, что на Михалишки не успеваем, нужно сниматься раньше, в д. Маркуни.

Ошмянка незадолго до устья

Находим хорошее место у ив на левом берегу у деревни, начинаем разбираться в 18-40, «Хатанга» приходит около 19-00, молодцы, сократили отставание. Страшно смотреть на GPS – 66 км, около 42 за день, и это осенью, не всегда по «магистральной» реке… Быстро темнеет, разводим костер, быстренько пакуем мокрющие вещи по рюкзакам. Сергей Заболотный с микроавтобусом уже ждет нас на улицах деревни. Около 20-25 выезжаем! Спасибо всем, отличный поход!

Выводы:
1. В меру опытной группе Лошу от Палушей пройти под силу за 2 любых по протяженности дня. До Михалишек засветло можно успеть при большей долготе дня, или в режиме марафона. Наш сплавной отрезок по Лоше вышел около 44 км, Ошмянка 19 км, Вилия 2 км..
2. Весной можно смело начинать от д. Лоша, т.е. выше нашего места старта. Скорость прохождения маршрута будет намного выше.
3. Лучшие места для стоянок на Лоше: 2-3 км выше первого моста в Островце; Яновичское водохранилище; район хуторов Субели; участок от бывшей мельницы в хут. Гуденики до устья. Вода в реке достаточно чистая на всем протяжении, исключая отрезок от пруда в Островце до Яновичского вдхр.
4. Маршрут богат на исторические достопримечательности. Ключевые точки: Островец, Гервяты, Палестина, Михалишки.

Участники путешествия: andy t, Сороквашин Антон, Шакуля Макс, Жизневский Саша, Сушкевич Сергей, Ганич Виталя, Михей, Ивченко Дмитрий, Путов Антон, Нурская Юля, Забирко Алексей, Дима

Вашков Андрей, 2013