Река СМОТРИЧ (Украина)

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..
Василий Журавлев.
2007 г.

Нить маршрута:

Дата
День похода
Участок
Способ передвижения
Время
Цена билетов
6-7 апр
1-2 день
Минск - ст.Красное
Поезд №371
15.51-04.29
28060 бел.руб
7 апр
2 день
Ст.Красное - г.Тернополь
Электричка
04.53-7.00
5 гривен
7 апр
2 день
г.Тернополь - г.Городок
Автомобиль
-
-
7-12 апр
2-7 день
г.Городок-г.Каменец Подольский
Байдарка
-
-
13-14 апр
8-9 день
г.Каменец – ст.Казатин
Поезд №624
19.35-04.35
35 гривен
14 апр
9 день
ст.Казатин - г.Житомир
Электричка
10.00-12.20
-
14-15 апр
9-10 день
г.Житомир - г.Минск
Поезд №330
14.57-05.20
29770 бел.руб

Телефон ж/д справочной по г. Каменец: 8 10 380 38 269 41 01.

Реку проходили в высокую воду (7-12 апреля 2007 г.), сразу после паводка. По свидетельству местных жителей, уровень воды намного ниже, чем в предыдущие годы (из-за короткой зимы и малого снега).
Описание маршрута:

7 апреля, суббота
Собирали байдарки на правом берегу близ дороги на выезде из населенного пункта Городок.
14.00- Старт;
14.10-Обнос плотины. Имеет смысл собирать байдарки прямо на плотине. Сэкономите время на обносе. Ориентир- церковь белого цвета.
Ниже плотины река шириной 6-10 метров, берега твердые, высотой менее метра. Дно илистое, вязкое. Течение 1,5 – 2 км/час. По берегам ивовые деревья и кусты.
14.20-15.05-разбор завала (зажало пилу);
15.15-железобетонный мост перед д. Лесогорка. Под ним сваи старого деревянного моста. Проход свободный. Под мостом порожек, сразу за порожком следует мелкий перекат. Забегая вперед, следует отметить, что большинство перекатов и порогов в первой половине маршрута мелкие, и требуют прохождения на минимальной скорости, или даже проводки.
Далее река делится на 2 русла (основное – правое). В правом русле препятствие (завал из старых деревьев), требующий проводки байдарок. Сразу за препятствием начинается мелкий перекат (много острых камней). Мы еще не успели привыкнуть к характеру реки, и это стоило нам двух мелких пробоин на днище новенькой «Вуоксы».
15.27-На правом берегу белая церковь в д.Лесогорка.
15.50- Разбор завала в д.Лесогорка. Сразу за завалом порожек на месте разрушенной мельницы.
Сразу за д.Лесогорка правый берег повышается, на берегу начинается грабовый лес, растущий на крутом косогоре. Река становится красивой, течение ускоряется, но движение замедляется из-за низко расположенных веток и завалов, требующих проводок и обносов. Затем высокий берег отходит от реки, и по берегу тянется ровная площадка. В этом месте на берегу, у самой воды, есть родник, дров тоже достаточно. Учитывая ночь, проведенную в поезде, решили остановиться.
16.50- Стали на первую ночевку на правом берегу в 1 км ниже д. Лесогорка. За день пройдено 4.6 километров. (Данные по GPS).

8 апреля, воскресенье:
7.30- подъем;
10.40- вышли на маршрут;
Много завалов, обносов нет. Лес вскоре заканчивается, и река течет среди лугов. Вдоль береговой линии растут ивы, ветви которых существенно затрудняют продвижение.
11.15- Деревянный мостик вблизи д. Купино.
В конце деревни Купино справа появляется озеро, отделенное от реки дамбой. Река упирается в каменный мост, под которым плотина и непроходимый порог. За мостом река делает крутой поворот вправо и, переливаясь через каменную плиту, образует водопад.
Рекомендации по обносу: можно войти из реки в озеро через промоину в дамбе, подойти на байдарке к дороге и там сделать обнос и плотины и водопада.
11.30 - 12.15 обнос и ремонт одной из байдарок (разорвало шпангоут);
12.22- Деревянная кладка. Проводка.
12.28- Железобетонный мост. Под мостом шивера;
12.33- Мост. Сразу за мостом шивера.
За деревней Купино по правому берегу начинается грабовый лес. Вдоль леса тянется ЛЭП.
12.40- 13.00 Разбор завала, проводка;
От д. Купин до д. Малая Левада - сложный участок реки. Течение реки ускоряется. С двух берегов нависают ветви деревьев и кустарник. Трудно маневрировать. Приходится продираться сквозь низкие ветви кустов.
14.20- 15.20 Обнос старого металлического мостика в д. Малая Левада (одновременно обед).
15.25- Старый деревянный мост. Проходим по центру между опорами.
16.32- По правому берегу начинается д. Великий Карабчеев;
17.16- Проходим под автомобильный мостом в д. Великий Карабчеев. Под ним остатки старого деревянного моста. Препятствий нет.
17.45- За деревней левый берег повышается. По крутому косогору левого берега растет красивый грабовый лес. Но отсутствие ровной площадки и удобного выхода делает этот берег непригодным для стоянки. Приблизительно через километр косогор отходит от реки, и на берегу появляется ровная площадка.
18.10- Нашли маленький заливчик с пологим берегом, пригодным для швартовки и разгрузки байдарок. Из-за вязкого илистого дна и береговой линии пришлось сделать причал из толстых бревен. На берегу полно хороших дров, к тому же место хорошо изолировано от деревни, поэтому местом для ночевки остались довольны.
За день пройдено 17 километров. (Данные по GPS). 

9 апреля, понедельник
7.00- Подъем;
9.50- Снялись со стоянки;
Река сужается. Течение быстрое. Много завалов. Движение затруднено из-за нависающих ивовых веток. Встречаются мелкие перекаты, требующие проводки и небольшие порожки. Берега высокие.
15.50- Д. Репинцы.
Ниже д. Репинцы на правом берегу насосная станция и плотина для подъема воды, которая переливается через шлюзовые заслонки, образуя водопад высотой чуть меньше метра. С удовольствием «попрыгали» на разгруженных байдарках через средний и левый пролет (по одному в лодке). В районе плотины твердые берега, отличный подход к воде и достаточно дров, поэтому здесь можно планировать привал с обедом (что мы и сделали), или ночевку.
17.30. Остановились на ночевку на левом берегу, не доходя до города Смотрич.
Ориентир: мелкий порог, в реку слева стекает ручей. На левом берегу на ровной площадке стоит большое дерево. Причалить можно перед самым порожком на твердом каменистом берегу, или в улове ниже порожка. Правда, за дровами пришлось сделать один рейс на правый берег. Но место для стоянки очень красивое: можно подняться на ближайшие холмы, откуда открывается красивый вид на речную долину. Если пройти по левому берегу каменой дорожкой вниз по течению, то придете прямо к роднику.
За день пройдено 13,2 километров. (Данные по GPS).

10 апреля, вторник
6.30- Подъем;
9.30- Сели в лодки. Река разделяется на рукава, в каждом из которых мелкий перекат (левым идти лучше). На входе в город могут встретиться завалы и каменистые отмели.
10.00- железобетонный мост в г.Смотрич. Сделали остановку под этим мостом и докупили продукты;
10.40- Поплыли дальше. Под мостом мелкий перекат;
За г.Смотрич большой карьер по добыче известняка. Перед карьером низкий железобетонный мост, за которым сразу начинается порог. Осмотр обязателен! Через 200 метров опоры старого моста. Порожек.
11.00- Хорошая стоянка по правому берегу;
11.20- Препятствия на реке. Спиленные деревья свалены прямо в реку.
Протяженность участка 100 метров. Пришлось продираться через ветки;
Далее очень красивый отрезок реки. С левого берега отвесная высокая скала на которой растет грабовый лес, а с правого – холмы с каменистыми склонами, поросшими кустарником. При приближении к д. Карачковцы по правому берегу большая, 300 метровая гора под названием Сокол. В описании маршрута сказано, что там имеются пещеры. Рекомендуем сделать остановку для подъема на вершину горы, откуда открывается хороший обзор, и поиска пещеры. Вид с горы действительно великолепный, а вот пещеру мы не нашли. Нашли только глубокие трещины и ниши в скалах.
На остановку у нас ушло около полутора часов.
14.10- Мост в д.Карачковцы. За ним мелкий перекат. Проходить одному на разгруженной байдарке. Следом порог. За ним длинная шивера. Далее течение реки ускоряется, она начинает петлять, образуя прижимы. Берега заросшие кустарником и лиственнам лесом. Довольно интересный участок реки (чем-то напоминает р. Страчу).
Ниже д.Карачковцы есть хорошая стоянка по левому берегу. Вдоль правого тянется ЛЭП. В 5-6 км ниже Карачковцев бетонная плотина и здание заброшенной ГЭС. Плотина имеет три пролета: левый заложен бревнами, а средний и правый свободны и образуют косой слив высотой около метра. Средний слив наиболее подходит для прохождения, но пенная яма ниже слива захламлена крупными ветками и бревнами. Подход к правому сливу несколько затруднен низко растущим кустом, который мешает набрать скорость на входе в пролет плотины. Прохождение плотины при определенных условиях возможно, хотя и рискованно. Поэтому у нас одна разгруженная байдарка прошла через правый пролет, а остальные обнесли. Однако, в любом случае место расположения ГЭС заслуживает того, чтобы там сделать привал, или ночевку: деревня далеко, хорошие твердые берега, достаточно дров, да и сама ГЭС интересна. На разведку, прохождение и обнос плотины ушло около часа.
В двухстах метрах ниже плотины река сужается, формируя мощный поток, почти слив. В этом же месте низко свисают деревья и их ветви, представляя серьезную опасность. Есть реальный шанс зацепиться веслом или головой. Проходить осторожно! Ниже по течению порог. Ориентиром служит раздвоение русла реки и опоры старого моста в начале порога.
17.25- д. Черче. Перед мостом в деревне мелкий перекат. Проводка. Далее река делится на три рукава, через которые перекинуты низкие деревянные кладки. Крайний левый (годный для прохождения) завален толстым деревом. Пришлось делать проводку на веревках через правый рукав. За кладками река очень мелкая. В районе деревни река делает большую петлю. Левый берег высок, покрыт лесом и очень красив. Несмотря на незаселенность левого берега, останавливаться на ночлег не стоит, так как он связан мостиками с правым, заселенным, берегом.
18.40- Стали на ночевку на левом берегу где-то между деревнями Черче и Залучье. Вдоль реки тянется полоска ровного твердого берега, окаймленная высоким крутым берегом с выходом скальных пород. На склоне грабовая роща.
За день пройден 21 километр. (Данные по GPS).

11 апреля, среда
10.00 старт. Через 1 км река подходит левам берегом к дороге, 30 метров идет вдоль дороги и круто поворачивает влево, уходя под мост, образуя довольно сложный порог на подходе к мосту и под самим мостом. Осмотр обязателен! Сложность заключается в том, что бы войти в промежуток между опорами в средний пролет: течение наваливает байдарку на опору моста. В более высокую воду, вероятно, лучше проходить в правый пролет. Возле моста магазин. Ниже моста мелкий перекат. Далее ниже по течению по левому берегу в метрах 30-40 от береговой линии скалы, тянущиеся непрерывной стеной. Берега твердые. Можно сделать стоянку в очень красивых местах. Встречаются небольшие шиверы и мелкие перекаты.
На подходе к д. Думанов по левому берегу тянется каменистый обрыв, образованный известняком. Между высоким обрывистым берегом и рекой полоса низкого ровного твердого берега, удобного для швартовки и стоянки. На берегу стоит крест, на котором написано, что тут захоронены кости славян, погибших во время татаро-монгольского нашествия. А чуть ниже по течению в скалах видны пещеры. Рекомендуем посмотреть. Это место одно из самых интересных на маршруте. В таком красивом месте можно планировать ночевку.
Ниже по течению д. Думанов. В конце деревни мост, под которым начинается сложный и очень интересный порог. Осмотр обязателен! Сложность порога во множестве подводных и надводных камней на входе, мешающих войти в основной поток, который ударяется в отвесную скалу и поворачивает под углом 90 градусов. Порог переходит в длинную шиверу.
Ниже по течению через 40 минут очередной мелкий порог с отмелями и длиной шиверой. Очень мелко. Проходили на загруженной байдарке, но по одному.
Далее река течет по лугам меж больших холмов. Леса нет. До Великозалесья стоянок нет.
В Великозалесье плотина ГЭС. Но на плотине отсутствовали шлюзовые заслонки - на один обнос меньше.
17.00 В деревне сделали обед. За деревней где-то через 30-40 минут стали на ночлег на левом берегу. Леса нет. Но за 20 минут были заготовлены дрова из одиночных деревьев, старых коряг и сухостоя. Это была единственная стоянка, где пили воду из реки.

12 апреля, четверг.
10.00- отправление.
11.00- Обнос плотины ГЭС в д.Голосков. Обнос по левому берегу.
Ниже плотины, до самого Каменец-Подольского, река течет как с горки с частыми шиверами, перекатами и несложными порогами. Наиболее интересен трехкаскадный порог на самом подходе к городу.
13.00- Остановились на левом берегу на входе в г. Каменец. Отправили двух членов группы на поезд. Весь оставшийся день сушили байдарки и упаковывали вещи. Заранее договорились с водителем маршрутки, о заброске нас со снаряжением на вокзал за 10 уе.
Провели здесь последнюю в походе ночь в палатках. Утром завезли вещи на вокзал, сдали их в камеру хранения (5 гривен за одно место) и целый день гуляли по городу. Венцом всего похода была экскурсия по Старому городу и крепости.
А потом была долгая и утомительная дорога домой с пересадками на станциях Казатин и Житомир.

Выводы:
1.Пройденную часть реки условно можно разделить на два отрезка: от города Городок до города Смотрич, и от г. Смотрич до г. Каменец-Подольский.
Первый участок для тех, кого не пугают завалы из деревьев, пластиковых бутылок и другого мусора. Большинство завалов создаются местными жителями, которые спиливают нависающие над рекой деревья. Участок где за день можно пройти от 5 до 15 километров. Второй участок более динамичный и спортивный. С интересными порогами, длинными шиверами, красивым ландшафтом.
2.Река проходима только в весенний период: март, апрель. Поскольку достаточно мелкая даже в этот период, не говоря уже про лето.
3. Из неприятных моментов следует отметить топкость дна и береговой линии за счет илистых отложений, особенно в первой половине маршрута. Особенно это раздражает при подходах к воде, погрузке-разгрузке, обносах.
4. Трудность прохождения порогов, шивер и перекатов обусловлена не только сложностью препятствий, но и небольшой глубиной.
5. При планировании маршрута надо обязательно выделить время для осмотра Каменец-Подольского, особенно Старого города и крепости.
Счастливого пути!!!

Река Смотрич Река Смотрич Река Смотрич

 Река Смотрич 

Река Смотрич Река Смотрич Река Смотрич

 Река Смотрич Река Смотрич

Река Смотрич