Водный поход по маршруту Освейское озеро – канал Дегтяревка – река Свольна

Начало путешествия:
Конец путешествия:
Участники путешествия: andy t, Міхей, Шаблыко Паша, Носова Оля

Эта поездка завершила водный сезон 2011 года, для меня по-настоящему первый. Эта поездка запомнилась – загадочная, местами непредсказуемая, невероятно – красивая и свойски-спокойная. Как туман на Освейском озере. Как тайны поворотов Дегтяревки. Как сосновые боры на берегах озер у Лисно. Как уютные меандры Свольны…

Маршрут из Освейского озера через канал Дегтяревка на озеро Лисно и далее на Свольну описан и рекомендуется в самых разных источниках – от старых советских до современных. Себежский национальный парк даже разработал коммерческий маршрут, что включает в себя частичное прохождение канала, а с ними согласен сайт Верхнедвинского райисполкома, смело приводящий и рекомендующий этот маршрут. Но вот деталей – фактического состояния канала в последние годы нигде обнаружить не удавалось (может опять плохо искал?). В итоге, когда Михей (с ним договорились пойти на ноябрьские куда-нибудь еще в начале октября) выдал список вероятных маршрутов, Дегтяревка без особых сложностей выиграла во «втором туре» у Ствиги, ибо маршрут подразумевал сочетания озер, интересных пешеходных маршрутов и исследование собственно известного - неизвестного канала Дегтяревка.

История канала весьма интересна. Судя по тому, что удалось узнать, канал строился в несколько этапов. Первый – в начале 19 века связан с именем купца Новинского, что в 1811 – 1818 годах продвигал идею водного пути из Себежского уезда в Ригу. Главное внимание было сосредоточено на реке Свольна, однако купец не обошел вниманием и небольшую речушку Ормеицу, что вытекала из озера Ормея (где было расположено имение самого Новинского) и впадала в Лисно. В результате Ормеицу на участке озеро Ормея – д. Глатово углубили (наиболее масштабные земляные работы коснулись истока Ормеицы, где она пересекает мощную озовую гряду по восточному берегу озера). А от д. Глатово к озеру Лисно водному потоку было дано новое русло (старое русло Ормеицы теперь на картах можно видеть под названием Старая, что по сути означает Старая Ормеица). Сейчас сложно сказать, как канал был зарегулирован - забегая вперед скажу, что удалось обнаружить следы лишь одной плотины к северо-западу от д. Припиши.
Второй этап – вторая половина 19 века. Водный путь к этому времени теряет своё торговое значение – систему речек и каналов решают использовать для сплава леса. Для этого происходит спрямление и углубление небольшой речушки Оспиянки, что вытекала из Освейского озера и впадало в Ормею. Это вызвало понижение уровня воды в Освейском озере, потому скоро в д. Игналино была сооружена водяная мельница – уровень воды таким образом зарегулировали. Вероятно, с этого времени водная система Оспиянка – Ормеица получает название канал Дегтяревка.
Третий этап – начало 20 века, до 30-ых годов. Берега Освейского озера решают активнее использовать в сельсхом хозяйстве – для этого нужно еще более понизить уровень воды в озере. Русло Дегтяревки опять понижают, а в д. Игналино вместо мельницы возводят ГЭС.
Четвертый этап – вторая половина 20 века. ГЭС регулировала уровень озера до закрытия в 1970-ых годах. В это же время начинается активная добыча торфа на западном берегу озера. Уровень воды в Освейском озере продолжает колебаться, а Дегтяревка теперь служит исключительно как мелиоративный магистральный канал. После закрытия ГЭС уровень воды в озере (а значит, и в канале) зарегулировали шлюзом. В таком виде Дегтяревка и вошла в наши дни – канализированная в разные годы река, практически никак ныне человеком не используемая и несмотря ни на что по прежнему отводящая воду из Освейского озера к реке Свольна.

Итак, в поход на Дегтяревку, 4-7 ноября 2011 года! Состав группы определялся постепенно – к нам с Мишей присоединились студенты Паша и Оля (оба ходили на воду со мной в этом году). Параллельно на Дегятревку собирал группу и Шурик, что выезжал на сутки позже нас и планировал пройти её наоборот – от Лисно на Освею, стартуя от Себежских озер. Билеты купили заранее на поезда Барановичи – Полоцк туда и Полоцк – Минск обратно. С заброской от ст. Верхнедвинск на Освею и с обратной выброской с маршрута на Полоцк помог наш студент Макс из Освеи, за что ему огромное спасибо.

4 ноября, 1-ый день.
Давно так хорошо не высыпался в поезде! Утро туманное – у станции Оболь одноименную реку даже не было видно с высокого моста. Собираемся спокойно и заранее готовимся к высадке – на пересадку на дизель Полоцк – Бигосово 5 минут (но дизель «ждет», если поезд опаздывает, так что вариант надежен). Тут нам помогает Женя Громов – как по части покупки билетов, так и переноской вещей (незадолго до выезда обнаружилось, что автобус Витебск – Освея на 9-10 из Полоцка отменен, потому и поехали дизелем до Верхнедвинска + машиной).
В дизеле завтракаем, рассматриваем окрестные пейзажи. Туман и не думает исчезать. Около 10-00 выходим на ст. Верхнедвинск. Через 25 минут приходит машина и туманными дорогами верхнедвинщины мы катим на север, ко второму по величине озеру Беларуси. По совету Макса подъезжаем на западную окраину поселка Освея, на площадку у бывшего торфопредприятия, где хороший выход к воде и отличная площадка для сбора байдарок. Приехали как будто на край земли – при видимости в 25 метров вода озера сливалась с небом и казалось, что за берегом в полной тишине нет ничего…

  

Сборку начали в 11-00, а закончили только 14-00, на воду вышли лишь в 14-30. Причиной «зажева» стала моя лодка – надломанная ранее заклепка-штырь на штевне выскочила из «ушка» на соединении с кильсоном уже после того, как железо вставили в шкуру – в итоге пришлось почти всё полностью разобрать – собрать снова. Заклепку отремонтировали путем наращивания при помощи алюминиевой проволоки - такая конструкция выдержала весь поход.
Из тумана выплывали очень редкие лодки местных на веслах и одна с мотором, небольшие и побольше группы камыша и прочей водной растительности. Часто исчезали и эти ориентиры – видимым оставался только желто-красно-синий силуэт байдарки, матрос Оля и где-то поблизости синяя «Маринка» и Михеем и Пашей… Тишина и спокойствие, мерное журчание воды под веслом. После зигзагов по озеру выходим к острову Ду (или просто Острову) – крупнейшему озерному острову в Беларуси. Южный берег очень красив, обвалован напорными озовыми грядами высотой до 22 метров над уровнем озера – вершины теряются в тумане. К острову подошли в 15-40 – туманный день заканчивался, потому мы нашли место пригодное для высадки и стали на первую стоянку. Лодки оставили на склоне, а вещи втащили на вершину гряды. Рядом с низкорослым можжевеловым кустарником (прямо карпатские виды на острове местами!) кострище и небольшое количество дров, от рыбаков видимо остались. Отсюда видна половина озера и поселок Освея на южном высоком берегу… но только когда нет тумана.

  

Остаток дня посвятили прогулке по острову. От южного берега пошли к высшей точке (162,5 м), по пути спугнули косулю. Блуждание по туманным холмам острова – не менее загадочно, чем хождение по туманному озеру на байдарке, разве что вместо звука воды – шелест сухой травы, а из тумана появляются всё новые силуэты. С высшей точки хорошо видна смотровая вышка высотой метров 10. Какие замечательные виды с неё можно только догадываться – у нас получился только туман. Далее – путь к деревне Остров. Бывшей деревне, где по рассказам было почти всё – от процветающего колхоза до магазина. Теперь сохранилось только маленькое здание электростанции (рядом с ним больших размеров останки дизельного двигателя и от него привода к генератору). От фермы или какого-то длинного колхозного сооружения остался ряд вбитых в землю бетонных столбиков. От домов «островитян» читаются на местности фундаменты и общее направление улицы села. Сады стали дикими – удаётся отведать поздних яблок, по вкусу почти дички. В селе несколько огромных ивовых деревьев – в несколько обхватов. Таких много у меня на Полесье, но в Поозерье такое вижу впервые. Как и мелкие кустарники можжевельника, кстати. В лагерь вернулись полные впечатлений уже в темноте. При полной тишине поставили палатку, развели костер. Где-то внизу за озером весь вечер лаяла собака, а угли в костре продержались до самого утра…

5 ноября, 2-ой день.
До недавнего времени остров Ду использовался как летнее пастбище – скот высаживали через причал как раз на южном берегу. Этот причал есть и сейчас, единственный на острове. У бывшей деревни его нет, по крайней мере, нам, обходя по утру остров с запада, его обнаружить не удалось. Как и вообще любого выхода на остров – сплошная стена камыша. От северного мыса острова взяли курс на восток – примерно к истоку Дегтяревки. Как и вчера утро было туманным, видимости не было. Освея так и не открылась нам. Где-то в этом тумане был высокий южный берег, деревни на северном, плавучий остров Хозяин, но в нашем распоряжении - кусок этого мира радиусом в 50-100 метров…

  

До места истока Дегтяревки дошли за час и 25 минут. По словам местных мы знали, что исток забит сплавинами, потому высадились на зыбкий берег и начали поиски продолжения канала. Сплавины хорошо срослись между собой и ходить по ним можно надежно, сильно зарастают камышом. Опасные места – стыки сплавин – туда ступать не стоит. Сначала обнаружили узенькие протоки с бегущей водой, а чуть позже небольшие изолированные открытые пространства с водой. До них от озера протаскивали лодки около 50 метров. Затем прощемились наполовину выходя из лодок через стыки сплавин и вышли в канал. На преодоление истока канала ушло чуть больше часа – из них минут 45 – разведка вдоль берега и на берегу.
Прямой и достаточно водный канал привел через 600 метров к пересыпи (трубы под водой?) и шлюзу-регулятору уровня озера – обнос слева около 70 метров. Шлюз выглядит не ухожено, створки его видимо давно не сдвигались. Через верх вода не переливается (не хватает 2-3 см, весной однозначно идет через верх), частично проходит где-то внизу. Канал за шлюзом сужается, но вполне проходим – обрадованные уходим на северо-восток.

  

По пути на Игналино преодолели 2 бобровые плотины – одну повыше пришлось частично разобрать, через другую прошли сходу. Игналино проходим в 12-30, канал в селе сужается, появляются сильно заросшие места, но всё легко проходимо. На мосту в деревне стоят местные ребята – краем уха улавливаю фразу «Там же воды нет!?...». В 250 метрах от границы с Россией в 13-00 обедаем.
Канал на пути к озеру Ормея расширяется, становится более водным. За 900 метров до озера преодолеваем еще одну крупную бобовую плотину путем частичной разборки. В Ормею входим в 14-30. На впадении в озеро канал дробится на протоки шириной до 1-2 метра – если идти в обратном направлении, то найти правильный путь будет сложнее. Ормея в лучах солнца (туман к обеду наконец-то рассеялся, было тепло и приятно) красива, на небольшой глубине просматриваются целые леса подводной растительности а на поверхности стая лебедей. Идем на восток – дальнейший путь четко обозначен глубоким частично (углубление речки Ормеицы Новинским в начале 19 века) рукотворным врезом в озовую гряду на восточном берегу озера.

   

В месте пересечения каналом озовой гряды первый участок с завалами – протяги над и под бревнами, но без обносов. Скоро завалы отступили и канал, всё более напоминающий слабо меандрирующую речку вышел к мосту а/д Себеж – Освея. На фоне неправильной надписи у моста «Дектяревка» сделали общее фото и пошли дальше. До моста у д. Кортенки канал стал мельче, иногда лодки садились на мели. За мостом у деревни в русле целое кладбище тракторов и их частей – нужно быть внимательным и обходить эти железяки. А на подходе к своему самому северному лесистому участку в русле начали встречаться валуны. Здесь канал полностью унаследует русло бывшей речки Ормеицы - со всеми поворотами и элементами речной долины. Ормеица тут пропиливала моренную гряду – Дегтяревка обретает вид небольшой реки в узкой петляющей V-образной долине. Пожалуй, самое красивое место по пути на Лисно. Воды маловато, в русле камни и множество упавших деревьев – самый красивый участок еще и самый технически сложный. К 17-00 нам (а впрочем, намного раньше) ясно – канал сильнее наших смелых планов ночевать сегодня на Лисно. На левом берегу подбираем хорошую стоянку в еловом лесу – в нем тихо и тепло от костра и увиденного сегодня – ясно, что поход удаётся. Связываемся с группой Шурика, что сегодня начали путь по Чернее (белорусский МТС ловит хорошо) и неплохо там зарубились на завалах и мелях.

   

6 ноября, 3-ий день.
Утром в 6-00 разжигаю костер и спускаюсь к каналу набрать воды – и тут же замечаю неладное. Уровень воды сильно упал! Сантиметров 30-40 было бы не так заметно где угодно, но только не здесь – и без того многочисленные завалы ощетинились теперь чёрными мокрыми стволами деревьев, кое где для прохода просто не хватало глубины. В 8-10 выходим на воду за ответом, что же произошло, ясно, что он где-то ниже по течению. На «лесном» участке канала теперь совсем тяжело – количество завалов выросло наполовину. В одном месте метров 100 шли по руслу, в другом Олю отправил по берегу от завала к завалу, а сам на легкой байдарке шел по каналу по системе «самокат» - одна нога идет по дну, отталкиваясь. Экипаж «Маринки» чувствовал себя чуть более уверенно на мелях, потому несколько оторвался. А скоро мы услышали восторженные крики ребят: «Это просто эпично!!!».

  

И ведь совпало то как! За ночь в 1 км ниже нашей стоянки вода промыла по левому берегу бобровую плотину внушительных размеров, в результате чего вода и ушла! Через плотину протащились и пошли дальше, уже готовые к любым сюрпризам. Русло канала после «лесного каньона» опять по большинству прямое, не без умеренных завалов (протяги, без обносов) и не без небольших проводок по мелям. Камней в русле всё меньше. Прошли одну небольшую бобровую плотинку.

  

В 1 км выше разрушенного моста в д. Припиши в месте впадения справа канавы из озера Усборье обнаружили остатки деревянного сооружения, похожего на плотину. У старого разрушенного моста в Припишах вышел на берег, но деревни не увидел. А скоро началось одноименное озеро. Начиналось всё весело – канал раздробился на узенькие, до 1 метра протоки вышел на водную гладь озера…Вот только незадача – под этой гладью оказалось 10-30 см воды, а то и меньше, зато ила (местные называют это «буза») – куда более метра, весло уходило наполовину и просило еще. Скорость движения по Припишам – ничтожная. Еще хорошо, что мы сразу верно выбрали направление движения (на южном берегу в лесу виден какой-то домик, туда не надо, нужно почти на противоположный входу в озеро берег). По озеру шли 40 минут расстояние в примерно 650 метров, причем затраты сил были максимальными – на силе такого гребка по хорошей воде все 12 км/час делали бы.

  

Оставшиеся до Лисно 1,2 км канала прошли спокойно. До моста у Денисенок несколько упавших деревьев, а в основном до Лисно идет ровный канал – магистраль, как выразился Миша. На озере сразу пошли на север в поисках выхода, дабы посетить пешим способом озера Зеленцы. Видимо такое решение было вызвано перенапряжением на Припишах вкупе с предобеденным состоянием – ведь из описаний по маршруту по Свольне припоминалось, что выходы на берег есть только в Денисенках, или же за ними нужно подниматься около 1,5 км вверх по Свольне. В итоге на северном берегу рассмотрели стену камыша и оценили тот факт, что глубины в этой части озера вместе с характером дна очень напоминают те самые Припиши. По высокой боковой волне направились практически обратно, откуда пришли – к Денисенкам.

  

В селе несколько жилых домов, над одним из них развивается белорусский флаг, рыбаки на надувной лодке с мотором готовятся ехать на озеро, а мы наконец обедаем. Несмотря на потерянное время решаем на Зеленцы сходить, а потом пересекать Лисно и ночевать на его южном берегу у одноименной деревни.
Поход на Зеленцы – отличный момент похода. Окруженные озовыми грядами с сосновыми борами что Большой, что Малый Зеленец невероятно красивы. На обоих есть острова, причем на Малом такой миниатюрный и милый, что аж захотелось прыгнуть в воду и сплавать на него. На Малом Зеленце три оборудованных стоянки, а Большой более дикий, хотя подъезд есть и к нему. Но куда интереснее там ходить без дорог просто по грядам. Места очень напоминают наши «Голубые озера».
По песчаной дороге вернулись в Денисенки и в 16-05 вышли на воду. После обеда южный ветер разогнал на озере приличную волну, потому очень скоро стало ясно, что отрезок пути до вечера будет напряженным. Местами было так, что если гребет только один человек, то скорость сравнивается с нулем либо вовсе становится отрицательной. Тут то наконец по настоящему пригодились фартук и юбки, купленные на «Турионе» в день выезда и обкатываемые мной как раз в эту поездку (хотя на завалах фартук иногда здорово мешал).

Когда только в 16-50 мы прошли мыс у д. Мыленки, мы поняли, что нас ветром и волной прижало и стоянку придется искать в темноте. Хотя по волнам идти было в общем то весело, напряжение нарастало. У Миши не застегивалась юбка – потому волнами им в лодку набросало много воды («Маринка» в отличие от «Т-2» зарывалась носом практически в каждую мало-мальски крупную волну). То ли парни плохо нас проинформировали, то ли я неверно понял информацию – но мы не придали ей большого значения и ушли далеко вперед. Ребята нагнали нас только в спокойном от волн заливе озера у Лисно и выразили своё крайне негативное отношение к произошедшему. Ясно, что я был неправ, но на высоких волнах с борта моего скрипящего «Тайменя» ситуация драматической мне совсем не казалась (оборачиваясь назад я всякий раз видел, что ребята на удалении гребут, а значит, проблем нет). Микро-конфликт был улажен на берегу ещё до постановки лагеря – но в следующий раз эту ситуацию нужно будет учесть: «На высокой волне держаться рядом!»

Еще на озере взяли курс на крайний в деревне Лисно домик у берега со светящимся рядом фонарем – рядом с ним обнаружился выход на берег. Протащив вещи и лодки около 150 метров в сторону окраины деревни, обнаружили хорошее место для стоянки на коренном берегу озера (озеро Лисно как и многие имеет озерную террасу высотой до 1,5 метра, в некоторых местах значительной ширины).

7 ноября, 4-ый день

На воду вышли в 8-15, ровно когда стало что то видно на улице. Скоро вошли в реку Свольна – у деревни Лисно она мелкая, в русле встречаются камни. Ближе к озеру Бузянка река становится глубже, берега низкие и заросшие камышом. Озеро Бузянка с этим уровнем воды сильно обмелело и по большинству представляет собой чёрную поверхность ила окруженную камышовыми берегами. Со времен сплава леса по фарватеру реки на озере вбиты высокие столбы. На выходе из озера оборудованная стоянка по левому берегу, а по правому тянется мощная озовая гряда.

  

До деревянного частично разрушенного (машина уже не проедет) моста у д. Доброплёсы доходим быстро. Изначала в планах было посещение озера Белое, что отсюда расположено к северо-востоку, но пешеходный переход этот отнял бы приличный кусок времени – решили оставить этот маршрут на будущее (Белое интересовало как вероятно реликтовая форма пинго).
Свольна от Доброплёсов до Миловидов довольно красива – часто по обоим берегам к руслу подходят высокие озовые гряды, а затем коренные берега вскрывают водно-ледниковые пески зандровых фаций. С поверхности это сопровождается сосновым бором на высоком берегу – стоянку здесь выбрать легко на любой вкус. Тут был забавный момент – в одном из меандров мы настигли одинокого лебедя, у которого видимо были какие то проблемы с полетом – километров 5 он «убегал» от нас вниз по течению реки. Интересная была флотилия: лебедь – «Маринка» и «Таймень». В процессе «погони» экипаж «Маринки» словил утопленную корягу и в итоге «повис» на ней на середине реки. По идее, там можно было нарваться на более коварные препятствия – потому дремать на Свольне не выйдет. К тому же меандрирование между Доброплёсами и Миловидами максимальное.

  

У деревянного моста в Миловидах обедаем и отправляемся в сторону Моторино. Река меняется – теперь по берегам проступают сплошь озерно-ледниковые алевриты и бурые глины. Меандрирование уменьшается – скорость продвижения вперед возрастает и мы очень незаметно достигаем полуразрушенного моста в Моторино. Время еще есть, можно дойти до Морочково – что и делаем. Участок Моторино – Морочково как ни странно понравился больше всего. Река в глиняных берегах стала несколько уже, появилось большее число препятствий в виде упавших деревьев – вместе с течением хорошая возможность маневрировать. А завал в 1 км ниже Моторино пришлось даже обносить (левым берегом). Другими словами, когда потянулись дома Морочково и показался бетонный мост – стало как то грустно вообще Свольну покидать. Что же, маршрут от Себежа никто не отменял
Собирались при красивейшем закате прямо под мостом, там же развели костер.

  

Связались с группой Шурика – машина забирала их в Лисно, а около 21-25 прибыла за нами. В Полоцк прибыли около 22-15. На вокзале потравили разные народные туристическо-геологические байки (геологов в компании из 8 человек собралось аж 4!) и в 0-30 разошлись по вагонам. В поезде попугали чистых и сытых студентов, возвращающихся с праздников домой своим видом и запахами и заснули так, что проснулись только тогда, когда вагон стучал по стрелкам Минска-Пассажирского Водный сезон закрыт до весны – спасибо уходящему! Он был прекрасен. Как этот маршрут.

 

Карты маршрута
[URL=http://radikal.ru/F/s42.radikal.ru/i098/1111/59/0aca39fc6045.jpg.html][IMG]http://s42.radikal.ru/i098/1111/59/0aca39fc6045t.jpg[/IMG][/URL]
[URL=http://radikal.ru/F/s009.radikal.ru/i310/1111/a4/b79ef6c14bc3.jpg.html][IMG]http://s009.radikal.ru/i310/1111/a4/b79ef6c14bc3t.jpg[/IMG][/URL]

Выражаются благодарности: Максиму Колеснику (!!!) и всем его родственникам в Освее и Игналино, Жене Громову, Shoorikу, Nashkе

Андрей Вашков