Река Межа – Западная Двина

От г. Нелидово до п. Руба (205 + 112 км), август-сентябрь 2012 г.

К началу маршрута добирались из Минска сначала поездом Брест – Санкт-Петербург до ст. Новосокольники, через 40 минут после прибытия пересадка на поезд до Великих Лук. В Великих Луках ещё одна пересадка, ждали поезда на Нелидово часов 7 и только в пятом часу утра добрались в Нелидово. Вариантов дальнейшей заброски было 2. Первый - вдоль железнодорожных путей в сторону Великих Лук более километра до железнодорожного моста, к тому же, по неудобной дороге. Второй вариант – собрать байдарки на берегу притока Межи, превращённого плотиной в водохранилище, мы отвергли после осмотра участка притока ниже плотины. Случайно мы нашли лучший вариант для заброски снаряжения. Недалеко от станции железнодорожный переезд, через который рано утром пустые городские автобусы идут из автопарка. Один из таких автобусов довёз нас до плотины на Меже.
Ниже плотины на песчаном пляже собрали байдарки.

 у плотины на  реке Межа

1-й ходовой день
Вот что представляет собой река ниже плотины: ширина реки 8-12 метров, берега высотой от 3 до 6 метров, крутые, сильно заросшие травой, кустами, ивой и ольхой. Периодически попадаются камни в воде, быстрины. Скорость течения около 2-х, а на быстринах около 4-х км в час. На 7-м километре слева впадает ручей с неочищенными сточными водами. На правом берегу появляется лес, но места, где можно свободно выйти на берег, нет. На «лесном» участке встречаются препятствия в виде упавших в реку деревьев, но трудностей они не представляют. По берегам в начальной части маршрута много деревень, но к воде они вплотную не подходят и из-под высоких заросших берегов их не видно, что создаёт впечатление ненаселённой территории. На 10-м километре Межи наплавной мостик.

Река Межа Наплавной мост на реке межа

Течение реки оживляется редкими каменистыми перекатами и одиночными камнями, на 13-м километре остатки деревянной мельничной плотины. На 21-м км остановились на ночлег на красивом и удобном для ночлега левом берегу недалеко от деревни Ново-Богданово у бывшего пионерлагеря.

стоянка у Ново-Богданово

2-й день
Характер берегов не меняется. На 27-м км пологий выход на берег и ровная площадка. На 28-м км брод, который может быть местом для стоянки, а ниже завал, который нам удалось пройти после частичного разбора.

завалы на реке межа

31 км – деревня Селезёнкино, подвесной мост, перед деревней каменистый перекат, за ней ещё несколько. На 38-м км деревня с разрушенной церковью и автомобильным мостом. Характер берегов не меняется: берега высокие, крутые и заросшие высокой травой и кустами. Межа постепенно расширяется, берега немного понижаются, но выходов на берег и мест для стоянки по-прежнему нет. На 43-м км остатки бейшлота, порожек.

порожек на реке межа

На самом бейшлоте, ниже его, слева удобный берег для высадки и площадка для привала. Ниже бейшлота перекаты, образованные затонувшими брёвнами. Много брёвен торчит поверх воды, затонув только одним концом. Эта картина с торчащими из воды полузатонувшими брёвнами будет наблюдаться на всём оставшемся участке реки. Ещё одна особенность реки – берега высокие, но изрезанные небольшими оврагами, по которым текут и впадают в реку ручьи. Берега глинистые, довольно крутые и сильно заросшие травой и кустами, что затрудняет швартовку и высадку на берег. На 59-м км прошли нефтепровод (или газопровод).

3-й день
с трудом нашли место для ночлега. Берега Межи очень плохие: высокие (до 8 метров), глинистые, с заросшей и заболоченной береговой линией, с заросшими склонами и неровными заросшими высокой травой площадками наверху. Кое-где к воде идут тропинки, протоптанные рыбаками. Иногда на берегу встречается лес метрах в 50-100 от воды, но подойти к такому лесу непросто из-за высокой и густой травы, крапивы, колючек, кустов.

маршрут Межа -  з.Двина

На 67-м км приток, на 71-м мост между деревнями Жеребцово и Попково. На 93-м км устье реки Обши, за ним мост. Мы уже созрели морально для того, чтобы не привередничать в выборе места для ночлега, поэтому высадились на правом берегу, ниже деревни Козлово на берегу вытоптанном рыбаками, вскарабкались по крутому склону и поставили палатки в высокой траве.

4-й день
Перед Жарковским появились места для высадки на берег фактически в пределах населённого пункта. Между железнодорожным и автомобильным мостом высадились на правый берег на плавучем деревянном причале и сходили в магазин. Километров через 10 ниже Жарковского начали появляться быстрины, под которыми угадываются перекаты. На 147-м километре, как награда за весь пройденный участок маршрута, прекрасное место для привала на правом высоком берегу возле небольшого порога: хороший выход на берег, ровная площадка среди больших сосен.

стоянка на реке межа

5-й день
На 153-м километре деревня Кривая Лука, подвесной мост. На 157-м километре небольшой порог, превращенный высокой водой в обычную быстрину. Менее километра ниже порога есть выход на берег и тропа от него идет вверх к ровной площадке. Для этой реки место для привала вполне приемлемое. На 161-м километре реку пересекает ЛЭП, ниже её остров. В правой протоке можно найти выход на берег и место для стоянки с соснами. На 164-м километре перекат, за которым есть место для привала. Река становится интересней: берега более пологие, встречаются каменистые перекаты. На 170-м километре красивый порог, а ниже его начинается посёлок Новосёлки. 172 км – автомобильный мост. Ниже посёлка начали искать место для ночлега, но ничего хорошего не могли найти: или есть подход к берегу, но нет места для лагеря, или на высоком берегу видна хорошая площадка, но нет места для швартовки и высадки на берег. В одном таком месте высадились и нашли оборудованную стоянку, но из-за заросшего и крутого берегового склона высадка и выгрузка были очень трудоёмкими.

Оборудованная стоянка на реке Межа

6-й день
Река быстрая, встречаются порожки. Красивый порожек на 196-м километре и самый красивый – в устье реки. Надо сказать, что ни один из порогов на реке не представляет спортивного интереса, а только оживляет общую картину. На 205-м километре вошли в Западную Двину. На 207-м километре на левом берегу напротив деревни Поймище хорошее место для стоянки. Периодически встречаются места для стоянок с «минимальным набором удобств», а вот на 222-м километре пологий выход на берег и хорошая площадка среди сосен. 224 км – большой пляж по правому берегу. 226 км слева оборудованная стоянка. 230 км слева удобный выход на берег, сосны. Хорошее место для привала на 264-м километре. А вообще на Западной Двине можно без проблем найти место для стоянки. Запас продуктов можно пополнить в городе Велиж: в начале населённого пункта надо пройти до конца бетонного забора какого-то промышленного предприятия и высадиться напротив обелиска (на левом берегу). Магазин в 200 метрах. Маршрут можно закончить в п. Сураж, откуда автобусом добраться до Витебска, а можно пройти до моста в посёлке Руба, откуда (остановка у моста на правом берегу) городским автобусом без труда добраться до автовокзала, который находится рядом с ж\д вокзалом. По правому берегу, не доходя моста можно осмотреть усадьбу И.Е. Репина.

В.В. Журавлёв