Приполярный Урал - 2014

Начало путешествия:
Конец путешествия:
Участники путешествия: andy t, Носава Вольга, Ганич Виталя, Сушкевич Сергей, Сидоренко Саша, Романовский Сергей, Саврицкая Карина, Шакуля Макс, Ивченко Дима, Нурская Юля

Приполярный Урал-2014. Рассказ о пеше-водном походе

Этот поход стал самым значительным полевым мероприятием, в котором довелось участвовать и главное – организовывать его. О том, как всё прошло, этот отчет.
К зиме 2014 было очевидно, что команда, которая родилась на полях Городокской возвышенности в 2009-2011 годах, которая постоянно усиливалась замечательными людьми и непрерывно увеличивала свой суммарный опыт, готова к чему-то серьезному и продолжительному. Хотелось в большой поход, в горы посерьезнее, Карпаты уже не устраивали. Напрашивался логичный вариант – Кавказ, с которым пока никак не получалось сойтись. И даже началась подборка маршрута, когда близкие к походу люди предложили всё кардинально переиграть на Урал, без уточнения региона. Мною всё было скорректировано на наиболее фактурный Приполярный. В апреле начал давать вялую рекламу и продумывать маршрут пешего похода примерно 3 категории сложности. Нужно было решить задачу по заброске от железной дороге к горам и обратно, терять время на монотонные пешие переходы по комариным трактам не очень хотелось. В итоге пришел к выводу, что оптимальный вариант дороги назад – это водой по «супер-геологическому» Кожиму, ну а туда с авто-заброской, с оплатой въезда в национальный парк Югыд-Ва. Так родилась идея пеше-водного похода.
Группа была собрана в течение мая. Поход на Великую показал, что и 17 человек в отряде себя ведут нормально, потому численность решили установить в 10 человек – оптимально по многим показателям, в том числе в заброске. Основу группы составили геологи-выпускники геофака БГУ. Вот наша замечательная команда с примерными показателями опыта:
1. Вашков Андрей, Житковичи, 1986 г.р. (горы: Карпаты – 1 кс/ вода: Кереть – 3 кс)
2. Ганич Виталий, Минск, 1990 г.р. (Карпаты – 1 кс/ Южный Буг – 2 кс)
3. Ивченко Дмитрий, Толочин, 1970 г.р. (Карпаты – 1 кс/ Кереть – 3 кс)
4. Носова Ольга, Минск, 1991 г.р. (Карпаты – 1 кс/ Кереть – 3 к.с.)
5. Нурская Юлия, Борисов, 1991 г.р. (Карпаты – н/к/ Великая – 1 к.с.)
6. Романовский Сергей, Минск, 1976 г.р. (Кавказ – 2 к.с./ Сума – 2 к.с.)
7. Саврицкая Карина, Минский р-н, 1990 г.р. (Карпаты – н/к/ Великая – 1 к.с.)
8. Сидоренко Александр, Светлогорск, 1989 г.р. (Карпаты – 1 к.с./ Великая – 1 к.с.)
9. Сушкевич Сергей, Заславль, 1990 г.р. (Карпаты – 1 к.с./ Южный Буг – 2 к.с.)
10. Шакуля Максим, Новогрудок, 1991 г.р. (Карпаты – н/к/ Южный Буг – 2 к.с.)

Исходя из формального «категорийного» опыта было понятно, что мероприятие будет самым сложным для всех участников. Но это не пугало. В каждом человеке я был уверен и был уверен во всех вместе, всё получится. Если в горах будет трудно – в гору не пойдем. Если худо будет на воде – обнесем. Ведь не процесс преодоления нам важен так, как побывать и увидеть, открыть кусок мира для себя и себя в нем.
В июне уладили вопросы по закупке жд-билетов, автозаброске и регистрации в национальном парке. Всё бы не вышло так просто без помощи Геннадия Коковкина (Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.) – очень рекомендую его услуги. Хотя с национальным парком пришлось повозиться – для того, что бы не ехать в офис в Инте пришлось до последнего пересылать сканы паспортов по электронной почте. В офисе работает одна женщина, трудно ей в сезон с наплывом групп работать, потому ответ через 2 недели – это норма. Главное, что все формальности были улажены. 27 июня – хороший день. Собрались под солнышком на площади Якуба Коласа, потом постепенно купили продукты. Мне доверили покупать сало – это была единственная ошибка на данном этапе сборов Лодки и прочее снаряжение наготове. Три «Тайменя-2» с полным комплектом, «Касатка-2» и «Хатанга», в который раз любезно предоставленная Путовым Антоном, за что ему огромное спасибо. Рюкзаки невероятных весовых пропорций. И главное – их по три на 2 человека – добавляется ведь упаковка с байдаркой и водным снаряжением. По прикидке, мы на грани дозволенных 36 кг на человека при посадке в поезд. Надеемся, не проверят, главное посадку растягивать, не наваливать горы вещей ровно перед проводником, не создавая кумулятивного удара по его психике.
30 июня. День отправления. В комнате вещевой переворот. Макс забирает «Таймень» утром, становится больше простора. Приходит Вольга, начинаем утрамбовываться. Получается нормально: всё водное влезло в «Кивиристи-160» к «Касатке», плотно набитый «Алтай-100» и легкий полупустой «Сатурн-100» с ковриками, касками и едой в дорогу. Никаких пакетов, привязок и болтающихся не пойми где палаток. Долгая дорога впереди! Это здорово!
Приятно впечатлило количество провожающих – родители, друзья. Мы выезжаем в 18-58 на 26-ом поезде (билет с разбивкой по Орше). Дима Ивченко по доброй традиции хорошего похода подсаживается в Толочине. Группа в сборе. Ужинаем, кто-то что-то переупаковывает. С темнотой покидаем Беларусь. Я вспоминаю поездки в Красноярск и засыпаю.
1 июля. Утро. Москва. Нам на Ярославский вокзал. Переезжаем «по умному», на электричке. На Белорусском вокзале ни нормальных табличек, ни толковых объявлений, рабочие не очень русских национальностей ничего толком не могут объяснить. В итоге летаем с барахлом через переходы и на электричку на 6-17 не успеваем. Следующая в 7-26. При посадке был конфуз – часть группы не успела войти, а двери уже закрывались. Но уехали. Билет 28 рублей, ехать до о.п. Каланчевская минут 15, контролеров не было. От «Каланчи» до Ярославского – 500 метров перехода по людной площади. Нелегко они дались.
Дима и Сергей Р. сделали доброе дело, пустили молодежь гулять по Москве, а сами остались сторожить рюкзаки. Камера хранения за драконовские, безо всяких поправок на столицу, 170 руб за вещь, разорила бы наш бюджет. Молодежь в итоге побывала у МГУ, на Красной площади, побежала по улицам до вокзала, заскочив в магазин за продуктами в поезд.


Наш поезд 376 Москва - Воркута уходит в 12-30. К 12-05 мы у наших вещей с докупленными продуктами в поезд. В 12-15 большая часть вещей и людей в вагоне, на перроне только рюкзак Витали, его самого и Карины нет, дежурит Серёга С. Рюкзак забираем, Сергей ведает нам историю о том, что Карина потеряла билет, побежали восстанавливать. Обалдеть, тени Великой всё длиннее. 12-25. Мы все в вагоне. Прибегал мокрый Виталя, сказал что операция по восстановлению провалилась и они направляются к начальнику поезда. Перрон опустел. 12-30 – электровоз плавно трогает вагон. Где там наши??? Связь у нас только теоретическая СМСками, вещи Карины и Витали у нас, где они – непонятно. Полный самых мрачных мыслей направляюсь в сторону штабного вагона. Очень скоро натыкаюсь на героев посадки – они в поезде, уже хорошо (оказалось, запрыгивали они туда без разрешения начальника уже после отправления, на ходу). Идут искать билеты (Виталь, оказалось свой оставил у нас в вагоне и был, по сути, для начальника тоже безбилетником) – если не найдут до Александрова, их высадят. Естественно, билет Карины нашелся в первом же отделе её рюкзака, где до этого не посмотрели. Пронесло…
Постепенно обустроились в вагоне. Жарко. Ярославль, Данилов, Вологда, Сухона – везде большие стоянки, выходим на воздух. Деревеньки за окном всё более колоритные и глухие. Ночью над Харовым прошел дождь.
2 июля. Дорожный день. Утро встречаем на Котласе-Узловом, хмуро, прохладно. Поезд меняет направление и мы катимся на Котлас-Южный. Тут стоянка еще больше – гуляем к речному вокзалу, где видно начало Северной Двины – тут сливаются Сухона и Вычегда. На привокзальной площади ремонт. Бабуля продаёт «лук от всех недуг».
К обеду распогоживается. Микунь – отличный разливной квас. Ухта – торжественный момент, мы покинули Восточно-Европейскую платформу. Тут уже другая структура - Тиманский кряж и далее Печорская плита. Сосногорск – красивейший закат! Ночью Печора. А на утро будет Инта…
3 июля. Самый длинный день. Просыпаемся заранее. За полосой редколесья горы в облаках. Проезжаем Косью и Кожим. Тут мы замкнем круг…

В Инте нас встречает Геннадий и «Урал» с кунгом (водитель – Маслов Александр). Геннадий состыковал нас с небольшой группой из Печоры (3 человека) – дорога дешевле. Постройки пристанционного поселка заканчиваются, как будто их и не было никогда. Кругом низкий лес, кустарники. Дорога не удивление неплохая, едем уверенно, хотя периодически кого-то укачивает. После речки Бол. Бетью местность становится веселее, поднимаемся, леса нет, хорошие виды. В горах пару дней назад шел снег – все хребты и вершины белые. У вершины горы Яренеймыльк (641 м) останавливаемся. Виды замечательные, вдали горы а внизу Кожим среди скалистых берегов. Распогоживается, облака разгоняет свежий прохладный ветер. Ветер гор. Почти начинается…

Около 9-50 утра переезжаем переправу через Кожим. Около 11 часов мы на базе Санавож. В доме с крышей и под замком оставляем снаряжение и продукты водной части маршрута. Рюкзаки очень заметно полегчали и главное – теперь их 10! Дорога от Санавож до Желанной прекрасная гравийка, но в одном месте размытая селем, пробраться там трудно. В 12-10 слева остаётся база Желанная. Машина везет нас до южного окончания озера Большие Балабанты. 12:45 – «официальное» время начала похода.



--- Пешая часть похода ---
На периоде подготовки я просмотрел информацию по вершинам и перевалам, но план у меня был лишь примерный. Т.е. были планы А, Б, В и т.д. И три «цели-минимум»: горы Карпинского, Народная и Манарага. Как мы пойдем между ними не так уж и важно. Сложно предугадать, каков будет наш темп по таким горам. С руководителем группы печорцев обсуждаем возможности, он даёт несколько неплохих советов.
После обеда первые метры маршрута. Комары тут же показали свой норов. Зато тепло и солнечно. Впереди у нас брод через Балабанью. Течение слабое, не глубоко. Частью народ решился на переход босиком. Очень бодрит. До озера Малые Балабанты в целом хорошо осязаемая дорога. Прямо перед нами гора Старуха Из, вдали вершины Карпинского и Народная. Идем к ним. Недалеко от озера видели достаточно большой палаточный лагерь с, как нам показалось, признаками наличия там водного снаряжения. Неужели отсюда народ пойдет на сплав? Было бы интересно узнать про маршрут, но лагерь был пуст.
После малых Балабантов дорога скорее символическая. Постоянно чавкает под ногами. Начинаем забирать левее на «полку» под горой Карпинского. Наша цель – перевал Голубые Надежды. Подъем на эту полку (первый нормальный подъем, ура!) был непрост – сочетание курумника, снежников, кустарников. Быстро обнаруживаем, что если осторожно, то по снежникам ходить очень даже можно. На полке мы к 20 часам. Перевал хорошо виден впереди, но до него еще непростые 1,8 км. Но мотивация у группы великолепная. К 21-50 приходим на достаточно ровное место в 0,5 км от перевала среди скал у ручья. Местность суровая. Черные отвесные скалы над нами, внизу мелкие снежники, озеро во льду. Остаёмся ночевать здесь. Ночью был сильный ветер, пригнало хмурых облаков. Под активный шелест палатки спалось посредственно.


Итого за день – 19 км, 1 брод (н/к)
4 июля. Перевал Голубые Надежды взяли к 11-30. Теперь от горы Народной нас отделяет только озеро Голубое. Обходим озеро с востока. В 12-00 находим отличное место рядом с ручьем у восточной оконечности озера. Обед, оставляем рюкзаки и Юлю (ей шлось хуже всего) и отправляемся в радиалку на гору Карпинского (1803 м), вторая по высоте отметка Урала. Причина такого внимания к горе простая. А. П. Карпинский ведь, по сути, «отец русской геологии», т.е. организовал геологическую службу в Российской империи (которая в том или ином виде существует и сегодня, в том числе и в Беларуси). Решили уважить старца. Подъем не сложный, курумники, к 16-00 мы на верху. Отличная солнечная погода, виды с вершины захватывающе красивые. Горная страна к югу вся в снегах, расчлененное плато к востоку от снега свободно, бледно-бурого цвета с редкими белыми черточками и серыми пятнами россыпей глыб и щебня.
Спускаться решили немного другим путем – по долине ручья прямо в лагерь. Поначалу было несколько не самых простых моментов, а потом мы вышли на снежник. Он подсказал нам, что делать. Он был толст и крепок. А поверхность его крута. А общем, в обход правил ТБ и на границе здравого смысла спуск у нас занял минут 20 и стоил только подмоченных штанов.


К Юле вернулись к 18-00. Приняли правильное решение ночевать здесь же – место отличное, вряд ли на плато Руин такое найдем. В ручье вечером удалось искупаться. Вода ледяная, но всем понравилось.


За день – 10 км, 1 перевал (1А), 1 вершина (1А).
5 июля. Утро разбудило невероятной жарой в палатках, нагревшихся на солнце. Переходим речку Карпиншор по надводным камням и поднимаемся на плато Руин. Действительно, сплошные руины горных пород Вдали видели северных оленей. Около 10-20 в примерно 3 км к югу от озера Голубое оставляем рюкзаки и опять Юлю – не хочет она ходить на вершины и всё тут. А вершина нас ждет замечательная – Народная (1895 м), известная с младших классов школы как высшая точка всего Урала! Поначалу подъем такой же, как на Карпинского, по камням, реже – по снежникам. За 1 ч 30 мин достигаем южного «плеча» горы – под нами обрыв кара с видом на ледники МПГ-2 и Югра. Нам вверх, по хребту. Еще час пути по крупным глыбам и скалам, слева почти отвесный обрыв, справа положе, снежник. Иногда приходится переключаться на 4 точки опоры, что только больше подзадоривает. Не ожидал, что Народная будет такой, думал, просто ножками по камушкам и всё (на других маршрутах подъема так и есть). И такое несоответствие приятно радует.


Нам здорово везет с погодой, высшая точка Урала дарит незабываемые пейзажи. На вершине всё в монетках и вывесках турклубов. Отличные виды на горы Мансинёр, узел горы Защита, пик Урал, Манарага и прочие. Больше всего впечатляет на заднем плане Манараги гора Колокольня Северная (1621 м), кажется, будто она здесь выше прочих и Народной в том числе.
К 15-45 возвращаемся к Юле и рюкзакам. Спуск был проще подъема, скалы на хребте удавалось частью обходить по неопасным снежникам, далее на ровном склоне опять воспользовались сидушками и снегом для увеличения скорости. Больше всех преуспели Дима и Макс. Уехали так далеко, что в итоге ушли «не туда», чуть поспели к обеду, покружив по плато Руин. В этом каменном хаосе даже в ясную погоду отыскать место лагеря не просто.


В 16-30 продолжаем путь по плато Руин и к 17-30 останавливаемся на привал у крутого спуска в долину реки Народной. Спуск разный: то по крупным камням, неудобный, то по травам. В одном месте крутой участок по снежнику – тут было несколько неприятных моментов. В 18-30 мы в долине, где растительность разнообразнее, появляются кустарники. Нам нужно вброд перейти реку Народа. Делаем это на спокойном отрезке между двумя озерками выше устья ручья Мансишор, в долину которого стремимся. Переходим пятерками с веревками, но это здесь лишнее, воды не больше чем по колено, течение никуда не сносит, много надводных камней для отдыха. Ботинки практически у всех после этого брода мокрые по полной – непременный атрибут пешего похода по Приполярному Уралу.
Вечереет, тихо, относительно тепло. Атакуемые комарами медленно ползем вверх по долине Мансишора. Покрытие разное, в основном плохое: или крупные глыбы, или мягкие мхи с кустарниками. Переходим несколько ручьев, один из них серьезно остановил продвижение вперед. Удалившись от Народы около 4 км прекращаем эту монотонщину на неплохом ровном месте. На часах 22-35. К вечеру почти все серьезно устали, последний отрезок группа шла практически «на автомате». Примерно здесь произошло окончательное «втягивание» в поход: еда и сон стали долгожданными, комары и полярные ночи привычным, ноги притерлись к мокрым ботинкам а спины к рюкзакам. Впереди было еще много километров…


За день – 17 км, 1 вершина (1А), 1 перевал (н/к), 2 брода (1 к.с. и н/к)
6 июля. День перевала Манси. С утра решили, что пойдем к Манараге через перевал Манси (1Б), а не через верховья речки Хобею и плато Оленеводов. В принципе, мы успевали и более длинным путем пойти, но этот вариант был более требователен к темпу группы. Мы и так, в общем то, не халтурили, шли неплохо. Потому лишнюю «подгонку» группа могла бы не понять. А это могло закончиться не посещением Манараги, чего нельзя было допустить.
В долине Мансишора очень красив рельеф. Вдоль правого берега долины крутой склон – «стена» с опыпными бороздами и конусами выноса, в верховьях кары между горными вершинами, снег снежников блестит на солнце. Подъем на перевал начинаем около 10-50 утра по долине ручья-притока Мансишора. Практически всё время идем по крупному снежнику, который прячет ручей под собой. Потому держимся ближе к скалам, обходим «темные» пятна, осторожничаем у трещин и отдыхаем на скальных «островках». Но снег добр к нам, слежавшийся, он вместо глыб и щебня из темных сланцев отличное покрытие. В 13-10 мы на перевале между Азией и Европой. Совсем рядом гора Мансиньёр (1778 м), но на неё не всходим, хотя отсюда это проще всего.


Отдыхаем с несколько озадаченным видом. Спуск с перевала на порядок сложнее всего ранее хоженого нами. По сути, предстоит нам спускаться «в лоб» по слабо выположенному обломочным материалом каровому склону высотой примерно 380 метров. Можно пойти в обход через вершину Блюхера (1696 м, она высится с юга), но решаем попробовать, тем более находим что-то вроде начала тропинки между глыбами в начале спуска.
По началу идем вместе и без проблем, но скоро начинаются не самые простые крутые участки, где с рюкзаком идти очень неловко. Здорово замедляют мокрые от воды скалы, крошащиеся иногда прямо в руках сланцы (материал перевала слагают именно они) и участки, которые требуют участия четырех, а то и пяти точек соприкосновения. Когда пятой точкой вынужденно становится рюкзак, становится страшновато. Группа тут разделяется: Макс, Дима и Сергей Р быстро уходят вниз по склону к выполаживанию и обширному снежнику, за ними идут Виталь и Карина, поодаль Сергей С. Я за ним, не отрываясь от Вольги, которой подсказываю путь, а она в свою очередь подсказывает куда ступить Сане и Юле. Сергей С. недалеко от окончания крутого участка решает сделать доброе дело - катнуть вниз крупный камень, который чуть держится от падения и ни над кем из наших не нависал. Не лучшее решение, камень начинает быстрое движение вниз, цепляет другой крупный – и вот он меняет направление и катится в сторону Карины. На самом деле, это был самый страшный момент похода. Метров 5-7 от беды нас отделяло, Карина была очень удивлена, группа Макса (они уже дошли до снежника снизу и нас там ждали) тоже напугалась, а два друга-камня уползли метров 300 вниз по склону снежника. Начинающие группы (вроде нашей), не играйте в камни на перевалах!


Только в 15-35 мы все вместе обедаем под перевалом на глыбах среди сплошного снежника. Пройденный перевал смотрит на нас черной стеной, от её вида как то не по себе. Подниматься тут даже легче будет, хотя от слабо закрепленных пород опасность будет не меньше.
Нам вниз по верховьям ручья Косьювож. Очень красивые места, не самое простое «падение» вниз. Часто попадаются крутые участки, ручей срывается вниз каскадом водопадов (красотища!), мы идем по ступеням глыб или по снежникам, обходя иногда отвесные снежные стены. После второго, наиболее крутого «перелома» профиля ручья (Косьювож падает водопадом прямо под снежник и «выныривает» много ниже по долине) долину занимает многолетний снежник с фирновым снегом, начальная стадия зарождения ледника. Снежник усыпан абляционной мореной, мечтал увидеть её. Здесь мы около 17-40, после этого снежника еще одна крутая ступень, после неё идет выполаживание профиля. Справа приток – ручей вырывается со стороны перевала Югра красивейшим водопадом высотой метров 40.


Около 18-10 перед собой начинаем видеть начало лесной зоны. Пугаем стаю оленей, они убегают вниз. Горы освещены мягким вечерним светом, над пиком Урал и Манарагой игра солнца и облаков. Косьювож всё полноводнее, вбирает всё больше притоков. Переходим его два раза в брод (который берег лучше для ходьбы – извечный вопрос на Урале), всё больше кустарников и лиственниц. Кустарники под вечер – не лучший подарок для темпа. Ищем место под стоянку и находим неплохое среди лиственниц правобережной террасы Косьювожа, который здесь вполне себе река (около 21-00). Погода как будто собирается испортиться, усиливается ветер. Впервые за поход пользуемся не только горелками, а костром (на месте есть старое кострище среди камней). Немного устали, потому папараць-кветку искать в редколесье не ходили.


За день – 17 км, 1 перевал (1Б), 2 брода (н/к)
7 июля. Цель на день – гора Манарага. Путь к этой красавице для нас начинается через лес правого берега Косьювожа. Идти не очень удобно, мешает постоянный уклон и обилие небольших подъемов-спусков уступов речных террас. За два часа ходу добираемся до устья реки Манараги и поворачиваем на северо-восток. Гора прямо перед нами… сбрасывает вуаль из утренних облаков и предстаёт во всей красе. Незабываемое, великолепное зрелище. Манарага действительно культовая вершина региона.
Но до неё нам еще брод через одноименную реку. Для начала проходим около 2 км по появившейся тропе на левом берегу. Брод решили делать ровно напротив устья ручейка, что течет от перевала Студенческий. Первая попытка была неудачной. Я пошел с веревкой (натянуть подобие перил), на глубине почти по пояс снесло, чуть ушел. Вторую попытку сделали чуть выше. Мелководная протока проходится легко ногами. Основное русло глубиной чуть выше колена, течение слабее – потому перехожу и перила натянуты. На переправе без чувств к холодной воде всем помогает Саня (молодец!). Но выйти сухими удаётся не всем. Хорошо, что погода солнечная. К 14-10 обедаем близ полянки под Манарагой.


Мы здесь не одни, полянку занимает большая (20 чел.) группа из Сыктывкара. После обеда иду на контакт – отличные ребята. Один из них, Сергей, после 5 минут разговора дарит мне подробную топо-карту региона, цветная 2-километровка. Они собираются выдвигаться на вершину, предлагают вставать лагерем рядом, размер полянки позволяет. Мы не против. Во время обеда решаем, когда же идти на вершину. Если прямо сейчас, то поздно придем. Если завтра, то нужно рано подниматься + теряем некоторое время ходового дня. Выбрали первый, более энергозатратный вариант – идти сразу. Ставим палатки, Юля как всегда остаётся за дежурную. Из группы сыктывкарцев тоже не все идут на подъем, около 5 человек остались в лагере.
Выходим к горе по левому берегу ручья, что неправильно, идти нужно по правому, там есть хорошо набитая тропа. По мнению группы, я тут же предлагаю очень быстрый темп. Косвенно это подтверждалось тем, что мы параллельным курсом скоро нагнали сыктывкарцев, идущих по противоположному берегу тропой. Но ошибка с выбором берега отбрасывает нас назад, ручей принимает притоки, нужно переходить уже два потока (плюс был один, это были не броды, ручьи удалось перепрыгнуть). Здесь же мы выходим из лесной зоны, Манарага прямо перед нами. Здесь же Сергей Р решает вернуться назад, натер берцами ноги и дабы не сделать хуже себе и группе решает вернуться в лагерь. Очень волевое, на самом деле, решение.
Теперь нас 8, идем пологим травяным склоном вверх. Видим далеко впереди сыктывкарцев, они уже почти на перевале Студенческий. Мы же решаем пойти по их совету через боковой хребет. Градиенты круче, но расстояние меньше. И нам действительно удаётся выиграть время относительно пути через перевал. В 18-15 мы уже в начале подъема непосредственно на гору, впереди навалы из крупных глыб на «торце» хребта вершины. Гора теперь нам видится не в фас, а в профиль и выглядит как остроконечный пик. Как ни посмотри на неё – красива.
Идем на первую башню горы, которая вторая по высоте. 19-10 мы на последнем пологом участке «плеча» горы. Дальше – всё круче и круче. Направление движения подсказывает логика и многочисленные туры. Последние 100 метров почти вертикальны. Приходится упираться в скалы всеми конечностями. Вспомнились Красноярские столбы. Осложнения на этом участке – редкие «мокрые» участки, где скалы скользкие. Но всё весело и просто, такой подъем сам гонит вперед. 19-55 – вершина! Красивой горе – интересное восхождение и прекрасные виды вершин Исследовательского хребта и массива Колокольня. Долго фотографируемся, перекусываем орехами. Сразу за нами приходит первая группа сыктывкарцев во главе с Сергеем. На вершине пробыли около 40 минут, уходить не хотелось. Совсем рядом стоит вторая башня горы с высшей точкой Манараги. Провокационно подбрасываю своим – «может, попробуем?». Но ясно, что на сегодня нам это уж не под силу, тем более путей простого восхождения на башню не видно. Холодает, пора спускаться.


По пути на крутом спуске разминулись с последней группой сыктывкарцев. Обратно решаем идти через перевал Студенческий. Это не много дольше, зато осмотрим его и потом пойдем по тропе. По пути горы окрасились в красноватые цвета, а Манарага играла в оттенках заката. 22-30 прошли перевал. Теперь тропа, считай, магистраль до палаток. Идем очень быстро, Вольга не поспевает, остаюсь с ней, отстаём и идем по лесу своим темпом. В долине уже совсем холодно, берется мороз. А еще переходить вброд ручей у самого лагеря (23-30). Последнее испытание непростого, но очень интересного дня.


За день – 27 км, 1 вершина (1Б), 1 брод (1А)
8 июля. Ночью действительно был мороз. Утром палатки и трава в изморози. Проснулись на удивление рано, в 10-45 уходим вверх по долине реки Манарага. Тут хорошая тропа. Светит солнце, гора дарит прекрасные виды: Манарага над лесом, Манарага и горное озеро, Манарага и мы на тропе… До ручья Оленего две простых переправы, вторую решаем перейти босиком. Здесь нас обошла небольшая группа знакомых сыктывкарцев (они направлялись на перевал Кар-кар), ребята шли в резиновых бахилах и броды им были не преграда. Но они же жаловались, что за время похода набили мозолей. Идеальной обуви не существует…


Достигнув Оленего поворачиваем на север, держим путь на одноименный перевал. Около 14-30 опять покидаем зону леса. Опять видим оленей, ручей оправдывает своё название. После обеда, в 15-00 начинаем долгий подъем к перевалу. Подъем состоит из серии несложных взлетов–ступенек и выполаживаний, после второй и третьей ступенек горные озера, которые частично подо льдом. Первое озеро обходим справа по снежнику. Второе точно также, при этом обход был по глыбам и частично снежнику с достаточно крутым уклоном, самое сложное и потенциально опасное место перевала. Тут же самое красивое место, в горное озеро смотрит скала высотой около 400 метров.
Четвертая, наивысшая ступенька перевала (за третьим озером) самая полгая, вершина перевала плоская и неявная. Проходим его примерно в 18-00 и начинаем спуск в долину речки Падежавож. Покрытие скоро сменяемся с каменного на мшистое, скорость падает. Проходим вниз около 3,5 км и на неплохой площадке разбиваем лагерь. Атмосфера за день обозначила перемены, к вечеру всё затянуло неприятными облаками, похоже, наступал перерыв в хорошей погоде.


За день – 20 км, 1 перевал (1А), 2 брода (н/к)
9 июля. День начался плохо. Для начала дежурные и весь лагерь проспали. Как только вышли из палаток под хмурое небо и начали «заводить» свои горелки, пошел постепенно усиливающийся дождь. Горелка Сергея Р так и не заработала, остались две, но завтрак приготовился. Было обидно, что из-за просыпа не успели свернуть посуху палатки. День будет очень мокрым. Да к тому же и похолодало здорово.
Около 11-00 выдвигаемся. У меня плохое настроение и совершенно не идется. С Вольгай отстаём на 500-700 метров от группы. В одном месте свалился в ручей, вымок окончательно. Терять больше было нечего, морально-волевые качества вернулись, быстро нагнали группу и повели её в привычно неплохом ритме. В 12-30 показалось озеро Падежаты. Обходим его, как и шли, по правому берегу речки Падежавож. Покрытие тут ужас, по такой погоде: мох, кустарники, частые заболоченности и ручейки. Появляются оленьи тропы, сбегаются-разбегаются, теряются. Помощь от них посредственная. Дождь не перестаёт, лишь иногда усиливается. Народ не унывает, поёт песенки. Я уже говорил, что у нас отличная группа?
В 14-55 обошли Падежаты и под порывы ветра набрели на вездеходную дорогу. Чуть отдохнули и врубили максимальную скорость в сторону реки Лимбекою. Добежали незаметно, сразу без раскачки сделали брод, и так всё было «в хлам» мокрое. Сразу за бродом в лесу из лиственниц нашли маленький лабаз рыбаков (как потом оказалось) с печкой. Тут же устроили совещание на тему, как дальше жить со всем этим? Идея была такая, у нас два варианта. Первый: не снижая темпа переходить хребет Малды-Нырд и прорываться на базу Желанная, где можно было бы заночевать в домике и уехать по итогу машиной на Санавож. Расчёт показывал, что будем на Желанной около полуночи. Второй вариант ночевать здесь, у лабаза, вставать рано и переходить Малды-Нырд поутру, сходить на штольни горы Барковой и пытаться уехать на Санавож под вечер. Сначала все без исключения были за первый вариант. Но потом я задумался и постепенно привел массу доводов, что нужно оставаться, в ходе обеда мне удалось добиться перевеса в голосах за вариант с лабазом. И правильно сделали.


Палатки поставили на отличной травяной площадке но в сплошной мокроте. Зато печка создала в лабазе идеальные условия, не верилось, что в такую погоду такое вообще возможно, сухо и тепло. Рядом с «домиком» развели костер, приготовили ужин. Спать легли пораньше. К вечеру еще больше похолодало, до 0 -+2. А ночью пошел снег.
За день – 15 км, 1 брод (н/к)
10 июля. Это был по своему «культовый» день похода. На этот раз не проспали и к 6-00 были готовы к выходу. Хребет Малды-Нырд ждал нас свежим снегом. Погода нисколько не улучшилась, дождь (иногда со снегом) правда уже донимал меньше, зато стало много холоднее, за день вряд ли было хоть раз выше +2.
Подъем на хребет по долине небольшого ручейка прошел на удивление быстро. Начала удивлять Юля, в таких условиях её уносило вперед, жаловалась, что мы медленно идем. А на хребте… заснеженное каменное плато, края которого теряются в облачности, мистическое, завораживающее зрелище. Словно погоде и стоило быть такой, что бы показать всё разнообразие красок и оттенков этой горной страны у полярного круга. Здесь чувствовалось, что мы далеко от дома.
К 9-40 подошли к спуску с хребта, по пути увидав полуразрушенные постройки золоторазведчиков. От них дорога вела на юг, по хребту, мы решили крюк не давать и пойти напрямик. Спуск был достаточно крут, сначала по средним и мелким глыбам (не самое приятное покрытие в мокрую погоду), но потом дело в который раз спас снежник. Словив удачный «язык», спустились почти до самого подножия хребта весьма комфортно, хотя периодически кто то скользил вниз, тормозя рюкзаком. Да, не самое безопасное дело пользоваться снежником, но мокрыми камнями – еще опаснее. Пока спускались, у озера Большие Балабанты видели «Урал». Была надежда, что успеем, но постояв, машина покатила на Желанную. Мы же, весьма довольные, преодолев валообразные постройки морен выбрались на дорогу у озера к 10-50, замкнув, таким образом, кольцо пешего маршрута!


В весьма бодром расположении духа незаметно добежали до брода через Балабанью напротив базы Желанная. Тут палатка, два парня ждут погоды, что бы отправится к Народной. А мы обедаем и полны решимости посетить действующую кварцевую штольню на западном склоне горы Баркова (1321 м), куда ведет от базы хоршая «белая» дорога, отсыпанная кварцем. Ну где по таким, хрустальным, дорогам пройдешься?
Поскольку посещение штолен требовало брода через Балабанью, то Сергей Р, Карина и Юля от затеи увидеть почем в забое кварц отказались. Брод был длинный и неприятный. Зато дорога наверх – на удивление простой. К 13-45 мы на штольне. Рабочие погрузчиком вывозят из неё лёд. Мы разговорились с горным инженером. В штольню он нас не пустил, договариваться нужно не с ним, а с главным по руднику в Желанной (основное «население» базы – именно рабочие штольни, а не парка Югыд-Ва). Но там, по его словам, сейчас всё равно забоя не видно. Штольня работает три месяца в году, первый из которых рабочие освобождают её ото льда, которым она закрывается за зиму. Кварц добывается не кристаллами, а жильный, т.е. из массива, дробленый. Идет на завод в Самару, где его используют как затравки для выращивания искусственных кристаллов кварца, которые, в свою очередь, уже идут в электронику и т.д. Кварц кристаллами добывали, по его словам, только в штольне №1, это почти на самой вершине горы Баркова. Идем туда.


Погода на горе, по нашему, зимняя. Ноль градусов, идет редкий снег, пронизывающий ветер, ноги мокрые, одежда одета вся и всё равно прохладно. Кругом множество закрытых штолен, пейзаж заброшенной промышленной зоны. Штольня №1 с рельсами «в небе» и заброшенным деревянным домом совсем рядом с вершиной горы. В разрывах облаков мелькает гора Старик Из. С дрожащими руками в отвалах ищем кристаллы и находим, небольшие конечно, но находим! На спуске народ окончательно впадает в горно-погодный транс, сопровождаемый бесчисленным повторением слов «Малды-Нырд» и «Солодуха», которые превратились в наречия.
Макс, Виталь, Сергей С. и Саня оторвались на спуске и уже успели взять в брод Балабанью, а нам повезло больше. Когда мы уж готовились принимать прохладные ванны, из Желанной вырулил белоснежный вездеход с большими шинами. Застопили, водитель оказался егерем нац-парка. В начальные планы входила просто переправа через реку, но перед выходом я попытал счастья – «а вы куда едете?»
- На Санавож и дальше
- А нас на Санавож не заберете?
- Сколько вас?
- 10
- Много, не повезу
- А хотя бы рюкзаки и пару человек?
- 10 000 будет стоить
- Много, нету столько, хотя бы 5 000…
- Ладно, поехали
- Рюкзаки и пару человек?
- Да ладно, все поехали...
Сергей Р мгновенно собрал уже поставленную было палатку, сборы и погрузка были минимальными по времени. Так мы из полного погодного «ада» сначала оказались в тёплой машине, а потом и в еще более теплом доме базы Санавож. Пешая часть маршрута была завершена.
За день – 22 км, 1 перевал (н/к), 1 вершина (н/к), 2 брода (н/к)
Итого за пешую часть одолели 147 км (в среднем 18,2 км в день), 4 вершины (н/к – 1Б), 5 перевалов (н/к – 1Б). График похода на третью категорию выдержали, можем это. Было очень приятно понимать, что выполнили намеченную программу и главное, погода позволила насладиться горами по полной.

--- Водная часть похода ---
11 июля. База Санавож. Ночью опять шел снег, весь день дождь с перерывами, снег растаял. Решили отдохнуть дневкой, она была очень кстати. Собираем между домиками лодки, сушим вещи, пакуем гермы, завтра спускаем лодки на воду. Купленное мной сало испортилось и начало неприятно пахнуть, в итоге обеденная раскладка лишилась изрядной части калорий, а в остальном у нас на воде будет прибавка по нормам в питании. Ближе к вечеру облачность начала разрываться, дождь закончился. Сходили на осмотр точки старта и первого порога («Бегемот»). Горы Санаиз и Колокол играли свежим снегом под закатным солнцем, жизнь налаживалась. Я намерено не привожу бытовых и организационных подробностей пребывания на базе, если Вас интересуют подробности – пишите, отвечу.


12 июля. Наконец-то солнце! Хотя и прохладно, не больше +14, всё равно другие ощущения. К 10-30 все суда на реке выше порога и готовы к старту. Вода в реке, по ощущениям, явно не низкая, может «средняя» или даже выше. Порог несложный (2 к.с., далее всё для байдарок), хорошо просматривается со скалы на левом берегу. Мы выбрали такую поочередность прохождения порога: Андрей-Вольга (Касатка-2) – Дима-Юля (Хатнга-3) – Сергей Р-Саня (Т2) – Макс-Карина (Т2) – Виталь-Сергей С (Т2). Все прошли уверенно и устремились дальше вниз по простенькой шивере к следующему порогу.
Там река делится на две протоки, пошли смотреть по правому берегу. Это была ошибка, проход по левой. Решили её не просматривать. Идем интервалами, мы первые. На входе традиционная для всех порогов Балабанью мелководность. Потом постепенно сужение, валы всё выше и самое жесткое место с падением больше полутора метров, лодка проваливается в пенные валы, заливает капитана очень прилично. Понимаю, что как адмирал выдал ошибочку, пытаемся с Вольгай давать сигналы «проход закрыт». Но наши то ли их не знают такие, то ли не видят, идут все поочередно. Получают валами и бочкой по полной программе, но устояли и порог прошли. Может и дальше стоило так идти…


Следующий порог начинается практически без плёса от предыдущего. Длинный и злой, называется «Чёрная скала» по опубликованным отчетам. От русла в правую протоку идет ответвление, но левая по прежнему основная. Я просматриваю по левому берегу со скалы, ребята с острова, по правому (второе более правильно). Ставим страховку и сигнальщиков перед скалой, мы с Вольгай первые идем. Вольга перед порогом что-то приуныла, в порог без настроения, толком не обсудили, как пойдем. Чистого прохода не получилось. Мелководье и начало порога прошли нормально, но в 70 метрах выше скалы слив с поворотом налево, не вошли в него, занесло под правый берег, ударились в камень, струей слива кильнуло. Наш первый киль! Он оказался «детским» по последствиям. Лодку я сам поставил на киль ровно в месте происшествия, не позволив ей плавать по порогу самостоятельно. Вольга не удержалась – но вынесло её ровно под берег к страховщикам. Из потерь только фотоаппарат Вольги, который был на ней и, увы, не в герме, а обычном чехле. Не уследили за мелочами и поплатились.
Сразу за нами пошла «Хатанга» - Дима и Юля зачалились на камни перед тем же сливом, где мы искупались. Мы же откачали воду из трюма, выкрутили подмокшие вещи и продолжили прохождение участка порога у скалы. На подходе к скале нужно слева обойти здоровенный «жандарм», потом выворачивать лодку вправо, уходя от прижима к скале. Прижимает всё равно, главное не дать валам и бочкам делать с лодкой что они захотят. На порогах Балабанью нужна скорость, чем она выше, тем больше шансов уйти сухим. Видимо поэтому пороги так быстро изматывали. Долгий просмотр, мощный всплеск физической работы вместе с постоянным психологическим напряжением (плёсов нет, пороги идут непрерывно) начали делать своё дело.
Дима и Юля «допрошли» порог по нашим следам. Их маневр в точности повторили Сергей С и Саня, т.е. чалка перед кривым сливом, проводка, проход участка у скалы. Мне хочется пройти порог чисто, да и Карину неплохо бы подменить. Сажусь капитаном к Максу. Теперь попадаю как нужно, «Таймень» идет неплохо, от скалы увернулись и прошли красиво. Сергей С и Виталь замыкают группу в с доблестью выносят тяготы первого для себя «троешного» порога – чисто!


Порог отнял немало времени, решаем обедать (15-00) на отвалах золотодобычи на правом берегу (далее практически все берега поймы и террас Балабанью испоганены следами выработок, зрелище ужасное на фоне прилегающих красот: скалистых коренных берегов и нависающих гор хребтов Росомаха и Малды-Нырд). За обед напряжение не проходит, а нас ждет очередной порог со скалой (с крестом), с прижимом уже под правый берег. Просмотреть его целиком можно с левого берега, значит, после обеда нужно перечалить лодки, а это неудобно, уже начинается порог. Место чалки не очень удобное, на ускорении течения, над водой нависает дерево. Идем смотреть (16-00). Порог вроде бы не такой грозный, как предыдущий: входная шивера под левым берегом, потом перестроение налево (есть улово под правым берегом), главный слив у обвала под скалой (за ним еще одно улово на левом берегу) и потом просто по центру, на выходе всё просто. Под скалу не зажимает, опасное место только у этого обвала, там хорошая бочка, которую можно обойти слева.
Идем к лодкам. А там новости. Макс и Карина перечаливались последними и… « по белоруски» кильнулись под тем самым деревом, в 5 метрах от точки чалки. Утопили котелок, который обнаружили только благодаря чистоте воды. Греются у костерка. Макс начал откачивать воду из лодки, Сергей С и Виталь нас страхуют, мы идем. От места чалки плохой мелкий выход на струю, шивера в целом тоже мелкая, на выходе самый трудный участок, нужно пройти мимо камней, предварительно выбрав «правильные» ворота. В улово не идем, рулим сразу к сливу у обвала. Вольга воспрянула духом и гребет здорово, «Касатка» классно реагирует на рывки ускорений, в итоге бочку оставляем не у дел, обошли и зачалились за ней в улово. Всё прекрасно!
Дима и Юля решают всё же не рисковать, проходят входную шиверу, за ней зажимаются под левый берег и самое сложное место проводят. Примерно в это время полное прохождение порога начинаю я с Максом, опять решив подменить Карину. Неладное замечаю сразу. Лодка очень плохо управляется! То ли Макс замерз совсем после киля, то ли воду не вылил до конца, то ли я после первого прохода не восстановился… На шивере нас заметно водит из стороны в сторону. Нам бы в улово уйти, но решаем пойти сразу. На подходе к бочке качает косым валом, замедляет, скорости нет совершенно, а с ней нет и маневра. Всё еще пытаясь повернуть, нас заносит в бочку и… мгновенный киль! В опасном месте! Дальше всё пошло как в замедленной съемке. Я упустил весло и выбрался на лодку. Макс вынырнул только перед самой скалой. Жуткое зрелище: Макс справа от лодки, нас наносит правым бортом на скалу, а порог продолжается дальше, и там для лодки вверх килем не всё так однозначно. Страховка растерялась. Морковку не добросили. Побежали по берегу. Но вода быстрее… От скалы я оттолкнулся руками, к ней нас не прижало. Свалился опять в воду, а идем в небольшой слив. Выбираюсь повторно, сделал это наконец и Макс. Корма начинает тонуть, нас слишком много. До левого берега рукой подать, решаю плыть, а то утопим лодку, выплываю и уже поодаль смотрю, как Дима на «Хатанге» вылавливает весла, а оба Сергея, Саня и Виталь вытаскивают лодку с Максом на берег. Дааа… Мощный был киль!
За всем этим с левого берега наблюдали дорожники. Они берут в этом месте гальку на ремонт дороги и тут же живут в вагончике-вахтовке. У них костер, потому Макс, которому на сегодня хватило воды на полную, оказывается у огня и отогревается. Меня подбирает Вольга, идем к точке старта, где Юля и Карина и всё еще горит костер. Полный бардак: Макс у дорожников, Дима на «Хатанге» за порогом, Виталь и Сергей С у слива, за ним же стоит позабытая «Касатка», дивчины жгут костер, сушат Карину на точке старта, тут же греюсь и я. Со спас-работ возвращаются Сергей Р и Саня. Решают идти путем «Хатанги», т.е. с проводкой опасного места. Решаю проследить за ними. У ребят всё нормально, проходят шиверу и зажимаются под берег, проводят и ставят лодку сразу за сливом, хотят отчалить здесь, причем выходят кормой против струи. О, зачем это было сделано? Вторая «детская» ошибка и четвертый киль для группы! Мы ничего не успели даже сообразить, только виды перевернутого «Тайменя» и уплывающие Саня и Сергей… Дима был начеку, да и Саня проявил выучку заплыва с лодкой к берегу. Второй Т2 в перевернутом состоянии оказался ровно в том же месте, что и первый. Это был знак, лодки сами решили, где будут ночевать. На отвалах золотодобычи вполне вменяемое место, за дровами правда далеко ходить.


Виталь и Сергей С на третьем Т2 замыкали программу этого рок-н-ролла. После увиденного осторожничали. Зашли в улово перед сливом. Выстрелили оттуда, но всё равно маневр «Касатки» не повторили, попали ровно в бочку. Но мужики, устояли, вырвались, радостные и мокрые зачалились у улове! И уже оттуда вместе с нашей «Касаткой» окончательно воссоединили группу (20-10) полным прохождением порога.
Ну и денек… Да один этот день дал водного опыта больше, чем все мои походы доселе вместе взятые! Лично мне за сегодня выпало много «знаков свыше», в особенности по организационной части, где я сработал «на троечку». Палатка и вещи Макса и Карины оказались в буквальном смысле до нитки мокрыми (гермы, как известно, держат до определенного предела), Сергей Р сломал весло. И в общем то, это все потери. Не утопили ничего, даже удивительно, и гитара не намокла. Так что традиционный соло-концерт Сергея Р отменен не был, а Диме дорожники презентовали вкусных хариусов. Мы пока до них не добрались и ловили исключительно «Таймени» да «Касатки». Под ночь сходили смотреть следующие пороги. Один попроще сразу за стоянкой, еще один у скалы с прижимом, потом еще один и высоченные скалы дальше, там что то будет. Эх, а кто-то думал, что уже на Кожиме будем, или близко. Жизнь оказалась сложнее.


За день: 2,5 км, 4 порога (2, 2, 3, 2-3 к.с.) и 1 шивера (1 к.с.)
13 июля. Просыпаемся довольно поздно, просматриваем всей группой два следующих порога. Первый: простой вход и потом череда из примерно 4 ступенек, есть две траектории, вдоль левого берега более очевидная. Опасность: надводные камни, если не попадаешь в правильные сливы.
Начинаем мы с Вольгай, на часах 13-00. Все нормально. Хатанга без проблем, только воды как всегда полно, фартука то нормального нет. Потом идут Макс и Карина. Похоже, Макс так и не отошел от вчерашнего, он очень переживал и был несколько деморализован. Во всяком случае, я точно знаю, что под настрой Макс с лодкой хорошо управляется. На входе в основную часть порога поцелуй с камнем и киль! Что ты будешь делать… Лодка проходит перевернутой весь порог, где её вылавливают Виталь да Дима. На Макса больно смотреть, полная деморализация: «Я не понимаю, что происходит!». Два оставшихся Т2 проходят нормально, Виталь и Сергей С пробуют правую траекторию и там добиваются успеха.


Следующий порог – раздвоение вокруг каменистого голого острова. Мелко везде, в левой протоке глубже, эта протока потом разворачивается на 90 градусов направо и несется мощным узким потоком, зажимаясь к скале, по пути обливая несколько опасных камушков. У поворота ставим страховку и идем. На выходе из входной шиверы чуть не сели, но поворот сделали (скорость там падает почти до нуля, места для маневра очень мало) и прижавшись к правому берегу прошли быстроток. Понравилось! Дима и Юля идут правой протокой. Скребут днищем камни, но Хатанге это ерунда. Саня и Сергей Р проводятся по острову между протоками, это не очень удобно. Макс вообще пока боится к лодке на воде притронуться, всё решил конкретно обносить по правому берегу. Сергей С и Виталь делают проводку по левой протоке, садятся в небольшом улове после мелкой шиверы и вполне недурно проходят прижим к скале мимо всех неприятностей порога.
Опять нет времени расслабится, хотя кругом такая красотища, скальные берега из ордовикских известняков высотой по 10-25 метров, по ним бы полазить, да просто на реку смотреть…
Следующий порог просматриваем по правому берегу. Поражает высотой валов, хотя вроде бы ничего сложного. Лишь бы не затянуло под левый берег, где под невысокой скалой глыбы обвала могут стать последним камнем для лодки. Порог идут все, только «Таймень» Макса обносим. Саня меняет Юлю в экипаже «Хатанги», проходя порог, таким образом, дважды.


После короткого плёса простой порожек с поворотом вправо у красивейшей скалы по левому берегу. Здесь проходим все вместе. После река поворачивает налево и просто бьет в высоченную скалу правого берега. Это порог «Труба», самый сложный на маршруте. Перед ним обедаем на правом берегу (17-00) и просматриваем порог. От общего перенапряжения немного не по себе, впервые появляются мысли не идти в порог, а обнести. Три экипажа в этом не сомневаются – вопрос в нас и «Таймене» Витали и Сергея. Решаем идти, дождавшись, пока обнесется «Хатанга» и встанет на страховку. Сложность порога двойная: первая ступень с крутым падением и «шахматным» положением сливов и бочек. Если тут не устоять, то на второй ступени может потрепать здорово. Вторая ступень это собственно сам поворот у скалы с навалом на неё. Мощные косые валы, на выходе огромная бочка после высокого мощного выходного слива. Хорошо, что под порогом река успокаивается и нормально можно страховать с воды.


Идем. На второй из трех бочке первой ступени здорово качнуло, но в пределах нормы. Потом рвем под левый берег (сигнальщик был в тему), выдерживая скачку на косых валах и попадая на край основного слива. На косом валу слива «сёрфинг», лодку стягивает в хвост бочки, но это уже не опасно, там уже чёткая струя, которая выносит из порога. Ух! Это было здорово. Тут забылись вчерашние неудачи, особенно обидный мелкий киль на «Черной скале». Сегодня мой матрос молодцом, а без этого «двойка» такие пороги нормально не проходит. Всё хорошо со слаженностью и у Сергея и Виталя. Они за этот поход здорово выросли в технике, производя на маршруте впечатление самого умелого и бесстрашного экипажа в группе. Их прохождение было ровненько по нашим следам, так же качнуло на первой ступени и также втянуло в хвост бочки на выходе.


Серая скальная стена тянется метров 500 вниз по течению. В 0,25 км ниже «Трубы» простенький коротенький порожек, а где скала заканчивается разветвление русла. Решаем идти по левой протоке. В правой крутой мелкий слив, за которым узкое место с большим надводным камнем. Левая протока чуть длиннее и осложняют её разве что редкие надводные камни, а так траектория легко читаема. Просматриваем только с острова. Идем друг за другом, три лодки проходят без проблем, стоим и ждем у окончания порога Макса. Что то слишком долго их нет… А уже совсем вечер (20-00), до Кожима издевательски близко, виден каменистый высокий холм на его правом берегу перед порогом Манюку, еще бы чуть-чуть… Но чуть-чуть никак не выходило. Нет красно-желтого Т2 и всё тут.


Решаем идти вниз, если позволит река то до стоянки у устья, а потом возвращаться пешком к этому островному порогу. «Хатангу» оставляем дежурить. Прошли самый длинный плёс за всю Балабанью, метров 400. И снова порог, за бродом через реку. Снова смотреть. Всё, приплыли. Блин, до Кожима метров 250 по прямой! Два дня, а мы всё еще на Балабанью! Сразу над бродом по правому берегу неплохое место для лагеря на отвалах золотарей. Вытаскиваем суда, народ начинает готовить костер, палатки и ужин, а я иду к хвосту порога. У дежурной «Хатанги» встречаю Карину. Они опять кильнулись (мысль в голове – сколько ж можно уже?), на самом начале порога, влетев на правый берег носом лодки. Виталь и Сергей С греют Макса (уж и костер там на окончании острова развели), а Карину перевели через правую протоку порога и отправили к нам. Сажаю Карину к ребятам в лодку и отправляю их всех в лагерь.
Макса, Виталю и Сергея вижу на противоположном берегу правой протоки. Народ кричит, что бы я шел к ним. Идти протоку в брод (по пояс) очень не хочется, да и не нужно это уже. Кричу, где лодка Макса. Говорят, рядом, почти провели всю протоку. Кричу, что бы доводили до стрелки острова и Макс переезжал ко мне. Наконец, меня понимают и Макс действует. Виталь и Сергей уходят за своей давно покинутой лодкой для прохождения (21-45!). Я сажусь на место капитана и с Максом идем в лагерь. Сразу замечаю неслабые повреждения. Выломан кусок шпангоута №3, стрингера гнуты аки «об колено» и дугой смотрит на тихий северный вечер одно весло. Макс ударил ногу, а Карина, оказывается, потянула руку. Последний Таймень Сергея и Витали пришел на стоянку уже после 22 часов, ребят уже никто не страховал, что тоже плохой показатель. Очередной день сплошного веселья, елы-палы. Так и до финиша не доберемся. Намекаю «киляторам», что со стрелки совсем недалеко до «Интинского тракта», куда их можно завтра отвести пешком и откуда они смогут, поймав машину добраться до Инты и потом до Кожима поездом. Макс хоть и в полной деморализации, но эту мысль отвергает. Карина говорит, что рука на самом деле почти не болит. Ну а поломки «Тайменя» ликвидируем всем миром. Хорошо только, что есть песни у костра, погода пока держится и до Кожима два не сложных порога.


За день: 3 км, 7 порогов (2, 2-3, 2, 1, 3, н/к, 2 к.с.)
14 июля. Утро с облаками. С высокой скалы правого берега смотрим на два заключительных порога Балабанью, следующих один за другим. После последнего порога сразу же Кожим. В 11-30 выходим на воду. Идут все, кроме Макса и Карины, у них проводка, Макс в себе не уверен. Первый порог состоит из двух ступеней, нужно маневрировать между неглубоких камней. Заключительный попроще в том смысле, что нужно лишь идти ближе к левому берегу по левой же протоке реки и держаться на валах. 11-40 – Балабанью пройдена! Даже не верится в это…


Но расслабления никакого. Впереди грозный Манюку. Чалимся справа и идем смотреть. При нас на пороге делают проводку катамараны (большая группа с детьми). После увиденного за два прошедших дня порог кажется более простым и совсем не страшным. Да, валы высоки, к стене действительно прижимает, но у правого берега красивое улово, если в него сойти со струи, всё просто. Тем не менее, к Максу в списке «проводчиков» здесь добавляются Дима и Юля (их Хатангу уж слишком бы залило) и Т2 Сергея Р. Сергей хотел идти, но матрос Саня решил не рисковать. Ну а мы и синий Т2 Витали и Сергея С готовимся, как всегда. Перечалились на левый берег и посмотрели порог оттуда. Чуть более грозно смотрится, но тоже ничего страшного. Настроение боевое и уверенность есть – значит пройдем.
На входе нужно несколько уйти левее, а потом вернуться к правому берегу, своевременность этого маневра пытаются нарушить самые высокие за весь маршрут валы, ориентироваться на этих скачках непросто (матрос взлетает над водой!). Как только перед нами вырисовывается скалка на правом берегу, гребем что есть силы. Скорость на Манюку – это всё. «Касатка» отличная лодка всё же, нос длинный, валы режет лучше Т2, скорость теряет меньше. Мощно ускорившись (GPS показал здесь 21,6 км/ч, мой рекорд на байдарке) укрощаем все валы и направляем нос лодки ровно в улово. Чистое прохождение, порог не доставил сложностей! Виталь и Сергей идут «по классике», т.е. их увлекает к стенке. Но наши не для того всю Балабанью чисто прошли, что бы тут кильнуться! Молотят веслами как машины по пояс в пене «отбивной» бочки, у Сергея срывает юбку, воды полно, но устояли и выгребли, чуть успели пристать к скалам на правом берегу. Красавцы мужчины!


За основной частью Манюку в узком каньоне следует вторая ступень, но она не сложная. Можно обойти её и по живописной протоке правее, что пару наших лодок и делает. За Манюку следует многоступенчатый несложный порог, который заканчивается в 300 метрах выше скалы-останца «Каменная баба». Свобода маневра на этом пороге широка, но Сергей Р и Саня на самой простой последней ступеньке нашли «свой» камень, а с ним оформили и заключительный, 7-ой киль группы в этом походе. Киль на мелководье и без быстротока, потому парни справились с проблемой самостоятельно и без потерь. А там и скалу пошли смотреть. От «Бабы» неплохие виды на реку на фоне гор. Прекрасная страна! И погода налаживается, проглядывает солнце. Ну что же, теперь Кожим – пойдем-полетим…


Сразу за «Бабой» Кожим делает поворот направо. Это начало подковообразного поворота реки с красивейшими скальными берегами и серией из 5 порогов, из которых наиболее сложные последние два, сливы на них простые, но сопровождаются очень высокими валами, до 0,7-0,8 м, лодка на них скачет очень прилично. Это было некоторой неожиданностью для нас, но кильватерным строем все прошли препятствия нормально, разве что Макс и Карина повисли на неглубоком камне до 4-го по счёту порога, но сошли и прошли всё спокойно. С килями они решили завязать.


Невероятной красоты скалы, непохожие одна на другую из известняков, сланцев и реже с прослоями песчаников сопровождают нас к очередному подковообразному повороту реки. Его начало знаменует поворот направо у скалы из серых сланцев с выдержанным падением к северо-западу. Здесь мы в 15-20. В начале излучины две подряд несложные шиверы, образованные галечно-валунными мелями. После них решаем остановится на обед на галечном левом берегу. Ветер неприятный, а солнце почти не греет. Поэтому долго не задерживались и в 17-20 продолжили путь по «Второй Подкове». Здесь на череде левых поворотов под скалами-замками шумят шиверы и простые пороги с валами до 0,5 м, сложность в сравнении с «Первой Подковой» меньше на порядок. За вторую половину дня обогнали две группы на катамаранах (одна с детьми), которые стояли лагерями на берегу. На окончании «Второй Подковы» еще один простой порог у отвесной скалы высотой метров 40. На относительно ровный отрезок выходим в 17-50.


В 18-00 по правому берегу красивые скальные выходы из измятых складками сланцев с известняками. Обгоняем еще одну группу, обосновавшуюся на левом берегу и проходим несложный порог (обозначен на карте) на сужении реки до 20 м.


Начало третьего участка с характерной подковообразной формой также сопровождается скалой из сланца на левом берегу с выдержанным падением под 30 градусов на северо-запад. На этой излучине есть несколько простеньких шивер, левый берег сильнее прочих изрыт следами золотодобычи (видимо, «золотари» отсюда позже всего ушли), правый берег скальный. После выхода на прямой отрезок с видом на базу «Орлиную» вдали проходим заметную мелководную шиверу, можно сесть на камни. Перед базой подвесной мост через реку. Для кого и для чего он тут? Троп на противоположном берегу от моста нет, террасы реки все изрыты давней золотодобычей. Но зато по мосту интересно прогуляться после сидения в лодке. Покидаем этот аттракцион над водой в 18-55, минуем базу на левом берегу, река опять поворачивает на север.


Вечернее солнце освещает каньон реки, красоты не дают скучать сегодня весь день – жаль, что нет времени по скалам вдоволь полазить, сверху вид ведь будет не менее впечатляющим, да еще на фоне близких пока хребтов Росомаха и Малды-Нырд. Эх! 19-25 проходим две подряд шиверы на развороте реки в западном направлении. А чуть позже начинается протяженная и не самая простая шивера длинной почти 2 км. Много надводных и неглубоких камней, основная струя постоянно смещается от берега к берегу, есть участки, где нужно попадать в «ворота» между валунами, но несильное относительно течение позволяет идти этот участок нормально всем. Сложность одна, идем ровно на закатное солнце, оно бьет по глазам и слепит, сложно определяться с траекторией. К 19-40 шиверу прошли и начали поиск стоянки. Впереди виден поворот реки направо перед бывшим поселком Таврота. Берега реки не очень приветливые: наклонная, заваленная валунами площадка поймы за которой сразу лес по правому берегу и скалы на левом. За скалами участок поймы визуально поровнее, там и остановились. Нормальное место, нашли старое кострище. Сегодня мы «в ударе» по пройденному пути, почти 19 км! Ну и самое главное, в итоге все и без потерь прошли основные пороги маршрута. На душе стало очень спокойно. Осталось только чувство наслаждения замечательной природой этого края холодных рек.


За день: 19 км, 10 порогов (от н/к до 3 к.с.), 6 шивер (до 1 к.с.)
15 июля. Середина лета, а у нас с утра +7, солнце светит во всю и за день никак больше +15 выдать не может. Утром лазаем на ближайшую скалу за видами реки, красиво. Вдали гора Санаиз, сегодня мы с ней простимся. Кожим понесет нас очень быстро.


10-45 выходим на воду. Сразу поворот реки направо, здесь чуть заметная шивера. Река несет очень хорошо, скорость по 10-12 км/ч держится запросто. В 11-10 проходим «шикану» на реке, поток бьет в скалу на левом берегу. На подходе валы до 0,4 м, есть небольшой прижим к скале, но проходится всё с ходу. За порогом хариусы выскакивают из воды, резвясь на солнце. Глубина несколько метров, но чистота воды такая, что видно и рыбы, и особенности структуры подводных галек. Так идем больше километра, просто глядя под воду. 11-30 ушли скалы от берегов, а мы прошли простую шиверу. Никак не можем догнать ушедшие с утра вперед экипажи. Наверное потому, что не сильно стараемся. В 11-40 проходим порог, очень похожий на предыдущий, и в своём роде, это маленькая копия порога Манюку. Та же прямая разгонная шивера с валами, S-образный поворот с прижимом к невысокой скале на левом берегу. Валы всё еще способны облить матроса, Вольга на них сердится Ну а прижим способен обидеть только совсем зазевавшийся экипаж.


Налегаем на весла в решимости достать наших. 12-10 подходим к красивым домикам на правом берегу, это база Переправа и собственно брод через реку, нам уже знакомый. У домиков собирается стартовать большая группа с катамаранами и байдарками. Река разбивается на две равнозначные с виду протоки, с берега нам кричат выбирать левую .Пошли в неё. Начинается затяжная мелководная шивера длинной почти 2 км, от брода до устья реки Лимбекою. Один раз не угадали с «воротами» в лабиринте надводных камней и сели на мель. По окончанию шиверы река разворачивается в северном направлении. Вдали видна еще одна шивера, вид у неё как будто волны на озере, а это валы над камнями. Скорость на таких отрезках возрастает до 15 км/ч. В 12-45 прошли шиверу посложнее на правом повороте реки. В 12-50 еще одну (с валами до 0,3 м) после устья ручья Яренейшор, в устье которого нас поджидала основная часть группы. Это было последнее препятствие на Кожиме, способное залить воду на матроса. Течение не ослабевает, река широка. Берега лесистые или скальные, продолжается дорога сказочных замков, каждый поворот дарит новые незабываемые пейзажи.
Очередной поворот реки с простой шиверой в 13-05, далее прямой отрезок и река разбивается на две протоки, идем по правой. Тут тоже простая шивера, которая сама приносит к заливам у симпатичной скалы на правом берегу. Решаем тут обедать, и не зря. Тут бы на ночевку остановиться, место прекрасное! Добрый лиственичный лес, невысокие скалы из известняка образуют между собой прекрасные защищенные полянки, со скал замечательный вид на реку в скалах с лазурной водой.


От «Лазурной бухты» уходим в 15-20. Скоро скалы по правому берегу занимают наше внимание. Берег построен крутопадающими слоистыми известняками, и каждый слой нумерован. Известняки эти ордовикского возраста, даже датировки есть по ним, о чем свидетельствует цифра 510 (млн. лет). В 15-40 проходим шиверу, имеющую вид быстрины с мелкими валами в начале поворота реки налево. Скалы по обоим берегам впечатляют по прежнему, практику по структурной геологии (а также по геологической съемке, литологии, геотектонике и т.д. и т.п.) стоит проходить здесь!
Скоро начинается затяжной правый поворот реки в узкой скальной долине, в ходе его течение периодически ускоряется, но такие места шиверами не назовешь. После крутого поворота реки налево река долго следует почти строго на север ровным отрезком в 5 км, вообще никуда не сворачивая. Где то справа хребет Яренеймусюр, а на реке скалы несколько отступают и дают волю лесистым берегам. Этот прямой участок оканчивается выраженной шиверой с мелкими валами. В 17-10 выходим немного размяться на берег, километры летят, только успевай считать. Впереди красивые скалы на правом берегу, а в реке ускорение течения - шивера. К 17-55 прошли шиверу перед островом Голодный с видами горы Яренеймыльк на заднем плане, на заброске мы видели именно эти повороты реки. После стрелки острова Голодный сплошное мелководье, траекторию движения выбрать сложно. В 18-10 мы достигаем устья речки Бетью. Это самая северная точка Кожима и нашего маршрута. Счётчик пути показывает рекордные 51,5 км. А на левом галечном берегу в березовом лесу официальная стоянка «Бетью». Не уверены, что найдем что то получше ниже по течению, потому останавливаемся на ночевку. Стоянка не очень приветливая, да и по хорошим дровам скудная. Зато есть навес, а Дима выловил за день пяток хариусов, запечем их на палочках. Вкусная рыба однако! Под вечер и ночью опять похолодало, ночью натянуло облаков.


За день 51,5 км, 2 порога (1 к.с.), 13 шивер (до 1 к.с.)
16 июля. Утром небо затянуто облаками и всего около +7-9. А скоро начинается слабый дождь. День пройдет под его наблюдениями за нами. Выдвигаемся с «Бетью» в 10-40. Три байдарки уходят вперед, с нами остаются только Виталь и Сергей С. С утра говорил, что за ручьем Лолашор полезем осматривать скалы девонского возраста, они наряду с другими обнажениями входят в число геологических памятников природы Кожима. Но после 10 км реки нас никто не ждал, только группа на берегу сообщила нам, что лодки прошли 15 минут до нас. Что же, идем смотреть геологию без большей части отряда. Чалка у скал на правом берегу. Долго лазаем вверх-вниз, пока не находим первые образцы, отпечатки кораллов. Нужно сказать, так себе образцы. Виды со скал куда интереснее. Кожим у Бетью поменял генеральное направление, теперь устремлен на юго-запад (домой!). Впереди по течению видны хребты Западные Саледы (слева) и Малдыиз, их быстро окутывают облака – там дождит (если вообще не снег). Очень атмосферное зрелище, невероятная обзорность.


От скал Лолашор уходим только около 13-00. Почти сразу облака спускаются с хребтов и дождь заряжает у нас. Весьма прохладно. Скорее по лодкам и в путь, догонять группу. За островом Смородинный по левому берегу еще одна короткая остановка на геологическом обнажении с надписью института геологии филиала АН Коми. Через 40 минут ходу красивые скалы и на правом берегу, но выходить не хочется, дождь то заряжает, то отпускает. Впереди маячит хребет Малдыиз. Обгоняем группу на катамаранах, навстречу проезжает моторка. Спрашиваем, не видели ли они три байдарки. Говорят видели: «Стоят в 10 км отсюда». Дела! Как так можно отрываться, пройти 25 км и ни разу не оглянуться… Решаем, что если к 15-00 группу не увидим, то накажем их отсутствием горячего обеда (он едет у нас). За устьем реки Дурная Кожим повернул на север, на часах 14:58 и на правом берегу стоят лодки, поднимается дым. Повезло нашим на обед, а нам на готовый костер. Место обеда, если бы не дождь, было бы весьма симпатичным. Обеденные места у нас всегда были лучше мест стоянки


После обеда несколько распогодилось и река опять начала дарить нам прекрасные виды величественных руин замков девонского возраста. Сразу за выходом с обеда (17-00) по правому берегу очередное послойно маркированное обнажение крутопадающих пород. Через час достигаем мест 2,5 км выше базы Каюк-Нырд, где по ПБ скалы совершенно невероятные, кажется, сейчас сорвется по плоскости напластования и упадет в воду исполинская плита высотой 20 метров, а ныне стоящая свечой над всеми окрестными лесами. В 18-20 проходим крутой разворот реки с юга на север у базы Каюк-Нырд. На повороте сильная быстрина, проносит так быстро, что толком не удаётся рассмотреть и фотографировать красивые «домообразные» скалы на берегу. К 18-30 подходим к скалам у стоянки, обозначенной на карте и подписанной как «Ручей Дурной» (сам ручей впадает справа ранее). Тут в последний раз на Кожиме нам по-настоящему светит солнце. На развороте реки в юго-западном направлении несколько слабеньких шивер-быстрин. Мы идем по самой правой протоке, удлиняя путь, ищем ту самую стоянку, но берега неприветливы, признаков стоянки так и не увидали.


Идем дальше. Скалы по ПБ постепенно сходят на нет. Протоки как пути на станции, сходятся – расходятся. Кожим идет вдоль структур северо-западного склона хребта Обеиз, потому скалы на время отступают, на каменистых островах стоянки не очень красивы. Одно приглянувшееся место оказалось занятым группой из трех байдарок. Проходим еще и в 20-00 чалимся на левом берегу, тут оборудованная стоянка «Ручей Ошьёль», красивый березово-еловый лес, есть навес. Дима за день опять выловил хариусов, опять их жарим под песни Сергея Р на гитаре. Заметно холодает. В общественном дневнике появляются записи прощального с маршрутом характера – завтра последний день, осталось всего 17 км по реке.


17 июля. Ночью пошел дождь, температура упала до +2, даже комары перестали летать. Утром никуда не спешили, спали вдоволь, в такую холодрыгу мысли о мокром неопрене и дожде с ветром на широкой реке шли в разрез с теплым спальником, но поезд ждать не будет. Кое-как выкарабкались, развели добротный костер, сложили мокрые палатки – этот холодный дождь вместе с ними приедет в Беларусь. Перед выходом в 12-45 выходим гулять к ближайшим скалам, спрятанным в лесу, куда ведет тропа. Что сказать, в хорошую погоду виды тут будут куда лучше. Около 13-30 выходим, прямо перед нами проходит там самая группа на трех байдарках, потом увидимся на финише.


В устье реки Сывью много проток, мы проходим по крайней правой. Далее прямой участок со скалами справа, до очередного поворота налево, за которым по правому берегу именная скала «Риф». Несмотря на непогоду, решаем выходить (14-10). Скала своё название оправдывает, в нижней части много очень наглядных отпечатков коралловых колоний девонского возраста, некоторые участки сильно битумизированы, оттого черного цвета. Эх, было бы теплее здесь! А так набираем образцов и в байдарку прыгаешь сам, за веслами теплее.
К 15-10 по правому берегу показывается красивая скала «Монах». Она уже карбонового возраста, и породами сложена другими: песчаники, брекчии желтоватых оттенков. Поглядели на «Монаха» со стороны, да и пошли дальше. А дальше река всё более широка и всё менее интересна. На повороте направо обнажение совсем других пород, скорее, флишевых. Этот высокий берег сопровождает нас долго справа до района острова Большой. А за островом впереди виднеется линия ЛЭП, верный признак близкого окончания маршрута. Где то впереди раздался подзабытый звук – поезд простучал по мосту…


У ЛЭП через всю реку последняя шивера-быстрина на маршруте, а справа обнажение высотой 10 м флишевой формации пермского возраста, тут всё же выхожу на короткую прогулку, а народ устремляется дальше. 16-05 делаю фотографию железнодорожного моста через Кожим. За последний день прошли 18 км. Справа дачный поселок, туда-сюда ездят моторки с рыбаками. Решаем разбираться перед поселком на правом берегу у березовой рощи. Делаем костер, готовим последний горячий за поход ужин. Отправляю «разведчиков» в поселок, разузнать по поводу транспорта на станцию. Но глухо как в танке, ребята не увидали ни одной живой души. Пришел парень из другой группы, спросил про возможность совместной заброски. Оно-то хорошо, но транспорта нет, объясняю. На что он удивленно спросил: «А как же вы доберетесь?». Ответ «Пешком, как еще» его несколько удивил. В итоге они перечалились на левый берег, что бы добираться не до Кожима, а до о.п. 1952 км, где останавливаются только пригородные поезда.


А нас 3,5 км по нормальной дороге не страшат. Пусть рюкзаков больше, чем нас. В 20-50 все готовы к выходу. Спасибо тебе, Кожим, а мы пока уходим, нас ждут дома! Самым сложным оказалось пройти через поселок, где дорога постоянно шла вверх, из долины реки. Как вышли к железнодорожному полотну, стало много легче. Сделали один привал. Сергей Р и Карина выдали бешеный темп под рюкзаками, чуть за ним угнались. Сразу за нами пришел невозмутимый никаким весом Саня. Мы вернулись несколько назад, помочь Диме, Витале и Серёге С. В итоге к 22-10 все были на станции.


--- Дорога домой ------
Станция производит не самое радушное впечатление в свете ночной посадки на поезд. 4 пути, кругом болото, заброшенная водонапорная башня. Пост ЭЦ, правда, отремонтирован, но зала ожидания в нем не предусмотрено, мы сидим под его дверями на улице. Платформ нет, посадка будет со щебня. Очень холодно, ветрено, чем дальше тем больше замерзаем, играем в «Свинтуса», но время всё равно тянется очень медленно. Дежурная по станции говорит нам, где будет наш 1-ый вагон (сказала очень точно), ближе к поезду к станции подъезжают «Уралы»-вахтовки, кроме нас появляются еще пассажиры, потому успокаиваемся, если тут бывают пассажиры, значит двери проводник откроет.
18 июля! Поезд наш №375 Воркута – Москва прибывает точно, на посадке мы не медлим, забрасываем рюкзаки в тамбур и по быстрому таскаем их на наши места. Наконец-то тепло! Проводница еще на посадке ворчит, что слишком много вещей и нужно платить, так как вещи будут занимать проходы. Говорю, что ничего не будет лежать криво, всё будет упаковано как следует. Потом она ворчала всю дорогу, на остановке в Печоре еще просила денег, но не дали и были правы, конечно.
Народ задабривает её тем, что скупает в вагоне все запасы сладкого, проголодались? Постепенно раскладываемся, один за одним все проваливаются в сон в тепле, по дороге домой. Мы с Сергеем Р держимся до последнего, Сергей пишет дневник, потом я пишу, смотрим на еще видные с поезда горы. Вот всегда так, перед отъездом, домой уж хочется, а сядешь в поезд – сразу берет тоска по пройденному и пережитому. И не хочется спать, хотя и надо. До Печоры я один досидел, там большая стоянка, иду купить каких-нибудь продуктов на завтрак, у нас ничего нет по раскладке на обратный пусть, съедено всё до крошки. На платформе Печоры много теплее, чем там, у Кожима.
За день гуляем на тех же станциях, что и по пути туда. Сосногорск, Ухта, Микунь. На последней покупаем копченого сома в качестве обеденного деликатеса. Ближе к вечеру Котлас. Ремонт на привокзальной площади завершили, стало красивее. Стоянка большая, потому идем через пару кварталов в большой супермаркет за продуктами за ужин и на завтра. Нашли всё, кроме лаваша. Традиционная шаурма «Последнее купе» оказалась в «хот-дог» оболочке:)


19 июля. Рано утром гуляем по платформе Вологды. Потом такие же прогулки по Данилову и Ярославлю. Всё, уже ощущение близкого дома, на улице и в вагоне жарко. В Москве мы в 15-43, как и в прошлый раз идем на Каланчёвскую. Повезло, электричка на Белорусскую через 10 минут нас всех забирает. И вот мы уже среди родных вагонов БЧ. А летом то, оказывается, бывает жарко! Мы бросаем рюкзаки у тупиков и идем гулять в центр. Обходим кругом Кремль и посещаем оба Арбата. Вернулись пораньше, Дима и Сергей Р также отправляются погулять по городу. Наш поезд в 23-07. Посадка по последовательному принципу прошла хорошо. Места разбросаны по всему вагону, но одна ночь не беда. Под виды ночной удаляющейся Москвы сделали по последней записи в дневнике. А на утро…


20 июля был Минск! Хотя стоп, в 4 ночи чуть не проспал проводы Димы, он выходил в Орше. В Беларуси тоже жарко, день воскресный, кому то завтра на работу, кому то в командировку, кому то еще отдыхать. Но одно едино – мы были отличной командой эти три недели и мы прошли невероятно масштабный, красивый и где-то сложный маршрут, который запоминается на всю жизнь!


А мне только остаётся сказать традиционное – до встречи на новых маршрутах, друзья!

Ганич Виталь

Ивченко Дмитрий

Носава Вольга

Нурская Юля

Романовский Сергей

Саврицкая Карина

Сидоренко Саня

Сушкевич Сергей

Шакуля Макс

и Вашков Андрей


Текст - Вашков Андрей,
фото - Вашков Андрей, Ивченко Дмитрий, Сушкевич Сергей, Ганич Виталь
Минск, 2014