Река Зельвянка

Сентябрь 2011 г, 133 километра

Поездом Гомель – Гродно прибыли в Волковыск в начале пятого. Железнодорожный вокзал и автовокзал находятся рядом. В 4.40 открылись двери автовокзала, и мы ознакомились с расписанием. Первый автобус в нужном нам направлении отправлялся в 5.30 и назывался маршрут Волковыск – Конюхи. Прибыли в Подороск, от остановки до моста-плотины через Зельвянку метров 150. Байдарку собрали у моста на маленьком пятачке.

мост-плотина Река Зельвянка

Байдарку спрятали под мостом и пошли осматривать старинную усадьбу.

старинная усадьба усадьба на Зельвянке усадьба

Под самым мостом река мелкая, но дальше достаточно глубокая, течёт среди зарослей камыша и ольшаника. При выходе из посёлка слева близко к реке Зельвянка подходит сосновый лес, но он отделён от реки полоской луга и дорогой, поэтому как место для привала не годится. Берега реки заболоченные, заросшие камышом. На 3-м километре подошли к водохранилищу, позавтракали на правом берегу в старом яблоневом саду (выход из воды неудобный, но зато запаслись яблоками). На 4-м километре обнесли по левому берегу плотину недействующей электростанции возле деревни Седельники.

плотина недействующей электростанции плотина На 5-м километре два моста

Ниже плотины начинается участок реки Зельвянка захламлённый остатками мостков, какого-то мусора и упавших в воду деревьев, из-за которых несколько раз приходилось делать проводку. На 5-м километре два моста (новый и старый), под которыми мелкий каменистый перекат. Потом сделали обнос завала, после чего вошли в камышовые «джунгли». Камыши росли настолько густо, что река периодически терялась в них. Постепенно на смену камышовым зарослям пришли густые заросли ольхи, которые с реки смотрелись как лес. Вместе с зарослями ольхи появились несложные завалы, не требующие для преодоления больших усилий, хотя и снижающие скорость движения. Всё время по правому берегу видны были крыши домов растянувшейся на несколько километров деревни Седельники. На 8-м километре проходим мост в деревне Головчицы, за мостом река становится чище. В конце 9-го километра по правому берегу появляется сосновый лес и поляна удобная для лагеря, удобный выход на берег. На 11-м километре усиливается заболоченность поймы, коренные берега расходятся, течение немного усиливается, река петляет среди камышей и зарослей ольхи.

Река Зельвянка Река Зельвянка 17-й километр

В начале 16-го километра река проходит под мостом, продолжает течь по заболоченному лугу и на 17-м километре левым берегом подходит к поросшей большими соснами возвышенности, похожей на дюну. Выход на берег был достаточно удобным, и мы остановились на ночлег. Место очень красивое, дров достаточно

2-й день похода
Снова заболоченная пойма, заросли камыша по берегам, но река чистая, только дважды пришлось преодолеть низкие мостки. На 23-м километре нам показалось, что мы вошли в верховья водохранилища, но в действительности это усилилась заболоченность поймы, появились разливы, река стала делиться на рукава. Вдалеке был виден лес, растущий на коренном берегу, но к нему река не подходит. В начале 25-го километра ликвидировали очередную кладку, а ещё через полкилометра началось водохранилище. Водохранилище 500-800 метров шириной. Впервые твердый берег с удобной швартовкой появляется справа на 26-м километре, но это территория детского санатория. Дальше по всему левому берегу хороший сосновый лес, сначала отделенный от воды полоской камышей, а потом подходящий непосредственно к воде. В километре от дамбы есть несколько удобных мест для стоянки с хорошими пляжами и сосновым лесом.

В километре от дамбы Подводное время Конык на Зельвянке

Правый берег тоже покрыт лесом, но туда на разведку мы не ходили, а издали не видно, есть ли там удобные места для высадки на берег и для привала. Обнос дамбы водохранилища нужно делать слева, возле самой электростанции.

электростанция Параметры ГЭС

Недалеко от дамбы есть участки твёрдого берега, но для стоянки они не подходят. Почти сразу за устьем реки Ружанки снова начинается заболоченная пойма, справа от которой в километре от реки тянется лес. Берега на реке совершенно непригодны для стоянки, хотя сама река чистая и идти по ней легко, течение около 2 км в час. Постепенно река начинает зарастать, и участки чистой воды чередуются с сильно заросшими участками. Только в начале 58-го километра мы подошли к твёрдой кромке правого берега у основания пологой возвышенности, поросшей кое-где единичными маленькими сосенками, тут мы и остановились на ночлег.

Стоянка, 58 км Стоянка на реке Зельвянка

3-й день похода
У деревни Кошели мост, возле которого удобный выход и подход к опушке леса, чуть дальше, по правому берегу встречаются ещё удобные места для стоянки. На входе в водохранилище прошли плотину недействующей электростанции. Зельвенское водохранилище мелкое, особенно в начале, ширина его более километра, на правом берегу можно найти много удобных для стоянки мест. Обнос плотины на 79-м километре по правому берегу. В 500 метрах ниже плотины порог на месте разрушенной мельничной плотины, проходится без труда по левому сливу, чуть ниже, слева, здание мельницы

здание мельницы Порог

Здесь можно высадиться для похода в магазин. Дальше прошли под низким металлическим мостом, затем под железнодорожным мостом, затем прошли несколько перекатов и быстрин и вошли в канализированный участок реки. Берега реки крутые, высотой 2-3 метра, без всякой растительности. Остановились мы на ночлег в 5-6 км ниже плотины у недействующей и разорённой насосной станции. Рядом с насосной станцией в реку слева впадает канал, вода в котором чище, чем в реке. Возле насосной станции ровная площадка, сохранившиеся здания, где при необходимости можно укрыться от дождя, но дров почти нет. Остановились на ночлег.

Рядом с насосной станцией Рядом с насосной станцией

4-й день похода
Прошли простой порожек у насосной станции. Берега реки производят удручающее впечатление: из растительности единичные и очень редко встречающиеся деревца, берега абсолютно ровные, высотой 2-3 метра, заросшие высокой травой, для стоянки практически непригодные. Если в этих местах придётся ночевать, то рассчитывать можно только на грунтовую дорогу, идущую по берегу. Дров нигде нет, вокруг огромные поля (бывшее болото), прорезанные каналами. На 89-м километре плотина с поднятыми шлюзовыми заслонками. Между поверхностью воды и нижним краем заслонки щель, достаточная для того, чтобы пройти на байдарке, если в ней прилечь, но сразу же за заслонками порог, который мы решили обнести. Обнос по правому берегу.

На 89-м километре плотина с поднятыми шлюзовыми заслонками Обнос по правому берегу Вокруг бескрайние поля

Ещё одна плотина с опущенными шлюзовыми заслонками на 95-м километре. Обнос по правому берегу. Во время обноса оценили окружающий ландшафт. Вокруг бескрайние поля, разделённые каналами, и полное отсутствие деревьев и кустов. Алексей, глядя на это, сказал: «Все нормальные страны борются с пустынями, а мы эти пустыни создаём».

 разделённые каналами Все нормальные страны борются с пустынями, а мы эти пустыни создаём Река Зельвянка

На 97-м километре река начала делать попытки возвращать себе своё естественное русло, когда-то отнятое мелиораторами. На 103-м километре слева впадает канал (вероятно, это канализированная река Юхновка), По этому каналу в Зельвянку вливается поток мерзкой зловонной жижи с характерным запахом перегнившего дерьма. Этот запах сопровождает реку не один десяток километров. Вода в реке резко мутнеет, в воде плывут хлопья слизи. Подводная часть камней и растений покрыта мерзкими скоплениями жёлто-коричневой слизи. На 105-м километре к реке приближается сначала берёзовый лесок, затем сосны, затем дубрава, это первый красивый участок берега, но условия для швартовки и выгрузки плохие, к тому же, хочется поскорее выбраться из потока дерьма, в который превратилась речка. На 107-м километре прошли мост-плотину, а 800 метрами ниже справа красивый обрывистый песчаный берег с сосновым лесом, пригодный для стоянки. Потом лес начинается по обоим берегам: по правому постоянно, по левому периодически, Берега высокие, часто обрывистые, лес смешанный.

Река Зельвянка маршрут по Зельвянке

На 112-м километре завал. Пришлось поработать пилой и топором. Перед деревней Пески лес отступает. В деревне река делится на рукава и проходит через разрушенную мельничную плотину, образуя порог. Мы порогов не боимся: двадцать минут, и обнесём любой порог. Вот и этот обнесли через остров: очень уж не хотелось купаться в дерьме.

На 112-м километре завал река делится на рукава и проходит через разрушенную мельничную плотину Порог 

В конце деревни мост. В деревне запаслись питьевой водой и пошли дальше. Километрах в четырёх-пяти ниже деревни остановились на ночлег.

5-й день похода
Оставшийся до устья отрезок реки очень красив: берега песчаные, обрывистые, покрытые смешанным и сосновым лесом, много удобных для стоянки и ночёвки мест. Всё прекрасно, если бы не зловоние, исходящее от воды. Может и лось от этого подох?

Оставшийся до устья отрезок реки очень красив стоянка на Зельвянка На 129-м километре очередной завал 

Лось: - Я все пью, а мне все хуже!

На 125-м километре серьёзный завал, пришлось делать обнос. На 129-м километре очередной завал, для прохождения пришлось пилить стволы деревьев и сучья. На 133-м километре вошли в Нёман и закончили маршрут на левом берегу Нёмана у моста. От этого моста до железнодорожного вокзала около трёх километров. Автобус ходит очень редко, проще взять такси.


Заключение.

1.Нужно быть готовым к тому, что ниже плотины Папернянского водохранилища и ниже плотины Зельвенского водохранилища на протяжении 30 км нет подходящих для ночлега мест.
2. 3.Указанные выше проблемы можно сгладить, если в первый день пройти 27 километров и первый ночлег организовать на Папернянском водохранилище, а третий ночлег на Зельвенском водохранилище
3. В деревне Пески необходимо максимально запастись питьевой водой, поскольку последние 30 километров вода в реке непригодна к употреблению ни в каком виде (вы ведь не хотите отравиться как лось на фото?). А, может быть, водой следует запастись ещё в городе Зельве.
5. Во время планирования похода, при анализе карты, думал, что последние 30 километров реки будут «изюминкой» похода, а они, к сожалению, из изюминки превратились в какашку и испортили впечатление от маршрута.

Река Зельвянка
Журавлёв В.В. фото Козлитин А.В.

Вася плюс Леша

Скачать карты маршрута по реке Зельвянка с привязками для OziExplorer и OruxMaps