Река Свольна

Себежские озера – р. Свольна – р. Дрыса – р. Зап. Двина. От г.Себеж до ст. Верхнедвинск
167 км
Август 2008 г.

Первый раз я был на Свольне лет 15-16 назад Фотографии этого маршрута, к сожалению, не сохранились. Время и впечатления от десятков других походов настолько заслонили Свольну, что в памяти остались только отдельные эпизоды и события:
Безлюдные и необжитые берега озер, обилие рыбы. Чистые, но неуютные леса на крутых и неприступных берегах. Множество завалов на реке. Нагромождения бревен перед разрушенными и действующими мостами (последствия такого варварства, как молевой сплав леса). Глухие, непролазные и неприступные места по ходу маршрута. Ночлег в экстремальных условиях и хорошие места для стоянок, встреченные на следующее утро. Шли по описанию и, фактически, без карты (пятикилометровку советских времен картой можно назвать с большой натяжкой). Особенно хорошо запомнилось то, как мы на «Таймене-3» шли по озеру Нещерица против сильного ветра и высокой волны. Николай Ивинский и Дима Сталивоненко гребли, а я периодически оставлял весло и вычерпывал воду трехлитровым котелком, и при этом мы не могли найти выход из озера. Вот и все, что сохранила память о Свольне.
Но, почему-то, захотелось побывать в тех местах, где не был 15 лет.

Группа сложилась в последние дни. Основное ядро составили экипажи трех «двоек»:
1. Федор и его сын Захар
2.наш «патриарх» Анатолий и я
3. Николай (больше известный, как Озон) и Лариса, догнавшие нас в Новосокольниках
4. На маршруте к нам присоединились Игорь и Алла.

Между пересадками в Новосокольниках Место сбора в Себеже Протока в оз.Ороно  банька д. Угаринка

Из Новосокольников в Себеж можно добраться пригородным поездом Великие Луки – Себеж, отправление в 9.59, прибытие в Себеж через 2 ч 20 мин. Стоимость билета до Себежа 84 российсих рубля. Но есть еще скорый поезд Москва-Рига в 5.30. Стоимость билета в общем вагоне 345 российских рублей. Пригородного поезда слишком долго ждать, поэтому мы уехали скорым, и через полтора часа были в Себеже. После проверки паспортов и выяснения наших планов пограничники выпустили нас из здания вокзала. Каждые 15 минут с привокзальной площади ходит маршрутное такси. За 120 рублей (6 билетов по 13 руб + 50 рублей за снаряжение) нас привезли на берег Себежского озера. 

Себежское озеро отделено от озера Ороно перешейком, поэтому первой нашей задачей было обнаружение протоки в озеро Ороно. Сначала не сориентировались и прошли немного не туда. Потом все-таки пошли правильным курсом вдоль перешейка. После того, как закончились дома поселка, начался лес, затем песчаный обрыв, затем берег становится пологим, на берегу сосновый лес, удобные выходы на берег. При необходимости можно найти место для стоянки. Постепенно береговая линия понижается, в воде появляются камыши, а на берегу заросли ивы и ольхи. Ориентиром для поиска протоки будут крыши домиков деревни Угаринка: не доходя их, свернули в протоку. Протока длиной около 300 метров, в конце протоки мост, а рядом площадка для привала. Дальше вышли в озеро Ороно, которое сужается и переходит в озеро Вятитерьво. Придерживаясь левого берега, вошли в протоку, а затем в озеро Глыбочино. Из озера река переходит в озеро Белое, протекая через деревню Глыбочица. В деревне по реке плавают дикие утки и ведут себя, как домашние. Дело в том, что это территория национального парка Себежские озера, и охота тут запрещена, вот утки и разбаловались. На выходе из озера Белое есть пологий твердый берег слева, мелководье, песчаное дно. Выход из озера под бревенчатым мостом. За мостом снова река в широком заболоченном русле, переходящем в маленькое озеро Озерявки. По берегам этого озера множественные мостки и оборудованные стоянки. На правом берегу, где 15 лет назад мы ночевали, и где ничего не было, сейчас стоят домики турбазы. Все стоянки на территории национального парка платные, причем деньги берут за рыбалку, автомобили, за палатки, дрова. Но это со слов отдыхающих, которые приезжают на насколько дней. Мы остановились на ночлег в хорошем месте, но работников национального парка даже не видели. Зато к нам в гости прилетали дикие утки, а потом приплыла семья лебедей и стала требовать еду, причем хлеб лебеди брали прямо с рук.
В первый день мы прошли 25 км.

 остановились на ночлег в хорошем месте хлеб лебеди брали прямо с рук

2-й день 
Ничего интересного в этот день не было, был только утомительный переход по озеру Нещерица. На озере берега заболоченные, для стоянки непригодные, но по правому берегу в средней части озера на берегу сосновый лес и что-то, похожее на оборудованную стоянку. Мы это не уточняли, поскольку нашей задачей было найти выход из озера. Выход из озера найти нетрудно. Берега реки заболоченные и заросшие камышами и кустами, за которыми просматривается хороший сосновый лес. Есть несколько мест, где можно причалить и высадиться, но лучше всего дойти ло моста и высадиться на правом берегу перед мостом. Здесь хорошая поляна в сосновом лесу, а за дорогой старое деревенское кладбище. На левом берегу хороший сосновый лес, где мы набрали ведро лисичек.

перед оз.Нещерица хорошая поляна в сосновом лесу ведро лисичек 

В этот день мы прошли только 10 км (всего 35 км) и остановились, чтобы дождаться Игоря, который выехал из Минска на сутки позднее нас и догнал нас на этой стоянке.

3-й день
Дальше река течет в заболоченных берегах, стеной стоят камыши. Иногда к реке приближается заболоченный березово-ольховый лес. Через 2 км река подходит к песчаному обрыву с сосновым лесом. Место для привала хорошее, но не очень удобный выход на берег. В конце песчаного обрыва реку перегораживает упавшая толстая сосна, обнос. Еще два раза ( через 600 и 1100 метров) река подходит правым берегом к хорошему сосновому лесу с удобным выходом. На 41-м километре от начала маршрута (6-й километр от моста) деревня Волесы. В деревне наплавной мост. Обнос. Километром ниже начинается озеро Лисно. 51-й км – прошли деревню Лисно.

River Svolna, Belarus реку перегораживает упавшая толстая сосна река Свольна река Свольна

Справа, недалеко от моста, магазин. Ниже деревни озеро Бузянка. В начале озера есть пологий выход на луговой берег, а в 200 метрах сосновый лес. Но лучшее место с оборудованной стоянкой находится на выходе из озера по левому берегу. Дальше снова заболоченные берега, и, если даже близко к реке подходит лес, выхода на берег нет. На 56-м км слева небольшой сосновый лесок, а за ним кладбище. 59 км – деревянный мост, а рядом с ним на левом берегу оборудованное стационарными стойками кострище, сосновый лесок. Тут же табличка, на которой написано, что это республиканский ландшафтный заказник «Красный бор», на территории которого нельзя ставить палатки, разводить костры и т.п., за исключением мест, специально предназначенных для этого. Ниже этого моста начинаются красивые места: сначала правый берег, поросший сосновым лесом, поднимается вверх, затем на левом берегу появляется песчаный обрыв с сосновым лесом наверху. Река петляет в заросших ольхой берегах и еще несколько раз подходит то песчаному обрыву, то к высокому берегу, поросшему сосновым лесом. Но берега хоть и красивые, мест для стоянок нет из-за плохих подходов. На какое-то время берега снова становятся низкими, заболоченными, заросшими высокой травой и ольхой, потом снова на берегах появляется лес. Река красивая, чистая, но на берег выхода нет, только звериные тропы, в основном бобровые лазы. И, вдруг, совершенно неожиданно, на 64-м км, слева появляется пологий песчаный обрыв, а рядом тропа, идущая наверх.

Наверху красивая и удобная ровная площадка оборудованная стоянка: кострище со скамейками вокруг, беседка со столом

Наверху красивая и удобная ровная площадка, окаймленная соснами и переходящая в сосновый лес. На площадке оборудованная стоянка: кострище со скамейками вокруг, беседка со столом, дрова. А река уходит в болото, делает несколько петель и выходит к этой же горке, но уже с обратной стороны. На дороге, ведущей к этой стоянке, табличка, где указаны расценки на пользование стоянкой. При пользовании стоянкой от 1 до 7 суток нужно заплатить чуть больше 28 тысяч бел. рублей, тут же указан номер расчетного счета в банке. Банк мы не нашли. А место действительно красивое. Пройдено 29 (64) км

4-й день
Хорошее место для стоянки (но хуже предыдущего) встретилось нам в 400 метрах ниже. А дальше снова река с заболоченными берегами и густым и мрачным ольхово-елово-сосновым лесом. По берегам много ольхового сухостоя и никаких следов пребывания человека. На 66-м км обрыв 3-4 метра высотой и удобной площадкой наверху, на нижнем плече есть место для высадки на берег. Километром ниже – похожее место слева. В реке начинаются небольшие завалы, часты подводные коряги, но особых затруднений они не вызывают. Лес начинает постепенно отступать от реки, оставляя на берегах только заросли ольхи. На 69-м км сначала слева пологий берег с ольшаником, затем маленький обрывчик справа – при большом желании можно использовать для стоянки. На 70-м км справа песчаный обрыв высотой метров 12 с березами и сосновым лесом. Это вносит разнообразие в пейзаж, но для стоянки не годится. 71-й км – деревянный мост, деревня Миловиды. Река не меняется до деревни Моторово. В деревне разрушенный деревянный мост. У моста нас ждал Валера, который забрал Федора и Захара.

 В деревне Моторово разрушенный деревянный мост  на реке много завалов Удалось выбраться на правый луговой берег только на 95-м километре 

От Моторово до Морочково на реке много завалов от упавших поперек реки деревьев. Хорошо, что берега высокие, благодаря чему один из концов дерева лежит на берегу и оставляет под собой проход, поэтому завалы, в основном, проходимые. Только несколько раз понадобилась проводка. Мест для стоянок нет. В Морочково выше моста (82,7 км) на левом берегу магазин. Дальше река продолжает течь в высоких глинистых и крутых берегах, поросших кустами и крапивой. Даже под мостами нет твердого берега, чтобы можно было высадиться, Часто встречаются бобровые лазы, уходящие в густые заросли. Если и удавалось высадиться на берег, то наверху нас ждали кочки, кусты или заросли крапивы. Удалось выбраться на правый луговой берег только на 95-м километре. Но и тут берег крутой и скользкий от глины, поэтому пришлось мастерить ступеньки. Хорошо, что наверху ровная поверхность и достаточно сухих ольховых дров. Пройдено 31 (95) км.

5-й день
Дальше река такая же: крутые, глинистые, заросшие, заболоченные, крайне неудобные для стоянки берега. 98,5 км – мост у д. Юзефово. За мостом слева «коровий пляж». На 100-м километре пологий выход на берег, песчано-глинистый пляж, открытый луговой берег. Из последних 30-40 километров это лучшее место для привала. Метров через 500 еще одно такое место. А дальше снова неудобные берега, завалы. На 102-м км мост у д. Леонишино, а метров через 300 пологий твердый берег по обоим берегам. 113 км мост у д. Свиравщина. Дальше идут деревни Голубово, Желтовщина и мосты возле них.

В реке снова начались завалы: упавшие деревья как, шлагбаумы, перегораживают реку негде выбраться на берег River Slolna, Belarus

пропил завала Завалы на Свольне 122 км – высадились возле протоптанного спуска к реке у деревни Заря

О берегах ничего хорошего сказать нельзя. В реке снова начались завалы: упавшие деревья как, шлагбаумы, перегораживают реку. Большинство завалов проходимы, хотя часто приходится проползать под деревьями, но, что еще хуже, негде выбраться на берег. 122 км – высадились возле протоптанного спуска к реке у деревни Заря. Тут же остановились на ночлег. Пока выгружались, глинистый спуск стал скользким, как лед. Пришлось снова мастерить ступени. Возле нашей стоянки огород и брошенный колхозный сад. Пройдено 27 (122) км.

6-й день
123 км – мост. 127,7 – разрушенный деревянный мост, а чуть ниже его река поворачивает налево, и здесь отличный пляж и пологий выход на луговой берег. Это место можно планировать, как место для привала. Через километр такой берег повторяется. Характер реки меняется: берега становятся тверже и более пологими, нет завалов. 132 км – началась д. Пользино справа. Слева кукурузное поле, а чуть ниже, по краю, сад. 134 км – автомобильный мост и порог под ним, проходим на разгруженных байдарках. Через 3 км д. Пользино слева.

порог под ним, проходим на разгруженных байдарках На 143-м км железнодорожный мост поход по Свольне

За кустами хорошая площадка для лагеря, есть дрова на левом берегу Дрысы песчаная отмель, переходящая в песчаный пляж

В деревне Заточье магазин. Выход в низине у деревенского «пляжа». На 143-м км железнодорожный мост, под мостом мелкий порог, на выходе торчат два камня, между которыми можно и не вписаться, из-за чего решили сделать проводку. Но при достаточном уровне воды в реке порог пройти легко. Дальше река чистая, появляются быстрины, берега густо заросли кустами, которые нависают над водой и визуально сужают реку. 

Сдох GPS, дальше расстояние определяется «на выпуклый морской глаз».
Чуть больше километра ниже моста слева твердый пологий берег, удобный для привала, но, вероятно, это зона отдыха местного значения. Еще километра 3-4 ниже сложное препятствие: старые сваи на месте какой-то плотины, тут же завал, остатки обрушившегося моста и участок с сильным течением. Дальше, до самого устья, ни препятствий, ни мест для стоянки нет. Непосредственно в месте слияния Свольны и Дрысы маленький пляжик и выход на берег (151км). А ста метрами ниже на левом берегу Дрысы песчаная отмель, переходящая в песчаный пляж, а затем в пологий берег, окаймленный кустами. За кустами хорошая площадка для лагеря, есть дрова. Через пляж в реку стекает чистый ручей (родник). Тут мы и остановились на ночлег. Пройдено 29 (151) км.

7-й день.
Дальше идем по Дрысе. Река ровная, чистая, берега густо заросли деревьями. В воде встречаются крупные камни.. Напротив деревни Жигули есть место для привала, но предыдущее лучше.

В воде встречаются крупные камни В черте города большой пешеходный мост Отсюда до железнодорожной станции около полутора км.

За высоким автомобильным мостом начинается Верхнедвинск. В черте города большой пешеходный мост, а на выходе, перед самым впадением Дрысы в Зап. Двину, автомобильный мост. На 13-м км от устья Свольны Дрыса впалает в Зап. Двину. Проходим еще чуть меньше 3 км (дальний ориентир – водонапорная башня) и «бросаем якорь» на песчаном пляжике. Пройдено 16 (167) км. Отсюда до железнодорожной станции около полутора км.

Участники:

Василий, Анатолий Игорь, Алла Николай, Лариса

Фёдор, Захар

Выводы и впечатления.

Первые 70 км река по-настоящему красива, дальше проходишь ее только из спортивного интереса.
Река стала значительно чище (наверное, бревна из завалов растащили на дрова)
Первая половина маршрута проходит сначала по территории национального парка, затем по территории заказника со всеми вытекающими отсюда ограничениями и возможными финансовыми потерями.
Прохождение второй части маршрута с ее крайне неудобными глинистыми берегами требует привязки к местам для стоянок. Плохая погода и комары внесут ощутимую долю мазохизма в поход, особенно если никто не прошел перед вами и не расчистил завалы.

Скачать карты маршрута по реке Свольна с привязками для OziExplorer и OruxMaps