Река Эсса – Улла – Западная Двина

Июль 2011

1-й день
Удобное начало маршрута у моста на шоссе Минск – Лепель в месте пересечения его с Эссой: ровный берег, удобный подход к воде. Эсса в этом месте быстрая и чистая река. Первые 6-6,5 км река течёт в высоких берегах среди сосновых лесов, есть удобные выходы на берег и места для стоянок. Но даже и потом, когда берега понижаются и хвойный лес отступает, можно без труда найти место для стоянки. После захода в озеро можно пройти к истоку Уллы по каналу, для этого нужно свернуть вправо и через протоку в камышах войти в мелководный залив, а затем и в канал. Проходим под пешеходным мостом, затем под автомобильным, а перед самой плотиной проходим под понтонным мостом. К концу 15-го километра подходим к плотине электростанции и обносим её по левому берегу.

Река Эсса К концу 15-го километра подходим к плотине электростанции От плотины начинается река Улла

От плотины начинается река Улла. Дальнейший отсчёт километража можно вести от начала маршрута или от плотины, т.е. с нуля. Сразу же ниже плотины по правому берегу магазин. Около километра река течёт по населённому пункту. Река заросшая, из-за чего скорость движения немного замедляется. Очищается река от водяной растительности только километра через два. На 3-м километре проходим под мостом. Неплохое место для стоянки перед озером Жежлино на левом берегу: пологий берег выходит к краю соснового клина. Прошли озеро Жежлино, придерживаясь правого берега, и вышли к хорошей стоянке, где остановились на ночлег. В этом месте пологий выход на берег, поросший большими соснами, деревянный причал.

Прошли озеро Жежлино, придерживаясь правого берега, и вышли к хорошей стоянке где остановились на ночлег 

Недалеко, за леском, дачный посёлок, но мы никого не встретили. Прошли 26 км от начала маршрута или 11 км от плотины.

2-й день.
Сначала река течёт в невысоких берегах, затем берега повышаются, густо зарастают кустами и деревьями. Сама река тоже зарастает водяными растениями; встречаются заросшие участки по 200-300 метров, но почти везде по стрежню сохраняется полоса свободной воды, поэтому особых затруднений движению нет. Река достаточно чистая и глубокая.

  Сначала река течёт в невысоких берегах, затем берега повышаются River Ulla, Belarus Река Улла

На 35-м километре (здесь и в дальнейшем – от начала маршрута) подошли к посёлку Заслоново. Сначала пешеходный мостик и зона отдыха на левом берегу, а дальше начинается и сам посёлок по правому берегу. На 36-м километре по левому берегу пляж, пологий выход и удобное место для привала. Недалеко от берега находится полигон, к которому идёт дорога. На 40-м километре металлический мост, недалеко от реки остатки строения с каменной кладкой, а чуть ниже по течению здание, напоминающее старую усадьбу (как оказалось, гостиница).

 На 36-м километре по левому берегу пляж На 40-м километре металлический мост На 47-м км очередной металлический мост.

На 42-м км обнос понтонного моста. 44 км - слева есть место для причаливания, от которого ведёт тропинка на высокий берег поросший соснами, а справа луговой берег с удобным местом для швартовки. На 47-м км очередной металлический мост. Ниже этого моста берега на какое-то время понижаются, становятся луговыми, мест для швартовки и стоянки нет. Потом берега снова повышаются, на берегах плотной стеной растет лес. Выходов на берег и рыбацких стоянок нет, иногда в реке встречаются бобры. В начале 56-го километра вышли к деревне Пристры, потом обогнули деревню и в конце 56-го км высадились на низком берегу, отделённом от деревни кустами. Здесь мы решили заночевать.

в конце 56-го км высадились на низком берегу Здесь мы решили заночевать. Улла

3-й день.
Километра через два начинается деревня Браздецкая Слобода, которая тянется вдоль левого берега. Напротив деревни есть несколько хороших выходов на луговой берег, особенно, в самом конце деревни, только за дровами ходить далеко. Отсюда уже видна труба льнозавода, который потом встретил нас перед входом в город Чашники. 65 км – прошли городской пляж и остатки старинного шлюза. Под пешеходным мостом старые сваи, затрудняющие прохождение. Других препятствий нет. На 67-м км прошли устье Лукомки, вода в ней грязная, поэтому вода в Улле мутнеет. Добавляют грязи сточные воды из очистных сооружений Чашников. Берега крутые, высокие и заросшие, мест для привала нет. 74-й километр – подвесной мост и деревня на правом берегу. Возле деревни есть выходы на берег. Прошли металлический пешеходный мост. Лучшее, ниже Чашников, место на левом берегу на 79-м километре - удобный выход на пологий луговой берег, вдалеке дорога и кладбище. На 80-м километре к левому берегу подходит лес, но хороший выход и место для привала находится в 400 метрах ниже (ориентир - ЛЭП). Ещё одно место, пригодное для ночлега, на 81-м километре: вплотную к реке подступает лиственный лес, в конце которого в реку впадает ручей. Рядом площадка для лагеря. 87 километров – автомобильный мост. Выше и ниже моста места для купания и луговой берег. 88-й километр слева пляжный выход на луговой берег. 93 км – подвесной мост, а за ним сваи старого моста. 94 км слева деревня Демидовичи (с воды не видно), хороший выход к опушке соснового леса. Через полкилометра справа на берегу курган, галечный пляж и пологий выход на берег, но маловато дров. Здесь мы остановились на ночлег.

Через полкилометра справа на берегу курган, галечный пляж и пологий выход на берег, но маловато дров галечный пляж и пологий выход на берег Стоянка на Улле

4-й день
100 километров – автомобильный мост. 101 км – проходим деревню Бочейково в деревне старый и новый автомобильный мост. Справа тянется старинный парк. Причалили ниже парка и осмотрели парк и усадьбу. Парк достаточно ухоженный и интересный, сохранились усадебные постройки, два пруда. Трогательно смотрится на фоне усадьбы памятник времён СССР. Как сказал по поводу этого памятника Алексей, «Вот так у нас было всегда: рукой показывали в одну сторону, а ракета летела совсем в другую». В посёлке есть магазин, больница.

Вот так у нас было всегда: рукой показывали в одну сторону, а ракета летела совсем в другую Бочейково R.I.P.

104 км – проходим гряду поросшую соснами недалеко от деревни Жерносеково (с воды не видна). 114 км – деревня Мартыново, в деревне недействующая церковь.

В Бочейеово есть магазин, больница. деревня Мартыново, в деревне недействующая церковь.

122 км - устье Свечанки, ниже устья Свечанки по левому берегу деревня Дыбали (с воды не видна), от этой деревни вдоль русла реки тянется цепочка озёр, причём до ближайшего (первого) озера всего лишь 200 метров от берега реки 129 км – пляж, песчаное мелководье и удобный выход на лужайку, окаймлённую лиственным лесом. 131 км – мост возле деревни Фролковичи. 133 км высадились на правом берегу для ночлега. Тут песчаная отмель, неплохой выход на берег и скошенный луг. Нельзя сказать, что место очень хорошее, но лучшего не нашли.

5-й день. 
На 135-м километре хороший выход на правый луговой берег, а рядом опушка соснового леса. Можно рекомендовать это место для ночёвки. Ориентир – местная ЛЭП. На 137-м километре с хорошего места для купания начинается посёлок Улла. На 138-м километре вошли в Западную Двину. Пологие твёрдые берега в устье Уллы слева, как на самой Улле, так и на обоих берегах Двины. Можно выбрать хорошее место для стоянки. Дальше двигаемся по Западной Двине. Река до 150 метров шириной, течение более 2 км в час. Есть песчаные отмели и пляжи, на которых удобно останавливаться, да и на коренных берегах без особого труда можно найти место для стоянки. На ночёвку мы остановились на высоком берегу у станции Горяны.

Есть песчаные отмели и пляжи, на которых удобно останавливаться На ночёвку мы остановились на высоком берегу у станции Горяны.

Завершили поход на правом берегу на входе в Полоцк. Пройден 191 км

 

 

еще Улла >>>

Журавлёв В.В.
Фото Козлитин А.В. и Хатько С.Д.