Река Умба

Сергей Заболотный

Техническое описание:
Уровень воды: Высокий. Суда: Кат-2, Кат-4, Кат-2.

1 день(30.06.2007)
9.10 Прибыли на станцию Апатиты-1.
10.30 Приехали на реку (мост Апатиты-Октябрьский). Заброска стоила 1600 за две машины на семерых. Москвичи (они на день позже приехали) вызвали с города такси и заброска им обошлась 400р на двоих.
17.15 Отплыли.
18.45 Пройдя систему озер, подошли к порогу Падун. Стали на стоянку на левом берегу ниже порога. Двойку обнесли, а четверка попытала счастья. Порог сильный и требует особого внимания. В третьей бочке сбило стокилограммового мужика как пушинку. Только за раму успел схватиться. Вот так вот. На этом пороге погибло много людей. Не уверены – не лезьте. На ночь выставляли дежурных.


2 день(1.07)
Дневка. Ждем экипаж из Москвы. За день прошел Падун еще раз на четверке, но с другим составом. А ближе к вечеру на двойке. Было стремно даже на четверке, а про двойку и говорить нечего. Но прошли чисто, без косяков.
К вечеру приплыли Женя и Ира. Они увидели порог, но было поздно – их засосало. Прошли Падун по канализации вдоль ближе к левому берегу без осмотра. Так тоже бывает. Внимательно читайте лоцию и про указанные там ориентиры. Ночью дежурили.


3 день(2.07)
8.00 Общий подъем
10.30 Тронулись
10.50 Вошли в Верхнее Капустное озеро. Пропустили протоку в Среднее озеро и пришлось метров пятьсот возвращаться.
13.08 Порог в левой протоке в Среднее Капустное озеро. После длительно плеса - оживляет и бодрит.
13.30 Стали на горячий обед на левом берегу недалеко от входа в Среднее Капустное. Красивый песчаный берег.
15.30 Поплыли
16.45 Мост между Средним и Нижним Капустными озерами. Обнос.
17.10 Перевязались и поплыли дальше.
18.05 Вышли из Нижнего Капустного озера и попали в две шиверы, над которыми стоял рой мелких мух. Такого я еще не видел. Невозможно было дышать и грести. Они лезли в рот, нос и уши. Хорошо, что у меня москитка была под рукой.
18.25 Порог Разбойник. Даже в высокую воду торчит много камней и каменных плит, а в среднюю и низкую боюсь даже представить. Посередине порога на левом берегу есть хорошая стоянка на горе. Прошли половину порога и стали на стоянку.


4 день(3.07)
Утром шел дождь. Общий подъем в 8.30.
11.00 Отчалили. В конце порога требуются маневры (много камней). Словили один лагом ровно по середке. пришлось прыгать в воду и проталкивать нос на течение.
12.00 Мост Дедкова Ламбина. Там живет кто-то. Но мы его не видели. А вот щуку в сетке недалеко мы приметили….
13.10 Вышли с озера. На выходе мели.
14.30 Стали на обед на левом берегу
16.45 Отчалили
18.00 По левому берегу домики. Минут через 5-10 порог Карельский.
18.20-18.30 Порог Канозерский. Достаточно интересны порог. Есть опасность в него ввалиться. Поэтому рекомендую держаться левого берега. Там осмотр лучше и есть хорошие стоянки. Там мы и заночевали. Мы сразу причалили к правому берегу. Пришлось проводить каты против течения и траверсировать на левый берег.


5 день(4.07)
До обеда катались по основному порогу. Ходили как хотели. В одной бочке двойку даже зажевала, но довольно быстро выплюнуло. Весело кататься. А вот таскать кат на верх как-то тоскливо.
16.30 Тронулись.
17.30 Вошли в Канозеро. Полный штиль.
18. 40 Первый остров (с петроглифами-древними наскальными рисунками. Тысячи 3-4 до н.э. Во как бывает). Долго ждали одну двойку. У них баллоны подпустило на воде. Минут через 10 после чалки услышали шум моторки. Это был Верещагин –смотритель острова. Он его охраняет от дибилов, любящих на камнях муть выбивать. Верещагин предложил баню. Правда, предлагал за двести русских. Мы вслух обсудили, что это почти бесплатно, а он деликатно промолчал. А когда приплыли к нему на следующий день, то оказалось по 200 с носа. Пришлось поторговаться, ведь он слышал, о чем мы говорили, а промолчал -хитрый жук. Но баня была великолепна - надо отдать ему должное.
21.15 Второй остров. Стоянка на южном мысе. Восхитительный закат.


6 день(5.07)
Дневка. С 14 по 17 плавали на материк в баню. Погоды стоят как на юге.
Верещагин сообщил новость: Сочи выиграло право на проведение олимпиады. Есть повод…


7 день(6.07)
9.50 Тронулись. Погода испортилась. Дул сильный ветер, но попутный. На озере были волнения. Волны кидали каты как в пороге 2 кс. Еще бы чуть-чуть и на свечу кормововую бы поставило. С небольшими промежутками лил дождь. Угреблись на славу.
13.40 Устье Родвиньги. «Это был мой план на день. Там по описаниям были стоянки на южном берегу озера, но первый экипаж вошел в реку (прятались от ветра) и пришлось их догонять. А следующая нормальная стоянка была не скоро..»
15.50 Пончозеро. Берега на Родвиньге и на Пончозеро заболочены. Стоянок нет. Приходится идти дальше.
18.00 Вышли из Пончозера. Стоянок по-прежнему нет.
18.50 Шивера. Нашли более-менее пригодную стоянку. Стали.


8 день(7.07)
12.50 Вышли. До устья с Низьмой длинная шивера.
13.10 Слияние Родвиньги и Низьмы. Зачалили каты и поднялись вверх по берегу для просмотра порога Падун-на-Низьме. Были разочарованы, что пошли через Пончозеро, а не по Низьме. Интересный порог.
14.20 поплыли дальше. Вскоре проплыли деревню Погост. Затем металлическое заграждение через всю реку. На левом берегу понравилась одна стоянки ниже сетки метров 200-300 с каменкой и якорными цепями вместо кострового тросика, и мы решили сделать дневку с баней.


9 день(8.07)
Дневка. Баня. Ходили в пос. Умба за пивом и хлебом. Тут такой случай произошел, заслуживающий отдельного внимания. Во многих отчетах, при подготовке к походу, я читал про рыбнадзор дающий всем большие штрафы и запрещающий сплавляться по реке Умба без разрешения на сплав. Я связался с Мурманрыбводом и узнал, что бы получить разрешение на сплав нужно каждому участнику похода выложить по 13-15 у.е- не понятно за что. Типа за услуги. Мы стали собирать инфу и узнали, что сейчас вышел какой-то закон, и они не могут нас штрафовать. Хотя в письмах они нам предлагали приехать и заключить перед сплавом договора. Вообщем мы на это дело забили. Так вот к чему я. Сижу на берегу топлю каменку. Вижу, что к нам плывет моторка. Думаю все, капец, сейчас дадут штрафа и ничего ты тут не докажешь. А нет. Происходит следующее. Мужик, сидевший в лодке, глушит мотор и не чалясь выбрасывает на берег две горбуши по сантиметров пятьдесят длинной. Я просто открыл рот. А он говорит: «Кушайте, на здоровье. Мы ею уже объелись. У нас это сорная рыба» Ну просто нет слов. А они вдобавок оказались еще с икрой. В тот вечер после баньки мы пили Кольское пиво с бутербродами из красной икры и ели запеченную в фольге рыбу. «Все лучшее на этом свете достается бесплатно»


10 день(9.07)
Утром шел дождь. Тронулись в 14.00
15.00-15.30 мост на трассе Умба-Кандалакша. Финиш. До вечера разбирали каты и сушили их. До деревни 1.5 км.
Наш поход был запланирован до 13.07. Оставалось еще 4 дня. Мы решили не разъезжаться, а поехать на Белом море постоять и заехать в село Варзуга на обратном пути. На мосту стоят водители бусов, предлагающие свои услуги по заброске. Мы решили туда поехать на рейсовом автобусе, а обратно заказали буханку. И попросили водителя оставить у себя ненужный груз: каты, веревки, гермы и все такое. Заночевали в лесу под поселком.

Умба

11день(10.07)
Утром были в поселки. До отправки автобуса сходили в музей Терских поморов. Автобусом у местных называлась будка на базе газона (другое туда и не заедет-120 км ужасной дороги). Конечно нам мест не хватило. Их там всего около десяти, а нас 8 и плюс еще у каждого рюкзак. Пришлось раскошеливаться на заброску буханкой. Итого по дороге: 2000-туда, 2500 обратно(заезд в Варзугу) и от Умбы до Кандалакшу (2000 кажется)-вот тебе и да. Но это того стоило.