Случь (Южная). Украина.


Река Случь, или, как её ещё называют, Южная Случь, проложила себе русло через Украинский кристаллический щит, что и сформировало окружающий ландшафт. Берега высокие, часто обрывистые, покрытые зарослями кустарника и смешанными лесами. Частые выходы скальных пород образуют живописные нагромождения камней на берегах, утесы, каменные обрывы. Изредка встречаются каменистые отмели, перекаты, шиверы. Течение реки довольно быстрое, особенно на перекатах. Прохождение маршрута усложняется многочисленными искусственными препятствиями в виде разрушенных насыпных плотин и мостов, на которых образовались пороги разной степени сложности. На действующих плотинах придется делать обносы. По ходу маршрута встречается много старых, и даже старинных, мостов, мельниц, костелов, карьеров и других интересных объектов. Среди наиболее интересных памятников можно осмотреть два замка и крепость, построенную Богданом Хмельницким и частично разрушенную большевиками. До 1939 года по реке проходила граница между Восточной и Западной Украиной. По правому берегу часто встречаются укрепления: пулеметные и артиллерийские ДОТы, которые представляют большой интерес. Возле деревни Гульск находится гора в которой находятся подземные ходы, которые соединены вертикальными шахтами с ДОТами, прикрывавшими когда-то стратегический железнодорожный мост. В средине маршрута река протекает через старинный город Новоград-Волынский. Этот город является родиной украинской поэтессы Леси Украинки. Ниже поселка Сосновое река уходит на территорию Украинского Полесья, становится более спокойной и похожей на такие белорусские реки, как Щара, Неман.

От ст. Мирополь до ст. Сарны - 257 км

02 – 12 ноября 2007-11-17
Участники: Журавлев В.В.
Козлитин А.В.
Харитоновмч Н.Н.
Байдарка «Таймень – 3»
фото: Козлитин А.В.,Сабодаш-Радько Ф.А.


Проезд от Минска поездом Минск-Львов, далее пригородным поездом до ст. Мирополь. В Мирополе чуть больше 1 км от станции до реки. В черте поселка плотина, обнос по правому берегу. Далее река немного расширяется и постепенно переходит в водохранилище. По правому берегу тянется лес, есть неплохие места для ночевки. Плотину в конце водохранилища обнести по правому берегу. По ходу маршрута периодически встречаются пулеметные ДОТы с различной степенью повреждений. На подходе к мосту у г. Барановка на правом берегу находится четырехорудийный артиллерийский капонир.

Случь Южная По ходу маршрута периодически встречаются пулеметные ДОТы с различной степенью повреждений. На подходе к мосту у г. Барановка на правом берегу находится четырехорудийный артиллерийский капонир.

В Барановке, на левом берегу в 500 метрах от автомобильного моста продовольственный магазин. В конце города предстоит несложный обнос плотины, расположенной возле фарфорового завода. По правому берегу, не доходя до плотины, река образовала промоину. Начало промоины частично засыпано камнями, и в низкую воду непроходимо. Но при высокой воде, вероятно, можно пройти по промоине и избежать обноса. Следующее место для ночевки мы выбрали на правом берегу не доходя деревни Острожок. На правом берегу стоит ДОТ, который виден издалека, рядом с ДОТом протекает ручей. Ниже устья ручья берег, удобный для высадки и подступающий к реке лес с обилием дров.

Стоянка перед д. Острожок перекат у разрушенной мельницы памятник в виде башни танка Т-34

Это место для ночевки было у нас из-за обилия хороших дров самым лучшим. Следующая ночевка была запланирована у нас перед Новоградом. При прохождении этого этапа нужно сэкономить не менее часа времени для осмотра укреплений у деревни Гульск. В деревне Гульск два несложных переката: один напротив разрушенной мельницы, другой немного ниже, у автомобильного моста. Высокий правый берег у д. Гульск образует две горы. На склоне первой расположено два ДОТа (из одного идет вертикальный подземный ход со срезанными металлическими ступенями). На вершине горы памятник Т.Г.Шевченко и памятник в виде башни танка Т-34 на каменном основании.

Перед железнодорожным мостом справа возвышается вторая гора, отделенная от реки полоской ольшаника. Если подняться на гору со стороны реки до террасы, на которой стоит ДОТ, а потом пройти влево, огибая гору, можно выйти к маленькому овражку, в котором находится вход в подземные укрепления. Опасности при путешествии по подземным ходам и многочисленным комнатам практически нет.

Советуем, вооружившись фонариками, совершить экскурсию и осмотреть многочисленные помещения и ДОТы, к которым можно подняться по вертикальным шахтам. Следующую ночевку можно планировать перед Новоградом-Волынским в устье реки Тня (правый приток). Берега красивые, с удобными подходами и местами для стоянок. Недостатком этих мест является высокая посещаемость и дефицит дров. Значительно лучшие места начинаются за левым поворотом реки на левом берегу. Почти к самой реке подходит сосновый лес, а затем тянется террасированный берег со смешанным лесом, хорошими местами для стоянки и неплохими подходами. Таким левый берег остается почти до самого города. Перед входом в город река разливается, образуя водохранилище, которое является санитарной зоной, т.к. на левом берегу расположен городской водозабор. Заканчивается водохранилище очередной плотиной. Справа старая каменная мельница, поэтому обнос лучше делать слева.

Подземные укрепления обнос лучше делать слева мост Новоград-Волынский

Ниже плотины каменистый перекат. За ним понтонный мост, а на левом берегу большой костел. При коммунистах тут был склад, но потом костел отреставрировали, и теперь он используется по прямому назначению. Километром ниже на левом берегу старое здание бывшей электростанции, а в реке остатки насыпной плотины, образующие порог. Мы прошли его на разгруженной байдарке. Ниже - автомобильный мост. Под мостом можно причалить и пройти вдоль дороги вправо 500 около метров. Там находится столовая, несколько продовольственных магазинов и небольшой рынок, где можно купить практически любые продукты. Ниже моста на правом берегу в 200 метрах от реки стоит замок. Замок можно осмотреть только снаружи, т.к. в нем расположен штаб. Почти у самого забора, окружающего замок, есть оборудованный родник. Рядом с замком на высоком правом берегу запущенный парк, в глубине которого старинное здание Дома офицеров. Ниже по течению на берегу стоит очередной ДОТ, а далее река образует перекат, проходимый без особого труда. За перекатом на левом берегу, на высоком каменном обрыве остатки крепостной стены и восстановленный бастион. Можно подняться по тропинке в крепость, отсюда до старого центра города 300-400 метров. Ниже крепости река становится еще красивее: слева каменистый берег, справа на реку навалились огромные каменные глыбы. 

Вид с крепостной площадки на перекат 

Потом начинается зона отдыха, а за ней бетонные опоры старого моста, перед которым река образует перекат. Ниже разрушенного моста по правому берегу тянется сосновый лес. На выходе из города каменный железнодорожный мост с красивыми сводчатыми пролетами. Раньше два пролета под мостом были завалены камнем, а через третий, вдоль левого берега, проходил весь поток воды. Теперь и другие пролеты освобождены от камней. В береговой опоре моста на правом берегу находится ДОТ с двумя амбразурами. Еще недавно там были стальные заслонки на амбразурах, станины для пулеметов и кресла для пулеметчиков. В ноябре с.г. ни кресел, ни заслонок уже не было. Ниже ж/д моста новый автомобильный мост. По обоим берегам старые каменные карьеры. Ниже карьеров на левом берегу лиственный лес с неплохими подходами и местами для стоянок. Но дров практически нет: весь сухостой и хворост подобран отдыхающими.

Лесок тянется до разрушенной насыпной плотины у деревни Александровка. На остатках плотины очередной порог. Проходимость порога зависит от уровня воды. На левом берегу старая мельница. Ниже мельницы участок ровного берега, пригодный для стоянки. Следующая деревня по ходу маршрута – Чижовка. На подходе к ней по правому берегу хорошо сохранившийся артиллерийский ДОТ. В Чижовке очередная плотина картонажной фабрики. При любом уровне воде можно подойти вплотную к самой плотине по левому берегу. При высокой воде несложный обнос по левому берегу, и дальнейшее движение можно начать почти от самой плотины. Ниже плотины несколько перекатов. При низкой воде придется пронести лодку на несколько десятков метров ниже. Затем тянутся непривлекательные, густо поросшие ивами, берега. Периодически встречаются перекаты. Очередная ночевка была у нас в устье маленькой, но быстрой речки Вершница. В деревне Вербовка проходимый без труда даже при высокой воде низкий мост. Между деревнями Малая Цвиля и Береговое низкогабаритный бетонный мост, прохождение которого требует осторожности. Километрах в двух ниже М. Цвили к берегу выходит сосновый лесок, а ниже переката есть место для швартовки. На изгибе реки не доходя д. Ходурки на правом берегу каменистый обрыв с сосновым лесом наверху, а внизу привлекательная терраска. Неплохое место для стоянки. В д.Курчица низкогабаритный мост-порог. При низкой воде возможно прохождение. Ниже Курчицы красивые места . Правый берег холмистый, холмы покрыты лесом, имеются выходы скальных пород. Затем красивые места появляются и на левом берегу. У деревни Анастасьевка красивый порог, проходимый по основной струе. Низкий уровень воды обнажил несколько камней, но все равно порог прошли без напряжения. Дальше продолжаются красивые берега (в основном правый) до самой Городницы.

низкогабаритный мост-порог Городница.красивый многоглавый собор Приятный снегопад :)

порог у д. Анастасьевка Старые карьеры За д.Бельчаки

Городница находится на больших холмах. Над всем доминирует красивый многоглавый собор. В поселке несколько магазинов и рынок. В черте Городницы реку оживляют 4 переката, а пятый на выходе. При низкой воде сложность перекатов возрастает: появляется множество камней, цепляющихся за днище байдарки. Последний перекат при желании можно назвать порогом. Нам пришлось встретить еще несколько простеньких перекатов, которые при апрельском прохождении даже не угадывались. Ниже д. Лучицы прошли несложный порог на крутом повороте реки. Немного ниже порога по правому берегу песчаный откос, а наверху сосновый лес. Неплохое место для стоянки. В полукилометре ниже по краю леса старинные захоронения, камни, каменные кресты и курганы. В деревне Устье в апреле был обнос низкогабаритного моста. Сейчас мы без труда провели байдарку без экипажа под мостом. Ниже моста два переката. За деревней начинаются снова живописные места: холмы, камни, небольшие перекаты, хутора. Перед деревней Бельчаки красивый и удобный для стоянки левый берег. В самой деревне низкогабаритный мост. При невысокой воде мост проходим через центральный или правый пролет. За Бельчаками берега очень красивые: сначала просто холмы с выходами скальных пород, поросшие деревьями, а потом и каменные обрывы, песчаные пляжики, перекаты, террасированные берега. Деревьев становится больше. Постепенно берега становятся еще круче, и долина реки превращается в каньон. На этом фоне очень странно смотрится мель, перегораживающая реку на 2/3 и переходящая в галечный перекат. Довольно голые берега каньона постепенно одеваются лесом, который, то обнажает часть склона, то спускается к самой воде. Есть много красивых и удобных мест для стоянок. Этот живописный участок реки является частью ландшафтного заказника Соколиные Горы. 

За д.Бельчаки Остатки угловой башни замка Остатки угловой башни замка

Заканчивается он у д. Губков, на подходе к которому на вершине горы, круто обрывающейся к реке, стоит замок. Замок частично сохранился: угловые башни, центральная башня с входом. К входу между стеной замка с одной стороны, и краем обрыва с другой стороны, идет узкая дорога. В центре замкового двора сохранился колодец. Сразу за Губковым берега понижаются, река снова становится неинтересной. В Сосновом на левом берегу у моста приличное кафе, где можно недорого пообедать. Хорошее место для высадки и привала находится в 1 км ниже, за лесхозом, у остатков старого моста по правому берегу. До Соснового 165 км. В этом месте мы останавливались 4 года назад в апреле, но любопытство погнало нас дальше.

По карте видно, что ниже Соснового еще километра 2-3 по правому берегу тянется лес. Это действительно так, но место для стоянки на правом берегу найти трудно из-за неудобной швартовки и заросшей береговой линии. Зато по левому берегу тянется несколько рядов сосен и пологий, удобный для швартовки берег. А вот дров там мало. Дальше река становится неинтересной. Берега ровные, луговые, поросшие вдоль реки кустами, или совершенно голые. Встречаются песчаные пляжи. Все чаще приходится маневрировать, чтобы избежать посадки на мель.

сосновый лес и берег, удобный для швартовки и стоянки появляется справа в 2-3 км за д. Витковичи. огромные взорванные железобетонные бункера с толщиной стен и крыши более полутора метров – польские приграничные укрепления

Чем дальше, тем больше река напоминает Неман или Щару с их обширными песчаными отмелями. Для ночлега в такую погоду, какая была у нас, берега очень неудобны: ни дров, ни защиты от ветра. Ничего достойного внимания на этом участке реки нет. К тому же по левому берегу непрерывной линией тянутся деревни. В деревне Быстричи (12 км ниже Соснового) река разделена островом через левую протоку пройти нельзя. Правая протока перегорожена низким мостом, за которым небольшой порог. Пройти можно через центральный пролет, но для этого придется прилечь в байдарке. За деревней Хотын понтонный мост, обнос по левому берегу. В районе деревень Моквин и Березно и далее река делится на рукава, образуя большие острова. Впервые сосновый лес и берег, удобный для швартовки и стоянки появляется справа в 2-3 км за д. Витковичи. (211-й километр).
Перед деревней Князевка (а потом и далее неоднократно) на левом берегу можно встретить огромные взорванные железобетонные бункера с толщиной стен и крыши более полутора метров – польские приграничные укрепления. В деревне Князевка обнос понтонного моста. Через 1,5 – 2 км река левым берегом подходит к красивому сосновому лесу. Красивый и удобный для стоянки берег тянется около 3 км. В конце этого участка стоит бетонный мост-шлюз, очень похожий на подобные сооружения, построенные поляками на Щаре. На характер реки это сооружение не влияет, поскольку река промыла себе новое русло в стороне от него. За шлюзом лес заканчивается и начинается километровый пляж перед д. Тынное. Затем снова голые неинтересные берега, песчаные мели, отсутствие дров и защиты от ветра. И так будет до самых Сарн, если не считать жиденький сосновый лесок, который подойдет к реке через 4-5 км после д. Чудель. Только перед самыми Сарнами на правом берегу появится приличный сосновый лес.
В Сарнах можно высадиться перед мостом, пешком дойти до автостанции, а оттуда городским автобусом доехать до железнодорожного вокзала.

257 км, мост в Сарнах это скульптурное изображение животного (судя по рогам – оленя) , по художественному уровню это произведение можно сравнить только с портретом сеятеля, написанным Остапом Бендером. гибрид фашистского и советского танков: корпус принадлежит немецкому танку Т-3 (Pz-3), а башня, оснащенная 76мм пушкой – советские.

В Сарнах наше внимание привлекли два объекта. Первый – это танк на постаменте, поставленный в честь освободителей города. Памятник уникален, поскольку представляет собой гибрид фашистского и советского танков: корпус принадлежит немецкому танку Т-3 (Pz-3), а башня, оснащенная 76мм пушкой – советские. По этой причине памятник имеет двусмысленный характер. Общеизвестно, что определенная часть населения в Западной Украине считает Советскую власть и Красную Армию оккупационными, а Вермахт – армией-освободительницей. Другая часть населения Украины считает иначе. Так вот, этот памятник греет чувства и тех и других, поскольку участвовал сначала в «освобождении» Украины от большевиков, а потом в освобождении от фашистов. Второй объект – это скульптурное изображение животного (судя по рогам – оленя) в городском сквере. По художественному уровню это произведение можно сравнить только с портретом сеятеля, написанным Остапом Бендером.


Выводы:
1.Прохождение маршрута в ноябре при коротком световом дне потребовало от нас раннего выбора места для ночлега и, соответственно, раннего подъема, еще в темноте.
2.Постоянно ощущался недостаток дров, особенно в условиях плохой погоды, когда была большая необходимость просушить одежду и самим согреться.
3.Часть маршрута от Соснового до Сарн подходит больше для прохождения в мае-сентябре.
4. Сложных и опасных порогов и перекатов на реке нет. И все же двухместная байдарка предпочтительнее трехместной
5. Обилие населенных пунктов на реке позволяет не брать с собой большой запас продуктов.
6. По этой же причине вода в реке грязная – после каждого поселка или города река получает порцию неочищенных сточных вод.

Скачать карту маршрута

( от Мирополь до Сосновое, в 1 см - 2 км, gif 402 Кб - 150dpi - zip)