Река Сясь 

06.09.17 – 12.09.17

Состав группы: Алексей Викторович Козлитин, анестезиолог из БСМП, на «единичке», переделанной из «Таймень-2» , Дмитрий Борисович Анискович, владелец магазина «Искатели приключений», матрос «Таймень-2» и я, Журавлёв В.В., капитан. 

Козлитин Алексей Викторович Дмитрий Борисович Анискович Журавлев Василий Васильевич 

Добирались к точке старта так: Минск – Санкт-Петербург. Затем на метро до Московского вокзала, затем пригородным поездом до станции Будогощь, затем снова пригородным поездом до станции Неболчи. В Неболчи автобусов нет, но есть таксисты, с которыми можно договориться. Но нам повезло: нас подвёз на УАЗике до точки старта Юрий, причём довёз он нас не просто до моста через реку Сясь, как мы планировали, а до хорошего места в лесу, где нам предстояло переночевать, поскольку светлого времени оставалось 30-40 минут

до хорошего места в лесу, где нам предстояло переночевать вода чистая, с красновато-бурым оттенком, берега около 2-2,5 метров высотой, ширина реки 4-6 метров Река спокойная, чистая, завалов нет, берега 2,5- 3 метра, крутые, сильно зарозшие

По дороге водитель рассказал нам о посёлке, местности, реке и в свою очередь поинтересовался, есть ли у нас ружья. Мы, конечно, ответили, что ружей нет, так как мы не охотники. На это водитель сказал, что неплохо бы иметь ружья, чтобы пугать медведей, поскольку развелось их довольно много. Первую ночь снились медведи, но всё равно спали мы хорошо после суток дороги. Первое походное утро принесло заморозки и солнечную погоду и началось со сбора байдарок. Река выглядела так: вода чистая, с красновато-бурым оттенком, берега около 2-2,5 метров высотой, ширина реки 4-6 метров, течение слабое, дно песчаное, береговая линия вязкая и низкий уровень воды в реке. Тут две недели не было дождей, поэтому и уровень воды был как в разгар летней межени. В начале маршрута прошли под старым низкогабаритным мостом. Река Сясь спокойная, чистая, завалов нет, берега 2,5- 3 метра, крутые, сильно заросшие. На втором километре прошли деревню Подберезье, прошли маленькую шиверку, а в деревне Раменье преодолели каменистую плотинку. С пятого километра начались завалы. Спасало нас то, что река узкая, а берега высокие и крутые, поэтому упавшие деревья часто позволяли нам протиснуться под ними. Хуже было, если деревья падали вдоль реки, собирая на себе всякий плавучий хлам. В этом случае работали пилой и топором. «Чистый» обнос в первый день был один.

В этом случае работали пилой и топором Река Сясь, чистый обнос в первый день был один.

Под вечер начал моросить дождик и мы стали искать место для стоянки. Надо сразу сказать, что место для стоянки найти было сложно, поскольку берега высокие, крутые, сильно заросшие, а на берегах густой сырой лиственный лес с примесью елей. Когда мы устали от преодоления завалов, сырости и дождя, обнаружили искусственную полянку, частично засаженную овсом, а также с интересной кормушкой, которая была представлена прочной пластиковой ёмкостью, заполненной горохом и кукурузой. В стенках ёмкости были проделаны отверстия диаметром 2 см, через которые корм будет высыпаться, если зверь будет катать её по земле. А, чтобы зверь не укатил кормушку в реку или не утащил её с собой, она была прикреплена металлическим тросом к бревну. На краю поляны стояла высокая деревянная вышка с прочной будкой наверху. В этой будке могли без труда разместиться на ночлег три человека.  Мелькнула мысль остаться на ночлег в этой будке, но на поляне было множество свежих медвежьих следов, которые ни с чем не перепутаешь. Вынуждены были пойти дальше, но с этого момента стали обращать внимание на свежие следы на прибрежном песке и были слегка встревожены тем, что медвежьи следы стали попадаться регулярно.  В этот день удалось пройти 10 км. Остановились на узкой полоске, заросшей высокой травой, с одной стороны край берега, с другой густой ельник.

  ктокто

Второй день похода. Характер реки существенно не меняется: берега становятся немного выше, с обеих сторон высокий непролазный лес. Сохраняются завалы, некоторые требуют времени и сил для прохождения.

 

Нас обычно выручал Алексей, который на своей маневренной «единичке» уходил вперёд и к подходу нашей байдарки часто успевал обеспечить проход в завале. На 15-м километре обнос непроходимого завала. С 22-го километра лес становится меньше, появляются просветы, иногда лес отступает на 100-150 метров, местами берег становится более пологим, появляются песчано-глинистые пляжи, но берега остаются неудобными для стоянки. Особенно неприятна была вязкая береговая линия. Когда разгружали байдарки, ноги проваливались в жидкую глинистую грязь сантиметров на 20-30, поэтому на привале делали небольшой причал, чтобы удобно было подойти к воде, чтобы набрать воду, умыться и загрузить лодки.

Допускаю, что весной, когда выше уровень воды и затапливается вязкая береговая линия и можно выходить сразу на твёрдую часть берега, когда нет травы, а деревья в лесу голые, можно без труда найти неплохое место для стоянки, но сейчас у нас были затруднения. Надо сказать, что полосы прибрежного песка на обрывах и на пляжах являлись своеобразной контрольно-следовой полосой, на которой мы, едва ли не на каждом повороте, регистрировали следы выдры, лося, волка, медведя. Конечно же обилие следов медведя нас напрягало. Постарались найти место для ночлега на относительно открытом участке, где не было следов медведя.

 В этот день прошли около 17 км. Вечером выпили за дружбу с медведями. Конечно, мы понимали, что медведь обычно уклоняется от встречи с человеком, но мы также знали, что ночью медведь, может прийти в лагерь, привлечённый запахом продуктов. Очень не хотелось, чтобы мишка залез в палату и начал её потрошить, поэтому гермоупаковки с продуктами оставили на всякий случай вне палатки.

Третий день. Река постепенно меняется, очищается от завалов, появляются камни, берега становятся более пологими и даже появляются места для стоянок, и это был уже плюс по сравнению с первыми днями. Казалось, что и река и лес становятся ещё более красивыми. Постоянно ловили себя на мысли, что природа совсем не такая, к какой мы привыкли. Нас буквально завораживали необычайно огромные и стройные берёзы, огромные осины, необычные для нашего глаза ели с обвисшими седыми «лапами». Всё это было вперемешку со старыми поваленными деревьями и украшено пышными рябинами и джунглями огромных папоротников. Подлесок был почти везде очень густой, а трава высокая, что исключало возможность свободно передвигаться по лесу. Стоило забраться в такую глушь, чтобы всё это увидеть. Вот так мы целый день и в этот и в последующие дни восторгались и любовались лесом, но восторги наши сразу прекращались в тот момент, когда надо было выбрать место для ночлега. В средине этого дня нам встретилось несколько перекатов и даже небольшой порожек.

 Ещё целая серия небольших и мелких шивер и порогов встретилась нам в конце 5-го десятка километров. Препятствия были несложные и неопасные, проходили их без предварительного осмотра. Неприятно было то, что из-за низкого уровня воды приходилось периодически натыкаться днищем байдарки на камни или застревать на каменистых мелях. Эта серия порогов и шивер носит название Костринских порогов. Нет сомнения, что при более высокой воде пороги и шиверы будут более интересными. Остановились в конце длинного порога, пройдя за день чуть более 30 км. Немного о скорости течения. В чужих описаниях маршрута отмечалась высокая скорость течения реки. Но это было при прохождении реки в мае, а в нашей ситуации мы отметили именно низкую скорость течения реки на спокойных участках и только на порогах и шиверах скорость возрастала.

Четвёртый день. Прошли устье устье Воложбы (82 км). Тут довольно приличный, но скрытый под водой порог, проявляющийся мощным и быстрым течением. Сильное течение сохраняется ещё не менее километра. С окончанием Костринских порогов река становится спокойной. На берегах появляются рыбаки и деревни. В этот день у нашего навигатора произошёл непонятный сбой. Мы решили считать километраж с нуля от моста в деревне Новоандреево. От моста мы прошли 4,5 км и остановились на правом берегу, поскольку начинало темнеть. Я уже говорил, про трудности в выборе места ночлега, а, забегая вперёд, добавлю, что трудности эти встречались нам каждый день. Все отрицательные характеристики, которые могут быть у мест для привала, присутствовали в полном объёме: вязкая береговая линия, крутой и скользкий берег, высокая трава, густой подлесок, неровная поверхность почвы, часто бурелом. Для полноты картины нужно добавить ещё комаров и ежедневный дождь. Хорошо, что группа у нас была маленькая и некапризная, и нас устраивал даже небольшой ровный участок. Правда, нам приходилось ещё выбирать место, где не было медвежьих следов. Был, конечно, и положительный момент – изобилие дров. Разумкктся, встречались и относительно неплохие места, а однажды даже оборудованная стоянка, но всё это было некстати.

Пятый день. Ночевали в жутковатом месте. 

 

При швартовке ноги проваливались в грязь, при подъёме на берег скользили по глине, пришлось даже ступени делать. Ночевали на небольшом твёрдом островке среди кустов и поломанных деревьев к тому же ещё и дождь пошёл. Только с дровами проблемы не было. Весь пятый день мечтали только об одном: красивый и удобный для высадки берег, сухой сосновый лес, к какому мы привыкли в Беларуси, и ночлег без дождя. Основания для такой мечты были: в одном из отчётов была обещана хорошая стоянка перед устьем Тихвинки, но до этого места нужно было пройти около 50 км. Практически весь день тупо работали вёслами и для того, чтобы дойти до хорошего места и для того, чтобы ликвидировать отставание в графике движения. Река Сясь спокойная, берега однообразные и для ночлега очень неудобные. Проблемы со стоянками прежние: грязная и топкая береговая линия, заросшие и неудобные берега, сырой лес. Некоторое разнообразие в дневной маршрут внесли деревни и дачные поселки перед железнодорожным мостом. Ни пешеходного, ни автомобильного моста тут нет, поэтому жители переправляются через реку при помощи маленьких паромов или при помощи натянутых над водой тросов (что-то вроде простейшей канатной дороги). Уже в сумерках дошли до того места, где ночевала группа, в отчёте которой место значилось как неплохое. Нам так не показалось, но выбора у нас не было.

Уже в сумерках дошли до того места, где ночевала группа, в отчёте которой место значилось как неплохое. Река Сясь

Шестой день. С впадением Тихвинки река стала значительно шире. По-прежнему неудобные берега, только напротив станции Валя, которую за деревьями не видно, есть ровный террасированный твёрдый берег и неплохой выход, правда берег существенно загажен. Встречаются относительно неплохие места и по правому берегу. За деревней Кудрево река разливается, образует острова, мелкие шиверы и даже один порожек. Потом река суживается каменистой грядой, с правого берега. В этом месте тоже образуется порожек и довольно удобный выход на каменистый низкий берег или перед порогом, или ниже порога, в улове.

Потом река суживается каменистой грядой, с правого берега. В этом месте тоже образуется порожек и довольно удобный выход на каменистый низкий берег или перед порогом, или ниже порога, в улове.

Берег твёрдый, полого поднимается вверх и наверху образует ровную площадку удобную для ночлега. По местным нормам место хорошее, удобное и красивое. На 85-м километре несложный двухкаскадный порог. Ещё один порог у деревни с одноимённым названием - Порог. Высадились ниже деревни на берегу, вытоптанном рыбаками. Неудобная швартовка, но берег пологий и наверх идет тропа к ровной площадке на лугу, где мы и остановились на ночлег, пройдя за день около 40 км.

Седьмой день. На 104-м километре еще два порожка, а между ними удобный для высадки и привала берег. Всю оставшуюся часть дня с нетерпением ждали окончания маршрута. Перед Колчановым прошли несколько больших и красивых перекатов. Впрочем, при высокой воде их, вероятно, не будет заметно. Остановились в удобном месте прямо в устье реки Лынна, пройдя немного менее 30 км. Всего пройдено 214 км. Здесь у нас была последняя ночёвка. До станции около 400-450 метров, надо только подняться по тропинке вверх и идти дальне, прямо, никуда не сворачивая к остановочному пункту, где останавливаются электрички, идущие в Волхов и далее в Санкт-Петербург. Наша электричка уходила в 07.23. Билеты продаются в поезде и целесообразно брать их сразу до С-П, чтобы не терять время в Волхове при пересадке.

В заключение хочется сказать, что мы нисколько не жалеем и довольны маршрутом, просто нам не повезло с уровнем воды. Весной, когда уровень воды выше, будет затоплена вязкая береговая линия, что облегчит швартовку и выгрузку. Весной также не будет высокой травы и листьев на деревьях, что улучшит обзор и облегчит поиск места для стоянки. Безусловно, и пороги будет проходить легче. Наш вариант прохождения маршрута был достаточно утомителен, поэтому наш сдержанный и спокойный Алексей подвёл итог так: « Если бы фюрера кто-нибудь сводил до войны в поход по реке Сясь, то он со своим блицкригом к нам даже не сунулся».

Если у Вас есть склонность к мазохизму и вас не смущает обилие медвежьих следов, рекомендую пройти речку Сясь, но, на всякий случай, возьмите с собой петарды и фальшфейеры.

В. Журавлёв