Река Шелонь


Псковская и Новгородская область
г. Дедовичи - г. Сольцы 138 км
Июнь 2011 г.

Несомненным достоинством и основной причиной, пробудившим мой интерес к маршруту, было удобство подъезда к начальной точке маршрута из Минска и такое же удобное возвращение из конечной точки.
В 4 часа 21 минуту высадились на станции Дедовичи. Пока шли от станции к реке Шелонь, посёлок произвёл впечатление жуткого захолустья. Кратчайший путь до реки составил около километра. Первое впечатление от реки такое, что это не река, а старица, поскольку течения в ней практически отсутствовало. Ширина реки в начале маршрута 30-40 метров. Через 2 км реку на три четверти перегородила песчаная отмель, в этом же месте брод, пологий луговой берег, где мы сделали привал для завтрака. Дальше река такая же широкая, течение в ней угадывается с трудом, встречаются песчаные пляжи. Берега голые, окаймлённые полоской ивовых кустов и деревьев. Прошли около 10 км и остановились у полуразрушенной плотины. Хорошо сохранились опоры плотины, промежутки между которыми завалены камнями, сквозь нагромождения камней течёт вода. Все три пролета непроходимы, но обнос, к счастью, не понадобился: сделали частично проводку, частично перенос лодок и снаряжения без выхода на берег.

Река Шелонь Река Шелонь Река Шелонь

За плотиной река стала немного уже, берега поднялись до 5-6 метров, появились мелкие перекаты и галечные отмели, но течение всё равно слабое. На 17-м километре автомобильный мост, перед мостом мелкая шивера (проводка). Ниже моста часто встречаются песчаные и галечные пляжи с пологими выходами на берег, но хороших мест для стоянки нет. В русле реки часто встречаются песчаные и галечные мели, из-за чего приходится делать проводку. Лесов на берегах нет. Прошли 26 километров и остановились на ночлег на большом песчаном пляже, отделённым от основного берега зарослями кустов.

Река Шелонь Река Шелонь, стоянка

Метрах в 500 ниже по течению на берегу лес, откуда мы привезли дрова. Остановиться на привал в этом лесу невозможно из-за плохих выходов, неровного заросшего берега и обилия комаров. На 28-м километре красивое место. Справа на большом полуострове пляж, за ним ровная поляна, растут большие деревья. На 29-м километре справа впадает река Белка. После впадения Белки река Шелонь становится значительно шире. На правом берегу густой смешанный лес, но мест для стоянки нет. На 31-м км слева глубокая старица, немного ниже по левому берегу деревня. На 34-м километре каменная насыпная плотина, которая образовала порог.

Река Шелонь На 34-м километре каменная насыпная плотина, которая образовала порог. На 34-м километре каменная насыпная плотина, которая образовала порог.

Порог несколько странный, поскольку не образует ни одного слива и ни одной струи, по которым можно пройти на байдарке. Вода только частично перекатывается через насыпь камней, а основная масса воды уходит в промежутки между камнями. По обоим берегам хорошие выходы на берег в виде песчаных пляжей. Если понадобится обнос, то делать его лучше по правому берегу. Нам удалось сделать проводку, убрав предварительно несколько камней. Возле этого порога можно найти место для стоянки. Ещё места для привала можно найти в конце 36-го и на 37-м километре. На 38-м км деревня Стрешница, перед ней каменная гряда. Ниже деревни впадает река Красивая, выход каменных гряд, перегораживающих реку, множество крупных камней в самой реке и на берегах, что оживляет вид реки, хотя сама река остаётся медленной и ленивой. При хорошем течении и таком обилии камней река должна была бы бурлить, образовывать перекаты, быстрины, а эта как будто заснула. Многократно убедились в том, что медленное течение тоже может представлять опасность: крупные и мелкие камни, находящиеся в 5-10 сантиметрах ниже поверхности воды не образуют бурун, который бывает над подводными камнями при хорошем течении. Даже после того, как мы привыкли к этому явлению, мы многократно натыкались днищем байдарки на такие камни на протяжении всего маршрута. На 40-м километре слева каменистая отмель, по которой стекает ручей, пологий выход, тут же тропа, которая ведёт наверх. Правда, слышен шум дороги, но не так много пригодных для стоянки мест, чтобы это место не отметить. На 41-м километре брод и удобный выход на берег. Около брода выход очередной каменной гряды, за которой начинается мелкий перекат. За перекатом начинается участок, похожий на водохранилище: ширина реки 70-80 метров, течение не прослеживается, берега довольно крутые и высокие, густо заросшие кустами и лиственными деревьями. 45 км – справа спускается в речку каменистая насыпь, а чуть ниже песчаный пляжик и удобный выход на пологий берег. На 46-м километре справа родник с минеральной водой, которая стекает в реку по каменистой насыпи цвета ржавчины. На берегу вдалеке карьер, где добывают известняк. Это место можно считать началом города Порхова. На 50-м километре плотина и неработающая ГЭС. На плотине три слива, средний слив закрыт шлюзовой заслонкой, а через два крайних течет вода десятисантиметровым слоем. Если бы уровень воды был сантиметров на 15 выше, то можно было бы без проблем пройти на байдарке, но нам пришлось сделать проводку.

На 50-м километре плотина и неработающая ГЭС На плотине три слива, средний слив закрыт шлюзовой заслонкой

Через 500 метров река перегорожена небольшой каменной грядой, тут же выход на берег к подножию крепостной стены. Совместили обед с экскурсией в крепость.Немного о крепости. Город был основан князем Александром (который потом стал Александром Невским) в 13-м веке, как российский форпост. С тех пор городу и крепости пришлось неоднократно отстаивать независимость русской земли от посягательства литовских и польских войск сначала в составе Новгородской республики, а затем в составе Московского княжества. Порхов считался одной из 12 главных крепостей Русского государства. К сожалению, на экскурсию по городу и его музеям у нас не было времени. Мы осмотрели только крепость, которая сейчас находится, мягко говоря, не в лучшем состоянии, но всё равно производит неплохое впечатление. Это понятно: для реставрации такого объекта нужны огромные средства, которых просто нет ни в городе, ни в области. Я видел много полуразвалившихся памятников истории, непременным атрибутом которых были свалки мусора, запущенность, тупой вандализм и варварское использование сохранившихся построек не по назначению. В Порхове, к счастью, не так. С удовольствием замечу, что в Порховской крепости чувствуется уважение к истории со стороны городских властей и жителей города. Внутри крепости полный порядок: работает церковь, музей, создано что-то вроде маленького ботанического сада. И никакого мусора, и никаких проявлений вандализма.

Совместили обед с экскурсией в крепость Порховская крепость Порховской крепости работает церковь

В черте города Порхова преодолели три каменных гряды, и все вброд. На 53-м километре в реку идёт сброс канализационных вод, которые, судя по запаху, никто и не собирался очищать. Тут же река превратилась в зловонную клоаку. Понадобилось сделать ещё 2 проводки через каменные гряды, хорошо, что удалось провести лодки на бечеве, стоя на берегу и не входя в воду. На 56-м километре скорость течения возрастает, река украшается камнями в воде и по берегам, но при этом угнетающе действует зловоние, которое висит над рекой. Вода в реке мутная, камни осклизлые в воде колышутся многочисленные омерзительного вида слизистые образования жёлтого цвета. Прибрежная галька и торчащие камни покрыты коркой серого налёта. При виде такой реки возникает чувство горечи и недоумения. Как может какой-то занюханный городишко с населением 12 тысяч так засрать реку? Непонятно, почему люди борются против «парникового эффекта», оберегают озоновый слой, переживают из-за таяния ледников в какой-то далёкой Гренландии, протестуют против чего-то такого, что никто не видел и, в то же время, так бездумно и легко уничтожают то, что их окружает, то, чем они живут и чем пользуются в своей жизни каждый день. Куда попрятались многочисленные должностные лица и организации, которые должны пресечь явление, имя которому – экологическое преступление? Правда, тогда нас больше волновали не глобальные проблемы, а простой вопрос: «как переночевать на такой реке и где взять чистую воду?». Надежда была на обозначенные на карте притоки, в первую очередь на левый приток, реку Уза. Действительно, на 59-м километре мы достигли места впадения реки Узы и вошли в её устье. В этом месте есть хороший выход на берег, галечное дно, чистая вода, а на берегу оборудованная стоянка. На самой Узе в 50 метрах от устья кто-то перегородил русло каменной плотинкой, из-за чего уровень воды поднялся на полметра, и образовалась красивая и удобная купальня. Это было как раз то, что нам нужно, тем более, что температура воздуха была под 30 градусов.

на 59-м километре  На самой Узе в 50 метрах от устья кто-то перегородил русло каменной плотинкой

Дальше река немного суживается, но течении слабое. В реке много камней, в том числе и подводных, на которые мы иногда натыкаемся. Характер берегов не меняется: берега остаются заросшими, крутыми и непригодными для стоянки. На 60-м километре очередная каменная гряда и перекат. На 66-м километре слева приток, недалеко деревня Демянка. Построили из камней плотину в устье притока, подняли уровень на полметра, получилась купальня (не купаться же в вонючей Шелони).

Построили из камней плотину в устье притока подняли уровень на полметра получилась купальня

На 73-м километре зашли в устье ручья, на галечной косе развели костёр, пообедали. Дальше река снова широкая, неинтересная, мест для стоянки практически нет. На 80-м километре река снова прорезает каменную гряду, делится на рукава, образует многокаскадный порог. Кое-где удалось пройти, скребя днищем по камням, а в остальных местах – проводка. 83км – прошли приток слева, в устье притока пляж. Удобное место для стоянки, но очень много людей. За этим местом очередная каменная гряда и мелкий порожек.

За этим местом очередная каменная гряда и мелкий порожек

На 84-м километре прошли порог не выходя из байдарки. 86 км – подвесной мост между деревнями Отоки и Заполье. 91- километр – деревня Сухлово. 92 км – мост, ниже моста порог, на пороге галечный пляж, но и тут из-за близости деревни и дороги много людей. Потом ещё один мелкий порог и перекат. Встречаются выходы известняковых пород, много камней в воде и на берегу. Остановились на ночлег на 100-м километре на левом берегу. Хотя место и не очень красивое и трава высокая, минимум удобств есть: удобный выход на берег, ровная терраса для палаток и дрова поблизости.

Остановились на ночлег на 100-м километре минимум удобств есть: удобный выход на берег, ровная терраса для палаток и дрова поблизости

101-й километр. Красивый порог, за ним перекат. Террасированный берег. За поворотом ещё один порог. Есть места для ночлега. Этот участок один из самых красивых на маршруте. Cо 104-го километра берега становятся голыми, луговыми, только кое-где к воде подходят деревья. 108-й км - справа приток и деревня, ниже деревни река прямая, широкая, до 70-80 метров. 114 км – порог, справа приток и есть места для высадки на берег, но рядом деревня. 115 км - слева впадает Ситня, удобная швартовка, но нет дров. 118 км – слева удобный выход и место для стоянки, тут же начинается порог: река распадается на несколько рукавов, которые петляют среди травянистых островков. На самом пороге справа тоже есть место для высадки и стоянки. 119 км - гидрологический пост, затем деревня Рельбицы, перекат. 125 км – очередной порог, а за ним высокий обрывистый берег, а в основании берега выход известняковых пород. Берег сложен из ровных известняковых плит. Ещё два порога на 130-м и 131-м километре.

Ещё два порога на 130-м и 131-м километре

Высадились для ночлега под ЛЭП на левом берегу, в этом месте пологий выход на берег, образованный выходом известняка, вверх идет тропинка на ровную террасу, недалеко деревня. На 133-м километре прошли железнодорожный мост, за мостом перекат. На 134-м километре подошли к посёлку Сольцы. Слева террасированный берег с удобной швартовкой. Почти на 138-м километре высадились перед автомобильным мостом на левом берегу. В 300 метрах рынок и автовокзал. С автовокзала на железнодорожную станцию ходит автобус.

Журавлёв В.В.
Фото – Козлитин А.В.