Сергей Заболотный

Кольский, 53 дня

Не знаю много это или мало. Но они были.
Трудно пересказать все то, что со мной произошло за это время. Был солнечный Питер, были злющие комары на Умбе, был туманный Терский берег Белого моря, гостеприимный Мурманск, поражающее своей суровостью и мощью Баренцево море, таинственное и прекрасное Сейдозеро. Был Кировск со снежными вершинами Хибин. Были мощные пороги рек Кутсайоки, Тунтсайоки….
Но обо всем по порядку:
Мной, в связи со сменой работы, была задумана экспедиция на Кольский полуостров. План был такой: сплав по реке Умба (руководство), затем путешествие по интересным местам Кольского и на десерт сплав 4 кс по рекам Тунтсайоки, Кутсайоки, Тумча (участие).
Вначале я отправился в Питер, чтобы в очередной раз насладиться красотами этого города. В Питере я пробыл три дня. Там я встретился с двумя участницами похода (Аня и Людмила) и мы вместе поехали в Апатиты. Остальные минчане поехали на прямом поезде Минск-Мурманск.
Организацию сплава по реке Умба я взял на себя. За несколько месяцев поиска мне, как после оказалось, удалось собрать дружную и интересную компанию. Маршрут, несмотря на сложности, был пройден с песнями и шутками. При подготовке основной проблемой было рассчитать маршрут по дням. Одни писали, что за 10 дней прошли, другие за 5 дней, третье вообще 15 дней где-то там ходили. Я предлагаю свой график движения со стоянками. Может кому и сгодится.

Умба, Сейдозеро, Белое море, Баренцево море, Кировск, Тунтсайоки, Кутсайоки.
Техническое описание Умба >>>>

фото Умба

Верхнее Капустное озеро. На горизонте Хибины. Порог Разбойник. Остров на Канозере. (второй. Стоянка на южном крае) Икра горбуши

Остров на Канозере. (второй. Стоянка на южном крае)  Канозерский порог. Сидим на бочке. Минуты две жевала, а потом выплюнула. Прошли порог раз 15-аж задолбались кат по камням на верх таскать.   Порог Падун

Далее: Нас завезли на Белое море (ручей Лодочный) и простояли там до 13.07.

Терский берег Белого моря. Мыс Корабль.   Белое море Терский берег Белого моря. Мыс Корабль.  По дороге с Варзуги на Умбу пересекали полярный круг.

Доедали хавчик (а его очень много осталось) и добывали камни. На мысе Корабль раньше велась добыча полудрагоценного камня Аметист. И мы кое- что нашли. Все поехали домой с полными рюкзаками камней. К нам каждый вечер приходила лиса и мы её кормили. На обратном пути сделали круг на село Варзуга. Там стоит памятник деревянного зодчества 16 века - церковь без гвоздя (была когда-то, а теперь наколотили). Ее реставрируют и она вся в лесах. Все так прониклись, что забыли ее сфоткать. Кстати, в Варзуге до сих пор нет ни электричества ни мобильной связи. Только дизель-генераторы. А вы говорите двадцать первый век. Там все по старинке. А до цивилизации километров сто двадцать всего.

Приехав в Кандалакшу, все стали разъезжаться. Рюкзак с катом и другим сплавным снаряжение оставил у одного мужика в гараже. Жаба задушила пятьдесят баксов за камеру хранения выкладывать. Со мной остались две девчонки: Маша и Мила - наш путь лежал в Мурманск. Отдыхая в прошлом году на Соловках мы познакомились с Пашей и Анастасией. Они родом из Мурманска. Вот мы и решили их навестить. Приняли нас душевно. Мы много гуляли, общались. Был случай, когда присели отдохнуть на речном вокзале и нечаянно заснули - наш катер уплыл. Пришлось на Абрам мыс, с которого весь город как на ладони видно, другой раз ехать. Надвигался мой двадцать пятый день рождения. Решено было его отметить на Баренцевом море. На машине мы доехали до Териберки, а дальше пешком до моря. Кстати, сразу приехали на автовокзал за билетами на рейсовый автобус – но нам отказали, мол типа нет пропуска в погран зону. Но мы решили рискнуть – Паша позвонил знакомому и он нас на восьмерке завез туда. Обратно забрать отказался. Там 80км идеально гладкой асфальтной дороги, а дальше 40 км максимум на третьей передаче – грунтовка с большими ухабами. Все видели тундру первый раз и были поражены отсутствием какой-либо растительности. Один мох, камни и маленькие кустики. Как полные чайники разводили костер 2 часа. Был дождь, не было дров- отличный день рождения!! (Было еще шампанское и бутылка Карелочки).

Баренцево море Баренцево море Баренцево море Залив, где ночевали

На ночь остановились в заливе, а утром полезли через небольшие горы к открытой воде. Впечатления незабываемые. На море был шторм и волны с таким грохотом накатывались на скалы, что с трудом слышали друг друга. Ветер валил с ног. А мысль, что ты находишься на краю света и перед тобой северный ледовитый океан приводила в неописуемый восторг. Потом мы вернулись в Мурманск и Мила с Машей уехали.

Я остался один. До встречи со следующей группой оставалось девять дней. Первым делом решил поехать на Сейдозеро, что находится в центре Ловозерских тундр. Денег оставалось мало и я поехал автостопом. В девять утра я вышел на «ленинградку» и долго-долго шел по ней. Никто брать не хотел. В два часа дня я уже было решил, что если из пяти проезжающих машин никто не заберет, то пойду на электричку. Четвертая машина остановилась и уже в 15.00 я был в Ловозеро. Вообще мне надо было в поселок Ревда, но я решил сделать круг в 38 км, что бы посмотреть музей Кольских саамов. Кстати, билетерша обрадовала, сказав, что совсем недавно в музей приезжали Белорусы – я потом уже заметил белорусские деньги, оставленные в копилке на поддержание музея. В 16.50 я был в Ревде. Зашел еще в один музей. Хороший музей и интересный. Там даже была точная копия Ловозерских тундр в масштабе и еще много чего интересного, например изба Кольского саама шестнадцатого века. Где они ее откопали? Выйдя из музея, я направился в сторону Рудника. Так начался мой путь к Сейду. Мне много рассказывали о магии, окружающей это необычное озеро. О древнем божестве Куйва, проявившемся на скале. О потерявшихся группах. Про найденных замерзших людей в середине лета... То, что случилось со мной дальше, я буду помнить еще очень долго и имеет для меня особое значение.
Выписка из «походного дневника»:
«…Доехал до рудника. Начал подниматься на перевал. Пошел дождь. Опустился туман. Все как в молоке. Дальше трех метров ничего не видно, только смутные силуэты скал. Почти поднявшись на перевал, понял, что дальше идти нет смысла. Время было 18.40. Решил поставить палатку между больших камней в ложбинке и переждать непогоду. Под сильным ветром ставлю палатку и приваливаю ее камнями. Лег. Скатываюсь на одну сторону. Подпираю себя рюкзаком и пластиковыми бутылками. Все время снаружи кажутся какие-то звуки, всхлипы, голоса. Понимаю, что так я не засну и отдохнуть не получится. Принимаю решение собрать палатку и потихонечку двигаться. Иногда порывы ветра разгоняли туман и приоткрывали дорогу. Шел по меткам, видимо сделанных егерями для туриков: на больших камнях были выложены пирамиды из маленьких - сейды. Когда туман сгущался так, что ничего не было видно - я садился и ждал. Когда разгонял-шел. Когда прошел половину спуска появилось такое препятствие как подвижные камни-сыпуха. Наступаешь на него, а он едет и ты падаешь с рюкзаком прямо на камни. А уклон такой хороший. Пока спустился навернулся раз семь, наверное. Поранил руки и коленки. Появились старые друзья-комарики. В долине была тропа. Она то исчезала, то появлялась, то выводила на острые, где голые, а где и покрытые скользким мхом, камни. Заводила в еле проходимые кусты. Причем казалось, что рядом идти лучше, а когда смещался туда - оказывалось, что нет. Через час-полтора такой ходьбы меня снова накрыл туман. Но уже появилась хорошая, заметная тропа. Решил довериться ей. Так как в тумане все одно. Тропинка петляла, то заводя по колено в грязь, то выводила на небольшие ручьи, которые брались только в брод. Но уже было все равно. Часы пропикали одиннадцать. Двенадцать. А озера все не было. Мокрый рюкзак резал плечи. Ноги спотыкались о каждый камень, ныли порезы и ссадины – но очень хотелось дойти до озера и заснуть часов на двадцать. Тропа стала уходить на подъем и стало понятно, что не туда она меня ведет. Я потянулся за картой – а нет ее. Где-то зацепилась и отстегнулась от рюкзака. Весело: мокрый, голодный, заблудившийся, без карты в центре Ловозерских тундр. В голову полезли самые нехорошие мысли. Уже шел пятнадцатый час как я на ногах. В два часа ночи скидываю рюкзак и поднимаюсь на ближайшую возвышенность. Ничего не видно - туман все скрыл. Понимаю, что до Сейда не дойти. Ставлю палатку и моментально отрубаюсь.
25 день похода (19.07):
В шесть утра просыпаюсь от яркого света. Светит солнце. Но сил подняться нет и отрубаюсь до девяти. Утром поднимаюсь на холм и вижу, что тропинка завела в другой каньон. Сейд остался далеко позади. Разворачиваюсь и иду назад. Погода хороша. Солнышко. Через два часа ходу вижу скалу с которой начинается Сейд (где Куйва изображен). Но тропа опять начинает уводить в другой бок. Решаю идти напрямую. Иду час. Два. Уже кажется, что лес вот-вот расступится и появится озеро, но его все нет и нет. Как будто Куйва играет со мной. Друзья из Мурманска рассказывали историю, что Куйва может не пустить к озеру. Будешь день-два ходить, а на озеро так и не выйдешь. Я понимаю, что опять потерялся и уже, кажется, полностью. Вроде нашел какую-то тропку и иду по ней. И вдруг, слышу такой громкий «БУЛЬ» и треск сучьев.Поднимаю голову и вижу убегающих двух медвежат метрах в 30. Понимаю, что громкий «БУЛЬ» произвела медведица, прыгнув в ручей. Охренеть можно. Мало того, что потерялся, так еще и медведицу встретил. Достаю топор. Спасти не спасет, а психологически помогает. Но все обошлось. Видно они больше, чем я испугались. А тропа все петляет и петляет, крутит, а выхода нет. Вышел на реку шириной метров 30. Решаю идти по течению вдоль правого берега – она должна в озеро впадать. Тут даже тропинка есть. Иду- иду, а озера все нет и нет. Может опять не туда? Сбрасываю рюкзак и залажу на высокое дерево. Озеро не видно, но, боже мой, ЧУДО!!! Я слышу голоса людей и стук топора. От радости чуть с дерева не свалился. Появилась уверенность. Не чувствуя усталости почти бегу вдоль реки к людям. И вот, наконец-то, река медленно и лениво впадает в озеро. А голоса людей, уже четко, слышны на левом берегу. В брод тут не перейдешь - глубоко. Да и ширина –метров 40. Надо возвращаться назад (вверх) и переходить реку в брод. Это оказалось не так то просто. До середины по колено, а потом резко по грудь или вообще с головой. А водичка то градусов 4 не выше. Талый снег с вершин. От холода ногти на ногах чуть в трубочку не скрутились. Вода обжигала. А на плечах рюкзачок кг так 25-30, и на груди через шею палатка. Не переплывешь. В общем, только на четвертый раз мне удалось перейти реку практически в том месте, где на дерево лез. И то, последних метра три-четыре пустился вплавь по течению, хватаясь за свисающие ветки. Спустя час, я вышел к людям. Жизнь удивительна и не предсказуема: то бьет и кидает в яму, то гладит и возносит до небес. Дальше началась сказка. Четыре дня я провел в компании Александра Михайловича из Апатит, Виталика и Анны из Мончегорска. АМ двенадцать лет подряд приезжает один на Сейд и проводит там сорок дней. Он по профессии психолог – отдыхает от людей. Вот его официальный сайт>>>> . Достаточно независимый и духовно богатый человек. Общаться с ним одно удовольствие. Мы купались, катались на лодке, пережидали дожди в одной палатке, ели оленину, пили грог, пекли блины (Ландерики). Даже не думал, что там будет так здорово. Сейд - удивительное место.

река, впадающая в Сейдозеро. Температура воды 4 градуса.  изображение Куйвы на скале Сейдозеро.На заднем плане вершины Ловозерских тундр Долина Чувруай

Сейд. Под сейдами понимали скалы, камни, пни, стволы деревьев, а также  всякие предметы, которые, по их мнению, обладали волшебной силой. Во как. Кстати, есть Сейды, которым несколько тыщ лет, а есть и современные-туристы баловались Ребята из Мончегорска: Виталик и Аня.  наша стоянка на Сейде. Кстати АМ пробил лодку и хотел ее выбрасывать, но нашлись добрые люди, т.е. Я , и склеили ее. Как новенькая стала. В знак благодарности АМ меня и Аню потом целый день на лодке катал, а там на лодке запрещено-егеря даже есть. Но Михалычу можно . его там каждая собака знает. Кировск. У подножия Хибин озеро Большой Вудиявр

Далее мой путь лежал в Кировск. Там я гостил у Маши. Мы познакомились в Мурманске. Когда я планировал план мероприятий в Минске, то закладывал небольшой походик по Хибинам, но полученная травма колена не позволила мне это осуществить. Я даже сомневался, смогу ли принять участие в сплаве по Кутсе. Вверх по лестнице еле поднимался, а вниз вообще не мог-спрыгивал на одной. Поэтому, в Хибины далеко зайти не удалось. Гулял сколько позволяло колено. В Кировске меня познакомили с одной интересной молодой семьей – Маринка и Костик. Они родом из Москвы, но уже несколько лет живут в Кировске. Здесь им больше нравится. Убежали от Московской суеты. У них есть собака породы Хаски. Классная собака. Очень хочу себе такую, но держать её в квартире - это издевательство над животным. Такие собаки любят простор, а не стены квартир. Также стоит отметить музеи, которые я посетил в Кировске и Апатитах. Таких коллекций камней я нигде не видел. А вот Заполярный Альпийский Ботанический сад оказался полной лажей. Не произвел никакого впечатления. Или я просто в этом не шарю? У Маши было такое же впечатление. Днем я гулял с Маринкой и Хаски по подножиям гор (Мы ходили на Большой и Малый Вудиявр и еще на одно горное маленькое озерцо), а по вечера пил чай и смотрели фильмы Георгия Данелия и Михалкова с Машей. Отдыхал и набирался сил.

Попрощавшись с Кировском и Машей, я поехал в Кандалакшу. Стопом уже не хотелось. Ехал на электричке. Там я должен был встретить группу из Минска и найти бус на заброску. Бус обошелся нам в 3500. А на вокзале везут за 5000 – держат цену. Ну, а дальше начинался сложный поход, зарегистрированный нами как 3 усложненная, но, забегая вперед, скажу, что после прохождения маршрута мы подали аппелацию в МКК и категория маршрута была пересмотрена на 4 (основание: высокая вода и сложность маршрута). Маршрут был таким: Сплав по Тунтсайоки от пос. Алакурти до слияния с Тумчей. Далее подъем против течения 11 км по Кутсайоки (до начала лесовозной дороги). Затем разбор катов, закапывание части снаряжения и раскладки и 40 км пешки до Чертова моста через Кутсайоки. Далее сплав по Кутсайоки с обносом ОБА-НА и МАМАНИ. Ну и на десерт- 40 км по Йовскому водохранилищу. На водохранилище мы связали наши каты в одну галеру и поставили парус. Но ветер оказался строго в морду. Пришлось посидеть на веслах. Плыли мы до Зареченска. А там разбор и сушка катов. Заброска на рейсовом автобусе в Кандалакшу. И, наконец-то, домой!!!

Впечатлений от Кутсы с Тунтсой было хоть отбавляй. Очень динамические реки. Мощные пороги, скалы, порожистые каньоны…. Один минус это толпы групп. Кто раньше встал, тот на лучшей стоянке вечером ночует. Но были и приятные плюсы: у нас в походе была достаточно суровая раскладка (из-за пешки). Например: на восьмерых в кашу банка тушенки, а самой каши по 90 гр. на человека. В суп можно банку, а можно и половину, чтобы вечером в кашу полторы вбросить. По три сушки к чаю, по ложке сахара и к обеду луковица на восьмерых или зубок чеснока, причем не самая большая. Все под счет. Ничего лишнего. А от начала пешки и на Кутсе до схрона, тушняка совсем не было: соя и сало... Так плюсы заключались в том, что мы на стоянках после коммерческих групп находили полные пакеты еды: соусы в стеклянных банках, крупы, майонезы – столько радости было. А еще помогали грибы и ягоды. Встанешь утром с дежурными, соберешь кружечку черники с голубикой - и каша вкуснее.

А пороги чего стоят: Маманя, Оба-на… Ну, Оба-на хотелось пройти, да руковод не пустил. Ему виднее. А все остальное очень даже весело. Хотя, признаюсь, к концу похода я стал равнодушным ко всем этим порогам - видно устал. Да и домой хотелось к родным и близким. Дни считал до поезда. Так что может и не прав был Владимир Семенович, когда пел: «..в суету городов возвращаемся мы, просто некуда деться….» Ну так хотелось в суету, в тепло, в сухое и чистое – все-таки 53 дня это маленький передоз. Хотя есть идея годика через три что нибудь «эдакае веселенькае» замутить. Урал, Байкал, Алтай….столько всего интересного на земле…

Фото на старте реки Тунтсайоки. Впереди суровая четверка. Тунтсайоки. п. Яма п.Яма. Москвичи в свече баня на Кутсайоки на впадении Красненькой (карельский Башкаус)

пешка в верховья Кутсайоки Кутсайоки. Малый каньонный порог

Кутсайоки. Обнос Мамани система озер в верховьях Кутсайоки Сомнительный Водопадный порог. Кутса

Вот так вот прошло мое лето.

Особенно хочется отметить, что за весь поход мне не встретился ни один плохой человек. К примеру, в прошлом году в Карелии нам продавали в Кеми кипяток и требовали деньги за провоз небольшого рюкзака в рейсовом автобусе, когда он ехал совсем пустым. Кроме нас никого. Вобщем, портили впечатление. Ну а в этом году я был удивлен: когда я ехал на Ревду, был участок, где машины редко ездят (трасса не основная). Так один военный сделал круг в км 60, чтобы завезти меня на оживленную (Оленегорск-Заозерск) трассу. На вопрос: «Как я могу вас отблагодарить?» махнул рукой и пожелал приятного отдыха. А ребята, что были на Сейде: парень с девушкой из Мончегорска и мужчина из Апатит - приняли как своего. В Ревде захотел принять душ. Нашел гостинцу и спрашиваю: «Сколько будет стоить?» Меня бесплатно пустили в душ, дали мыло, полотенце. Даже спросили: «Может надо что постирать или погладить..» А после душа усадили пить чай с бутербродами. Я был в шоке от такого. В Умбе, когда ребята спросили у бабушки, где тут позвонить можно. Она сказала, что сейчас ниоткуда не позвоните. Пойдемте от меня позвоните и чаю попьем. «Бабушка, нам в Беларусь звонить». А она: «Ничего страшного, зато мамы не будут волноваться как вы и где». Также было и в Зареченске на турбазе – с сотового телефона (наглеть не стал и отправил смс). А тот рыбак, что нам на берег с лодки выкидывал горбушу – там все офигели…. Вобщем, таких случаев было очень-очень много… И от сурового заполярного Кольского полуострова остались только теплые и светлые впечатления.