Река Беседь - Сож

Маршрут по р. Беседь (от Белынковичей) и р. Сож (до Гомеля) Протяженность 215 км.
Время: июнь 2007 г.

Давней моей мечтой было пройти по зоне отселения. Всегда есть что-то таинственное в тех местах, где когда-то жили люди. Увидеть загаженную людьми природу можно на каждом шагу, а хотелось посмотреть, как живет природа без людей. Выбор пал на маршрут по Беседи. До похода о реке Беседь мы знали только то, что написано в энциклопедии. «Русло сильноизвилистое и разветвленное, ширина 15-20 м в верховье и 30-40 м в нижнем течении, на отдельных участках до 100 метров. Долина реки изрезана старицами и притоками, местами заболочена. Берега крутые местами обрывистые. 20% территории бассейна реки покрыто лесами. Расход воды в устье 28,4 куб.м/сек». (для сравнения: Птичь - 45,6, Щара – 37,7, Свислочь – 40-50) .

Средством передвижения по маршруту были две байдарки «Таймень-2». Для радиационного контроля взяли с собой дозиметр. Предварительный расчет километража осуществляли с помощью компьютерной программы OZI EXPLORER. Контролировали пройденный километраж по показаниям GPS. По предварительным расчетам километраж составил 205 км, по окончательным – 215 км. Разница между расчетным и пройденным расстоянием объяснялась неточностью измерения при помощи электронной карты. Эта разница составила приблизительно 4,5% , причем была максимальной в первые два дня (+10%).

Поезд Гродно-Белынковичи домчал нас за одну ночь до конечной станции. После столичной суеты станция поразила нас тишиной и почти полным отсутствием людей. Радиационный фон (в дальнейшем РФ) на станции и прилегающей территории оказался в пределах 20 микроЗивертов/час (мкЗв/ч). Предстояло добираться до Беседи около 3 км. Рейсовых автобусов не было, попутного транспорта тоже. Местные сказали, что в будний день машины бывают, но сегодня была суббота. В ожидании транспорта дежурили возле магазина. К открытию магазина стали подходить люди, среди которых было немало человекообразных существ в неопрятной одежде с синеватыми лицами и красноватыми глазами. Из транспорта удалось найти только трактор «Беларусь», гордость отечественного машиностроения, с навесным плугом и трезвым трактористом. Непосредственно на плуг были уложены и привязаны рюкзаки и лодки. Я сел рядом с трактористом, а остальные пошли пешком. Так мы еще не ездили. Правда, был и другой вариант доставки снаряжения. Можно было бы послать одного человека в поселок Белынковичи, по окраине которого протекала река, а он нашел бы транспорт и вернулся бы за снаряжением на станцию.

1-й день похода.

Лодки собирали на лугу ниже автомобильного моста (недалеко есть магазин).
Река 15-20 метров шириной, неглубокая, дно песчаное, твердое. Берега луговые, по берегам периодически попадается ольшаник, дубы, иногда сосновый лес.
РФ на реке 6–9, на берегу 9–14мкЗв/ч.
9,7 км. Прошли нефтепровод «Дружба». Река стала значительно шире, лес отступил.
10-20 км. Луговые берега, периодически появляется лес. Есть места для привала. На реке деревни Колодливо и Дуброва.
20-25 км. Река широкая, иногда делится на рукава, много стариц. Леса на берегу нет, но твердый берег с удобным выходом встречается.
РФ на реке 6-8, на берегах 9-11 мкЗв/ч.
25-27 км. По берегам заросли ивы, ольхи. Мест для привала нет.
27,8 км. Брод. На правом берегу родник. Можно найти место для стоянки в некотором отдалении от реки. РФ 17-20. Дальше до автомобильного моста (д. Прудок) мест для стоянки нет. Остановились на 30-м километре на левом берегу. Пологий обрывчик 1,5 метра высотой. Берег луговой, но кое-где есть кусты и деревья, а с ними и дрова. РФ на берегу 30-50, а чуть дальше, в низинах и кустах до 98 мкЗв/ч. Выбрали участок для палаток с РФ 30-34. За день прошли 33 км

2-й день похода.

Идем по зоне отселения.
На 34-м и 36-м км Беседь подходит левым берегом к песчаным обрывам, наверху сосновый лес. Проходим нежилые деревни Заречье и Хотимск. Никаких следов пребывания человека нет, и только одиночный столб на берегу и старые сваи в воде говорят о том, что когда-то здесь жили люди. РФ на воде 10-11. Берега местами луговые, местами заболоченные, много кустов. Иногда можно найти выход на берег, но хороших мест для привала нет.
На 47-м и 48-м километре река левым берегом подходит к сосновому лесу на обрывистом берегу. В этих местах река образует большие и глубокие старицы. Похожие места встречаются несколько раз на участке с 48 по 50 км. На 51-м км подходим к д. Антоновка (Россия, Брянская область). В начале деревни брошенные полуразрушенные объекты, но деревня жилая. За деревней река снова уходит в луга и болота. На 56-м км река подходит к высокому левому берегу с сосновым лесом. Местные называют это место Лысая гора. Выход на берег плохой и место для стоянки можно найти только на самом верху. На склоне горы есть родник. РФ на реке 9, на склоне горы 16-20. В других местах на пройденном участке на берег не выходили и РФ не контролировали. Через полтора километра похожий берег со старицей, но уже называется Черная гора (не путать с Черногорией). Приблизительно на 60-м километре остановились на обед. РФ на реке 10, в 10-15 метрах от берега 28-30, а еще дальше доходит до 90 мкЗв/ч. Хорошее место для стоянки встречается на 67-м км, затем за деревней Макаричи. На 71-м км пологий твердый берег и сосновый бор в 30 метрах. Аналогичные места встречаются еще 3-4 раза. Остановились на 74,5 км (за день пройден 41 км)
Место для стоянки неплохое: высокий берег с сосновым лесом. Удобный для купания и швартовки берег, чуть ниже лужок, где мы и поставили палатки. Рядом большая, рыбная, с глубиной более 2 м старица. РФ на горе в лесу 14, на лугу 18-20 мкЗв/ч.p


3-й день похода.

76,2 км устье реки Палуж, а ниже его (77-й км) пологий песчаный берег, окаймленный кустами. Далее берега луговые, по берегам много ивовых деревьев и кустов, частые старицы. На 80-м км слева высокий берег с хорошим выходом и сосновый лес. Тут же старица. А немного ниже еще 3 удобных выхода и неплохие места с оборудованными стоянками.
82 км. Подошли к Красной Горе (районный центр Брянской области, 7 тыс. население). На территории Красной Горы река имеет широкую, слегка заболоченную пойму, образует протоки, старицы, острова. Одним словом, образует что-то вроде ландшафтного парка. Через всю пойму тянется подвесной пешеходный мост, самый длинный из всех виденных мною ранее. На территории города берега загажены различного рода мусором. И, как высшее проявление цивилизации, сброс канализации в реку. В конце города автомобильный мост. За городом река становится широкой и неинтересной. И только через 10 км река несколько сужается и появляются красивые места. На 92-м км слева пляж, хороший выход на берег и поляна, окаймленная сосновым лесом. 98-й км, справа старица, а за ней твердый ровный берег с сосновым лесом в 30 метрах от воды. 100-й километр: справа три песчаных косогора с сосновым лесом наверху и площадкой для бивака внизу. Дальше идут берега с заболоченной, или заросшей кустами, береговой линией. Возле д. Казацкие Болсуны (это уже снова Беларусь) река в очередной раз разделяется на рукава, образуя острова на заболоченной территории (такие места есть на Птичи в среднем течении). Мы решили пройти по одному из второстепенных рукавов. Сначала шли метров 300-400 по узкой и мелкой протоке, а потом попали в лабиринт заболоченных озер, заливов, стариц и проток. GPS показывал нам, что мы, вот-вот, должны войти в основное русло, но каждый раз очередная протока исчезала в зарослях кустов, и мы возвращались обратно и искали новые выходы. По всей обширной акватории стояли многочисленные сети и верши. Это был настоящий браконьерский заповедник, где никогда не ступала нога Рыбнадзора. Должен сказать, что выход в основное русло стоил нам определенных усилий. После выхода из лабиринта прошли еще несколько километров по заболоченной и заросшей кустами пойме и вышли к прекрасному месту. На 112-м километре река упиралась в твердый пологий песчаный берег и уходила вправо, а влево уходила огромная разветвленная старица. На берегу стоял сосновый лес, окаймляя уютную поляну. Тут мы и остановились на ночлег. За день пошли 38 км. РФ на берегу, на поляне и в лесу не превышал 26 мкЗв/ч.

4-й день похода.

На следующее утро, пройдя 200 метров, обнаружили еще одно неплохое место. Зато дальше, на протяжении 10 километров, река петляла по широкой заболоченной пойме среди болот, лугов и стариц. Первое место для привала появилось напротив д.Чемерня (ориентир ЛЭП): слева пологий твердый берег с кустами и деревьями в отдалении. Очередное, удобное для ночлега место, встретится еще через 2 км: река подходит к пологому песчаному берегу с сосновым лесом, а дальше начинается песчаный обрыв. Затем проходим еще 10 км по заболоченной пойме с заросшими кустами и луговыми берегами. Из ориентиров нам встретится только мост в деревне Светиловичи, деревня Железники с устьем р. Столбунки, и деревня Некрасово. И только на 141-м км река подходит левым берегом к песчаному обрыву с сосновым лесом и оборудованной стоянкой. Дальше река снова становится неинтересной и, хотя то один, то другой берег периодически повышаются, мест для стоянок нет. Деревня Старые Громыки осталась незамеченной нами с реки. Деревню Хизы вычислили по GPS и решили сходить на разведку. Поднялись на высокий, заросший кустами и годами некошеной травой, берег, и сразу оказались в деревне. От домов остались разрушенные погреба и фундаменты, густо поросшие трехметровыми березами. Контуры подворий угадывались по сохранившимся кое-где бетонным столбикам заборов (не все смогли вывезти мародеры). Вместо колодцев глубокие дыры в земле (верхние, наружные кольца сняты и вывезены). На огородах густые заросли чеснока, сочные стебли почти по пояс. Старые, заскорузлые, неухоженные плодовые деревья смотрятся нелепо, и больше похожи на кресты на заброшенном кладбище. Надо всем высятся одиночные столбы с оборванными проводами и гнездами аистов наверху. И через всю деревню тянется дорога в никуда, точнее в прошлое. В то прошлое, когда здесь жили люди, работали, любили, радовались, рожали и воспитывали детей. От прошлой жизни сохранились только фронтоны коровника, да деревенское кладбище. На дороге дозиметр показывал 30-40 мкЗв/ч, но, стоило только сойти с дороги, срывался на писк, показывая от 80 до 190 мкЗв/ч.
Отошли от деревни и стали искать место для ночлега. Периодически встречались неплохие места, но везде дозиметр показывл от 100 до 170 мкЗв/ч, хотя на самой реке сохранялся РФ в пределах 18 мкЗв/ч. Остановились на 160-м км, на большой и красивой песчаной косе, поставили палатки в полутора метрах от воды. РФ 18-20. За день прошли 48 км.

5-й день похода

Река чистая, красивая, периодически встречаются неплохие места. Однако, дозиметр показывает почти повсеместно уровень 140-160, а на реке и песчаных пляжах 12-14 мкЗв/ч. 167-й км: река разбивается на 3 рукава. 168-й км: слева на твердом берегу дубрава. РФ 110. На реке много пляжей, стариц.
172,6 км: металлический мост, построенный, вероятно, для работ по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС. Этого моста нет на карте. На мосту КПП (большая будка с печкой). Это неплохое место для стоянки, а домик КПП можно использовать как убежище от дождя и холода. РФ в окрестностях моста не более 20 мкЗв/ч. Ниже моста по левому берегу красивый песчаный обрыв. Напротив, на правом берегу огромный песчаный пляж. РФ на пляже 11, на обрыве 46, а в 20 метрах, в ближайшей ложбинке 176 мкЗв/ч. На левом берегу в нескольких сотнях метров от моста видно остатки того, что раньше было деревней Беседь. Правда, один дом, ближний к мосту, сохранился и сейчас там проживает около 20 человек с непонятным социальным статусом. У них там что-то вроде коммуны. 175-й км: справа старица, сосны и дубы, напротив пляж.
Вошли в Сож на 181,5 км. На Соже ровное течение, наша скорость в среднем 8,5 – 9,0 км/час. На всем протяжении до самого Гомеля на Соже много хороших песчаных пляжей, переходящих в пологий берег и закрытых со стороны берега стеной ивовых кустов и деревьев. На одном из таких пляжей в 6 км ниже моста трассы Р-30 мы остановились на последнюю ночевку. РФ на пляжах р. Сож в пределах 12мкЗв/ч.p

6-й день похода.

Нет смысла идти 5-6 лишних километров до городского пляжа, а потом добираться до вокзала городским транспортом. Значительно удобней высадиться на левом берегу за первым железнодорожным мостом (что мы и сделали). Место безлюдное, удобное для разборки байдарок, а от него до станции 200 метров. Пригородный поезд Гомель-Гомель, движущийся по кругу, доставил нас прямо на вокзал.
Всего за поход пройдено 215 км.

Выводы

1.Несомненно, уровень радиации в зоне отселения представляет опасность для здоровья человека в случае длительного проживания его на данной территории. В то же время, путешествие по Беседи с дозиметрическим контролем в местах стоянок не представляет опасности для человека.
2.Русло реки и ее берега в пределах затопления паводковыми водами имеют безопасный уровень РФ.
3.Деревни, обозначенные на карте с пометкой «нежил», что означает «нежилая», фактически являются несуществующими.
4.Главным достоинством маршрута является незначительное количество населенных пунктов, чистота реки, берегов и лесов, хорошая рыбалка.
5. На реке полностью отсутствуют препятствия.

Заброска к реке Река Беседь 

  Подвесной мост на Беседи

  Стоянка на Беседи

Рыбалка на Беседи Остановились на 160-м км, на большой и красивой песчаной косе Улов еа реке Беседь

  дозиметрический контроль на Беседи

 Беседь-Сож. Журавлев В.В.

Скачать карты маршрута по реке Беседь с привязками для OziExplorer и OruxMaps