Река КУНЬЯ - ЛОВАТЬ

Открытие водного сезона мы планировали на украинской реке Збруч, но в силу ряда причин пришлось изменить маршрут на российскую реку Кунью, протекающую в Псковской и Новгородской областях. Нынешний 2004 год запомнится многим туристам небывалым весенним половодьем. Судя по нашей речушке Ислочь-уровень воды в ней поднимался выше максимума 1996 года сантиметров на 20-30. Тогда нам удалось пройти по ней на пике половодья и поплавать среди притопленных деревень и хуторов. Накануне из теленовостей узнали, что в Новгоро-ской области в устьях рек наблюдается повышение уровня воды, не наблюдавшееся последние 80 лет. Вечером 2 апреля мы загрузились в питерский поезд, в Новосокольниках пересели в дизель. А утром на вокзале Великих Лук уже обсуждали с водителями такси место непосредственной заброски к реке. Заплатив по 250 рублей за две легковушки, мы вскоре наслаждались видами замерзших разливов Куньи.

Расспросы таксистов

По скудным интернетовским описаниям началом маршрута служит ж/д мост у ст. Таборы или мост еще одной ж/д ветки у ст. Великополье. Нас высадили у моста на трассе Рига-Москва, удлинив маршрут на 10 км. В темпе собравшись и позавтракав, мы вскоре бороздили бескрайние дали, залитые водой. Мы любовались переливами восходящего солнца в сосульках необычных форм на кустах, плотно сжимающих русло Куньи, проламывали сантиметровый лед, уходя в разлив, преодолевая препятствия в виде завалов. Приличное течение позволило добраться до первого ж/д моста менее чем за два часа. Вышли на него поразмяться. На обозримом расстоянии станции не наблюдалось. А вот в д. Великополье остановочный ж/д пункт виден с реки. Надо отметить, что участок Куньи до второго моста летом вряд ли проходим.
Первую ночевку сделали на правом берегу у брода напротив д. Гиписово. Отличная лужайка с лесом, отгороженная от реки кустами. (Трудно сказать, можно ли попасть сюда вмежень). Первая ночь испытывала нас морозом, электронный градусник отбил наружный максимум -11,7°, а внутренний (впалатке) -11,5°. Последующие ночные низкие температуры в течение недели уменьшались на 2 градуса, а последние две ночи даже был плюс. Еще раз убедились в туристской мудрости: плохой погоды не бывает, бывает плохое снаряжение. У нас все было ОК.

градусник отбил наружный максимум -11,7°, а внутренний (впалатке) -11,5° Затопленный лес Река Кунья, притопленный лес

Разливы продолжались до д. Прохново. На этом участке река проходит через заболоченные участки и небольшие озерца. Видно, что русло сильно меандрирует, но нас это не напрягало. Мы шли напрямик по разливу. Многие мосты, обозначенные на карте Псковской области с географической основой 1997 года, отсутствуют. За д. Болебино заплыли в затопленный лес. Раньше приходилось плавать среди кустов или одиноких деревьев, а тут получилась настоящая прогулка на байдарке в лесном массиве, необычные радостные чувства переполняли нас. Мы, как дети, покружили хоровод возле огромной ели, попрятались под густым лапником, порезвились между березками. Затем внимание привлекли сосны. Их ветки начинались в метре от воды. Я ткнул веслом вниз, дна оно не достало. Как-то сразу вернулось чувство ответственности, и по-тихоньку мы вышли в русло.Вскоре берега сблизились, набрали высоту и покрылись сплошь лиственным лесом, Кунья понеслась в каньоне. Паводковое течение очень быстрое, до 8-10 км в час. Препятствий до конца маршрута не встретилось. По обдертым стволам деревьев (навскидку им лет по пятьдесят) у воды, можно было подтвердить, что в реке давненько не было такого уровня, иначе за пару лет ледоход уничтожил бы их (деревья). Иногда по водным валам можно было определить, что проходим над шиверой или порогом. Проблем с выбором места для стоянки не было, если не считать часто покрытые снегом берега. Но местечко, к которому можно применить термин "отличная стоянка", мы выделить не смогли. Дров на всем протяжении маршрута много, в лесах бурелом. На всех стоянках встречали огромное количество следов различных животных.
Большая скорость прохождения маршрута превратила наш поход в этнографическую экспедицию. Мы постоянно останавливались у хуторов, деревень, общались с местными жителями. Молодежи практически нет. Народ добрый, дружелюбный. Многие деревушки нежилые. Посещение их оставляет в душе тоскливый отпечаток. Перекошенные трухлявые от времени домики наполнены домашней утварью тех времен: почти в каждом есть жернова, прялка, какой-нибудь станок, фотографии со счастливыми надписями типа: родителям от молодоженов, "любимым дедушке и бабушке"... и т.п. Без труда читаются обои из газет 1947, 1952, 1964 года, в каждой с радостью говорится о достигнутых и новых рубежах социалистического строя. И жили люди, строились, расширялись, пахали от зари до зари, любили, рожали детей и верили... верили в свое счастливое будущее, в будущее детей, внуков, правнуков. И вот оно настало... Вот оно кругом. Мы ходим по нему... Тоска... Невольно задумываешься: а что изменилось?

Нежилая деревенька Ваш почтовый индекс Точило в работе

Встречаются и разграбленные деревни, они больше походят на наши в Чернобыльской зоне. В одной из таких подобрали пару угольных утюгов, видимо, чем-то не устроивших черных искателей. Мне достался метровый черпак с дырявым литровым ковшом из цельного дерева. Но попал он ко мне не сразу: перед тем как сесть в байдарки, кто-то для измерения скорости течения решил бросить в воду какую-нибудь деревяшку. И тут под руку попался невзрачный черпак с намерзшей глиной. Он приводнился в середине реки и начал свое водное путешествие. Вскоре мы его обогнали и решили, что на каком-нибудь повороте его прибьет к берегу под кусты и т.д. Пройдя четыре км, мы остановились в деревеньке докупить хлеба. Я сидел на высоком берегу, рассматривая окружающие ландшафты, и вдруг на середине реки увидел знакомый черпак. Я закричал вниз Валере: "Смотри, черпак нас догнал!!!". Тот был в байдарке и поэтому без труда выловил его. После некоторых рассуждений о жизни вещей Валера подарил его мне. Так я стал обладателем черпака-путешественника, что особо приятно, водника.

За д. Краснодубье на правому берегу Куньи высится Воронцовский собор. Ему 100 лет со всеми вытекающими последствиями: после революции склад, затем пожарная часть, потом снова склад и запустение. Сейчас собор находится в стадии реставрации. До ближайшей от него деревни 2 км.

Воронцовский собор Внутри собора Арочные ворота Воронцовского собора

Внутри собора Разрушенная церквушка в устье Серёжи Река КУНЬЯ

За обозначенным на карте порогом (по нашей воде метровые валы) перед д. Паршино, в улове удалось выловить четырех щук. Далее берега становятся еще выше. К лиственным лесам примешиваются сосны и ели. Обрывы достигают высоты 15-20 метров, в основном сложены из глины, иногда с мощными прослойками голубой глины.

Слой голубой глины Скоро УХА! кубок Новгородской области по русской лапте

В устье Сережи на высоком мысу старинное кладбище и развалины деревянной церквушки, берег изрыт окопами. Последнюю ночевку сделали за устьем р. Б. Тудер на левом берегу. Буквально за следующим поворотом Кунья впадает в Ловать. Остановиться для сборки и сушки плавсредств лучше на левом берегу пе-ред автомобильным мостом. Город Холм - скорее большая деревня. По сравнению с исчезающими по Кунье деревеньками видно, что он растет и строится (много новых деревянных домов). Четыре часа ожидания мик-роавтобуса были скрашены наблюдением за проходящим на набережной кубком Новгородской области по русской лапте среди девушек. Мы так увлеклись, что в финале уже по-настоящему переживали за всех. На вопрос холмского тренера, за кого болеем, я ответил: "за малайцев", на что тот сделал умный вид, начал на-прягаться, в какой же части области это находится, и такой задумчивый удалился к спортсменкам. А победили девчонки из г. Сольцы.

P.S. Транспорт за нами не приехал. Пришлось нанять местный микроавтобус, который завез нас в Новосокольники. Черпак повесил в бане. В телевизоре говорят как по написанному в старых обоях. Одно сильно радует - сезон открылся... Значит, скоро в поход!

Фото: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.