Обмануть жару или семейный поход по Може и Бобру

Когда-то настолько часто приходилось ходить по Бобру, что последние 10 лет не появлялось ни малейшего желания посещать эту реку. Лишь иногда приходилось входить в ее воды с притоков Еленки, Можи, Начи, чтобы удобнее сняться с маршрута. Но годы идут, желания меняются.
В прошлом году знакомые купили домик прямо в устье Бобра. И тем же летом я со своим семейством отправился к ним гости осваивать велорадиалки. Места там шикарные. Красивейшие лесные дорожки, часто слишком песчаные, иногда вырываются в долину Березины и петляют вместе с ней, затем проносятся по краю речного обрыва, чтобы снова затормозится в лесу у ягодной поляны или грибной просеки. Красота! Лучшее место для домика и не пожелаешь!

домик прямо в устье Бобра Красивейшие лесные дорожки, часто слишком песчаные проносятся по краю речного обрыва

По-этому, когда нынешним летом в интернете высветилась погодка за +30, решил с семейством пережить этот катаклизм на реке. В пятницу вечером я позвонил Татьяне (хозяйке дома), выяснил, что Дима (хозяин дома и супруг Татьяны) в устье, собрал своих и в 9.30 утра уже был на слиянии Бобра и Березины.
Маршрут в этот раз мне придумался такой: Можа-Бобр. Как-то, проплывая по Може, мне запомнилась оборудованная стояночка возле автомобильной дороги за д. М.Вязок. Вот от нее я и решил стартовать.

Место старта, река Можа

Хозяин напоил нас кофейком с мороженым, сдал отчет о проделанной реставрации и строительстве домика, потом пригласил нас на утреннее омовение в водах Бобра, а затем и Березины. Потом Дмитрий завез на место старта, проводил нас и увез наш автомобильчик обратно, на место съема.

Наша команда состояла из 4 человек: я , супруга Юля и пионеры Захар и Степан, 9 и 5 лет соответственно. Кроме меня плавать умеют… никто. Всем четверым можно было сесть в таймень-3, но мне не нравился ситуационный просчет в случае киля, спасать всех и всё нереально, поэтому был опробован вариант с таймень-2 и надувной лодкой Нерпа 2 (чем не спасательный круг?). Нерпу предложила использовать Татьяна, поэтому Дима нам торжественно ее вручил и помог собрать-накачать с необходимыми инструкциями. Тут был еще косячок, жена никогда не ходила капитаном, тем более на надувнушке. Но деваться было некуда. Младшего усадил матросом на Нерпу, к себе взял старшего. И в 13.30 отчалили.
Юлька училась управлять надувнушкой, а ее передний моторчик с улюлюканьем разгребал заросшее русло. Мой передний моторчик очень хорош, уже прошел со мной два больших похода, поэтому он, как и я, наслаждался мимо проплывающими берегами. Через час правый берег приподнялся, образуя песчаный обрыв с пляжем.

Юлька училась управлять надувнушкой передний моторчик с улюлюканьем разгребал заросшее русло Река Можа

Остановились покупаться, перекусить. Юлькин моторчик подустал, поэтому я его забрал себе.

заросшее русло Можи Остановились покупаться, перекусить препятствия на Може

Дальше до устья Можа текла среди заливных лугов, иногда на берегах появлялся лес, но выходов к нему не было. Русло сильно заросло водорослями, что осложняло продвижение. За несколько км до устья пришлось обнести мостик.

Можа текла среди заливных лугов, иногда на берегах появлялся лес, но выходов к нему не было Река Можа-Бобр Семейный отдых, байдарка

Причалили к нему в 18.00. Я было попробовал протиснуться в правый проход, но разглядел в воде торчащие гвозди и решился на обнос. Обнос был сложный по левому берегу. Пришлось веслом тропить метров 30 крапивы, чтобы перенести лодки.

Река Можа-Бобр Мостик перед устье Можи, обнос мост на Може

Детей слегка достали кровососущие твари. Поэтому ночевку решили здесь не делать, а идти до Бобра, т.к. стоянка там продуваемая, а летнее время позволяло плыть еще часа 2. Около 20.00 влились в чистое (без водорослей) и быстрое течение Бобра, что вызвало неподдельную радость, трудный кусок Можи позади.

Слева Бобр, справа Можа

Подошли к стоянке, левое плечо обрыва оказалось занятым коммерческой группой, но благо обрывистый берег длинный, мы остановились посредине. Летающих гадов уже не было, поэтому пионеры спокойно дурачились в воде под запахи готовящихся макаронов по-флотски на закате.

пионеры спокойно дурачились в воде под запахи готовящихся макаронов по-флотски на закате Подошли к стоянке, левое плечо обрыва оказалось занятым коммерческой группой, но благо обрывистый берег длинный, мы остановились посредине

Второй день похода по прогнозам должен был быть еще жарче до +34, благо на воде это совсем не ощущается. Мы выспались, позавтракали, накупались и тронули дальше.
Я, как нормальный турист, прихватил с собою описание маршрута, сами знаете кого :)

Мостик перед Выдрицей Река Бобр

Реку я действительно хорошо помнил, узнавал многие места, но время берет свое. Некоторые стояки исчезли, т.е. весной какого-то года перемыло берега и там, где был выход с пляжиком, сейчас растет пару метров береговой растительности, и наоборот, в пару местах подмыло берег и появились выходы. Остатки моста в Выдрице еще остались, мы, кстати, останавливались возле них, пополнить запас воды из колонки.

Остатки моста в Выдрице еще остались Речной философфф

А вот остатки мостов за М. Городно исчезли, зато на их месте, слева, перед остатками насыпи моста, появилась оборудованная стояночка, причем местные мне сказали: «А мы думали вы будете ночевать, тут все остаются».

перед Б.Городно Слева, стоянка перед насыпью от бывшего моста Обед на стоянке за Б.Городно

Сваи моста за 1,5 до устья Начи, я хорошо помню, т.к. однажды пришлось останавливаться в штормовую погоду и ночевать возле них. На следующее утро, проплыв метров пятьсот, подошли к лесу по левому берегу, но выхода не было, о чем мы тогда и помечтали. Теперь там красивый обрывчик с выходом, отвоеванная поляна и оборудованное кострище. Решили вторую ночевку сделать здесь.

красивый обрывчик с выходом, отвоеванная поляна и оборудованное кострище Первая рыбка, первый улов Река Бобр

Вечер был длинный. Дети без конца купались, строили замки на берегу, ловили ящериц, бабочек и гоняли шершня. Потом вспомнили про удочку. Захар словил свою первую рыбку, точнее трех. Ужинали толсто и весело, поздравляя Василь Василича с ДР, которое он встречал в походе по Друти. Утро было интересным, слегка покапал дождик, я успел словить радугу, но при этом немного запереживал, т.к. постоянно раздавались канонады грома, по компьютеру было обещано - всегда ясно, а шмоток от дождя я не брал, а плыть нам еще часа четыре.

я успел словить радугу

Но, к 10 утра все растянуло, и солнце зажарило по-прогнозу. К 11 отчалили, купались при каждом удобном случае. В 3-х км за устьем Начи на левом берегу обнаружили оборудованную стоянку с длинной беседкой, похоже, используемую под корпоративы.

Устье Начи За устьем реки Нача В 3-х км за устьем Начи на левом берегу обнаружили оборудованную стоянку с огромной беседкой

В 2011 году между Студенкой и Моталыгой построили новый мост.

Новый мост между д.Студенка и  д.Моталыга Купание в Бобре

В тянущейся дубраве, справа, выходов не обнаружил. За мостом в Черневке с трудом можно угадать уходящее влево узенькое старое русло. А когда-то оно раз в десять было шире прокопа (нынешнего русла).

с трудом можно угадать уходящее влево узенькое старое русло

В 15.00 вышли в Березину, развернулись и зашли в Бобр. Собрались, просушились, отобедали, попрощались с Дмитрием и через час уже выгружались в Минске.

Выход в Березину

Вот такие вот описания у этих авторов, лучше ими не пользоваться :)