Река Великая

от озера Большой Вяз до озера Верято
волок из Верято в Ащо, затем:
озеро Ащо – река Уща – река Дрыса до Бениславского
59км+240км
28.04.12 – 07.05.12

Река Великая Псковской области хорошо известна туристам-водникам. Я раньше тоже был на реке Великой и прошёл её до Опочки. Река, безусловно, понравилась, но осталось чувство неудовлетворённости. Очень хотелось знать, что представляет собой река выше места нашего старта. Неудовлетворённость сменилась здоровым любопытством, а затем и конкретным желанием узнать подробнее о верховьях реки от самого истока. Опрос знакомых и незнакомых водников, а также поиск в Интернете положительных результатов не дал. Диапазон ответов был от «Великая проходима от озера Б.Остриё, а выще она непроходима» до «Что ты паришься? Великая – типично матрасная река. Какие проблемы?». К сожалению, ни одно из найденных мною описаний маршрута в Интернете не давало информации о начальном отрезке, т.е. от озера Большой Вяз, более того, начальный отрезок реки описывался как непроходимый. Логично было убедиться во всём этом самому, поэтому было принято решение попробовать пройти Великую от самого истока весной этого года. Меня в этом решении поддержали:

Александров Дмитрий, матрос, «Таймень-2»
Ганич Виталий, матрос, «Варзуга»
Калоша Евгений, капитан, «Варзуга»
Козлитин Алексей, капитан, «Таймень-2»
Хващевский Виктор, матрос, «Таймень-2»

Итак, 28 апреля 2012 года около 17 часов мы высадились в деревне Вяз на берегу озера Большой Вяз. Русло реки при выходе её из озера не выражено: она просто просачивается через кусты и деревья и уходит мощным потоком под низкий деревянный мостик. Дальше русло реки шириной от 3-4 до 5-6 метров, в реке много упавших деревьев, коряг, низко нависают ветви деревьев и торчат ветки кустов. К этому нужно добавить извилистость русла и сильное течение. Морально к этому мы были готовы, поэтому довольно бодро прошли все препятствия и вышли сначала к мосту дороги Вяз – Монино, потом прошли кладбище (слева) и вышли к броду у самого начала деревни Чертёж, где и остановились на первый ночлег, пройдя чуть менее 2-х километров.

Река Великая   

  

29 апреля
С самого утра началось довольно напряжённое прохождение крутых поворотов реки, низко нависающих деревьев, многочисленных коряг. Всё это почти всегда встречается на маленьких лесных речках, поэтому иного мы и не ожидали. Но, на Великой было сильное, стремительное течение, которое делало любое препятствие сложным и опасным. Дополнительными препятствиями на отрезке до деревни Садиба были развалины каменной мельницы (обнос), трубопереезд с мощным течением в бетонной трубе и низкий деревянный мост в деревне Садиба (обнос). Трубопереезд мы преодолели так: две байдарки провели без экипажа на верёвке через трубу, а один экипаж решил пройти через трубу, благо диаметр трубы это позволял. Результатом был оверкиль и потеря банки солёных огурцов. Это послужило предупреждением.

  

  

Ниже моста река стала чуть спокойнее, и на 5-м километре мы вошли в озеро Ходшо. Падение уровня воды между озёрами Б. Вяз и Ходшо составило почти 13 метров на неполные 5 километров. Слева, на южном берегу озера деревня Баландино, на самом озере имеются неплохие места для стоянок. Выход из озера забит сетями (нерест в разгаре). После выхода из озера течение реки немного спокойнее, но по-прежнему много препятствий в виде затонувших и низко нависающих деревьев. Встретился каменистый перекат с быстрым течением, а на 8-м километре разрушенная мельница и порожек на ней (проводка).

  

Ниже мельницы река напоминает Страчу: похожие высокие берега, заросшие елями и смешанным лесом, только более мощное течение и более захламлённое русло. Особых трудностей при прохождении нет, но требуется постоянное внимание и напряжение. Преодолели две бобровых плотины и несколько завалов, потом начался участок относительно чистой реки с сильным течением, на котором развили скорость почти 20 км в час. При этом гребли не для скорости, а только для того, чтобы управлять лодкой. Неожиданно этот участок прервался низким деревянным мостом, хорошо, что перед мостом было улово, где можно было удобно причалить.

  

  

Недалеко от моста деревня Фекино. Обнос моста трудностей не представлял, но ниже моста на протяжении нескольких десятков метров при стандартном наборе препятствий течение было настолько мощное и стремительное, что не оставляло нам шансов пройти этот участок на вёслах, поэтому мы сделали проводку на бечеве. Дальше течение немного ослабло, поэтому пошли на вёслах, но это продолжалось недолго. Перед походом, изучая карту и чужие описания (дневник Ольги Литвак), мы обратили внимание, что падение уровня воды между озёрами Ходшо и Верхним составляет 20 метров, поэтому ждали «чего-то такого». И «это» наступило: после распиливания очередного бревна, собравшего на себе кучу мусора, мы пошли на разведку очередного участка с мощным и бурным течением. Наше предположение оправдалось: стиснутая с двух сторон высокими и крутыми берегами река превратилась в мощный порог, переходящий постепенно в сложную и опасную шиверу, а затем в участок с мощным и стремительным течением. Поскольку берега реки были густо заросшими лесом, общая картина осложнялась дополнительными препятствиями в виде брёвен и деревьев, упавших в реку или наклонившихся над ней. Надо иметь нездоровую психику, чтобы думать о прохождении этого 400-метрового (а, может и 500- метрового) участка реки в том состоянии, в каком мы застали его.

  

 

Отвлекаясь от описания, замечу, что эту картину мы наблюдали 30 апреля 2012 года. В иное время всё может выглядеть совершенно иначе: летом это будет, скорее всего, сложный и неприятный, но не опасный для жизни, «шкуродёр». В связи с этим позволю себе небольшую фантазию: если летом почистить русло реки (не только сам порог) от упавших в неё деревьев и коряг, получилась бы прекрасная слаломная трасса, украшающая весь маршрут по реке Великой. И ещё попутно замечу, что мы ни разу не получили удовольствия от высокой скорости течения реки, поскольку скорость почти всегда усложняла прохождение препятствий и даже делала их крайне опасными.
Но вернёмся к маршруту. Сходив на разведку и сделав обнос, мы снова встали на воду и пошли на вёслах, хотя река всё ещё была быстрой, а препятствий и связанных с ними опасностей ещё никто не отменял. Испытали облегчение и даже удовольствие, когда на 11-м километре вошли в небольшое, окаймлённоё зарослями камыша, озерцо (летом тут, вероятно, просто заболоченная пойма), а потом ещё в одно. Как потом мы выяснили, местные называют их Верхнее и Нижнее Гнильцо. Пробившись через напластования всякого мусора, мы снова вошли в реку, и на 12-м километре остановились у подножия холма с какими-то сооружениями, похожими на киношные декорации.

  

 


30 апреля
Ниже нашей стоянки пешеходный мост с пролётами, забитыми брёвнами, корягами и всяким мусором. Заранее расчистили проход, свободно прошли под мостом, пошли дальше и без особых трудностей вошли в озеро Верхнее. На входе в озеро поленились взять азимут, поэтому, пока нашли выход из озера, накрутили лишний километр. После озера река широкая, заросшая, берега заболоченные, препятствий практически нет, перед выходом в озеро Б.Остриё на правом берегу деревня Заречье. Озеро Б.Остриё имеет изрезанную береговую линию, много островов и полуостровов. Выбрать место для стоянки можно без труда. Выход из озера найти нетрудно. На выходе из озера деревня Юшково. В деревне и за ней река захламлена, пришлось продираться сквозь кусты, забитые всяким мусором. До самого входа в озеро Чересса продирались сквозь кусты, корявые сухие ветки; трудностей особых не было, но было неприятно. На 21-м километре вошли в озеро. Озеро Чересса вытянуто в поперечном направлении, исток находится в камышах на противоположном берегу, надо пересечь озеро в направлении на юго-запад. Выход реки Великой из озера напоминает исток реки Нарочанки: заболоченный и залитый водой лиственный лес и спокойная абсолютно чистая и спокойная река, окаймлённая камышами со скоростью течения не более 2,5 – 3 км в час. Такой остаётся река до моста (23 километра) и воспринимается как награда за те тяжёлые километры, которые мы прошли до этого. Перед мостом пологий твёрдый берег, опушка соснового леса, удобное место для привала.

  

 

За мостом река такая же, но еще медленнее и шире, и даже образует небольшое русловое озеро с заболоченными берегами. На 26-м километре старый деревянный мост, который нам пришлось обнести. 

 

Около моста можно найти удобное место для стоянки. Практически сразу за мостом начинается расширение реки, переходящей в озеро Хвойно. 

 


Берега озера красивые, покрытые смешанным и хвойным лесом, есть хорошие места для стоянок. На выходе из озера исток реки обозначен двумя холмами, справа холм высотой 46 метров, покрытый лесом. На берегу, у подножия холма, на поляне ещё издали заметен памятник воинам, погибшим в боях за высоту в 1943 году. К памятнику ведёт дорожка, окаймлённая найденными в местах боёв и принесёнными сюда, противотанковыми минами, армейскими термосами, пулемётными и автоматными магазинами, коробками от миномётных мин и всякими фрагментами оружия, боеприпасов и снаряжения. Все предметы продырявлены пулями и осколками. Всё конечно в состоянии коррозии и коллекционной ценности не представляет, так что любители сувениров могут не беспокоиться.

   

    

  

Огорчает то, что к этому месту есть дорога, по которой приезжают пид@расы на автомобилях и оставляют после себя кучу всякого мусора, в котором преобладают пластиковые бутылки, пластиковая посуда, бутылки из-под алкоголя и даже канистры из-под машинного масла. Меня всегда удивляли эти пид...расы, у которых не хватает ума забрать с собой пустую тару обратно.


Выйдя из озера, река несколько сотен метров течёт среди высоких берегов, затем, расширяясь, переходит в озеро Чёрное. Правда, на генштабовской карте-километровке оно подписано как «озеро Ченое», наверное, поэтому в некоторых отчётах оно переименовано в «озеро Учёное» На этом озере берега похуже, но и тут можно найти место для стоянки. На выходе реки из озера деревня Озёрная. Ниже деревни на месте бывшего рыборазводного завода удобное место для причаливания и стоянки. Здесь мы остановились на ночлег (36 км от истока).

1 мая
Река красивая, берега высокие, течение около 3 км в час, препятствий нет. Через 1-1,5 км вошли в озеро Лукое. Ниже озера река красивая, при повышении берегов появляются быстрины, по берегам смешанный лес, место для стоянки можно найти в течение 20 минут, препятствий нет. На 44-м км прошли деревню Новая. Река стала шире, берега понизились, по берегам затопленный водой лес. На 50-м километре разрушенная деревянная плотина, а сразу за ней низкий мост. Обнос.

На 52- км подошли к озеру Верято, а на 59-м причалили к берегу в уходящем на восток заливе. На самом озере без труда можно найти место для стоянки. Ещё озеро Верято замечательно тем, что во многих местах из воды торчит множество останков деревьев на месте затопленного леса. Некоторые стволы находятся непосредственно под поверхностью воды и представляют определенную опасность для байдарок. Вход в упомянутый выше залив заросший и мелкий, наверное, летом при низкой воде понадобится проводка. Высадились на оборудованной стоянке и сделали 800-метровый волок по тропе через сосновый лес в озеро Ащо, где также имеется оборудованная стоянка.

 


Дальше наш путь лежал через озеро Ащо, откуда вытекает река Уща, именуемая вначале Ущанкой, проходящая через озёра Ребельское и Ущо. Первая приличная стоянка после озера Ащо будет только на озере Ущо (на острове или по правому берегу.
Дальше описывать маршрут не имеет смысла, поскольку описание есть и в старых отчётах и в прекрасной книге Семёна Турецкого «По Западной Двине и ее притокам: путеводитель туриста-водника». Второе издание. В этой же книге мы прочитали об истории мельницы и кирпичного завода в деревне Уща-река и судьбе их владельца. А когда подошли к деревне, то на мосту встретили нового законного владельца, внука того человека, который построил мельницу и завод. Зовут его Алексей Васильевич, это высокий, физически крепкий мужчина, общительный и доброжелательный. Беседа с ним и экскурсия по его владениям были одним из приятных моментов нашего путешествия. 

 

Кстати, об остатках мельничной плотины, которая поддерживала уровень воды и требовала неудобного обноса. Плотины больше нет, есть только порожек на её месте, а последние сотни метров выше плотины река имеет довольно большую скорость течения. Впрочем, всё это сейчас, при высокой воде, а как будет летом – посмотрим. Ниже бывшей плотины берега высокие, и летом тут что-то вроде мелкой шиверы с торчащими камням. У нас были другие проблемы: высокая скорость и брёвна, лежащие выше уровня воды.

Журавлёв В.В.

Фото: Ганич В. Калоша Е. Хващевский В.