По Березинской водной системе от оз. Медзозол до истока Уллы.

 

Наша первая удачная попытка прохождения по водоразделу Березинской водной системы, соединяющей Балтику с Черным морем, состоялась в 2011 году от оз.Лепельского до д.Брили в составе экспедиции Государственного Научно-производственного объединения НПЦ «Национальной академии наук Беларуси по биоресурсам», проекта «EcomotelBY» при содействии Института Истории Национальной академии наук Беларуси, Березинского Биосферного заповедника. В этом году (2016) нас снова пригласили в состав экспедиции. В отличие от прошлой, мы должны были пройти путь в обратной направлении, т.е. из бассейна Черного в бассейн Балтийского моря. Помимо организации многодневного сплава в наши задачи входило тестирование пластиковых каяков для подобных походов. Из намеченного маршрута мы были на всех участках. Исключение составляли лишь 19 километров от оз.Медзозол до д.Березино. Итак, наш маршрут составлял 130 км, и с учетом пожеланий остальных членов экспедиции: ученых биологов и историков расчетное время прохождения получалось четыре с половиной ходовых дня. Ниже приведу описание нашего маршрута с точки зрения туриста-водника, т.к. историческая составляющая этого маршрута, по которому проходил путь из варяг в греки, огромна, и это тема для специалиста, коим я не являюсь.

Стартовали в 18.40, значительно позднее намеченного, на оз. Медзозол, чуть севернее д. Бирули.

 оз. Медзозол, чуть севернее д. Бирули Остановились на правом берегу у остатков опор деревянного моста Остатки фундаментов строений усадьбы у д. Береспонье

Пройдя озеро, довольно легко отследили выход Березины, прячущийся в тростнике. Прошли еще немного и остановились на правом берегу у остатков опор деревянного моста. Поскольку хвост экспедиции еще не появился, а времени до объятий темноты оставалось немного, решили здесь переночевать. Ровная полянка, продуваемый высокий бережок, пара сухостоин, прекрасные виды, начинающийся закат, ясный прогноз… (2,4 км)

Хорошая получилась стоянка, но можно было смело идти вперед, волшебный закат растворился в свете полнолуния, т.е. темно так и не стало. Через 5 км река подходит к отличному месту на левом 2-ух метровом берегу у д. Береспонье с удобным песчаным выходом, большой поляной с печкой для туристской баньки, сложенной из камней от расположенных неподалеку остатков фундаментов строений усадьбы. Осмотрелись, искупались.

 Следующие 7 км до автомобильного моста к д. Отрубок Березина петляет преимущественно по сырой пойме с одиночными кустами и редкими деревьями, иногда ускоряясь в тростниковых коридорах. Невысокий коренной берег с обрывами и лесом подходит слева в конце 1-го, а затем и 2-го км этого участка, и неплохой лесистый бережок с выходом повстречается справа, не доходя 300 метров до моста. За ним река изменяется, и следующие 3 км плывем среди берегов заросших высоким смешанным лесом, который расступается, не доходя полутора км до следующего моста в д. Березино. Вначале лесного участка есть уютная поляна с удобной швартовкой, пляжем справа. Вода в реке чистая, если отсутствуют водоросли, то просматривается до дна.

автомобильный мост к д. Отрубок следующие 3 км плывем среди берегов заросших высоким смешанным лесом Речной салат

В 1,5 км за мостом в д.Березино на левом берегу снова хороший выход, место для купания, небольшая ровная терраска. Останавливаемся отобедать холодником и отмокнуть в реке от жары, а далее снова наслаждаемся незабываемыми видами пойменных лугов с редкими кустами и деревьями.

 Останавливаемся отобедать холодником снова наслаждаемся незабываемыми видами пойменных лугов с редкими кустами и деревьями По Березинской водной системе

Следующее хорошее местечко с оборудованной стоянкой повстречается на 31 км. На картах оно обозначено как причал с дорожкой от д. Липск. Тут хороший выход, вместительные поляны, беседка, кострище.

 На картах оно обозначено как причал с дорожкой от д. Липск Дальше лес периодически подходит то слева, то справа, но пригодных площадок для лагеря нет, все в кочках, перерыто кабанами или заболочено На участке до моста повстречалось самое большое кол-во зверья. Жмем на пяточки!!!

В принципе, стоянку можно подобрать по обоим берегам в пределах километра. Дальше лес периодически подходит то слева, то справа, но пригодных площадок для лагеря нет, все в кочках, перерыто кабанами или заболочено. На участке до моста трассы А-245 (45 км) повстречалось самое большое кол-во зверья.

Остановились на ночевку на косе острова, не доходя 4 км до трассы. Лес за палатками ходил ходуном, затяжные хоры лягушек пытались перекричать птичьи стаи, бобры бомбили воду, носились кабаны, косули гавкали, из трещащей чащи доносился дикий рев, а потом и последние хрипение чьего-то ужина… Ну, и мы уплетали макароны по-флотски под курлыканье разлетавшихся журавлей на фоне восходящей луны.

Остановились на ночевку на косе острова, не доходя 4 км до трассы М3 макароны по-флотски Трасса М3 или А245

До Сергучского канала петляем по привычным пойменным лугам. И лишь на 58 км слева есть красивое местечко в хвойном лесу с беседкой на обрыве, с удобной швартовкой. Твердый берег с лесом и удобным выходом повстречается и на 64 км справа у дамбы. На 70 км проплываем под мостом в д.Броды, слева домик егерей, у берега несколько моторок.

на 58 км слева есть красивое местечко в хвойном лесу с беседкой на обрыве Твердый берег на 64 км Мост в д.Броды

В устье Сергучского канала (72 км) на левом берегу соорудили обзорную вышку с причалом и деревянным настилом. Приятно обозреть долину Березины и место впадения канала с другого ракурса. Отдохнули, позагорали, а дальше – вверх против течения.

Обзорная вышка в месте слияния Сергучского канала и Березины и панорама с нее

Обзорная вышка в месте слияния Сергучского канала и Березины 

Канал разделен на три участка двумя шлюзами, которые придется обнести. Воды в канале немного, приходилось маневрировать между отмелями, в русле несложные препятствия в виде упавших деревьев и образовавшихся на них завалах.

Завал на Сергучском канале Сергучский канал На первом шлюзе. ВВ и девчонки-велосипедистки Стоянка на Сергучском канале   

Хочу уточнить, что несложные препятствия – это с нашей точки зрения и опыта- т.к. у моста в д.Броды нас информировали, что канал сильно завален и мы его не пройдем. Обносы шлюзов, так же несложные, есть нормальные выходы на дамбу и спуски к воде. По дамбе левого берега проходит укатанная дорога, с которой егеря контролируют канал. Между шлюзами, примерно посредине, от левой дамбы вглубь уходит ровная площадка, окаймленная огромными елями. Отличное место для лагеря, тут и заночевали.

2-ой шлюз Проверка разрешений Причал за 2-м шлюзом

 озеро Плавно, ливень уходит

Участок за вторым шлюзом у д. Кветча полноводный, и уже ничто не тормозит наше продвижение вверх к водоразделу. Вскоре дамбы канала понижаются, и водная прямь переходит в естественное русло реки Бузянка (название реки Сергуч после выхода из оз. Манец). Лесистые берега с широкой тростниковой полосой заболочены, тянутся до трассы А-245 (Бегомль – Лепель). Вода чистая, небо ясное, скользим между кувшинок.
Твердый берег встретится на 85 км, когда река подойдет к Домжерицам. Тут понтонный причал, беседка, столики – отличное место для обеденного перекуса, чем мы и воспользовались. За время обеда к нам приблизился грозовой фронт, и на подходе к трассе А-245 (89 км) начался ливень.

  

Любимое состояние природы, когда вокруг тебя мгновенно вырастает прозрачная стена из вытянутых капель, которые, падая и врезаясь в воду, создают волшебный гул, вода в реке стремительно закипает, видимые дали размываются, близи искажаются, и ты переносишься в какое-то другое чудесное пространство… Гром гремел недалеко, но по расчетам удалялся от нас и уводил за собою ливень. Жара свалилась в зону комфортной свежести, затем пришла тишина и штиль, а мы уже раздвигали плавни под мостом трассы.

  

Озеро Манец встретило нас незабываемым светом и красками: слева черное небо с уходящим фронтом, справа ярко-синее небо с легкими облаками, и мы в первом ряду этой небесной канцелярии, нарушая веслами водную гладь, заряжались энергией окружающих пейзажей. Озеро Манец сужается и переходит в оз.Плавно. Через него проходит река Сергуч, принадлежащая к Черноморскому бассейну, но часть воды попадает и в Балтийский бассейн, благодаря прокопанному Березинскому каналу. К нему и направляемся. Лесистые берега оз.Плавно заболочены. На восточном берегу виднеется длинный пирс с беседкой. Это бывшая, так называемая, дача Машерова, а сейчас Гостиничный комплекс «Плавно».

  

Дальше в 350 метрах находится выход в Березинский канал. Найти выход в него проблематично, т.к. он забит островами из плавней. Потыкавшись в них, нащупали слабое место и пробили путь в «Балтику». Фото 9897 До первого шлюза 200 метров (96 км). Уровень воды за ним не радовал. Сделали обнос и начали продвижение в границах деревни Валовая Гора. Завалы на упавших деревьях, бобровые хаты, остатки гидросооружений, тростниковые поля существенно снизили время прохождения, но нас это не пугало, 2-3 часа такого трофи- и мы доберемся в оз. Береща, а там разберемся. Но за следующим шлюзом воды стало еще меньше, лодки уже были не на плаву, а стояли на дне канала, завалов прибавилось, они были через каждые 20-30 метров. За час мы прошли около 900 метров. Решили разведать русло дальше. Фото 9913 и фото 11 года Фото 9936 Фото 9917 Вышли на берег и осмотрели ближайший километр. Улучшения ситуации не предвиделось. После небольшого совещания было принято волевое решение: переночевать в деревне, а завтра разделится, все, у кого закончились свободные от работы деньки, завершают маршрут здесь, остальные продолжают сплав-трофи. (Пройдено 99 км)

 

Всегда остается чувство неудовлетворенности, когда не дошел до цели. Утешало лишь то, что в 2011 году воды было на метр-полтора больше и маршрут был удачно пройден. Оставшиеся благополучно добрались до финиша. Благодаря пластиковым каякам был разработан новый способ преодоления завалов: корма паркуется на завал, нос устанавливается на новый завал, переход по каяку, затем нос снова перетаскивается на новый завал и снова переход. Думаю, кто-то из ребят опишет каяк-трофи этого участка, а историки из нашей экспедиции историческую составляющую всего маршрута.

Выводы:

  • Маршрут с большим потенциалом, на нем будет интересно любому участнику: как обычному туристу, так и путешественнику с определенными научными целями.
  • Сплав по Южной части Березинской водной системы от оз.Плавно до р.Березины возможен в любое сплавное время года.
  • Прохождение Сергучского канала требует определенных навыков по преодолению препятствий в виде завалов и шлюзов.
  • Северная часть БВС проходима при достаточном уровне воды, т.е. в период весеннего половодья и паводков. Препятствий на Березинском канале и на реке Береща на порядок больше, поэтому его можно рекомендовать экстремалам, любителям трофи рейдов.
  • Без разрешений там делать нечего.
  • Думаю, массовым маршрут не будет, т.к. частник утонет в бюрократическом болоте, а у гос. организации «запал» заканчивается вместе с освоенными деньгами.
  • На стоянке в Валовой горе одна бабулька рассказала, что деревня была вымирающей, но, вместе со слухами о восстановлении старинных водных путей Беларуси, оживилась. Во многих домах сменись хозяева и облик. А может так совпало.
  • В описании правый, левый берег – указаны орографически. В скобках (45 км) указано расстояние от начала маршрута
  • Еще фото на Г+