Река Ошмянка

От моста у дер. Огородники до устья, и далее по Вилии до дер. Михалишки. 77 км

Июль 2008 г.

15.07.08

Начало маршрута – мост на шоссе Ошмяны-Минск у деревни Огородники. Возле моста оба берега удобны для сборки байдарок, но левый лучше.

Возле моста оба берега удобны для сборки байдарок река течет по зеленому коридору В начале деревни Замостяны небольшой перекат

Река чистая, метров 10-15 шириной, с заболоченной береговой линией. Сразу ниже моста начинается деревня Огородники. Первые четыре километра река течет по зеленому коридору, образованному зарослями кустов и ольхи по берегам.
Река незначительно зарастает водорослями, скорость течения около полутора км/час Мест для стоянок нет. На 5-м км справа дер. Гарлинщина. На 6-м км по правому берегу появляется сосновый лес, но подойти к нему нельзя из-за зарослей ольхи по береговой линии, и только в том месте, где река перегорожена крупными камнями, есть выход на берег и ровная площадка у края леса. Сразу за этим местом справа впадает р. Понарка. Ниже устья Понарки остров, левый рукав перегорожен низким мостком (бетонный столб), в правом очень мелко – проводка. Дальше река шириной около 20 метров, мелкая. На 9-м км по правому берегу в сосновом лесу детский лагерь отдыха. По берегам сосновый лес, но причалить и высадиться на берег нельзя из-за того, что вдоль берега тянутся заросли ольхи, или заболоченная береговая линия, или высокая трава. Такой река остается до деревни Замостяны. В начале деревни Замостяны небольшой перекат, а в конце деревни – маленький порожек на месте разрушенной мельничной плотины. Прохождение, или проводка, в зависимости от уровня воды, через правый слив.
Ниже плотины железобетонный мост, а потом река уходит в луга, и только на 12-м км подходит правым берегом к лесу. В этом месте берег удобен для высадки и стоянки. Лес продолжается и дальше по берегу, но высадка на берег крайне неудобна, и только на 13-м км, на подходе к деревне Жупраны есть пологий твердый выход на берег, а в 30 метрах сосновый лес. Деревня Жупраны остается слева, а справа, недалеко от реки, тянется сосновый лес, но выхода на берег нет. На 17-м км начинается деревня Нарбуты. Сначала железобетонный автомобильный мост, за ним красивый старый арочный металлический мост (нерабочий). Сразу за этим мостом дом с вывеской «Магазин». Дальше берега луговые, для ночлега неудобные: или плохой выход, или кочковатая поверхность, или отсутствие дров. На 19-м километре река снова подходит правым берегом к сосновому лесу, но между ними метров 30 кочковатого луга с высокой травой. Правда сам лес чист и красив, поэтому мы решили остановиться тут на ночлег.

На 19-м километре река снова подходит правым берегом к сосновому лесу

16.06.08
Дальше тоже нет хороших мест для стоянки. На 20-м км металлический пешеходный мост, а чуть дальше, по левому берегу, старинная усадьба, в настоящее время пустующая и разграбленная. Из-за заболоченной и сильно заросшей береговой линии трудно выйти на берег. Дальше река сильно петляет, образует рукава, протоки, старицы, берега заболочены. Только перед самыми Солами справа снова появляется лес, но и тут неудобный выход на берег. Хорошее место для привала с удобным выходом на берег справа уже почти на входе в населенный пункт. На 27-м км проходим сначала железнодорожный, а потом и автомобильный мост. За мостами река расширяется и течет в низких заболоченных берегах. На 31-м км по правому берегу тянется дамба, ограничивающая пруды, ныне не существующие. Эта дамба подходит близко к реке, а чуть ниже этого места есть пологий выход на луговой берег, а рядом группа сосен. На 33-м км металлический мост, слева деревня, справа дачи. Мест для стоянки нет. Только в начале 35-го км слева обрывчик с выходом на луг, а чуть дальше хороший выход на опушку соснового леса на правом берегу. С 36-го км начинаются признаки водохранилища: река расширяется, усиливается заболоченность берегов. 36,8 км, разлившаяся река подходит к твердому песчаному правому берегу с сосновым лесом – тут есть хорошие условия для стоянки. Есть еще одно место для стоянки уже на самом водохранилище справа. 39,6 достигли плотины, сделали обнос по левому берегу.

сделали обнос по левому берегу

Через 400 метров на обоих берегах галечные пляжи и брод, но останавливаться здесь нежелательно, т.к. это место водопоя коров. Мы прошли еще метров 600 и остановились на крутом изгибе реки с твердым галечным дном и пологим выходом. Достаточно дров.

17.07.08
Следующие 7 км река петляет по заболоченным лугам, заросших высокой травой, кое-где кусты, ольха, лиственный лес. На 48-м км прошли деревню Березовая Роща (раньше она называлась Конский Бор). На 49-м км слева твердый берег, пологий обрыв, по которому можно подняться и вынести снаряжение. На берегу хорошая поляна, окаймленная красивым и чистым сосновым лесом. Дальше мест для стоянки нет. 51-й км – деревня Книстушки. Дальше река красивая и разнообразная: луговые берега сменяются заболоченными, потом зарослями ольхи, лиственным лесом. Периодически на берегу появляется хороший сосновый лес. Все отлично, только условия швартовки и высадки на берег настолько плохие, что можно считать, что мест для стоянки нет. Хороший выход на берег на 54-м км возле брода. На 55-м км подвесной мост между деревнями Керплошино и Петрики, потом перекат.
В дер. Рымдюны посетили магазин. Ориентиром для швартовки является водонапорная башня. До магазина около 500 метров. Ниже Рымдюнов скорость течения увеличивается, река оживляется небольшими перекатами, берега красивые, поросшие смешанным и сосновым лесом, но нет выходов на берег, а значит и мест для стоянки. Только на 61,5 км справа хорошо оборудованная стоянка и деревянный мостик, к которому можно причалить. Метров через 100 слева устье Лоши. Дальше характер реки и берегов не меняется. На 66-м км остановились на левом берегу выше брода перед деревней Пуговичи.

18.07.08
Дальше река красивая, быстрая, берега высокие. В конце деревни несложный перекат, а сразу за ним неплохое место для стоянки. Характер реки не меняется. 71,2 гидрологический пост с низко натянутым тросом, который плохо виден с воды.! На 72-м км у деревни Малые Яцыны металлический мост, за которым начинается перекат. Перекат несложный, но требует внимания. 74 км – брод с хорошими выходами и хорошим местом для ночлега справа. На 76-м км прошли дер. Палестина, за которой начинаются очень красивые места. Слева луг с хорошим выходом на берег, а справа – длинный высокий яр с сосновым лесом наверху. Дальше река продолжает делать петли, и на каждом изгибе песчаный обрыв с сосновым лесом. Кое-где можно найти выход на берег.

Река Ошмянка и на каждом изгибе песчаный обрыв с сосновым лесом


На 79-м км Ошмянка впадает в Вилию. В самом устье на правом берегу можно остановиться, но место не очень красивое.
Вилия раза в три шире Ошмянки, но мелкая: можно сесть на мель посредине реки. Береговая линия заросшая и заболоченная. Слева тянется дер. Маркони, потом луга. Правый берег преимущественно покрыт лесом. Без труда можно найти место для стоянки на открытом берегу. Мы решили переночевать на Страче. Вошли в устье Страчи и поднялись метров на 400 вверх по течению. Слева (по ходу движения) луговой берег с пологими выходами и песчаными пляжами. Здесь и остановились на ночевку.

19.07.08
Прошли оставшийся до Михалишек участок Вилии, и финишировали на левом берегу за старым мостом, у костела.

финишировали на левом берегу за старым мостом, у костела в деревне Гервяты, буквально ошеломленные красотой костела и прилегающей к нему территории

Всего пройдено 77 км.

P.S.
Возвращаясь на микроавтобусе обратно, не могли не остановиться в деревне Гервяты, буквально ошеломленные красотой костела и прилегающей к нему территории.
В.Журавлев
Фото: Р. Пыж, И.Лайков

Скачать карты маршрута по реке Ошмянка с привязками для OziExplorer и OruxMaps