Поход по реке Великая

Начало путешествия:
Конец путешествия:
Участники путешествия: andy t, Пянтковский Коля, Шакуля Макс, Саврицкая Карина, Сушкевич Сергей, Ганич Виталя, Путов Антон, Дербень Марина, Ляхов Дима, Виталя, Сороквашин Антон, Кравец Оля, Бунаков Павел, Нурская Юля, Лёша, Сидоренко Саша, Сергей Электрон

Поход по реке Великая, 26,04 – 1,05


Вообще то, мы собирались на другой маршрут, но так уж получилось – низкий уровень воды этой весной значительно сузил выбор маршрута традиционного «большого» похода в апреле-мае. Потому то и выиграл вариант, который изначально нами не рассматривался и как запасной. Но он заслуживал быть пройденным. Почти никто там из нашей команды не был. Классика. Великая.
Отдельно стоит сказать о команде. Такой большой у меня не было со времен участия в археологической экспедиции в Красноярском крае – 17 человек! А это 9 лодок! Аж три «Касатки-2»: Андрей – Коля; Виталя – Дима; Паша – Юля. Также три «Тайменя-2»: Сергей – Виталь Ганич; Макс – Карина; Антон С. – Оля. На «Хатанге-3» Антон «Бобер» Путов и Марина (дебют). На «Тайге-430» в путь отправлялись Лёша и Саша (дебют), ну а Сергей «Электрон» обкатывал недавно купленную «единичку» «Илексу».
Пойти решили от Вяза, но при случае полного отсутствия воды или по другим причинам – от озера Большое Остриё. Сборы прошли спокойно – разве что поражал объем закупленных продуктов. Ехать решили поездом до Полоцка и далее машиной. Машину заказывал через сайт полоцких перевозчиков (телефон 700-44-44) – это в итоге стало главной ошибкой похода.
Дорога туда мне запомнится как страшный кошмар. От неё у всех, наверное, осадок остался, кроме Коли (ехал из Пскова) и Юли – ехала автостопом на встречу Коле и далее к Вязу вместе, где группа должна была объединиться. Остальные собирались 25 апреля к поезду Минск – Витебск отправлением в 23-00. Настроение хорошее – в большой поход идем то, большой группой! Однако, проблемы начались с момента отправления поезда. Антон С. и Оля опоздали ровно на минуту, а поезд как известно не ждет… Потом началась дурацкая история с тем, что билет Марины, мы думали, остался у Антона, и соответственно, Марина без билета. Ошибка была наша и проводницы – мы ошиблись и она – на посадке у нас было 13 билетов, как и надо. Но для меня это растянулось двукратным походом через пол состава к начальнику поезда, выпиской дополнительного билета и фактически бессонной ночью. Антон и Оля догнали поезд в Молодечно. А на утро был Полоцк…
Холодное утро, иней на траве. Двина. Вокзал. Машина… какая то маленькая машина и крайне недовольный водитель. Ну не такую я заказывал, говорил же – 15 человек с рюкзаками… или они не понимают, что такое рюкзак… Я думал, будет 20 местный бус без заднего ряда сидений. В такой бы мы вошли. Но был 17-местный вообще без багажника. Водитель – крайне не приветливый. Пришлось оперативно искать вторую машину – нашли быстро. В итоге вещи – во второй бус, люди (кроме меня, ехать с хмурым мужиком на «Мерсе» совсем не хотелось) – в 17-местный. Дальше – больше. Я ехал с водителем Александром, он явно не лихачил. Но «Мерседес» начал сильно отставать, начиная от Полоцка… Я с ужасом подумал, что же будет на российских ухабах.
Граница. КПП на въезде в Россию. Откуда? Ничего себе. Человек в зеленой форме требует паспорта. Водитель – «А у меня нету!». Тут я вообще подумал, что сейчас пойдем на какую-нибудь Нищу – Дриссу, если вообще пойдем. Однако, обошлось. Дальше – платная дорога. Понятно, за чей счёт. Дорога хоть и платная, но всё равно с ямами. «Мерс» отстаёт всё больше. Потом мы свернули на старую рижскую, по ней ближе в сторону Пустошки. Ближе, да не быстрее. Дорога убита в ноль, «Мерседес» там вовсе перестал ехать. Останавливались 2 раза и ждали его минут 30.
Пустошка. 9 утра! Я думал уже на Вязе быть… Милый асфальт до Копылка (вторая машина и тут умудрилась отстать на минут 20). Великая за окном! А дальше – гравийка…
Деревня Красное. 11 утра… Суммы и стрелки часов вращаются в голове и явно не укладываются в намеченные рамки. 17 – человек, это не 8. Другой уровень организации. Ну что ж, не перестроился я, что то не учел, где то не проконтролировал… Ждем вторую машину в каждой деревне по 15-20 минут, при том что мой водитель не гонит совсем. Водитель «Мерса» просто психует. «Я вас назад не повезу!» Больно надо. Я уже обо всем договорился с Александром.
Великая у Юшково. Воды мало, меньше, чем в некоторых летних отчётах! Время тоже поджимает. Если начнем на Вязе, то здесь будем через 2 суток, если еще повезет. Принять решение в пользу сокращения, изменить изначальный план – тоже важный элемент в организации… Хотя и не приятно отказаться от смелой задумки. Озеро Большое Остриё. Деревня Андрейково. Начнем ка тут. «Мерс» с психом-водителем отпускаем назад, с Александром еду на Вяз, нужно же Колю и Юлю забрать. Они уже давно ждут.. Великая в Вязе – быстрый ручей, что бежит по камням и между завалов. Да, шли бы до Остриё два дня по такой речке.
У меня полный вынос от такой дороги. Радует только прекрасная местность за окном. И еще вид полянки на берегу озера, где уже собираются наши, и запоздалый завтрак на костре. Шутят, улыбаются, Антон уже накачал «Хатангу» и учит Марину, что такое весло. Хорошая команда, отличный маршрут, пусть и сокращенный, солнечно, птицы поют, два местных дядьки, нет, не пьют вино – строят причал на берегу у баньки. Плохое забудется, когда кругом так хорошо…

  

-1-
Ну, поехали. На воде в 14-15 – 14-45. От первой до последней лодки. Последние выходили тогда, когда первые успели не найти выход из озера. 15-25 все собрались на следующем озере, Юшковское. По протоке с камышами доходим до моста в Юшково, под ним мелкий перекат. Дальше речка узкая, мелкая, быстрая. Рядом дома деревни, есть техногенный мусор, кладки. Но всё просто – только на одном завале выходили на бревно протягивать. Сергей Электрон вырвался вперед, его закрутило на одной коряге и на кладке кильнуло. Первый киль. Первый потому, что не последний. Сергей весело рассказывал, что «Илекса» игрива. Она, конечно, не флегматичный «Таймень». Но мне кажется, что Сергей сам был не против поиграть
15:55 озеро Чересса. Собираем всех с мелкой протоки и идем дальше, река спокойна, идет камышами. Ускоряется только за мостом дороги Красное – Юшково. 16:35 безымянное озерцо. Ждем хвост пелетона, отстаёт «Тайга». Как вы могли подумать, я еще много раз за отчет скажу: «Опять ждали «Тайгу». Как бы ни так.
17:35 озеро Хвойно. Красивое. У истока реки красивейший холм, за который сражались в 43-ем ох как люто. Сейчас там небольшой мемориал и неплохое место для стоянки, но пьют водку какие то мужики на джипе – идем на юго-восточный берег, где есть беседка, стоянка отличная – и свободная. 18:20 – отличное время для первого ночлега после трудной дороги. Она уже забывается, она где-то там, за лесами холмами юга Бежаницкой возвышенности, где еще ждет нас озеро Вяз и не пройденная часть реки…

  

-2-
На свежем воздухе сон качественнее. Вот, по всем правилам мы должны были высыпаться до часов 12 дня, однако, без всякого будильника и нагоняя дежурных вышли на воду в начале 11-го часа. 10:20 – осматриваем мемориал у истока реки из Хвойно. Антон и Марина решили этого не делать и в итоге ушли вперед на «Хатанге», да так, что мы их даже к обеду не догнали.
В следующее озеро Чёрное (знаменито коверканием названия в туристических отчетах на Чёное и даже невесть откуда взявшееся Учёное) входим в 10:40. Поджидаем всех – ждать не долго, пелетон идет сжато. Экипаж «Тайги» поменялся местами – более тяжеловесный и мощный в плечах Саша сел на место капитана, развесовка лодки, видимо улучшилась, да так, что ребята, пусть и ценой интенсивной гребли, выдерживали походный ритм без отставаний от каркасников.
В 11:10 проходим рыбхоз Озерная, очень красивое место. Река выходит из Чёрного и тут же (11:15) обнос моста дороги Озерная – Шаталово, по правому берегу. Ничего сложного. Скоро за мостом в 11:25 проходим через быстрину на месте разрушенной деревянной плотины. 11:40 – озеро Лукое. Ну а дальше участок реки до самого озера Верято. Очень-очень красивый участок! Воды маловато, много мелей, но вода чистейшая, дно просматривается замечательно, вода играет в лучах солнца, кругом леса на высоких берегах. Для полного счастья не хватало разве что «гимнастических» завальчиков – а так все проходятся по воде. 11:55 и 12:10 проходим мелководные перекаты, дно лодки скребет по гальке. 12:45 – деревня Новая на левом берегу, очень красивый пешеходный мостик и банька на берегу. Сергей Электрон, который уже успел сделать плановый киль на одном из милых бревен, позирует на фоне этой сельской идиллии и дальше мы, вместе с ним догоняем ушедших вперед Диму-Виталю, Антона-Марину и Макса-Карину.
После Новой река еще интереснее, берега выше, место для стоянки можно подобрать без труда. 13:05 сваи разрушенного моста, 13:35 – еще одни признаки былой жизни. На старицах реки еще обнаруживается лёд. 13:55, наверное, единственный проход завала по берегу, тут же нас ждут ребята… кроме Антона и Марины. Время обеда, а «Хатангу» никто не видел с озера Чёрного, и то, через всё озеро в виде активно гребущей точки. Для Антона это не впервой, потому решили: оторвавшегося от коллектива проучить организацией обеда не догоняя беглецов. А как еще научить ждать группу??? Только Марину было жаль.
Обед организовали на прекрасном месте у разрушенной деревянной плотины. На правом берегу земляной вал, на нем прекрасная полянка, чуть дальше место стоянки ближе к лесу. Река проходит плотину несложным быстротоком. Ниже плотины – деревянный мостик на лесной дороге. Еще ниже по правому берегу – остатки каменной постройки. Мельница?
Тут открываем купальный сезон – чистая холодная река очень освежает этим теплым солнечным днем. А по выходу с места обеда (16:00) открывают счет килям Паша и Юля. Ниже по течению береза опустила в воду свои руки-ветви, и видимо схватило Юлю за весло. Паша был расслаблен обедом и солнцем – крен был не от струи… а там течение на деке и далее по классике. Без потерь – потери были чуть раньше. Набирая воду на чай как то утопили ведро-котелок Электрона. Жаль, неплохое оно было, хотя и не нравилось Диме ТТ
Как и следовало ожидать, Антон и Марина ждали нас в 15 минутах ходу ниже по течению на каменном фундаменте по правому берегу. Антон был счастлив – наконец-то он показал этим наглым «каркасникам» всё, на что способен! А на замечание в духе «У нас был очень вкусный супчик на обед!» Марина показала обертку вафлей «Черноморские».
В озеро Верято впадаем в 16:20. Озеро славно своим «мертвым лесом», который образовался после поднятия уровня озера в связи с постройкой Копылковской ГЭС. В общем то, «мёртвый лес» может представлять некоторую угрозу для оболочек байдарок. По озеру мы идем на удивление стройными рядами – все 9 лодок держатся в единой группе, смотрится это красиво! А стоянку ищем на островах в западной части озера, хотя мест на водоёме более чем достаточно в любой его части. Нам больше всего понравилось на западной оконечности вытянутого острова – озовой гряды. Ровная полянка среди сосен, на берегу дубы. Подход к воде ограниченный, но всё равно. Перед закатом прогулялся на лодке вокруг нашего «владения» на эту ночь. Закат был прекрасен. Как и песни без гитары у костра.

   

-3-
В 9:20 утра уже машем веслами по направлению к Копылку. Через полчаса ходу перед глазами предстаёт заброшенное здание электростанции. Под зданием слив высотой около 4 метров с мощной бочкой в бетонном тоннеле. Ничего невозможного нет. Антона даже пришлось отговаривать от прыжка, он же по таким делам спец
Обнос удобно делать от старицы-озерка у левого берега – на руках около 120 метров через дорогу. Под здание можно зайти на лодке и покружиться в пенной бочке – запах водяной пыли – один из лучших на всём свете, это точно.
10:25 отправляемся в путь по озеру Заволоцкое. На выходе из озера нужно следить внимательно за картой – выход с воды не очевиден и прячется за неприметным мыском, который кажется низким берегом. На выходе из озера река неожиданно веселая – в русле камни, течение ускоряется. Приятно, когда разнообразие находишь там, где не ожидал. Озеро Быстрое встречается замедлением течения реки и разливами в разные стороны от главного русла. Но ориентирование здесь простое. Западную часть озера не исследовали – сразу же пошли на выход. В 11:45 на долгое время покидаем озера. 12:00 минуем красивый деревянный мост у д. Высоцкое. Сама деревня на правом берегу, слышна музыка, на берегах рыбаки. В 12:15 берега начинают повышаться в преддверии шивер перед Поддубьем – останавливаемся на прогулку по берегу.
В русле появляются камни, коренные берега подступают непосредственно к руслу, но первые километры за Высоцким ничего сложного нет. Есть несложные завалы, требующие маневра. Много красивых мест для стоянок. Первые простенькие мелководные шиверы появляются в 13:15. И далее по принципу «дальше в лес – толще партизаны». Уже не совсем простая шивера в 13:25, нужен маневр по ситуации. Цепляем бортами и дном камни. В 13:30 впереди видна очередная не простая шивера с возвышающимся над водой полуразрушенным зданием. ГЭС в Поддубье. Чалка и осмотр по правому берегу.
Это уже, в общем-то, порог, да не простой. Входная шивера уже может подпортить настроение нерасторопному капитану. Потом интересное место на повороте направо – нужно сойти со струи направо, дабы не врезаться в деревянный столб. Такой поворот, само собой, требует контроля кормы, дабы не развернуло и не поставило в невыгодную позицию перед продолжением – плавным быстрым поворотом влево. Там кустарники по правому берегу и один правильный язык на выходе перед вторым сложным местом – S-образным поворотом, сначала резко влево (не справился – унесет на мелкие камни), потом стабилизация судна и направо (не справился – влетишь в стенку ГЭС). Далее после прохождения важно не расслабится и повернуть резко направо, в более водную протоку – течение несет прямо, а там мелко. В S-образном повороте лежало пару деревьев, которые не давали право на ошибку в вираже. Я не успел подумать, пилить их или нет, а мешающие их части уже плыли по течению под действиями Антона и Димы. Нужно сказать, последующее прохождение порога некоторыми экипажами подтвердило нужность этих действий.
Первыми, как самые опытные, пошли Дима и Виталя – чисто, чётко. Потом еще одна «Касатка» со мной и Колей. Прошли как и планировали, сложностей не встретили, хотя на самом выходе пошли в мелкую протоку. Далее – Сергей «Электрон» на Илексе. Всё хорошо, только, кажется, он чуть приблизился к стенке ГЭС. Потом прошли (поочередность не вспомню) «Касатка» Паши с Максом – Юля уступила место более опытному. Без проблем одолели порог Антон и Марина на «Хатанге» - хотя маневр на выходе в полной мере им не удался – пошли по камням. Затем я переехал на другую сторону реки – оказалось, лучшая точка фотосъемки как раз с руин здания ГЭС. И как раз вовремя, что бы увидеть главный «боевик» дня – прохождение «Тайги» Лёши и Саши. Сначала – боком на камень на входе в шиверу. Чуть снялись – как их втягивает в кусты на правом берегу и прислоняет к низкому дереву. Тут «Тайга» исполняет только ей и другим «щукообразным» судам доступный пируэт – «полукиль»! Это когда капитан уже кильнулся, а матрос еще нет. Из такой загогулины лодку экипаж, и поспевшие на помощь Паша, Макс и Сергей и извлекают. Ничего страшного не случилось! Вылили воду и всё. Пока Саша и Лёша готовились к дальнейшему прохождению порога, в бой пошли «Таймени». Сначала более опытные Сергей и Виталь. В общем, здорово справились. Сразу за ними кормой вперед вышла из порога «Тайга». Главное, что по правильной траектории!:)
Потом – Дима на «Илексе». Показал, чего умеет он и байдарка-единичка. Далее в порог заходят Макс и Карина на «Таймене». Больно для лодки – удар на входе в валун боком. Что в этом валуне такого? Далее держаться неплохо, но на выходе всё же не выгребают и их тащит по камням. Но всё хорошо. Третий «Таймень» Антося и Оли прошел почище. Удивительно, как Антось, еще раньше осени прошлого года никогда не сидевший в байдарке (равно как и Оля) набрал форму во владении лодкой.
Далее случилась неприятность. На «Илексе» в порог пошел Виталя. И кажется, хорошо он справлялся с делом, да вот нашел каким то образом металлический штырь на выходе из порога близ стенки ГЭС. Дыра нешуточная – 35 см! Обновили Сергею лодку, в общем. Зашивка, поклейкарастянулось на время обеда и даже больше. До обеда мы с Максом еще успеваем занести вверх по течению «Таймень» и пройти порог еще раз. Всё получается, но мне казалось, я с места матроса больше мешал. Хотя нормально, в общем, прошли.
С обеда часть лодок ушла пораньше к мосту в Поддубье – нужно было пополнить запасы хлеба. Мы же задержались долго у Сергея – помогали ему клеиться. От ГЭС до моста участок не сложный, есть камни в русле и в одном месте бревно через всю реку. У Сергея тут опять киль – строго по графику!:) Немного гуляем по деревне. Из 1000 жителей в 1990-ом году осталось 300, школу закрыли, мест работы нет. Хотя жизнь еще теплится, есть усадьбы, где ощущается хозяйская рука.
Из-за долгого прохождения порога, внеплановых ремработ от моста в Поддубье уходим только в 17:50. И еще в черте села новая неприятность – через 10 минут хода ловит дыру 40 см. «Таймень» Сергея и Виталя! Опять работы по «ушиванию раны». Ребята опытные, договариваемся с ними, что мы идем на стоянку на озеро Ясское, а они догоняют. Некоторое время река спокойна, но перед д. Устье (19:20) следует серия несложных шивер. Они, однако, проходятся против солнца, а это значительно осложняет поиск неприятных валунов. В 19:40, наконец, выходим в озеро Ясское. Какая благодать! Полный штиль, вода как зеркало, низкое солнце окрашивает всё в мягкие светло-желтые тона. Ну что же, курс – ровно на солнце! Ведь он приводит на великолепную стоянку лесистого мыса недалеко от выхода реки. На стоянке – в 20:00, Виталь и Сергей пришли спустя 20 минут. Ну а Сергей Электрон изобрел в честь порога оладьи, вкусные!

  

-4-
Какое прекрасное состояние у природы на рассвете! Какие краски неба и их отражения в воде, иногда спрятанные за тонким несмелым туманом! Тишина со звуками птиц. Лагерь мирно спит, люди в палатках и лодки у берега. Ясское озеро запомнится мне таким.
На воду – 9:45. К следующему озеру, Зверино, Великая течет широким и мелким руслом со слабым течением. Вода чистейшая, пейзаж продолжает радовать глаз. Ровно как и на Зверино – очень красивый водоём. Идем в южный залив – там турбаза «Алоль» (есть два магазина) и выход реки под мостом трассы М20. Под последним ряд деревянных опор. Течение в реке то чуть убыстряется, то замедляется. Берега красивы, высоки и лесисты. Идем неспешно, но пелетон растягивается. Ближе к деревне Заозерье в русле появляются одиночные валуны, немного ускоряется течение. В самой древне – пешеходный мостик, под ним несложный порожек в одну струю под левым пролётом. Тут, немного отдохнув, поджидаем отставшую часть группы. Я пытался подбить народ на массовое купание с лодок, но остался в итоге в меньшинстве. В 11:55 выходим на простор озера Езерище. Водоём также ничего, особенно его северо-западная часть, где можно найти красивую стоянку. 12:35 продолжаем путь по реке. До д. Усохи течение спокойное, много красивых обрывов с зандровыми песками и боров над этими обрывами. 12:55 проходим Усохи по правому берегу и устье Алоли. В Алоле вода и правда заметно холоднее.
Ниже начинается первый сегмент «каньона» Великой, про который много красочных описаний. Первая его часть длинной километра два, в ней собрано 3-4 шиверы с неглубокими камнями. На первой самой серьезной мы с Колей (он сегодня на капитане) совершаем наибольшую ошибку за поход – я вовремя камень не увидел, Коля вовремя не отвернул. В итоге дном на него, разворот кормой вперед, стаскиваемся. У других экипажей проблем здесь не возникло никаких. К 13:15 река успокоилась – после Алоли она стала еще и заметно шире. К 13:35 подходим к высокому красивому обрыву по правому берегу – также очень популярное место в отчетах. Обрыв находится в месте впадения ручейка из озера Белое. На верху, на коренном берегу очень контрастный эоловый рельеф, а в обрыве - зандровые пески с редким гравием. Тут стоит остановится как минимум на обед, а если есть время – то и на дольше.
Но нас река зовет вперед. Вслед за обрывом начинается вторая часть «каньона» с заметными шиверами у д. Человница. С обеда уходим в 15:40, и около 16:05, 16:15, 16:25 и 16:45 успешно проходим простые шиверы – в нашу воду валы жизни совсем не портят, выступающие над водой камни хорошо различимы. Хотя у Сергея Электрона где-то состоялся «плановый». У урочища Ходынки (дом на правом берегу) шиверы «каньона» остаются позади – берега постепенно понижаются, течение замедляется. В 17:40 мы у моста в д. Яковлево, где большинство групп путешествие заканчивают.
Вечереет, включаем режим поиска стоянки. До устья Идрицы по левому берегу есть ряд неплохих мест, затем приемлемый берег есть в районе д. Желуды, где мы в 18:55. Но нам не понравилась близость деревни. Идем к д. Речки. Есть места по правому берегу, но всё что-то не то (хотя Паша говорил, что в одном месте на берегу есть родник). Нужно немного потерпеть – отличная стоянка в 1,2 км ниже Речек по левому берегу – сосновый бор высокой речной террасы.

   


-5-
Мало кто ходит, исходя из отчетов, этот кусок реки, потому нам он был интересен. В 9:40 продолжаем наш маршрут. Река все шире, течение всё медленнее, но и пейзаж на берегу становится всё интереснее и живописнее! Максимально красив он уже совсем на разливе реки перед Максютинской ГЭС у деревни Дорбыши – на юг, к открытым луговым холмам уводят заливы, на одном из холмов ютится деревенька. Плюс высокие выступающие в воду лесистые мысы берегов – тут красиво и совсем не скучно. Далее направление Великой сменяется на северное. Перед деревней Чертово водоём забит под завязку лесистыми островами. Поиск наиболее короткого пути скрашивает отсутствие течения, хорошая погода прибавляет настрою – вот и Максютинская ГЭС не задержалась, в 12:25 мы там. Обнос по правому берегу не сложный, около 80 метров. В 12:50 идем по заметно оживившейся реке.
В русле камни, течение скорое, около 13:05 и 13:18 проходим два переката, второй на месте бывшей мельницы и, если можно так выразится, посложнее, хотя сложности ничего там собой не представляет, если идти по хорошо видной с воды струе.
В 13:25 проходим отличное обнажение ленточных озерно-ледниковых глин на левом берегу у деревни Козихи. Аккумуляции древнего приледникового водоёма тут по меньшей мере мощностью метра в 3-4. Очень неплохо. Обнажение имеет даже слишком свежий вид. Неужели кто-то исследовал? Жаль, все лодки упилили от нас с Колей вперед, осматриваю с берега только я, а потом догоняем группу, которая в виде Виталя и Серёги ждала нас на перекате в 2 км ниже Козихи (13:50). А в 14:10 догоняем и основной пелетон на обеде в урочище Земцово.
Послеобеденная река совершенно не впечатляет. Проходим приметы деревень Гужово по правому и Пыжики по левому берегу. И только ближе к д. Пьяново первый за долгое время интересный объект – бывшая мельница и слабый порожек у неё (17:00). Интересна небольшая правая протока, которая ныряет в каменные остатки здания мельницы. Руины, но выглядит живописно до сих пор.
Дальше идет ряд простых порожков перед д. Заверняйка. В принципе, они даже сложнее того, что было на реке за всё время, кроме Поддубья. Для нас всё осложняется еще тем, что низкое солнце бьет точно в глаза и структуры воды читаются неявно. Но успешно идем обе части порожка (вторая посложнее, река делится на две протоки, идти по левой). Быстрая вода была радостью – покатались по струе траверсом, потренировали заходы в улова за камнями. Для нас пока самое то. С Колей, «перебежками» от улова к улову почти достигли высшей точки порога, но последнюю струю не осилили.
Итогом катаний стало то, что в 18:25 ушли от порожка… к «населенке», на левом берегу относительно крупное село Заверняйка, у берегов достаточно людей. Потому идем ниже, и принимаем под стоянку только правый берег – находим стоянку среди редкой березовой рощицы с дубами и отдельными елями в 18:50. Стоянка неплоха, но до просторов озер и тиши островов ей далеко. Рыбаки на противоположном берегу. Шумит недалеко трасса Опочка – Полоцк, по которой нам завтра домой…

 

-6-
Последний день утром солнечный, в 9:40 на воде. График выхода на воду держался весь поход на хорошем уровне, да и вообще, не стало проблемой собственно само проведение похода в 17 человек, если люди такие замечательные, как в нашей группе. Сложнее на этапе организации.
Река балует последними красивыми видами – участок от Заверняйки до ур. Антоново идет по лесу, очень красив о заканчивается великолепным обрывом высотой в 25 метров по правому берегу, где мы в 10:15. Разрез вскрывает отложения мощного оза, который тянется у правого борта долины реки более 6 км до самой Шильской ГЭС. Гряда эта постоянно видна справа по красивому высокому лесу, но здесь, в урочище Антоново, наиболее красива. Стоит подняться наверх – отличный пейзаж откроется, да и морфология оза тут эталонна – противоположный склон гряды крут и уходит к болотистой местности.
От д. Васьково начинается подпор пруда Шильской ГЭС, второй рабочей на нашем маршруте. Водоём так себе в начале, но красив в средней и заключительной части, много стоянок, есть подъезды от трассы.
Плотину Шильской ГЭС обносим в 11:50 по левому берегу. Около 150 метров, на месте выхода на воду свалены в кучу огромные валуны, место выглядит кусочком территории с выходами кристаллических пород на поверхность. Карелией, то бишь
Практически сразу после ГЭС, в 12:15 проходим достаточно протяженный шивероподобный участок с валунами в русле. Ничего сложного – река успокаивается после него до самой Опочки. Натягивает облачность. Время похода подходит к финишу. Окраины города в 13:00. Часть народа сильно хотела разбираться у первого моста южного обхода города, но я всё же продавил идею пройти по реке через город. И считаю – не зря. Во первых, идти по населенке иногда тоже хорошо для разнообразия. Во вторых в городе у парка, чуть после главного моста и у завода по правому берегу есть три небольших порожка разного происхождения, но все нормально проходимые. В третьих, антистаппель прошел в достаточно уютном месте (14:00 - финиш!) у полузаброшенного стадиона и заброшенного вала тира. Местные жители были любезны или нейтральны. Признаков алкоголизма и агрессивного поведения замечено не было. Вода в реке, несмотря на неоправданные замечания Димы вполне годится для промывки байдарок и купания. Хотя для приготовления обеда использовали воду из ближайшей колонки.
К 17 часам полностью собрались под шум надвигающегося дождя. Погода поменялась окончательно. Коля уезжает на Псков пораньше. Мы не спеша перетаскиваем вещи в центр города к парку. Пока ждем машину, успеваем чуть пройтись по городку. Город с печатью запустения. Комментарии излишни – обычный райцентр Псковщины. Парк неплохой и городище красивое – но вот только всё неухоженное и со следами глупой «реконструкции». Около 19 часов приходят машины – Александр и его товарищ. Вполне удобно умещаемся и едем на этот раз без приключений, по прямой и относительно качественной дороге как надо, быстро. На границе опять проверка паспортов – даже небольшая очередь из машин скопилась. В Полоцк приезжаем в 22 часа – успеваем купить билеты Антону (потерял, бедняжка, как и вёсла) и Юле, ну и по магазинам разбрестись. Но к поезду на этот раз все успели успешно. В итоге 6 утра – Минск. Ура, друзья, до следующих походов!

   


Выводы и рекомендации:
А что тут сказать? Маршрут – классика.
Ходить группой в 17 человек, если ты хорошо знаешь большинство и уверен в адекватности меньшинства – можно запросто и без проблем. Но нужно приготовится к более трудоёмкому этапу организации, множеству билетов и массивности авто-забросок. Тут действительно, нужно рассчитать примерную сумму и выставить её каждому в самом начале для покупки всего.
В малую воду участок от Вяза хорошая группа пройдет за 1,5…2,5 ходовых дня.
Места для стоянок есть по всему маршруту в изобилии. Даже не сказать, где с ними плохо. Может от Юшково до Хвойно, от Копылка до Высоцкого.
Порог в Поддубье – ориентировочно то, что называют 2 к.с. в любую воду. Есть потенциально опасные места, нужно нормально рулить лодкой. Остальные препятствия по нашей воде могут осложнить жизнь только новичкам и невнимательным. Шивера в 0,6 км перед порогом в Поддубье, две в «каньоне» и две подряд выше Заверняйки могут претендовать на гордое обозначение 1 к.с.
Не нужно отрицать маршрут на участке от Яковлево до Опочки. Там хватает интересных и красивых мест. Если в город идти не хочется, удобно сняться на правом берегу пруда перед Шильской ГЭС.

Андрей Вашков