Водный поход Россонка – Нещерда – Черепетица – Нища, 14–17 июня 2022 года

 

Выбор маршрута

От речки Нещерды в Россонском районе у меня оставался долг с ноября 2015 года. Тогда в два коротких и непогожих дня мы попали на низкий уровень воды. Все закончилось удручающе, до устья мы не дотянули прилично и закончили маршрут у заброшенного моста севернее Долгоборья. Летом 2022 года появилась возможность сходить на воду на 4–5 дней, а значит, одной Нещерды маловато будет. Волок в деревне Горбачево давно пригляделся мне «по карте», а это значит подключение к маршруту Черепетицкой системы рек и озер. А где Черепетица, там и Нища (она, в свою очередь, не была пройдена мной до устья в ноябре 2014 года). Выбора, что идти вверх по течению, особенно не было. Понятно, что проще это сделать по более короткой Нещерде. Ну и начало маршрута предполагалось от моста дороги Р24 через Дриссу.

Команду составили Виталя и Влад, они отправлялись в путь на «Касатке». Для себя матроса на будние дни мне найти не удалось, а на такой случай есть «Вектор». Накануне выезда встретились купить билеты и обсудить детали. И тут уже Виталя предложил – а давай начнем маршрут прямо из Россон по правому притоку Нещерды – Россонке. В таком случае Нещерды нам доставалось лишь немногим больше того, что мы осилили в 2015-ом. Но уж больно заманчивое предложение!

 

День 1. Россонка – Нещерда (+11-12, пасмурно, дождь)

Приехали в Полоцк в 4 утра – льет дождь и холодный ветер, все как и обещал прогноз погоды. Идем на вокзал в ожидании первого автобуса на Россоны. Он отправляется в 6:15 и идет через Клястицы почти 2 часа. На ухабах дорог Россонщины (что Р46, что Р132 в 2022 году находились в крайне печальном состоянии) удается досмотреть дорожный сон. В Россонах Влад, который тут недавно был в вело-походе, выводит нас к красивой усадьбе (ныне – детский дом творчества), у которой более менее удобный выход к озеру. Дождь разной интенсивности идет не переставая, поэтому мы для сбора лодок оккупировали небольшую беседку на берегу небольшого пруда напротив усадьбы.

Беседка у усадьбы выход в озеро Россоно Усадьба Глазко «Станиславово» на берегу

В 10:15 выходим на воду озера Россоно. Чуть меньше 2 км пути и мы в его южной части. Исток Россонки с хорошим ориентиром – дом с постройками д. Береговая на левом берегу реки, хорошо виден с воды. Через 100 м упираемся в шлюз-мост на дороге Береговая – Синицы. Обнос по правому берегу. Ниже шлюза река канализирована, но мелиоративная система сильно запущена, канал в густой траве, но главное, полоска воды с течением в наличии. Значит, пройдем!

Россонка на выходе из озера  Россонка ниже шлюза-моста  мост-шлюз у д. Береговая

На канале дело пошло веселее и теплее. Вода в канале первые 3–4 км это нечто. Ощущение, что идешь по продолжению Россонской канализации. Но любопытно наблюдать, как канал самоочищается ниже по течению. После нескольких подряд бобровых плотин (частично их разбираем) исчезает запах, а после руин шлюза в высокой траве (не сложный обнос) вода уже почти аналогична крупной реке. Постепенно русло канала начинает походить на реку. Появляются повороты и мели, которые здорово замедляют. Завалы также постепенно появляются, но пока что единичные и не сложные. К 12:15 достигаем моста на дороге Альбрехтово – Замошье. С этого места в русле и на берегах реки-канала появляются одиночные валуны. Отсюда меньше часа ходу до моста дороги Р24. Ниже этого моста Россонка не канализирована и утопает в густой зелени на снимке из космоса: верные признаки долгожданного веселья.

Россонка в верхнем течении  Россонка у моста Альбрехтово – Замошье  Россонка у моста Альбрехтово – Замошье

Первый километр после моста, впрочем, идем лихо, тут запруда перед крупной бобровой плотиной. Ниже речка преображается кардинально, каменистые мели и перекаты следуют один за одним, появляются завалы. Воды очень мало, поэтому все это дело в основном наблюдаем не из лодки, которые таскаем по руслу, глубина позволяет. Тут удалось по настоящему словить кайф от особого ощущения «рубилова» в постоянном движении, когда впереди нет преград и готов хоть через бурелом тащить эту байдарку, лишь бы вперед. Так увлекся, что не заметил, как проскочил место пересечения Россонки бывшей железной дорогой Полоцк – Псков и окончательно потерял из виду второй экипаж.

Россонка у моста дороги Р24  Каменистый перекат на Россонке  Мели на Россонке устье Россонки

Но этот классный, но о-очень на любителя участок реки небольшой. В 14:40 за очередным поворотом уже показывается мощный поток с течением. Так это же Нещерда! Ничего себе тут воды… Наш ноябрь 2015 и рядом не стоял. Место в устье реки для ожидания экипажа «Касатки» неудачное, поэтому тут не задерживаюсь и использую накопленный на Россонке кураж для первых километров вверх по течению Нещерды. Течет она тут очень бодро, субъективно, тут был самый быстрый ее отрезок на весь маршрут вверх по течению. Завалы есть, но не всю реку, получается обходить их маневром, а что то проскакивать на скорости. Специфика хода против течения в том, что не расслабишься. Поэтому скоро запал начинает иссякать, выбираю пень и лежащий рядом ствол осины, которые образуют основу будущего мощного обеденного костра. Место на высокой пойме реки с вязким грунтом, рытвинами ходов бобров, высоченной травой и для стоянки не годится, как и другие берега на пройденном отрезке Нещерды. Второй экипаж жду больше часа, но зато удаётся даже что то высушить и погреться.

Обед делаем быстрый, только с чаем и тут же идем дальше, что бы найти нормальное место для ночевки. У нас еще около 2 часов работы вверх по течению Нещерды. Проходим сваи разрушенного моста, где недалеко мы закончили свой горе-поход в 2015 году. Примерно через 3 км от руин моста пойма реки расширяется и она становится луговой. Русло начинает больше меандрировать и периодически вплотную приближается к невысокому коренному берегу со смешанным лесом. Мы находим относительно приличное место на левому берегу меньше чем в 1 км ниже устья ручья из озера Россомачинское. Похожие места (но принципиально не лучше) в среднем течении Нещерды подобрать легко. День был непростой, холодный и мокрый, прошли всего около 16,5 км. Но на завтра прогноз обещает потепление и окончание дождя, а мы уже одолели неизвестность Россонки и «поймали» воду на Нещерде. Поэтому настроение хорошее.

Карта день 1

 

День 2. Вверх по Нещерде, озеро Нещердо и волок в озеро Шевино. +16-18, облачно, солнечно, кратковременный дождь

Дождь к утру закончился и продолжался только каплями с деревьев на порывах ветра. На воду выходим в 9:10. Сразу же идем достаточно быстро и уверенно, воды хватает, что бы попадать во все повороты и не терять время завалах, число которых в среднем течении Нещерды невелико. Нас тормозят только участки сужений реки в тростниках, где вода собирается в узкую и ощутимую струю. На «Векторе» иногда бывает просто сложно вписаться в поворот в таком канале, то нос, то корма постоянно застревает. Ребята на «Касатке» тут идут с много меньшими трудозатратами. В 10:35 проходим ориентир: огромный валун в русле. Впрочем, в нашу воду от него торчит только макушка, а осенью 2015-го воды, похоже, было почти на 0,5 м меньше!

Нещерда у стоянки  Нещерда в среднем течении  уровень воды в среднем течении в ноябре 2015 года

крупный валун в русле рек то же место, ноябрь 2015

Так как идем мы без остановок, то в 12:20 уже достигаем канализированных участков Нещерды в ее верхнем течении. Это для нас уже победа, тут речка уже почти без течения. Правда, в 2015-ом на одном из участков между канализированными кусочками реки мы потеряли русло и ломились по каким-то лужам и через стены тростника. Но сейчас даже не поняли, где это могло произойти – везде очевидная дорога с широким руслом. К 13:10 мы в деревне Поречье, протаскиваемся над мостиком из досок и в 13:30 после автомобильного моста достигаем шлюза, который по нашей воде нужно обносить по правому берегу. А в 2015-ом мы легко прошли под шлюзом!

канализированный участок Нещерды  Нещерда в д. Поречье  Нещерда в д. Поречье в ноябре 2015 года

шлюз в д. Поречье проходим под шлюзом, ноябрь 2015 года

Обедать решаем уже на озере. К 13:45 Нещерду заканчиваем. В прошлый раз озеро Нещердо было в тумане (что по своему красиво), ну а сейчас его можно рассмотреть по настоящему. Как по мне, среди крупных озер Беларуси оно одно из красивейших. На какое-то время над озером задувает ветер и пригоняет тучу, но сильного дождя она не пролила. Примерно в 15:00 останавливаемся на отдых на полуострове западного берега, в центральной части озера. Красивое место в сосновом бору, идеально для стоянки.

выходим в озеро Нещерда  стоянка на полуострове  озеро в ноябре 2015 года

Но мы стремимся успеть на вечерний волок, поэтому в 16:10 продолжаем путь. В северной части озера иду не туда, попадаю к маленькой деревеньке Гирино. Не тот залив! Парни благоразумно засомневались и в итоге лишнего не накрутили. Впрочем, теперь, задним числом и глядя в карту я понимаю, что вполне можно было бы делать волок от Гирино в озеро Городно, что добавило бы в маршрут лишних приключений. Но у нас тогда был свой план. В 17:50 мы уже в небольшом канале для лодок в д. Горбачево. Волок начинается через чей-то огородик, аккуратно переносим лодки через грядки. Дальше продолжаем по улицам малолюдной, но по виду вполне жилой деревни, а после нее тащимся по дороге Горбачево – Харитоново. Асфальта по пути или нет вовсе, или есть обочина в траве, поэтому лодки можно тащить, приподнимая их за нос, что бы по земле шел только узкий кусочек кормы – так и проще волокущим, и шкура почти не страдает. Наличие дорог на волоке делает его простым и не заметным, прошли к озеро Шевино меньше чем за час. По дороге перед озером прекрасный светлый лес, а на берегу мощная озовая гряда с кладбищем на гребне. На озеро выходим ровно в устье ручья из озера Городно. На озере не спешим, ищем свободное место для ночевки. Нашли что то более-менее подходящее на южном берегу. Вещи нужно тащить вверх к хорошей ровной полянке в смешанном высоком лесу.  В целом день получился отличный, прошли около 34 км, почти половина это Нещерда вверх по течению, и почти 2 км – волок в Шевино.

волок в д. Горбачево волок в д. Горбачево

Карта день 2

День 3. Черепетицкая система реки и озер и выход в Нищу. +19–22, солнечно, небольшая облачность

В 4 утра нас разбудил рыбак на «Жигулях», который очень старался аккуратно поставить машину на полянке и не помешать нам, но в итоге угодил в противопожарную канаву. Рычание «шестерки» под ухом выгнали из палатки, пришлось помочь его выталкивать. На воду выходим около 9:15. Исток речки Ершовская легко различим. На речке красотища, воды ровно столько, сколько нужно. Завалы не мешают, кругом все цветет и играет в солнечном свете. К 10:20 достигаем озера Межево, которое запоминается своими островками в центральной части водоёма. Идти нужно почти строго на запад, ориентир – вышка связи на высокой гряде у д. Межево. Выход реки Межева из постепенно сужающегося залива, поэтому его не пропустить. Недалеко после выхода из озера примечательное место: долина разрезает озовую гряду, оба берега очень высокие. Тут же пешеходный мостик, выходим погулять. На вершине оза кладбище деревни и обелиск погибшим мирным жителям во время ВОВ.

озеро Шевино  речка Ершовская  речка Ершовская

озеро Межево  озовая гряда у д. Межево памятник на гряде   пешеходный мостик через реку Межева

В 12:00 проходим мостик из труб на дороге Дмитрово – Межево. Река идет довольно однообразно с чередованием поворотов на 180°, на пойме тросник, коренные берега низкие и под лиственным лесом. В 12:45 подходим к мосту на дороге из Осинников в Мылинки. Лесная дорога с хорошим накатом, а мост со следами «любительского» ремонта, навалено много деревьев. Здесь не самый удобный обнос по правому берегу. Скоро за мостом реку пересекала бывшая железная дорога Полоцк – Псков, ее прежнюю трассу мы пересекаем второй раз за поход. Однообразие пейзажа на реке нарушается в 20 минутах ходу до озера Мылинское, река тут снова пересекает озовую гряду. Недалеко от русла высокие берега с сосновым бором.

мост из труб на р. Межева  река Межева выходим в оз. Мылинское   озеро Черепетицкое

На озеро Мылинское выходим в 13:40. Мылинское это часть озера Черепетицкое, их соединяет широкий пролив в месте очередного пересечения с озовой грядой. Эта гряда разделяет единое озеро на две части с разными названиями. Мы ищем место для обеденного отдыха и лучшее находим на южном берегу озера Черепетицкого, восточнее базы отдыха. Место с причалом и оборудованной беседкой, минус только в том, что озеро у мостика тут зарастает. Отдыхаем пару часов и снова в путь, держим курс на запад вдоль той самой гряды по северному берегу. На южном берегу база отдыха без признаков жизни. Протоку в озеро Вальковское (тут уже именно протока с заметным течением) проходим в 16:50. Это озеро, последнее на нашем маршруте, пересекаем за 40 минут. На Вальковском нужно идти западнее полуострова, который разделяет северную часть озера. Переход от озера к реке Черепетица постепенный. Как только появляется течение, по правому берегу несколько отличных стоянок с автомобильным подъездом от трассы Полоцк – Опочка, которая уже совсем рядом. Ее мост проходим в 18:20. Еще через 15 минут Черепетица заканчивается, впадаем в Нищу. Тут мы с Виталей уже были в совместном походе в ноябре 2014 года, но тогда уровень воды тоже был заметно ниже, на реке мало что узнаем. Например, беседку со столиком на левом берегу у Юхович. Тут немного разминаемся. Оказывается, что беседка стоит на заболоченном берегу и к ней от деревни ведет широкий настил из досок, изрядно уже потрепанный временем.

протока Черепетицкое – Вальковское  озеро Вальковское  река Черепетица

пограничный мост на Черепетице  Черепетица у моста дороги Р46  беседка на берегу в д. Юховичи

Начинаем искать место для ночевки. В хорошем вечернем ритме проходим вытянутую вдоль реки деревню Юховичи и так увлеклись за течением реки, что скоро незаметно пронеслись и мимо дома с волками в д. Сосновый Бор. Приемлемое место для стоянки обнаружили на левом обрывистом берегу с еловым лесом, выше устья Хонки. День сегодня настолько удался, что по воде прошли около 54 км и уже точно решили заканчивать маршрут завтра, поскольку уже было очевидно, что на Нище особенных препятствий не ожидается.

Карта день 3

 

День 4. Нища, выход в Дриссу (до д. Борковичи). +22-25, солнечно

Что бы уверенно и без спешки закончить маршрут мы даже пораньше встали – на воду вышли уже в 7:15! В 9:00 достигаем участка реки с подпором водохранилища, скоро проходим через д. Клястицы, которая с воды выглядит и жилой, и аккуратной. В 9:50 левым берегом обносим плотину ГЭС. Ниже ГЭС река хорошо смотрится на карте, но в реальности интересного тут не заметили. Берега часто высокие, но на них или сплошные лиственные заросли, или кусты. В 11:20 проходим «уставший» бетонный мост по дороге на Марково. В 15 минутах ходу ниже этого моста в русле какое то подобие быстрины, течение с характерными структурами неровного дна. В 12:30 бетонный мост в д. Соколище – под ним, наконец-то, порожек! Он простой, с ходом строго по центру, но все же. На левом берегу за мостом то ли обедает, то ли снимается с маршрута группа с катамараном – первая и единственная увиденная нами на маршруте.

Нища у места стоянки выше устья р. Хонка   Нища у устья Хонки

Клястицкая ГЭС  руины моста ниже Клястиц  берега Нищи

быстрина в реке  порожек под мостом в д. Соколище

После этого моста с порожком река никак не изменяется. Солнце припекает уже по настоящему, настроение какое то расслабленное. Есть ощущение легкого разочарования от Нищи, ожидалось что то другое, намного более разнообразное. Наша реальность из-за достаточно высокого уровня воды сильно расходилась с тем, что я раньше слышал об этой реке. Вероятно, Нища и правда сугубо осенний маршрут, когда лиственные леса яркие, а уровень воды обнажает все неровности дна.

Но вот за д. Кульнево, уже на последних километрах перед устьем, впереди виднеются наваленные в реку толстенные стволы, да так, что загораживают реку полностью. Первый настоящий завал на Нище! Ближе к левому берегу через стволы вода переливается как в пороге, а в таких случаях все обычно просто решается на скорости. Но перед этим местом лежит под 45° прямо по курсу чуть притопленное дерево. В общем, если на скорости, то проскочить вроде бы можно. Я как шел – так на скорости туда и ломанулся. Но у «Вектора» узкий и острый нос, в итоге рикошет, сильно качнуло и на дерево въехал уже не там, где это нужно, нос уперся в завал. Вылез на завал и осмотрелся. Перекидывать лодку неудобно. Лучший вариант, оказывается, пролезть в узкую щель под деревом у самого левого берега, а оттуда выходить уже в «порог», по пути уворачиваясь от деревьев. Сложность в том, что бы успеть сделать нужный гребок, так как течение подхватывает сразу и несет на деревья. Подходят ребята, я рассказываю, что увидел и иду как задумал. От деревьев чуть ушел, течение сильнее, чем кажется. Разворачиваюсь и смотрю на экипаж «Касатки». Но после выхода из-под бревна у них все идет совсем не по плану, прижимает к деревьям и киляет! Влада стянуло течением, но зато он на мели оперативно подхватывал выплывавшие вещи. Виталя остался с лодкой и занимался спасением прижатого к стволам судна. Вот так прощание от Нищи!

завал ниже д. Кульнево  киль «Касатки» на завале  заключительные метры Нищи

За следующим поворотом реки обедаем на луговом левом берегу. В 15:45 Нищу заканчиваем, перед устьем проходим следы огромного завала, над остатками которого река намыла остров-осередыш и обходит его двумя рукавами. На Дриссе уже совсем все просто, река широкая и течение уверенно несет вперед. Поезд до Полоцка у нас в 8 вечера, вроде бы успеваем легко, поэтому смело минуем д. Дерновичи, откуда также можно уехать на Полоцк автобусом. После Дернович берега еще понижаются и чаще луговые, река однообразно петляет. Настроение тут уже совсем расслабленное. Однако, как бы не пропустить нужное место финиша? Вот по левому берегу, кажется, подходящее место, выкошенный луг, стоит лодка, мостки и рыбак. Это место у д. Новый Двор, вполне можно разбираться тут, но если пройти дальше по реке, топать до станции будет ближе. То же самое нам говорит и рыбак, мол, скоро по левому берегу будет пляж, оттуда прямая дорога в село. Прекрасно. Так и делаем – идем на желанный пляж, времени в запасе достаточно. Идем один поворот, другой, но ничего даже отдаленно похожего на пляж не находим. Кругом одинаковые кусты и высокая трава. Еще несколько поворотов. Так, что то идет не так. Влад включает единственный на нашу группу телефон с интернетом…Ёма-ё! Мы проскочили условное оптимальное место уже на 2,5 км! Вечер моментально перестал быть томным. Теперь нужно возвращаться против течения, искать то, чего не видно и спортивно разбираться и топать на станцию. Дрисса весьма сопротивляется ходу вверх по течению, нужно постоянно уходить со стрежня и тереться у мелких берегов. Где-же, черт побери, все-таки разбираться? Места все одного хуже другого, и что совершенно непонятно, а почему так? Рядом же не какая нибудь деревушка, а населенный пункт с населением больше 700 человек, для Витебщины это немало!

Дрисса выше Дернович  валун в русле Дриссы у Дернович  берега Дриссы выше д. Борковичи

Карта день 4

Вот, наконец, что то относительно приемлемое. Причаливаем. Дно вязкое, но поодаль травяная площадка сухого бережка. За ним что то наподобие плотно заросшей дороги в нужном направлении. Но нужно еще по грязи переходить лужу старицы. Я завелся и сыплю проклятия на ситуацию, поскольку перспективы потерять все старания этого дня (по воде сегодня прошли около 70 км, с учетом хода против течения на Дриссе) и не уехать весьма очевидные. Ребята держатся более спокойно. В одном мы едины – в скорости разборки лодок. Рюкзаки запакованы абы как, в плохо помытых шкурах где-то остаётся вода и теперь она вытекает и потом будет создавать лужу в поезде, но это уже мелочи. Главное, топаем по этой заросшей дороге. Скоро деревня, стоит указатель. Дубы! Блин, это даже не Борковичи. Но тут же переходим подъездной путь Борковичского лесопункта, идем вдоль штабелей из дерева теперь ровно туда, куда нужно. В Борковичах, оказывается, совсем недавно работало сельхоз-училище, ныне закрытое и находящееся в состоянии печальных заброшек. До поезда успеваем с минимальным запасом. На платформе у местного интересуемся, где же из Боркович нормальный выход к реке. Дядька задумался и дал отличный ответ: «а у нас никто туда не ходит!». Жителю Полесья этого не понять категорически!  

В таком накрученном состоянии ввалились в «дизель» и как то буквально сразу начало отпускать, появилась расслабленность и огромное удовольствие от пройденного маршрута. Собственно, «вломили» мы неслабо, я был уверен, что на такой маршрут нам понадобится минимум 5 дней. Но относительно высокий уровень воды сделал наши скорости вполне реальными. Ну и конечно, спасибо Владу и Витале за компанию!

Выводы:

  1. Речка Россонка вряд ли заинтересует какую нибудь команду, но вероятный интерес в паводковую воду может представлять приустьевой участок ниже моста на дороге Россоны – Полоцк. Как вариант, его можно пробовать пройти, занеся легкие лодки от Нещерды.
  2. Нещерда в нашу воду оказалась отличной речкой и легко проходима (с озером) в рамках ПВД. Трудоемкость маршрута значительно возрастает по мере падения уровня воды.
  3. Волок в Горбачево и логичный, и простой. Идти на него можно и в обратную сторону, поднимаясь по системе Черепетицких озер со стороны Нищи, что не сложнее, чем подъем вверх по Нещерде.
  4. В относительно высокую воду на протоках между Черепетицкими озерами нет практически никаких препятствий, все легко проходится.
  5. Лучший сезон для похода по Нище ниже Юхович – осень с низким уровнем воды. В высокую воду река скучновата.

 

Вашков Андрей, 2023