В. Журавлев.

Река Белая, от Каги до Мелеуза


Сроки : 31 июля – 11 августа 2006 г.
Участники : Журавлев Василий
Куриленок Леонид
Харитонович Николай
Кулаков Геннадий

К путешествию по реке Белой нас подтолкнули несколько причин: желание побывать на Урале, посмотреть на реку, о которой слышали восторженные отзывы, а также прикоснуться к неизвестной нам ранее спелеологии. Сведения, которые мы получили о реке и маршруте из туристической литературы и Интернета были либо устаревшими, либо недостаточными, либо субъективными, а порой и ошибочными. Но это мы узнали только после прохождения маршрута.
Основным документом и источником информации при прохождении маршрута у нас была лоция Михаила Морозова http//www.adelaida.net./agidel. Лоция достаточно подробная и, главное, в ней точно указаны расстояния.

К началу маршрута добирались из Минска сначала до Уфы поездом Барановичи - Челябинск, который ходит по пятницам. (Есть еще поезд Минск – Челябинск, который ходит тоже один раз в неделю). Приблизительно через 30-40 минут после прибытия поезда в Уфу отправляется поезд в сторону Белорецка и прибывает в Белорецк между 5 и 6 часами утра. До отправления поезда на Белорецк оставалось достаточно времени, чтобы взять билеты на обратную дорогу.
Тут мы столкнулись с первой неприятностью и сделали первую ошибку: из Уфы на прямой поезд до Минска билеты предварительно не продают. Точнее, продают, но за трое суток, или за три часа до отправления. Нам предстояло сделать выбор: попытаться взять билеты на Минск по возвращении в Уфу на проходящий поезд, или взять билеты предварительно на Москву сейчас. Пока стояли в очереди, выяснили, что ни на Барановичский, ни на Минский поезд взять билеты ни за 3 суток, ни за 3 часа до отправления практически невозможно. На вокзале ст.Уфа работает т.н. «сервис-центр», одной из функций которого является помощь пассажирам в приобретении билетов за дополнительную плату (по-моему просто узаконенная спекуляция). Может быть, они и смогли бы нам помочь, но мы тогда этого не знали, поэтому взяли билеты на обратную дорогу через Москву. Этим мы привязали себя к конкретной дате возвращения.
До Белорецка добрались без особых проблем. В Белорецке у нас было 4 варианта начала нашего путешествия. Первый вариант: у вокзала стоял автобус с «организованными» туристами, которых везли на турбазу «Агидель», как раз к начальной точке нашего маршрута. Но мы немного прошляпили, и оставшиеся места достались другой группе байдарочников. Первый вариант отпал. Второй вариант: начать маршрут в Белорецке. Но мы планировали пройти около 340 километров от Каги до Мелеуза, и не решились увеличить протяженность маршрута еще на 100 км за счет участка Белорецк - Кага. К тому же некоторые авторы из Интернета неодобрительно отозвались об этом отрезке маршрута. Отказавшись начать маршрут в Белорецке, мы допустили вторую ошибку, а ведь после прошедших накануне сильных дождей пройти от Белорецка до Каги было бы нетрудно. Оставалось два варианта: ехать городским автобусом до автостанции, а дальше рейсовым автобусом до Каги, или ехать на такси. Три ночи в поезде (последняя - сидя в извращенной позе в вагоне с «самолетными» креслами), а также непрекращающийся дождь подтолкнули нас к последнему варианту – такси.
Вчетвером, с двумя байдарками и необъятными рюкзаками втиснулись в «Волгу» ГАЗ-24. Дорога шла вдоль Белой и трижды пересекла ее до Каги. И быстрая река, и пологие горы, покрытые лесом были прекрасны. Правда местные жители, привыкшие к красивым ландшафтам, считают реку от Белорецка до Каги, и даже от Каги до Старосубхангулово неинтересной. Но у нас, жителей Беларуси, где каждый крупный камень едва ли не памятник природы, было иное мнение. Мы считаем, что при достаточном уровне воды в реке (после дождей) и резерве времени имеет смысл начинать маршрут от Белорецка.
Итак, утром 31.07.06 нас привезли на удобную площадку, уходящую в реку каменистой отмелью. Площадка окружена плотными кустами, за которыми угадывается турбаза «Агидель». На площадке два навеса со столиками.

 Река Белая 

Отсюда мы и стартовали, собрав лодки и позавтракав.
Легко описывать маршрут, который проходит по глухим болотам, и только к концу дня подходит к твердому берегу с лесом и поляной, пригодной для стоянки, как это бывало где-нибудь на Щаре или Птичи. Но невозможно детально описать маршрут, где практически не встречается препятствий, а река сама несет вас мимо гор, покрытых густым лесом с выходом скальных пород, мимо отвесных скал, не похожих одна на другую, мимо галечных пляжей и множества удобных стоянок. Передать красоту берегов реки Белой мы все равно не сумеем, поэтому ограничимся кратким изложением своих впечатлений.
Маршрут по Белой можно условно разбить на несколько участков.

  • 1.Белорецк – Кага. Мы этот отрезок не проходили, о чем слегка сожалеем.
  • 2.Кага – Старосубхангулово (Бурзян).

В Интернете есть высказывания, будто участок неинтересен. Спорить не будем, а выскажем свое мнение: прекрасен

Белая Река довольно быстрая, скорость течения до 5 км/час Пещера

Первое впечатление – множество туристов на катамаранах, плотах, реже – байдарках. Река довольно быстрая, скорость течения до 5 км/час. Без напряжения держали скорость 9-11 км/час (контроль по GPS). Много хороших мест для стоянки с хорошими подходами к берегу, с галечными отмелями и пляжами, запасом дров. Несмотря на обилие туристов, мест для стоянки хватает всем.
Первые дни охотно общались с каждой встреченной группой. Однажды на вопрос руководителя чужой группы – Откуда вы? Ответили – Из Минска. И тотчас услышали крик одной девушки – Привет Украине, привет Кучме! На что руководитель заметил – Не обращайте внимания. Это женщина, к тому же не замужем. От себя добавим: это поколение, выросшее после распада Союза.

  • 3.Старосубхангулово (Бурзян) – Кутаново.

Качественные показатели маршрута по сравнению с предыдущим участком значительно возрастают

  

   заповедник Шульган-Таш с знаменитой Каповой пещерой

Скалы становятся выше, несколько увеличивается скорость течения. На отдельных участках скорость байдарки увеличивалась до 14—15 км/час. Максимальная зарегистрированная скорость 18,1 км/час. (по GPS) . В конечной части отрезка начинается заповедник Шульган-Таш с знаменитой Каповой пещерой. Там же находится и домик с музеем заповедника. От посещения заповедника остается неоднозначное впечатление. Музей закрыт. В пещеру пускают в составе группы с экскурсоводом. Посещение пещеры стоит 60 рублей с человека. Выдают шахтерский фонарь, заводят в первый зал до железной решетки и рассказывают, какая пещера глубокая, но вам туда нельзя. А еще показывают настенные рисунки и внушают посетителям, что они сделаны в каменном веке. А еще предлагают поставить на зарядку аккумулятор от видеокамеры, а когда ты приходишь забирать его, объявляют, что это платная услуга и стоит она 40 рублей (разумеется, без квитанции). Невольно вспомнишь Остапа Бендера, как он продавал билеты в провал. Но это еще не все. Дальше река течет по территории, где по правому берегу заповедник, а по левому национальный парк. На территории национального парка можно останавливаться на ночлег. Но в первое же утро к нам приплыли пьяные егеря, правда с документами и оружием и потребовали плату за нахождение на территории национального парка в размере 10 рублей с человека в сутки. Пытались еще и за рыбалку с нас содрать, но не вышло.

  • 4.Кутаново – Сыртланово.

Когда—то этот отрезок маршрута был самым интересным. Но теперь подавляющее большинство туристов заканчивает маршрут в Кутаново, или немного раньше. Причина заключается в том, что выше Сыртланово построена ГЭС с тридцатиметровой плотиной. Примерно в 80 км выше плотины начинается подъем воды. Сначала это незаметно, потом замечаешь, что течение замедляется, и все больше деревьев и кустов оказываются стоящими в воде. Но самое неприятное заключается в том, что пологие берега и террасы, на которых ранее можно было остановиться на ночлег, полностью ушли под воду. Река превратилась в красивейшее горное озеро. Неподвижная водная гладь еще больше подчеркивает красоту отвесных скал и крутых горных склонов, поросших густым лесом и кустарником.

среди них скала Баба-Таш, скала Вождей с огромными портретами Ленина, Маркса и Энгельса среди них скала Баба-Таш, скала Вождей с огромными портретами Ленина, Маркса и Энгельса Крейсер

Скалы становятся еще выше и еще красивее, среди них скала Баба-Таш, скала Вождей с огромными портретами Ленина, Маркса и Энгельса. Крейсер. А в 8 км ниже Крейсера справа впадает ручей Сакасска, откуда идет тропа на Голубое озеро и ущелье Драконов. В «трюме» Крейсера находится самая большая (после Каповой) пещера Театральная, и посещение ее ничем не ограничено.

 пещера Театральная пещера Театральная Мы без приключений прошли до плотины и сделали обнос по правому берегу длиной около 700 – 800 метров.

 В скалах можно заметить еще несколько пещер, но подход к ним значительно затруднен. Мы контролировали километраж, указанный в лоции М. Морозова по GPS. На акватории водохранилища в связи с исчезновением извилистости русла километраж уменьшается примерно на 10%. Даже при прохождении водохранилища на байдарках, придется дважды останавливаться на ночлег. Нам повезло, незадолго до нашего похода на плотине понизили уровень воды на несколько метров, поэтому обнажилось несколько пологих участков, на которых можно было остановиться на ночлег. Правда, в таких местах было довольно грязно и сыро (комары не в счет). Но когда уровень воды поднимут до проектного, все пригодные для стоянок участки уйдут под воду. Ночевать придется в крайне непригодных условиях: на каменистых косогорах, на крутых склонах гор, густо заросших деревьями и кустами. В таких местах нельзя будет нормально поставить палатку, натянуть тент. Если к этому добавить непогоду, сильный ветер и волну, то прохождение акватории водохранилища можно считать не только трудным, но и опасным. Мы без приключений прошли до плотины и сделали обнос по правому берегу длиной около 700 – 800 метров.

  • 5. Сыртланово – Мелеуз.

Описания этого отрезка маршрута в Интернете мы не нашли. Карты тоже не было, если не считать карту из атласа автомобильных дорог. Лоция закончилась. Батарейки к GPS кончились еще до плотины. Мы закупили батарейки в Сыртланово, но все они оказались негодными. В общем было только желание пройти оставшиеся 90 – 100 км, а еще было нежелание расставаться с рекой.
Впечатление о первых километрах о реке ниже плотины было не очень хорошим. Вода была странного цвета с черным оттенком, а над рекой стоял сероводородный запах. Было ощущение, что в реку ниже плотины сбрасывает сточные воды крупный населенный пункт. Все объяснялось следующим: продукты разложения, образовавшиеся при гниении древесины в местах затопления оседали в виде ила на дно водохранилища и накапливались в самом глубоком его месте – по ходу русла реки. А поскольку на турбины электростанции поступала вода из самых нижних слоев, то она содержала большое количество ила. Но через несколько километров сначала исчез запах, а потом очистилась и вода. И весь оставшийся путь до Мелеуза мы прошли без проблем и с удовольствием. Река текла по равнинной местности и временами напоминала Березину или Щару, только вместо песчаных пляжей были галечные. Скорость течения оставалась довольно высокой из-за частых перекатов и быстрин. Вода была чистой, а дно галечным или каменистым. И только на участках с медленным течением дно было покрыто слоем ила. Пологие берега чередовались с холмистыми, обрывистыми. В некотором отдалении от реки по правому берегу тянулись невысокие горы. Настоящим украшением берегов были часто встречающиеся рощи лиственных деревьев с преобладанием огромных тополей. В таких рощах мы и останавливались на ночлег.

Река Белая, от Каги до Мелеуза На заборе удобно развешать для просушки снаряжение

Одним словом, если оценивать участок Сыртланово – Мелеуз по меркам Республики Беларусь, то можно дать отличную оценку. Заканчивается маршрут в Мелеузе перед впадением левого притока у бетонного забора какого-то промышленного предприятия. На заборе удобно развешать для просушки снаряжение, отсюда до автобусной остановки метров 300. Из Мелеуза до Уфы можно доехать без проблем автобусом или поездом.

В заключение несколько замечаний


1. Маршрут от Каги до Сыртланово проходим на любых плавсредствах и по силам даже «чайникам» и экипажам с детьми.

2. Магазины есть практически во всех деревнях. Есть даже специальный магазин для туристов «Азиля» прямо на берегу. Продается пиво, водка, консервы, молочные продукты, кондитерские изделия, макароны, крупы. Хлеб только белый, но вкусный.
3. Никаких диверсий типа кидания камней с берега мы не встретили.
4. На территории заповедника останавливаться на ночлег нельзя, а на территории Нац. парка можно. Когда явятся егеря изымать деньги за пребывание на территории Нац. парка не говорите, что вы занимаетесь рыбалкой, а то еще и за это платить придется.
5. Комары нам встретились только на водохранилище (сырые берега в зоне затопления)
6. О рыбалке ничего сказать не можем, так как среди нас не было ни одного нормального рыбака.
7. На вокзале в Уфе с 18 часов не работает пункт обмена валюты. Ваши «зайчики» никому там не нужны, а доллары на рубли меняют таксисты по курсу 1 доллар – 20 рублей (при официальном курсе 26,5) !
8. При отсутствии билетов в кассе ст. Уфа обратитесь в сервис-центр (левое крыло вокзала, вход с привокзальной площади). А вообще с билетами в день отправления проблемы.