Летняя Щара (2010)
В.Журавлев

Какая она, Щара? Прежде всего, она разная. Щара в верхнем течении настолько непохожа на Щару в нижнем течении, что общего у них ничего нет, кроме имени. То же самое можно сказать и о ландшафте и о природе в бассейне реки. О Щаре уже много писали, и что-то добавить к написанному трудно (да и нужно ли?). Щара у каждого своя. По Щаре я ходил не менее 14 раз, проходил ее целиком и в разных вариантах по частям. Казалось бы, пора насытиться и успокоиться. Я полностью согласен с В. Высоцким, что "лучше гор (рек) могут быть только горы (реки), на которых еще не бывал". Других рек в моей жизни тоже было много, но что-то необъяснимое снова и снова тянуло к Щаре, а когда мне понадобилось познакомить моего друга из США с красивой белорусской рекой, я, не колеблясь, выбрал Щару. Почему? Во-первых, потому, что Щара - это незримая граница между Восточной и Западной Беларусью, ведь на берегах Щары переплелась наша история: Михаил-Казимир Огинский, Первая и Вторая мировая война, Польско-Советская война, события сентября 1939-го года, которые одни называют освобождением, а другие оккупацией. Во-вторых, потому, что верховья Щары - это глушь, это безлюдье и бездорожье, это мир природы, еще не убитой "цивилизацией", это страна непроходимых лесов и болот. Были еще и другие, личные мотивы.
Итак, мы пошли на Щару, нас было семеро.

Первый экипаж: Дима, который приехал из США, и капитан дальнего плавания Леонид Афанасьевич, который весь год работает на танкере, чтобы во время отпуска пересесть на байдарку.
Второй экипаж: два доктора Виктор и Алеся.
И третий экипаж на "Таймене-3": я и жены моих друзей опытные туристки-водники Алла и Татьяна.

Маршрут начали со станции Щара. Прохождение маршрута начали вечером, около 19 часов. Сразу же почувствовали, что уровень воды в реке упал, река заросла, и продвигаться по ней было довольно трудно. До запланированного места ночлега двигались около полутора часов, хотя прошли чуть больше 6 км. Место первого ночлега выглядело так: остатки моста (бетонные плиты лежат на бетонных трубах), а рядом, на месте бывшей дороги, участок твердого берега, достаточный для установки палаток

В нескольких десятках метров начинается луг. Совсем рядом, за кустами, находится пулеметный ДОТ (предположительно, польский). ДОТ имеет три помещения, каждое с отдельным входом. В среднем помещении мы обнаружили утром гнездо с восемью слепыми щенками собаки

Мама, наверное, ходила искать пропитание, поэтому ее мы не видели.
Следующая ночевка была запланирована на старом шлюзе ниже урочища Пристань. Пока мы продвигались по акватории Ляховичского водохранилища, с удовлетворением заметили, что вода чище, чем раньше, и нет зловонного запаха на водохранилище. Как потом нам объяснили во время обноса на плотине, в Ляховичах, наконец-то, построили очистные сооружения. Ниже плотины река на протяжении 5-6 километров была усеяна мертвой рыбой: по одной и группами вверх брюхом лежали огромные щуки, крупные окуни, килограммовые лещи и большое количество рыбной мелочи.
До деревни Хотяж особых трудностей не было, если не считать участки реки, заросшие водяными растениями

Первые неприятности начались ниже д. Хотяж, после того, как река свернула в лес. Из-за низкого уровня воды многие коряги, лежащие на дне, превратились в препятствия, начались многочисленные проводки с применением пилы и топора.

Река, как обычно, разветвлялась на рукава, многие из которых при нынешнем уровне воды стали непроходимыми. Приходилось иногда возвращаться и искать новый проход. Где-то мы ошиблись и не попали в протоку, которая должна была вывести нас в канал, идущий вдоль Нетчинской дамбы. Мы попали в одно из старых русел и дальше пошли уже лесом. В этих местах лес ольховый, густой, заболоченный, ветви деревьев, смыкаясь над головой, закрывают небо, от чего даже в ясный солнечный день здесь сумрачно. А ближе к вечеру, когда солнце висит низко над горизонтом, в этих местах начинаются настоящие сумерки. Мы шли этим лесом в сумерках, еще замечая низко наклоненные деревья, но бревна, затонувшие в воде, обнаруживали только тогда, когда натыкались на них. Еще вверху иногда показывалось светлое пятно неба, а мы вынуждены были включить фонарики. Периодически мы попадали в непроходимые протоки и возвращались, потом снова и снова рубили ветки и стволы упавших деревьев, перетаскивали байдарки через затонувшие бревна, лежащие на уровне поверхности воды. При этом мы вылезали из байдарок, проваливаясь по колено в вонючий черный ил. Все были мокрые и грязные, на комаров уже никто не обращал внимания. Скорость продвижения не превышала 2 - 2,5 км в час. Наступила ночь, а вместе с ней подозрение, что рассвет придется встречать в таких же условиях. Все понимали, что выход у нас один: терпеть и идти вперед, поскольку не было даже намека на то, что в этом лесу можно найти место для ночевки. С группой мне в очередной раз повезло: не было не только истерик, но и даже проявления неудовольствия. Я еще раз убедился, что волевые качества и эмоциональная стабильность в подобных ситуациях важнее физической подготовки и опыта, вместе взятых. Конечно, люди устали, хотя и продолжали шутить. Особенно подходил к ситуации стишок про Сусанина.
Куда ты завел нас? Не видно ни зги
Ты, верно, Сусанин, нам пудришь мозги?
Давайте отрежем Сусанину ногу!
Постойте, не надо, я вспомнил дорогу.
Я, как и Сусанин, тоже помнил дорогу, помнил, что где-то правее должна быть опушка леса, канал, урочище Пристань, спасительный шлюз с хорошей площадкой для лагеря. Но те протоки, которые иногда уходили вправо, были непроходимыми, и я, в конце концов, потерял ориентировку и ощущение пройденного расстояния. Только одна мысль внушала беспокойство: была огромная вероятность порвать оболочку лодки на одной из множества коряг. Татьяна, наш главный психолог, сглаживала ситуацию, повторяя периодически: "Как здорово встретить рассвет в таком лесу".
Энтузиазм и спортивный азарт постепенно сменялись тупым безразличием; мы уже не надеялись выбраться из заболоченного леса до наступления утра, но река сжалилась над нами и по одной из проток вывела к старому шлюзу.

В 1час 30 минут закончился наш мазохистский марафон. Команда настолько устала, что все отказались от ужина, быстро поставили палатки, выпили немного алкоголя, закусили салом, потом выпили чаю и вырубились до утра.
Третий день похода протекал в обычном режиме, если не считать того, что встали мы в 8.30, не успев выспаться и отдохнуть. От шлюза мы шли знакомым маршрутом и рассчитывали к вечеру быть на шлюзовом комплексе канала Огинского. Прохождение маршрута осложнялось зноем и невозможностью искупаться из-за заболоченности берегов. В этот день у нас только один раз была возможность искупаться и отдохнуть: у моста возле деревни Залужье.

Кроме того, нас осаждали тучи слепней и оводов, из-за чего мы вынуждены были надеть брюки и плотные рубашки с длинным рукавом, что, безусловно, усиливало перегревание. Не нужно особенно напрягать воображение, чтобы представить, как мы себя чувствовали под палящим солнцем в 30-градусную жару при полном штиле. К слову сказать, взятые нами репелленты ("комарэнд", OZZ и какой-то привезенный из Африки лосьон) оказались совершенно неэффективными против слепней и оводов. К дискомфорту, обусловленному высокой температурой и насекомыми, прибавились трудности при преодолении сильно заросших участков реки, на которых скорость падала до 2 км в час. Шлюзового комплекса в районе Выгонощанского озера мы достигли предельно уставшими. Было принято решение не идти завтра, а организовать дневку.
На шлюзовом комплексе произошли некоторые изменения. Если раньше мы заходили в шлюзовую камеру и там разгружали, а потом поднимали байдарки, то сейчас вход оказался закрытым металлической сеткой. Пришлось разгружаться в неудобном месте и по очереди. Судя по уровню воды в шлюзовой камере, уровень воды в Щаре упал примерно на 0,8 метра. От жары спасались, купаясь в шлюзовой камере, которая заполнялась проточной водой из глубоких слоев и имела температуру около 25 градусов. Зато в канале перед шлюзом, где верхний слой воды практически не движется, он прогревался до температуры 31,6 градуса! "Домик егеря" был пуст и в меру загажен, но рядом с домом был огромный запас дров. Дважды за время нашей стоянки приезжали на моторке работники заповедника, но мы их не интересовали. Полтора суток мы пожили в параллельном мире, в полной изоляции от внешнего мира наедине со старинными шлюзами.

Пятый день мы начали пораньше. Учитывая погодные условия и предстоящий длительный переход, создали запас питьевой воды, сварили кисель с курагой и черносливом. Заросшие участки реки попадались редко и особенных трудностей со стороны маршрута мы не встретили. Но вот 30-градусная жара, безоблачное небо, палящее солнце и тучи слепней создали при прохождении маршрута экстремальные условия. Все участники (особенно участницы) похода продемонстрировали высокие морально-психологические качества. Единственное, о чем меня попросили, чтобы я похвалил их перед мужьями, что я искренне и с удовольствием делаю. Наградой за трудный переход была ночевка в сосновом лесу на песчаном обрыве недалеко от деревни Волька.

Шестой день прошел еще легче. Река была красива и разнообразна. Мест для купания было много, а на плотине возле Доманово все желающие приняли великолепный гидромассаж.

Ночевали возле деревни Углы. За седьмой день мы дошли до Больших Шиловичей (напротив Жировичского монастыря), где нас ожидали машины.

Завершили поход экскурсией в монастырь.

Выводы.
1. Маршрут изучен до мелочей и не сулит каких-то сюрпризов, однако понижение уровня воды в межень и зарастание русла существенно затрудняют прохождение маршрута и требуют больших физических затрат
2. Небольшая ошибка при движении на участке от Хотяжа до Нетчинской дамбы могут привести к резкому удлинению и усложнению маршрута.
3. Экстремальная ситуация - это не обязательно стихийное бедствие или подобные форс-мажорные обстоятельства. Такие факторы, как жара при полном штиле, отсутствие возможности купания и обилие кровососущих насекомых способны повысить сложность похода до экстремального уровня.