Днепровско-Бугский канал

165 км. Ноябрь 2010 г
.Днепровско-Бугский канал

Сложилась странная ситуация: Днепровско-Бугский канал существует с 18 века, а мы еще там не побывали. Вот мы и решили с Алексеем Козлитиным (кстати, автором фотографий) эту ситуацию исправить. Ночная электричка доставила нас в Жабинку в 7 часов утра. Минут через 30 городской автобус довез нас до больницы, откуда до моста через Мухавец всего метров 600. Под мостом ровный твердый берег, там и собрали байдарку.

мост через Мухавец Под мостом ровный твердый берег

Начать движение пришлось против течения реки, благо течение едва угадывалось, и скорость его была не более 0,4 км в час. К тому же, дул западный (попутный) ветер, что создавало иллюзию, будто мы идем по течению. Чтобы не путаться при описании маршрута по Днепровско-Бугскому каналу, какой берег считать правым, а какой левым, сразу решили, что правым будет тот, который по правую руку, независимо от того, как мы движемся, по течению, или против течения. Через километр от моста слева зона отдыха, справа сосновый лес, где можно остановиться на ночлег, если маршрут придется начать вечером. На пятом километре нас ожидал первый обнос: река была перегорожена земснарядом.

река была перегорожена земснарядом Земснаряд, Днепровско-Бугский канал первый обнос

На 8-м километре слева подходит лес, Есть условия для высадки на берег. Еще одно неплохое место для привала справа, выше устья реки Тростяницы (8 км). На 9-м км гидроузел Залузье, а перед ним по обоим берегам есть места для привала с удобным выходом на берег. (фото7) перед водоподъёмной плотиной поверхность воды покрыта толстым слоем пены, сразу поглотившей байдарку. Лирическое отступление. Мне не раз снился сон: я сижу в байдарке, которая потеряла управление и медленно уходит из-под меня вниз, под воду, а я ничего не могу с этим поделать, и тогда становится страшно, и я просыпаюсь .
Именно этот сон я вспомнил, когда пена накрыла байдарку и меня самого до пояса.

пенная ванна пена накрыла байдарку

За плотиной река разливается, образуя водохранилище. Есть места для высадки на берег, но весь правый берег – это зона отдыха санатория Буг, а по левому берегу тянется деревня Залузье. Еще дальше берега для стоянок непригодны из-за заболоченной береговой линии. На 17-м километре справа база отдыха. 17,4 км – остановились на низком левом берегу с удобным пологим выходом, в лиственном лесочке на оборудованной стоянке.

оборудованная стоянка Навес оказался очень кстати

Навес оказался очень кстати, поскольку вот уже несколько часов с небольшими перерывами сыпал меленький холодный дождик. Ближе к ночи дождь значительно усилился.

Второй день.
На 20-м км гидронамыв справа, ровный, твердый берег, удобный выход, недалеко лес, но метрах в 200 видна деревня. Места, пригодные для стоянок, встречаются несколько раз на 20-21-м километре, затем река разделяется на 2 рукава, образуя остров. За островом река расширяется до размеров руслового озера. Дальше начинается твердый луговой берег, окаймленный зарослями ольхи. Постепенно, по Днепровско-Бугскому каналу приближаемся к Кобрину. 26 км – первый мост, 27 км – второй мост. Справа тянется красивая набережная, спортивные сооружения, храмы. На 31-м км мост, а сразу за ним гидроузел. Длинный обнос по левому берегу (метров 400-450).

гидроузел Длинный обнос по левому берегу

31,7 км - еще один мост. Дальше начинается канал (русло Мухавца еще в Кобрине ушло влево). Вопреки ожиданиям, на берегах канала много мест, удобных для стоянок. По обоим берегам канала тянутся дамбы, поросшие кустами, ивами, березами. Встречается много удобных ровных площадок. Удобны и выходы на берег. На 37-м км слева, затем на 39-м км справа к каналу подступает сосновый лес (может это и не лес, а небольшие по площади посадки сосны, но с воды выглядит как лес). 40,3 км - слева брошенный хутор, справа памятник жителям деревни, которую постигла судьба Хатыни.

судьба Хатыни

42 км – справа подходит снова клин соснового леса. Перевалив через дамбу, мы оказались в чистом сосновом леске, где и остановились на ночлег

чистый сосновый лесок паром возле деревни Большой Рудец остановились на ночлег

Третий день.
46,1 км - проходим большой пляж (остатки гидронамыва). Но в целом характер берегов не изменился, только увеличилась высота берегов местами до 6 метров. Прошли паром возле деревни Большой Рудец, а через 2 км ответвление от Днепровско-Бугского канала влево: русло Мухавца или собственно Королевский канал. В 500 метрах от места отхождения Королевский канал перегорожен шлюзом, но небольшое количество воды пробивается через щели в препятствии. Русло отводящей части канала (за шлюзом) заполнено застойной загнившей водой, заилено и сильно заросло, но создается впечатление, что канал все-таки проходим для байдарок. На берегу у шлюза стоит домик, рядом сарай-развалюха, а чуть дальше еще один сарай и старый умирающий сад. Все это называется громко «гидроузел» и висит табличка с соответствующей запрещающей надписью. Территорию, прилегающую к гидроузлу, можно использовать для стоянки, особенно в том случае, когда надо будет идти по старой части Королевского канала и делать обнос шлюза. Но мы вернулись в основное русло и продолжили поход. Прошли устье Ореховского канала, а метров через 800 от разветвления прошли еще один паром у деревни Выгода.
Ровные берега канала сменились берегами канализированной реки. Постепенно все меньше растительности становилось на берегах и все хуже становились выходы на берег, причем, чем дальше, тем хуже. Уже в сумерках прошли деревню Новоселки и паром. Быстро стемнело, и уже в темноте прошли деревни Ямник и Галик. Радовало то, что дождь, преследовавший нас весь день, наконец, стих, небо очистилось. При свете луны река прослеживалась неплохо, но берег тянулся сплошной черной массой, поэтому пришлось включить фонарики. В темноте с трудом и далеко не сразу нашли выход на берег и остановились на ночлег на дамбе, за которой в низине был заболоченный березовый лес. Было потеряно много времени на поиск места для ночлега, заготовку дров и прочие бивачные работы.

ночлег на дамбе в низине был заболоченный березовый лес

Четвертый день.
На 81-м км подошли к водоразделу. Справа впадает канал Белозёрский, слева деревня Селище, а на берегу стоит колонна, символизирующая границу водораздела бассейнов Мухавца (Вислы) и Пины (Днепра).

Водораздел колонна, символизирующая границу водораздела бассейнов Вислы и Днепра Днепровско-Бугский канал  

Практически сразу за водоразделом на берегах появляется лес, преимущественно лиственный, реже смешанный. Много удобных выходов на берег и мест для стоянки по обоим берегам. С 85-го км лес уходит, хотя берега остаются твердыми. Еще через 2 км мост и деревни Заречка (справа) и Ляховичи (слева). Перед деревнями на левом берегу заросли облепихи.

профиль Днепро-Бугского канала заросли облепихи

Берега остаются непригодными для стоянок до следующего гидроузла (90 км). Территория, прилегающая к гидроузлу, чистая, ухоженная, справа сосновый лес, где можно планировать стоянку, совмещенную с обносом плотины

следующий гидроузел Слава речникам

 обнос по правому берегу короткий и удобный водоподъёмная плотина

Сам обнос водоподъёмной плотины по правому берегу короткий и удобный. Ниже гидроузла по берегам лес, но берега высокие и крутые, что делает швартовку и выгрузки очень неудобной. Хорошее место для высадки и ночевки возле паромной переправы (96,7 км). Но мы остановились на 100-м километре на левом берегу, где низкий и ровный твердый берег, окаймленный густыми зарослями кустов, березы и осины.

Пятый день.
На 105-м км подошли к гидроузлу Овзичи. Схема шлюзового комплекса и территории похожа на предыдущий. Снова короткий обнос по правому берегу. При осмотре комплекса общались с дежурным.

Схема шлюзового комплекса общение с дежурным

Несмотря на всякие официальные запреты на посещение гидрокзла посторонними лицами, отнеслись к нам очень доброжелательно. На этом гидроузле (точнее, рядом с ним) тоже можно планировать при необходимости ночевку, место для этого есть. За гидроузлом мест для стоянки нет. 111,5 км – бетонные опоры старого моста и паромная переправа Глинно.

опора старого моста, Глинно

До очередного гидроузла (Радгощь) берега для стоянки непригодны. На гидроузле короткий обнос справа. За полтора километра до автомобильного моста (д.Вулька) по левому берегу появляется сосновый лесок, где есть удобные выходы и можно планировать стоянку. 126,7 км обнос плотины гидроузла Переруб. Возле гидроузла можно найти место для стоянки. Ниже плотины впадает Пина. 130,5 км – устье р. Неслухи, справа д. Потаповичи, паром. 140 км – последний перед Пинском гидроузел. Такой же несложный обнос плотины по правому берегу. Есть твердая ровная площадка для палаток. Тут мы остановились на ночлег, но к гидроузлу мы подошли в темноте и дров для костра не нашли. Переночевали без костра. Хорошо, что в этот день дождь был незначительный, и нам нечего было сушить.

Шестой день.
На 144-м км справа на берегу сосновый лес, есть выходы на берег. На 145 и 148 км слева сосновый лесок, где можно найти место для привала. Долго и утомительно подходили к Пинску (чувствовалась усталость от похода). Высадились на левом берегу под мостом у ДОТа в центре города. Пройдено 165 километров. Такси до вокзала, через час маршрутка до Минска.

Днепро-Бугский водный путь Пинск 

В заключение хочется сказать, что маршрут по Днепровско-Бугскому каналу имеет полное право на существование. Мы проходили маршрут в ноябре, в дождливую и пасмурную погоду, при коротком световом дне (закат в 16.30), поэтому испытывали неудобства при выборе места для ночлега. При длинном световом дне этих затруднений можно избежать. В качестве варианта можно попробовать прохождение по старому руслу Королевского канала в направлении из Пинска в Брест. Но это уже в другой раз.

P.s. А может, кто-нибудь ходил по старому Королевскому каналу? Буду рад получить информацию.

Журавлёв В.В.
фотографии Алексея Козлитина

Скачать карты маршрута по Днепровско-Бугскому каналу с привязками для OziExplorer и OruxMaps