Река Уборть.

От д. Милашевичи до нефтепровода «Дружба» (2 км южнее д. Моисеевичи) -116 км.
Июль 2008 г.

Моим давним желанием было (и остается) прохождение р. Уборть с территории Украины, от Олевска до впадения в Припять. Основным препятствием для осуществления моего желания является государственная граница. Реально было пройти только ту часть Уборти, которая находится на территории РБ. Пока я мечтал, Федор организовал водный поход - заброску группы в начальную точку маршрута и снятие её в конце. Помог ему в организации Юрий Малец. Об этом человеке хочется сказать отдельно. Юра родом из Лельчицкого района, увлекается историей родного края, много фотографирует, путешествует по речушкам на резиновой лодке, изучает местную флору и фауну, специалист по болотной черепахе. Кажется, что ничего удивительного в этом нет: многие люди любят свою «малую родину». И, все-таки, мы постоянно сталкиваемся с тем, что местные жители знают реку лишь в том месте, где ловят рыбу, а лес – только в тех местах, где собирают ягоды. На маршруте, в д. Краснобережье Юра организовал нам краеведческую экскурсию с посещением ДОТов Мозырского укрепрайона, древнего городища, при этом он рассказывал о болотных черепахах и показывал кладки их яиц, поведал о многих обитателях здешних лесов и болот.

Рекогнастировка по спутниковой карте В уцелевшем ДОТе Поход по Уборти. К стоянке первобытного человека

Уцелевшая система охлаждения в Доте Внутри ДОТа concrete blockhouse, river Ubort

разоренная кладка болотной черепахи Болотная черепаха к древнему городищу 

Мы узнали от него много интересных вещей из истории края. Он подарил нам составленную им самим карту-схему реки Уборть с нанесенной радиационной обстановкой. Так вот, этот самый Юрий приехал с нами в начальную точку маршрута, а после выгрузки группы и снаряжения перегнал наш автобус к себе в деревню. Так начался наш водный поход по реке Уборть.

Карта. Ю.Малец. Рассвет на Уборти

Теперь о маршруте. 

В начальную точку нашего маршрута мы попали, свернув влево с дороги г. Лельчицы – д. Милашевичи, не доезжая 600-700 метров до последней. Уже смеркалось, поэтому мы не стали тратить время на сборку байдарок, а сразу разбили лагерь на ровной поляне, на опушке соснового леса, на берегу реки Уборть. Наутро осмотрелись получше - места сказочные: чистая и глубокая (более 2м) старица, песчаный пляж, сосновый лес с дубами на нашем берегу и дубрава на противоположном берегу; метрах в 100 деревянный мост, а чуть дальше – брод. Нет недостатка в дровах. Радиационный фон в пределах стоянки 11 мЗв. Плюс ко всему теплая солнечная погода.

Старт.Милашевичи.  Уборть. River Ubort, Blarus В реке много упавших деревьев

Река Уборть, в реке много упавших деревьев В реке много упавших деревьев Кстати, о дозиметрии Уборть похожа на красивую женщину, которая меняет наряды и бывает всегда разной, и при этом всегда красивой.

 

Метров 500 ниже, на левом берегу, хорошо оборудованная зона отдыха: навесы, грибочки, домики, сухой дуб с гнездом аиста. На 2-м км прошли устье канала Нересня (слева). Река 15-20 метров шириной, дно песчаное. На 4-м км река левым берегом подходит к сосновому лесу с березовой опушкой, тут же песчаный пляж. Сосновый лес тянется по левому берегу и дальше. Река очень красива: луговые берега с одиночными дубами чередуются с дубравами по обоим берегам, везде песчаные пляжи и отмели. Вода, окрашенная торфяным пигментом, на солнце на фоне песчаных отмелей кажется почти красной. Во многих местах реку перегораживают упавшие в воду дубы с причудливо изогнутыми ветвями. На 6-м км оборудованная стоянка слева. По берегам дубы, за ними по левому берегу сосновый лес. С 7-го км лес отходит, на луговых берегах редкие дубравы, встречаются песчаные пляжи и отмели. В реке много упавших деревьев, их ветви под водой представляют опасность, поскольку натыкаешься на них совершенно неожиданно, а торчат они часто вертикально, а то и навстречу байдарке. На 9-м км сосновый лес слева, затем дубрава справа. Мест для стоянки много.

Ооо_паньки! песчаные отмели и пляжи чередуются с песчаными обрывами На 11-м км справа песчаный яр с сосновым лесом

На 11-м км справа песчаный яр с сосновым лесом, а выше и ниже его удобные для стоянки и красивые места. Такой же красивой река остается до деревни Тартак. В деревне остров. Обе протоки захламлены рухнувшими деревьями, проходы есть. В начале и в конце деревни остатки старых мостов (сваи), а за деревней железобетонный мост.

На подходе к деревне Тартак произошел интересный случай. Река перед деревней имеет прямой участок в несколько сот метров. Берег сначала низкий и пологий, затем повышается и становится крутым. Наверху стоят деревенские дома, а сам берег в этом месте порос кустами и травой. Еще издали показалось, что под высоким берегом, недалеко от воды, лежит что-то, похожее на корову. Чем ближе мы подходили, тем все больше это «что-то» становилось похожим на корову, лежащую на спине, задрав ноги кверху. Странным была даже не поза, в которой лежала кормилица чьей-то семьи – в нашей стране каждая корова имеет право позагорать. Странным было то, что она не шевелилась. Когда подплыли к ней на расстояние нескольких метров, заметили слабые единичные судорожные подергивания задних ног и… туго натянутую веревку, идущую от коровьего ошейника куда-то наверх.
Я и мой матрос Валера Ермолаев, не сговариваясь, завернули байдарку, причалили, выскочили на берег. Вывалившийся изо рта коровы язык был темно-фиолетового цвета, из ноздрей выделялась кровавая пена, а лежала она в огромной куче дерьма. Диагноз был очевиден: механическая асфиксия, терминальное состояние. Очень кстати оказался нож на поясе. Веревка была мгновенно перерезана. Ситуация объяснилась легко: корова была привязана и паслась наверху, потом, видимо, спотыкнулась, упала, скатилась вниз и повесилась на собственном ошейнике. На шум прибежала хозяйка. С ужасом, наблюдая за происходящим, она хотела орать, но на кого? С полными легкими воздуха и вытаращенными глазами она застыла, глядя на лежащую корову, с задранными ногами, вошкающихся возле нее мужиков.
Василич, видя это, мгновенно разрулил ситуацию.
-У вас корова, чуть не повесилась! Чуть спасли!
- Машка, сука, твою мать!!! - и выдох был очень содержательным и длинным.
- Да причем здесь корова? - пытались перекричать ее спасатели.
Корова уже стояла, расставив ноги, и, как пьяная, мотала головой. Я думаю, это она нас благодарила. Меня нередко спрашивают: «А приходилось ли вам оказывать в походах медицинскую помощь в каких-то сложных и серьезных ситуациях?». Вот теперь буду об этом случае рассказывать.

Километра через два после дер. Тартак река левым берегом подходит к дороге. На 16-м км идут места одно лучше другого: песчаные отмели и пляжи чередуются с песчаными обрывами, дубравы – со смешанными и хвойными лесами. Река чистая, дно песчаное, ширина около 20 м. На 17-м км остатки плотины для сплава леса. Затем река становится несколько уже, берега повышаются, по обоим берегам лес. Проблем с местами для стоянок нет. Один красивый вид сменяется другим, мы устаем восхищаться красотами пейзажа. Уборть похожа на красивую женщину, которая меняет наряды и бывает всегда разной, и при этом всегда красивой. Характер берегов реки не меняется до деревни Марковское. За деревней железобетонный мост. 34-й км – деревня Картыничи. Характер берегов не меняется. 40-й км – слева насосная станция. Федор сказал, что от этой красоты уже устал.

Дубравы Лесистые берега Вторая стоянка

Пляжи Из привлекательных элементов на реке сохраняются только песчаные пляжи Перекус на гидрологическом посту в Краснобережье

Постепенно берега начинают ухудшаться: сильно зарастает береговая линия, появляется больше кустов, ольхи, березы. Из привлекательных элементов на реке сохраняются только песчаные пляжи, но и те отделены от берега стеной кустов. Места для стоянки появляются возле деревянного пешеходного мостика, что фактически является окраиной Лельчиц. Остановились у моста на правом берегу. Город на левом. Сразу за мостом старые сваи под водой, из некоторых торчат металлические штыри. Ближайший магазин в 300 метрах, остальные дальше. При посещении магазина был интересный эпизод. В магазинах принимают собранные в лесу ягоды (чернику). Местные женщины принесли чернику, а приемщица им заявляет: «Сегодня ягоду не принимаем – радиация высокая». У нас был дозиметр, и мы предложили продавщице-приемщице определить уровень радиации, на что она ответила: «Некогда мне этим заниматься, нужно стеклотару принимать». Жива! Жива еще советская торговля!
Кстати, о дозиметрии. Мы постоянно контролировали уровень радиации по ходу маршрута. Ни разу мы не зарегистрировали уровень радиации выше, чем в Минске.
Пополнив запас хлеба и пообедав, пошли дальше. В 700 метрах от моста остатки плотины. За городом река неинтересная, берега, в основном, открытые, луговые. На 57-м км деревня Липляны (металлический пешеходный мост), ниже деревни берега густо зарастают кустами, мест для стоянки нет. Есть только места, где с трудом можно выбраться на берег. На 9-м км от моста (62-й км от начала маршрута) появляются небольшие открытые участки берега и дубы, но зато появляется высокая болотная трава и камыши. Далее заболоченность берегов нарастает, появляются старицы, и лишь на 67-м км появляются единичные твердые берега. На 71-м км по левому берегу начинается дубрава, которая тянется полтора километра. В этой дубраве можно найти место для стоянки. Но мы не захотели кормить комаров, поэтому поставили палатки на большом песчаном пляже. На следующее утро сделали выход в лес на правом берегу и осмотрели хорошо сохранившийся четырехамбразурный пулеметный ДОТ.

поставили палатки на большом песчаном пляже Эхо войны. Возможно. хорошо сохранившийся четырехамбразурный пулеметный ДОТ

Оставшийся четырехкилометровый отрезок до деревни Краснобережье река течет в луговых берегах с единичными дубами, ивами и пляжами. В Краснобережье остановились перед мостом и сходили с Юрием на экскурсию, о чем упоминалось выше. Ниже деревни характер реки существенно не меняется. Изредка появляются одинокие дубы, с высокой травой и густым подлесоком. Вскоре река начинает петлять среди берегов, на которых расположились красивенные многовековые дубавы (р-н д. Маньчицы). Есть хорошие места для стоянки в дубравах по обоим берегам с хорошими выходами и пляжами. С началом дубрав в реке снова появляются огромные черные дубы, лежащие поперек реки. В сочетании с мелями они создают препятствия, которые иногда требуют проводки. На 89-м км по правому берегу песчаный обрывчик высотой до 3 метров с сосновым лесом наверху. В начале этого обрывчика мы остановились на стоянку.

Изредка появляются небольшие дубравы песчаный обрывчик высотой до 3 метров с сосновым лесом наверху начинается канализированный участок реки

На 96-м км неработающий шлюз Потом река постепенно втягивается в болотистые джунгли На 110-м км неожиданно по левому берегу появляется песчаный обрывчик высотой 2 метра и ровная твердая площадка наверху, окаймленная деревьями и кустам

Песчаный обрыв с сосновым лесом тянется метров 350, потом начинается дубрава, и снова лежащие поперек реки старые дубы. Некоторые, наиболее старые стволы деревьев занесены песком и образуют «дубово-песчаные» перекаты. Постоянно нужно маневрировать, чтобы не напороться на мель, или подводный дубовый сук. Кстати, о суках (ударение на букве А), эта опасность присутствует на протяжении всего маршрута: в группе на 3 байдарки 2 прокола. На 93-м км все это внезапно заканчивается и начинается канализированный участок реки. Высота берега до 2,5 м, дно песчаное, при большой необходимости можно найти место для стоянки. На 96-м км неработающий шлюз. 98-й км – мост, за ним огромный пляж. Река расширяется до 60-70 метров, становится мелкой, постоянно приходится маневрировать, чтобы не сесть на мель. Берега открытые, луговые, кое-где кусты и деревья. На 100-м км слева приток, пляж, затем берега сильно зарастают кустами, 

За кустами дубы. Есть единичные, протоптанные рыбаками, выходы на берег. На 101-м км слева впадает канал, на котором в 300 метрах видно здание, вероятно, насосной станции. Потом река постепенно втягивается в болотистые джунгли, образует разливы. По сторонам стена камыша, хороших выходов на берег нет, но иногда встречаются протоптанные рыбаками спуски к воде. На 103-м км мы причалили к правому берегу в одном из таких мест, а там, за стеной кустов, хороший ровный твердый берег с дубами и дорогой, идущей по дамбе. Есть вероятность, что и другие неприметные выходы на берег ведут к удобным стоянкам. Дальше начинаются разливы, похожие на русловые озера, из одного из них выходит протока, представляющая собой канализированный участок реки, с сильным течением и впадает в очередное «озеро» на 106-м км. За ним снова канализированный участок, который заканчивается на 107-м км, и река снова начинает петлять в джунглях. На 110-м км неожиданно по левому берегу появляется песчаный обрывчик высотой 2 метра и ровная твердая площадка наверху, окаймленная деревьями и кустами. Место настолько хорошее, по сравнению с окружающими местами, что на нем можно планировать стоянку. Дальше река петляет среди заболоченных и заросших камышами берегов, среди разливов, стариц и проток. Следующее удобное место для стоянки на 113-м км: справа пологий твердый берег с дубами и сосенками. Немного хуже место в 700 метрах ниже, тоже по правому берегу. 115-й км – слева над обрывом хвойный лес. Место довольно мрачное, плохой выход на берег, но много дров.

U-Борть признаки прохождения под рекой нефтепровода  На правом берегу каменная насыпь, знак, запрещающий якорную стоянку и работа песочного мастера))) River Ubort, Belarus

116-й км – остатки плотины, а несколько ниже, на правом берегу каменная насыпь, знак, запрещающий якорную стоянку и другие признаки прохождения под рекой нефтепровода и кабелей (2км от д. Моисеевичи). Берег твердый, ровный, удобный для стоянки, но за дровами далеко ходить. В это место Юрий пригнал микроавтобус, на котором мы назавтра уехали в Минск,посетив попутно Петриков и карьер в Микашевичах.

Паромная переправа у Петрикова Погрузка. Паром у Петрикова Овраг в отсыпе. Микашевичи.

Каньон Бел-де-МикаРАДО Бивень мамонта  На фоне  карьера в Микашевичах

 

 

 

Скачать карты маршрута по реке Уборть с привязками для OziExplorer и OruxMaps